Тренинг для аттестующихся педагогов
статья

Проць Светлана Васильевна

Тренинг

для аттестующихся

педагогов

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 26 «Василек»

Тренинг

для аттестующихся

педагогов

Подготовила :

старший воспитатель

Проць С.В.

пгт Белоозерский

2016 год

Пояснительная записка

             Обновление и совершенствование системы образования определяет востребованность непрерывного профессионального  роста педагога (аттестация педагогических кадров играет важную роль в управлении образованием — это процесс стимулирования персонала к эффективной профессиональной деятельности (Т.Е. Ковина); управленческий инструмент оценивания (С.Г. Молчанов); механизм внутреннего контроля за результатами профессиональной деятельности (Н.В.Эмануилова); кадровый ресурс обеспечения системы образования). Условия, направленные на оптимизацию  прогрессивного профессионального развития, создаются в системе  повышения квалификации, переподготовки, а также аттестации педагогических кадров. Вместе с тем           

аттестация создает определенную напряженность в образовательном учреждении, так

как сопряжена с оценочными процессами.  Ее результаты являются очень важными для

личности, во многом  определяют дальнейшую профессиональную реальность.

            Анализ готовности педагогических кадров к аттестации (в течение 2014-2015 года аттестовалось …педагогов детского сада) позволил выявить ряд проблем, в том числе носящих и психологический характер. Были  определены разные группы педагогов: одни самостоятельно способны оценить  свой потенциал и претендовать на адекватную ему категорию; другие – достойны более высокой квалификационной категории, чем та, на которую претендуют, но неуверенны в себе и сами сдерживают свой профессиональный рост; третьи не соответствуют заявленной  категории, но проявляют определенные амбиции; четвертые - вообще стараются избежать аттестационной процедуры. Наблюдалось  также  психологическое отторжение процедуры аттестации у опытных педагогов с большим педагогическим стажем. Педагоги отмечали, что испытывают чрезмерное напряжение и сильные негативные эмоции, неуверенность в себе, страх, растерянность  при прохождении аттестации, затрудняются самостоятельно  решать возникающие проблемы. У части педагогов наблюдалось ухудшение физического состояния (бессонница, отсутствие аппетита, частые головные боли, головокружения, обострение хронических заболеваний, не проходящее состояние усталости даже в начале рабочего дня, снижение внимания и памяти, низкая продуктивность деятельности).        

             Таким образом, была определена необходимость сопровождения аттестующихся педагогов, целью которого является  повышение уровня психологической готовности педагогов к прохождению квалификационных испытаний.

              Изучение информационных источников по данной теме позволило определить, что под психологической готовностью к аттестации подразумевается внутренняя психологическая настроенность на определённое поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации аттестации.

Модель психологической готовности педагога к аттестации:

Познавательный компонент (профессиональная компетентность: знания, умения, навыки; определённый уровень развития психических процессов, самоорганизация, самоконтроль, планирование).

Поведенческий компонент (знание и понимание процедуры аттестации, наличие стратегии деятельности)

Личностный компонент (наличие личностно-значимой цели аттестации, адекватная самооценка: понимание личностных особенностей, своих сильных и слабых сторон, наличие адекватного отношения к процедуре аттестации, аттестационной комиссии, принятие на себя ответственности за подготовку к аттестации и её результат, владение способами управления своим эмоциональным состоянием)

Психологическое сопровождение аттестующихся педагогов было реализовано в следующих мероприятиях:

  • Тренинг для аттестующихся педагогов
  • Индивидуальные консультации по методическим и организационным вопросам, Индивидуальные консультации по запросам оптимизации эмоционального состояния
  • Рефлексивный анализ подготовки и процедуры аттестации.

Эффективность психологического сопровождения : результаты самой аттестации педагогических работников детского сада и анализ опроса педагогов.

Тренинг для аттестующихся педагогов

Цель: формирование психологической готовности к процедуре аттестации

Задачи:

  1. Создать представления об аттестации как о возможности профессиональной и личностной трансформации.
  2. Способствовать снижению психического напряжения педагогов перед процедурой аттестации, мобилизации  личностных и профессиональных ресурсов для реализации профессиональных планов.
  3. Актуализировать знания и навыки педагогов о методах психофизической саморегуляции.

Ход:

Игра «Ветер дует на…»

Вывод : всех присутствующих объединяет предстоящий процесс аттестации

Упражнение – визуализация «Моё эмоциональное состояние» (с преобразованием)

Упражнение «Чудесный мешочек»

Участник вынимает из мешочка предмет и объясняет «через» него, что такое аттестация. «Аттестация похожа на … , потому что…»

Если сравнить нашу жизнь со  сказкой, то аттестацию можно сравнить с прохождением испытания, преодолением трудностей. Есть такое выражение «Трудностями растём…».

