Статья. ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ ЧЕРЕЗ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ.
статья

Санина Наталья Сергеевна

Н. С. Санина

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ ЧЕРЕЗ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ.

Важной задачей в педагогике является процесс нравственного и духовного воспитания детей, где главное место занимает вопрос формирования представлений об отношениях людей не только к друг другу но и к животным и природе в целом.

Я хочу представить опыт моей работы по формированию нравственности через экологическое воспитание.

«Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств».

В. А. Сухомлинский

Общеизвестно, что необходимость использования прогулок, различных игр, художественной литературы, конкурсов, экскурсий, экологических акций в работе с детьми и родителями повышает  эффективность нравственно - экологического образования детей дошкольного возраста.

Поэтому экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, как нравственное воспитание, так как в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т. е. стремление защитить и беречь природу и т. д.

Для формирования нравственно - экологического воспитания, в нашем детском саду используются различные формы и методы работы: ООД, прогулки, использование художественной литературы, дидактические игры, проведение различных опытов и экспериментов, экскурсии, составление проектов с детьми и родителями.

На ежедневных прогулках, во время которых используется один из основных методов – метод наблюдения, ведём наблюдения за живой и неживой природой. В этом нам очень помогает экологическая тропа, которая создана на территории нашего детского сада.

Каждый ребенок – маленький исследователь, и стремится к активной деятельности. Поэтому в группе имеется «Уголок экспериментирования» где с детьми ставим различные опыты: «Что нужно для питания растениям?», «Для чего корешки?», «Есть ли воздух в почве?», «Где лучше растёт лук?» и др.

В работе с детьми сейчас актуален метод проектов. Дети начиная с младшей группы участвуют в проекте: «Огород на окне» - «Посадка лука».

Интересно прошли экологические занятия на темы: «Что нам осень принесла?», «Знакомство с декоративными птицами», «В гости к деду Природоведу», и др.

Так же дети и родители вовлекаются в различные экологические конкурсы.

Большое значение для формирования нравственно - экологического воспитания имеют дидактические игры.

Воспитание экологической культуры невозможно без использования произведений художественной литературы, которая глубоко воздействует на чувства детей, таких как доброта, забота, милосердие. В группе имеется «Книжный уголок», где находятся различные книги о природе.

Практическая деятельность детей проявляется в их участии при уборке территории, ее благоустройстве, посадке цветов и в уходе за ними, в посадке овощей на огороде, в посадке огорода на окне, участие в подкормке зимующих птиц, в уходе за комнатными растениями.

Работая с детьми по нравственно – экологическому воспитанию, необходимо создавать условия для каждого ребёнка беречь и любить окружающий мир. Достижение этой цели невозможно без помощи и поддержки семьи.

Семья является фундаментом нравственного воспитания, которое неразрывно связано с экологическим развитием.

Родители участвуют в конкурсах, изготавливают совместно с детьми поделки из природного материала. Проведены выставки: «Осенние пано из семян», «Осенняя фантазия». Прошла экологическая акция «Покорми птиц зимой» (изготовление родителями кормушек). Смотры - конкурсы: «Вот и лето прошло» (фотоотчет о солнечных летних деньках созданный совместно с детьми и родителями), «Снежные постройки» ( создание снежных построек на участке детского сада совместно с родителями и детьми)

Нравственная и экологическая проблема - одна из основных проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека.

Формируя гуманное отношение к природе необходимо чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны. Поэтому забота об окружающем мире и есть забота о человеке, забота о его будущем, и нанося вред природе, мы наносим вред самим себе.

 

Список используемой литературы:

  • В.Н.Чернякова «Экологическая работа в ДОУ» Методическое пособие; ТЦ СФЕРА, 2010г.
  • С.Н.Николаева «Экологическое воспитание в рамках ФГОС ДО» Дошкольное воспитание; 2014г
  • В.А.Сухомлинский «Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания)» Педагогическое наследие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Н. С. Санина

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ ЧЕРЕЗ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ.

Важной задачей в педагогике является процесс нравственного и духовного воспитания детей, где главное место занимает вопрос формирования представлений об отношениях людей не только к друг другу но и к животным и природе в целом.

Я хочу представить опыт моей работы по формированию нравственности через экологическое воспитание.

«Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств».

