Проект "Приобщение детей к русской народной культуре"
проект

Дурандина Галина Андреевна

Цель: Развитие представлений детей о русской культуре, истории и жизни русского народа, воспитание духовно-нравственных качеств, чувство патриотизма и любви к Родине"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proek_priobshchenie_detey_k_russko-narodnoy_kulture.docx34.5 КБ

Предварительный просмотр:

          Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

                           детский сад «Рябинка» р.п Ковернино

                                               

                                               

                                                   

                                                Проект

                                             «Приобщение детей к русской народной  

        культуре»

                               

                             

                                               р.п Ковернино

                   

                    Положение об организации и проведении проекта

                    «Приобщение детей к русской народной культуре»

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение об организации и проведении проекта «Приобщение детей к русской народной культуре» в МДОУ детский сад «Рябинка» р.п Ковернино разработано с целью развития представлений детей о русской культуре, истории и жизни русского народа.  В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребёнком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности- интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно-патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития.

1.2. Проект «Приобщение детей к русской народной культуре» проводиться в соответствии с годовым планом работы МДОУ детский сад «Рябинка» р.п Ковернино, а так же разработанным планом проведения проекта.

1.3. Организаторами проекта являются администрация, педагоги.

Актуальность проекта:

Воспитание духовно-нравственного гражданина, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня. И она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.  В наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. В процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений.

Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Народное искусство помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира.

Знакомство с русской народной культурой, в частности, с устным народным творчеством, обрядовыми праздниками, народно-прикладным искусством, развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребёнка и, вместе с тем, обучают навыкам поведения.

Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время.

Мы хотим, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру. Именно поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.

Погрузить детей в атмосферу старины способствует организация музея «Русская изба».

2. Цели и задачи проекта

2.1. Цель проекта:

 Развитие представлений детей о русской культуре, истории и жизни русского народа, воспитание духовно-нравственных качеств, чувство патриотизма и любви к Родине.

2.2. Задачи проекта:

Образовательные:

- дать представление детям, о русской народной культуре;

- познакомить с русским народным творчеством, с русским народным бытом;

Развивающие:

- формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;

- формирование устойчивого, познавательного интереса к народному искусству;

Воспитательные:

- воспитание интереса к родной культуре;

- приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям;

Практические:

- создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры;

- пополнение собранного материала в методическую копилку;

- вовлечь родителей в совместную деятельность по реализации проекта;

- знакомство с обычаями и традициями обрядовых праздников;

- обогащать словарный запас детей;

3.Паспорт проекта:

Образовательные области:

  • Социально-коммуникативное развитие;
  • Познавательное развитие;
  • Речевое развитие;
  • Художественно-эстетическое развитие;
  • Физическое развитие;

Тип проекта:

Познавательно-исследовательский, творческий.

По времени продолжения: долгосрочный. ( с 1 сентября 2019-27 мая 2020г)

Взаимодействие с социумом:

- Музейно-выставочный центр «Отчина»;

- Детская библиотека;

- Кинотеатр «Мир»;

Участники проекта:

  • Дети;
  • Педагоги;
  • Специалисты: старший воспитатель, учитель-логопед, музыкальный руководитель, педагог-психолог.
  • Родители

Место реализации:

МДОУ детский сад «Рябинка» р.п Ковернино.

Ожидаемые результаты: Данный проект пополнит знания детей о русской культуре и быте предков, поможет прикоснуться к наследию прошлого русского народа, приобщит к разным видам национального искусства (архитектура, музыка, песня, танец, живопись), обогатится словарный запас названиями предметов русского быта

Формы работы с детьми:

Экскурсия в музей «Отчина»

Посещение кинотеатра «Мир»

Беседы с детьми.

Чтение художественной литературы.

Рассматривание быта и посуды.

Заучивание потешек, прибауток, закличек, считалок, стихов.

Использование русских народных песен и танцев.

Проведение русских народных игр.

Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.

Рассказы о народных обычаях и традициях.

План реализации проекта:

    №

             Этапы проекта

    Сроки реализации

     1

     Подготовительный этап

  • Изучение литературы по данной теме;
  • Составление перспективно-тематического плана;
  • Консультации для родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении;
  • Обогащение развивающей среды;
  • Сбор материала для пополнения музея;

      Сентябрь-октябрь

    2

                  Основной этап

  • Чтение русско-народных игр;
  • Проведение занятий, бесед, развлечений;
  • Заучивание потешек, закличек, поговорок, считалок;
  • Расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов;
  • Работа с родителями(организация совместной деятельности родителей и детей);
  • Организация выставок детского творчества;
  • Объявление конкурса для воспитанников и родителей на лучшую поделку.