Преодолевая трудности, проходя испытания, мы вырастаем: развиваем свою компетентность, приобретаем знания, умения и навыки, которые пригодятся в будущем, начинаем более чётко видеть перспективу своего развития…

Если посмотреть на процесс подготовки и процедуру аттестации с этой стороны, то …

Упражнение «Аттестация-это…Аттестационная комиссия – это…»

Упражнение «Мои сильные /слабые стороны…»

Мои сильные стороны (Что мне может помочь)

Мои слабые стороны (Что мне может помешать)

  1. Сомнение в своей профессиональной компетентности, своих способностях
  2. Стресс незнакомой ситуации
  3. Стресс ответственности перед ДОУ, родственниками
  4. Психофизические и личностные особенности: тревожность, астеничность, неуверенность

Упражнение «Превращаем проблемы в цели» (на основе предыдущего упражнения)

Упражнение «Преодолей препятствие»

Участники стоят в кругу, плотно прижавшись друг к другу плечами. Внутри круга –цель. С «прорывающимся» обговаривается то, к чему он стремится (формулируется как свершившееся событие без частицы «не»).

Релаксация+визуализация «Место покоя»

Вручение памяток.

Рефлексия.

Изменилось ли Ваше эмоциональное состояние сейчас? (По сравнению с началом мероприятия). Каким образом?

Было ли полезным для Вас участие в сегодняшнем мероприятии?  Чем именно?

Информационные ресурсы:

Интернет-ресурсы:

- «Антистресс». (Режим доступа: http://marks.on.ufanet.ru)

- «Психея» (Режим доступа: http://www.psycheya.ru)

- «Каталог психологической литературы» (Режим доступа: http://www.psycataiog.ru)

- AQUARUN. (Режим доступа: http://www.aquarun.ru)

- Имидж. (Режим доступа: 1) http://garderobchik.com/category-women_figure.html

2) http://www.beautynet.ru/stylearticles/181.html

http://cyberleninka.ru/ ШАХМАТОВА О.Н. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГОВ

Литература:

Банщикова Т.Н., Ветров Ю.П., Клушина Н.П. Профессиональная деятельность психолога в работе с педагогическим коллективом. — М.: Книголюб, 2004.

Галанова А.С. «Как пройти аттестацию. Советы психолога учителю. Методические рекомендации», Айрис – Пресс 2006г.

Майер А.А., Богословец Л.Г. Сопровождение профессиональной деятельности педагога ДОУ. Методическое пособие.- ТЦ Сфера, 2012 г.

                                                                                Приложение

Памятка для аттестующихся педагогов.

  • Определите «фронт работы»: что нужно сделать и за какое время.
  • Если есть необходимость, обратитесь за консультацией к методисту, старшему воспитателю, педагогу-психологу.
  • Во время подготовки соблюдайте режим. Лучше всего отдохнуть после умственной нагрузки помогает физический труд или физические упражнения.
  • Постарайтесь подготовиться заранее, не оставляйте на последний день «кучу» недоделок.
  • В своём воображении стремитесь ярко и  чётко представить картину успешной аттестации.

В день  аттестации…

  • Важно хорошо выглядеть (с учётом пожеланий к внешнему виду педагога)
  • Сильные эмоции, а также их полное отсутствие  дезорганизуют умственную деятельность. Постарайтесь  быть в активном бодром состоянии.
  • Если волнение нарастает, выполните дыхательную гимнастику, минутную релаксацию, выпейте стакан воды (можно стакан зелёного чая), помассируйте уши, используйте приём самовнушения.
  • Будьте «здесь и сейчас». Сосредоточьтесь только на  том, что Вы делаете или о чём говорите. (Постарайтесь не отвлекаться на мысли о том, как вас оценивают или другие посторонние мысли)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В помощь аттестующемуся педагогу ДОУ "Отчет аттестующегося педагога дошкольного учреждения о применении современных образовательных технологий"

В данном файле я приведу пример отчета аттестующегося педагога дошкольного учреждения о применении современных образовательных технологий....

В помощь аттестующемуся педагогу ДОУ. Отчет о применении ИКТ

В данном документе  - пример отчета аттестуемого педагога дошкольного образовательного учреждения о степени владения ИКТ....

Тренинг для аттестующихся педагогов

Содержание работы педагога-психолога с аттестующимися педагогами+тренинг...

Тренинг для молодых педагогов «Профессиональная адаптация молодого педагога в ДОУ»

Одной из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема старения существующих педагогических кадров и отсутствие вливания свежих молодых сил за счет прихода молодых специалис...

В помощь аттестующемуся педагогу. Годовой отчет.

В помощь аттестующемуся педагогу. Годовой отчет....

Семинар - практикум для педагогов ДОУ с элементами тренинга «Совершенствование общения педагогов и родителей»

  Детский сад и семья – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Влияние на ребёнка семейного воспитания настолько сильно, что способно свести...

Тренинг для молодых педагогов: «НАВЫКИ ОБЩЕНИЯ». Комплекс упражнений тренинга для молодых педагогов в части «Знакомство».

Тренинг для молодых педагогов: "НАВЫКИ ОБЩЕНИЯ".Комплекс упражнений тренинга для молодых педагогов в части "Знакомство"....