В. А. Сухомлинский

Общеизвестно, что необходимость использования прогулок, различных игр, художественной литературы, конкурсов, экскурсий, экологических акций в работе с детьми и родителями повышает  эффективность нравственно - экологического образования детей дошкольного возраста.

Поэтому экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, как нравственное воспитание, так как в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т. е. стремление защитить и беречь природу и т. д.

Для формирования нравственно - экологического воспитания, в нашем детском саду используются различные формы и методы работы: ООД, прогулки, использование художественной литературы, дидактические игры, проведение различных опытов и экспериментов, экскурсии, составление проектов с детьми и родителями.

На ежедневных прогулках, во время которых используется один из основных методов – метод наблюдения, ведём наблюдения за живой и неживой природой. В этом нам очень помогает экологическая тропа, которая создана на территории нашего детского сада.

Каждый ребенок – маленький исследователь, и стремится к активной деятельности. Поэтому в группе имеется «Уголок экспериментирования» где с детьми ставим различные опыты: «Что нужно для питания растениям?», «Для чего корешки?», «Есть ли воздух в почве?», «Где лучше растёт лук?» и др.

В работе с детьми сейчас актуален метод проектов. Дети начиная с младшей группы участвуют в проекте: «Огород на окне» - «Посадка лука».

Интересно прошли экологические занятия на темы: «Что нам осень принесла?», «Знакомство с декоративными птицами», «В гости к деду Природоведу», и др.

Так же дети и родители вовлекаются в различные экологические конкурсы.

Большое значение для формирования нравственно - экологического воспитания имеют дидактические игры.

Воспитание экологической культуры невозможно без использования произведений художественной литературы, которая глубоко воздействует на чувства детей, таких как доброта, забота, милосердие. В группе имеется «Книжный уголок», где находятся различные книги о природе.

Практическая деятельность детей проявляется в их участии при уборке территории, ее благоустройстве, посадке цветов и в уходе за ними, в посадке овощей на огороде, в посадке огорода на окне, участие в подкормке зимующих птиц, в уходе за комнатными растениями.

Работая с детьми по нравственно – экологическому воспитанию, необходимо создавать условия для каждого ребёнка беречь и любить окружающий мир. Достижение этой цели невозможно без помощи и поддержки семьи.

Семья является фундаментом нравственного воспитания, которое неразрывно связано с экологическим развитием.

Родители участвуют в конкурсах, изготавливают совместно с детьми поделки из природного материала. Проведены выставки: «Осенние пано из семян», «Осенняя фантазия». Прошла экологическая акция «Покорми птиц зимой» (изготовление родителями кормушек). Смотры - конкурсы: «Вот и лето прошло» (фотоотчет о солнечных летних деньках созданный совместно с детьми и родителями), «Снежные постройки» ( создание снежных построек на участке детского сада совместно с родителями и детьми)

Нравственная и экологическая проблема - одна из основных проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека.

Формируя гуманное отношение к природе необходимо чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны. Поэтому забота об окружающем мире и есть забота о человеке, забота о его будущем, и нанося вред природе, мы наносим вред самим себе.

Список используемой литературы:

  • В.Н.Чернякова «Экологическая работа в ДОУ» Методическое пособие; ТЦ СФЕРА, 2010г.
  • С.Н.Николаева «Экологическое воспитание в рамках ФГОС ДО» Дошкольное воспитание; 2014г
  • В.А.Сухомлинский «Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания)» Педагогическое наследие.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование нравственных отношений детей через экологическое воспитание.

способствовать формированию у детей социально-нравственных отношений к окружающему миру через привитие экологической культуры...

Опыт работы по формированию духовно-нравственных качеств дошкольников через экологическое воспитание

Воспитание духовно-нравственных качеств старших дошкольников через организацию  работы экологического кружка...

Проект : Формирование нравственных качеств ребенка через экологическое воспитание.

Проект направлен на воспитание в детях дошкольного возраста чувства любви к природе, заботу об окружающем мире, чувства доброты, а также сохранение и укрепление здоровья....

Мастер-класс "Формирование нравственного и эстетического воспитания через экологическое воспитание детей дошкольного возраста"

Важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к живым объектам является желание детей ухаживать за ними, что позволяет дошкольникам наглядно прослеживать и пон...

Статья "Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС"

Статья по теме "Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС ДОУ"...

Статья "Формирование нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города".

quot;Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом".С.Михалков...