          Ноябрь-март

    3

         Заключительный этап

  • Выставка экспонатов музея;
  • Посещение музея ( дети, родители, педагоги);
  • Создание презентации мини-музея;
  • Итоговое мероприятие : «Посиделки в русской избе»

           Апрель-май

Организационно-методическое обеспечение:

  1. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. : Детство-Пресс,2019г.
  2. В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду»- М.: МОЗАЙКА –СИНТЕЗ, 2017г.
  3. Т.С.Комарова «Детское художественное творчество»- М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2017г.
  4. О.А. Шиян «Развитие творческого мышления». Работаем по сказке. М.:МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016г.
  5. Наглядно-дидактическое пособие « Дымковская игрушка»- М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ 2017г.
  6. Наглядно-дидактическое пособие «Городецкая роспись»- М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ 2018г.
  7. Наглядно-дидактическое пособие «Полхов-Майдан –М.:МОЗАЙКА-СИНТЕЗ 2017г.
  8. Наглядно-дидактическое пособие « Филимоновская игрушка»- М.: МОЗАЙКА –СИНТЕЗ 2017г.
  9. Наглядно-дидактическое пособие «Дымковская игрушка» -М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ 2018г.

10. Наглядно-дидактическое пособие «Золотая хохлома»- М.: МОЗАЙКА-

СИНТЕЗ 2018г.

11.Г.Г.Григорьева. «Духовно-нравственное развитие дошкольников на основе народного художественного творчества» Нижний Новгород Нижегородский институт развития образования 2013г.

                           Интеграция образовательных областей:

 №

Образовательная область

        Содержание

           Цель

  1

Познавательное развитие

Беседа про быт русского народа, постройкам, интерьером, одеждой наших предков. Вовлечение ребёнка в различные виды деятельности. Применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи. Рассматривание быта и посуды. Театрализованные игры.

Рассматривание иллюстраций на тему жизнь в деревне.

Составление рассказов, сказок, использование народных примет. Разыгрывание сценок и эпизодов из сказок. Посещение музея «Отчина», кинотеатра «Мир», детской библиотеки.

Воспитывать интерес к прошлому своего народа. Поддерживать и стимулировать попытки самостоятельного познания детьми окружающих предметов. Приобщать детей к общечеловеческим, нравственным ценностям. Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине. Развить воображение и творческую активность. Формировать представление о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Развивать познавательно-исследовательскую деятельность.

  2

Социально-коммуникативное развитие

Развивать игровую деятельность детей, умение действовать в соответствии с выбранной ролью. Создание альбомов с иллюстрациями о жизни на Руси для рассматривания детям.  Наблюдение за созданием макетов мебели русской избы. Создание лэтбуков «Народные праздники»

Побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию, воспитывать самостоятельность, активность. Развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость. Развивать интерес к русским традициям и промыслам.

  3

Речевое развитие

Чтение русских народных сказок, заучивание с детьми потешек, поговорок и т.д. Использование современных информационных технологий, беседы, словотворчество. Театральная деятельность, изготовление атрибутов, литературные викторины.

Развивать литературную речь детей, интерес к русским народным сказкам. Развивать способность слушать литературные произведения в виде стихотворного текста, эмоционально реагировать на его содержание. Развивать речевое творчество.

  4

Художественно-эстетическое развитие

Знакомство с народным искусством; изготовление поделок, атрибутов к праздникам и для украшения интерьера. Знакомство с народным музыкальным творчеством, использование детьми знакомых песенок, закличек, считалок при организации совместной и самостоятельной деятельности.

Развивать продуктивную деятельность детей, закреплять методы и приёмы лепки, аппликации, рисования. Воспитывать интерес к народному творчеству. Приобщать детей к музыкальному искусству. Формировать эстетический идеал и художественный вкус, способности к творчеству. Развивать эстетическое восприятие.

  5

Физическое развитие

Включает развитие физических качеств детей и нравственных чувств в русских народных подвижных играх. Развитие двигательной активности, самостоятельности и творчества; интереса и любви к русским народным играм. (игровые беседы с элементами движений, физкультурные досуги, спортивные состязания, совместная деятельность взрослых  и детей).

Формировать интерес к народным видам спорта и игр. Укреплять физическое здоровье. Воспитывать желание самостоятельно организовывать, проводить подвижные игры и упражнения со сверстниками.

Взаимодействие с семьёй:

  • Создание папок-передвижек «Как воспитать маленького патриота»; «Игры, которые можно использовать дома»;
  • Консультации «нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».
  • Пополнение предметов для музея «Русская изба»;
  • Изготовление костюмов, кукол, оберегов;
  • Проведение совместных праздников;
  • Организация различных конкурсов;
  • Мастер-класс «Тряпичная кукла», «Оберег для дома».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

по теме: «Русская народная музыка, как средство знакомства детей с народной культурой и традициями»

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние и...

Консультация для педагогов ДОУ. Тема: «Русская народная музыка, как средство знакомства детей с народной культурой и традициями»

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние и...

Мастер класс "Приобщение детей к народной культуре посредством изготовления традиционной народной куклы Веснянка"

Восстановить и передать умение делать национальные куклы, пробудить интерес к народным традициям и обрядам....

Консультация для педагогов ДОУ «Русская народная музыка, как средство знакомства детей с народной культурой и традициями»

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние и...

«Народные праздники, как одно из средств, приобщения детей к народной культуре»

Статья, в которой раскрывается цель, задачи, значение проведения народных праздников, как одно из средств приобщения дошкольников к народной культуре....

НОД «Волшебный клубок народных сказок» приобщение детей к народной культуре.

Закрепление знаний детей о русских народных сказках....