Конспект НОД «Живая и неживая природа»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Фихтер Лариса Петровна

В материале представлен конспект НОД по познавательному развитию на тему "Живая и неживая природа" для детей среднего дошкольного возраста, реализованный  в рамках "Практической лаборатории" ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированной направленности №7 «Антошка»

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

по познавательному развитию

на тему «Живая и неживая природа»

(первичное ознакомление)

для детей среднего дошкольного возраста

Фихтер Л.П.

воспитатель

Урай

2019г.

Цель: знакомство с понятиями «природа», «живая природа», «неживая природа».

Задачи

Образовательные:

-способствовать формированию у детей знаний о том, что такое «природа»;

-формировать умение отличать объекты природы от предметов, сделанных руками человека;

-дать представление о том, что природа бывает «живая» и «неживая», познакомить с основными признаками живой природы: растет, питается, двигается, размножается (дает потомство);

-развивать умение отличать предметы живой от предметов неживой природы.

Развивающие:

-развивать внимание, познавательный интерес, умение устанавливать причинно-следственные связи;

-уточнять имеющиеся у детей представления о росте и развитии живых организмов.

Воспитывающие:

- способствовать появлению желания ухаживать за объектами живой природы;

-воспитывать у детей

Предварительная работа:

-наблюдения за обитателями уголка живой природы в детском саду

(черепахами Мишей и Машей, улитками, комнатными растениями), их поведением, ростом, развитием, за процессом их кормления и ухода за ними;

-наблюдения во время прогулок за сезонными природными явлениями;

-н/п игра «Как растет живое».

Тип НОД: НОД по сообщению новых  знаний.

Формы организации деятельности:

- мини-экскурсия;

-совместная деятельность педагога с детьми

-работа по подгруппам;

-работа в парах;

-самостоятельная деятельность.

Методы и приемы:

- игровой;

-дидактическая игра;

-наблюдение;

-вопросы в ходе беседы;

-эксперимент

Материалы и оборудование:

Оборудование: тач панель (touch panel) с программным обеспечением «Волшебная поляна» (игры: «Раскраска», «Пазлы»); куклы (2 шт.), полка для кукол, магнитное поле маленькое (2 шт.), магнитная доска большая (1шт.), маркеры(2шт.),

Демонстрационный материал:

демонстрационный плакат «Живое или неживое» (ООО «Маленький гений-пресс», иллюстрации – Е.Подколозин, дизайн – Айнигина А.), магнитные картинки с изображением природных и неприродных объектов (по количеству детей); камень, луковица, два стаканчика из-под йогурта, вода для наполнения стаканчиков.

Объекты наблюдения: черепахи, улитки, комнатные растения.

 

 

Ход НОД

I. Введение в игровую ситуацию.

Спор кукол Тани и Вани

Воспитатель обращает внимание детей на то, что куклы Таня и Ваня о чем-то между собой громко спорят.

Кукла Таня. А я тебе говорю, что человек не может сделать абсолютно все своими руками.

Кукла Ваня. А я абсолютно убежден, что может. Человек  всесилен. У него золотые руки. И все, что нас окружает, сделано руками человека.

Кукла Таня. Что ж, давай спросим у ребят. Может они  разрешат наш спор.

- Ребята, поможем разрешить спор Тани и Вани?

II. Открытие детьми нового знания.

1. Знакомство с понятиями «природа» и «предметы, сделанные руками человека»

А. Рассматривание окружающих предметов в помещении и на улице (из окна)

- Посмотрите вокруг себя и назовите окружающие вас предметы. Кто их сделал?

- А теперь подойдем к окну и посмотрим вниз. Что лежит на земле? (снег). Сделан ли он руками человека? Что растет в школьном дворе? Сможет ли человек сделать дерево? Посмотрите наверх. Там небо, облака и солнце. Что из этого может сделать человек своими руками? А вон пролетела птица, пробежала собака. Их человек может сделать?

- Кто же был прав – Таня или Ваня? Почему?

- Оказывается, есть то, что человек сделать своими руками не может. Это небо и звезды, солнце и облака, радуга и ветер, животные и растения.

- Знаете ли вы, как называется все, что не сделано руками человека?

- Откуда можем узнать? (спросить у того, кто знает)    

- Все, что не сделано руками человека – это природа. И мы, люди, тоже относимся к природе.  Как вы думаете, почему?

Б. Игра «Природа – не природа» (использованы материалы игры «Времена года» из серии игр «Магнитные истории», выпускаемых группой предприятий «Десятое королевство»)

-Я думаю, теперь вы сможете отличить природу от предметов, сделанных руками человека.

-Таня и Ваня приготовили для нас интересную игру.  На магнитной доске справа нужно расположить картинки с изображением природы, а на доске слева – картинки, которые к природе не относятся, т. е. с изображением предметов, сделанных руками человека.

Между двумя магнитными досками расположены картинки (можно изображением вниз), которые нужно прикреплять к магнитным доскам в соответствии с правилами игры. На одной из досок (или рядом) расположен символ – человеческие руки. Дети выходят поочередно. Выбирают картинку, называют, что на ней изображено и размещают на соответствующую доску.

В. Приглашение на экскурсию в уголок живой природы. Игра «Найди пару»

- Таня и Ваня приглашают нас на экскурсию в уголок живой природы. Кто знает, где он находится?

- На экскурсию пойдем парами.  А помогут найти пару карточки, на которых изображено то, что относится к природе и предметы, сделанные руками человека, не относящиеся к природе.  В пары можно объединяться по принципу «природа- природа» и « не природа – не природа».

Примечание. Могут использоваться пазлы на закрепление ранее пройденной темы или на рассматриваемую тему.

Дети разбиваются на пары и вместе с педагогом отправляются в «Живой уголок», где их встречают и пропускают по билетам (билеты забирают).

2.Проведение мини- экскурсии

По приходу на место проводится наблюдение за обитателями уголка.

- Давайте посмотрим, что и кто находится в уголке (черепахи, улитки и комнатные цветы)

-Можно ли их назвать живыми? Почему?

- Посмотрите на черепах и улиток.  Что они делают?  (двигаются, плавают, едят, ползают).

- Совершенно верно. Все живое двигается.

-Как вы думаете, двигаются ли растения?

-Растения двигаются. Они поворачиваются  к солнышку.

Эксперимент. Развернуть цветок так, чтобы листочки «смотрели»  вглубь помещения.  На следующий день дети смогут увидеть, что листочки развернулись к окошку, т.е. к солнечному свету.

- Как вы думаете, черепахи, улитки и цветы всегда были такими большими?

- Почему менялась их  величина? (они росли)

-Совершенно верно. Все живое - растет.

- Что помогало вырасти обитателям живого уголка?  (еда, вода)

- Совершенно верно. Все живое -  питается.

- А какая же еда у цветов?

- А откуда взялись черепахи Миша и Маша? (родились от других взрослых черепах). А улитки? А растения?

-Правильно. Все живое дает потомство. 

-А теперь скажите, почему этот уголок называется «Уголок живой природы»? (потому что обитатели этого уголка - живые) Они, растут, питаются, дышат, у них могут появиться детеныши, а еще они могут умереть.  Это живая природа. Все остальное, что нас окружает и не сделано руками человека – это неживая природа.

III.Включение нового знаний в систему знаний

 Проведение дидактических игр на закрепление

  • Дидактические игра «Живая и неживая природа» с использованием демонстрационного плаката с соответствующим названием.

С помощью маркера дети распределяют предметы живой и неживой природы по своим группам (рисуют «дорожку» от предмета к группе).

  • Использование тач панели и развивающих игр из программы «Волшебная поляна»:

а) «Раскраска» - раскрасить только предметы живой (или неживой) природы;

б) «Пазлы»- сложить пазлы и назвать объекты живой и неживой природы (кто больше).

IY. Итог занятия.

Долгосрочный эксперимент. «Вырастет ли камень?»

   В стаканчики из-под йогурта наливаем воду и помещаем в один – луковицу, а в другой – камень. Предполагаем, что произойдет по истечении некоторого времени. Обосновываем свои предположения. Наблюдаем, что будет происходить в течение длительного времени.  Обсуждаем происходящие изменения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Живая и неживая природа"

Конспект НОД направлен на развитие познавательного интереса детей к живой и неживой природе, воспитание желания активно изучать окружающий мир, формирование активности, любознательности, стремления к ...

Конспект НОД «Живая и неживая природа».

ЗАДАЧИ:·        Способствовать расширению и обобщать представления о связи живой и неживой природы,  воспитывать  желание сохранять и оберегать природу.·...

КОНСПЕКТ НОД «Живая и неживая природа»

Цель: Ознакомление детей с живой и неживой природой.Задачи: 1.     Определение признаков объектов живой и неживой природы  путём сравнения их основных характеристик, используя...

Конспект НОД "ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА"

Конспект НОД "ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА"...

Конспект занятия «Живая и неживая природа»

Конспект занятия по экологии в средней группе...

Конспект НОД "Живая и неживая природа"

Конспект НОД "Живая и неживая природа"...