Методическая разработка "Экскурсии и выходы за пределы детского сада"
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)

Тихонова Мария Александровна

Значительное место в жизни детского сада принадлежит экскурсиям. Они нацелены на передачу педагогом ребенку знаний, умений, навыков. Обычно предполагается, что это ведет к обогащению физической и духовной культуры ребенка, способствует формированию у него самостоятельности, способности к совместной координированной деятельности, любознательности.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodieskaya_rabota_ekskursii1.docx547.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение детский сад №46 городского округа Кинешма.

Методическая разработка
«Экскурсии за пределами детского сада»

https://i.mycdn.me/i?r=AyH4iRPQ2q0otWIFepML2LxRnfB037VrHK1DsUGcbP5pjQ

Подготовила: Тихонова Мария Александровна

2019 год

Введение:

Экскурсия – важная форма учебно – воспитательской деятельности в детском саду. Экскурсии представляют собой особый вид занятий, которые дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными, культурными объектами, с деятельностью взрослых.

Экскурсии, как метод обучения, способствующий развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у дошкольников, возникли в конце 18 – начале 19 веков. Они внедрялись в учебный процесс прогрессивными педагогами Западной Европы и России. Ещё в 18 веке французский философ Жан- Жак Руссо высказал мысль о том, что экскурсии развивают у детей творческую наблюдательность, пытливость и самостоятельность в исследовании окружающего мира. С 19 века экскурсия становится составляющей частью учебного процесса в детском саду.

 Основное значение экскурсий в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни. Во время экскурсий дошкольники начинают познавать мир во всем его многообразии, развитии, наблюдают взаимную связь явлений.

Во второй младшей группе экскурсии проводятся внутри дошкольного учреждения, участка, а начиная со средней группы - за пределами детского сада.

Содержание экскурсий определяется программой, по которой работает дошкольное учреждение.

Немаловажную роль играет также непосредственное окружение дошкольного учреждения, а именно: наличие достопримечательностей, культурных объектов (библиотека, театр, концертный зал, музей и др.), природных ландшафтов (парк, сквер, река, канал и др.), производственных заведений (ателье, мастерские) и др.

Воспитатель должен обеспечить непосредственное знакомство детей с наиболее яркими и интересными объектами растительного и животного мира, с сезонными изменениями в природе, с видами сельскохозяйственного и другого труда, характерными для той местности, где находится детский сад.

Учет краеведческого принципа и принципа сезонности при разработке плана и содержания экскурсий обеспечивает наглядность и повторность восприятия учебного материала, постепенное усложнение знаний в соответствии с особенностями детского мышления, создает благоприятные условия для развития познавательных интересов.

Планирование и этапы:

При планировании системы экскурсий нужно иметь в виду следующее:

-  экскурсия должна обеспечить первоначальное яркое целостное восприятие предметов и явлений, что диктуется особой ролью эмоционального фактора в пробуждении и развитии у детей любознательности, познавательных интересов;

- для расширения, углубления, обобщения представлений детей о знакомом объекте или явлении проводятся повторные экскурсии. Повторные экскурсии раскрывают перед ребенком изменения, новые качества и свойства в том объекте, явлении, который он наблюдал на предыдущей экскурсии. Целесообразно намечать повторные экскурсии на тот период, когда в наблюдаемом объекте, явлении происходят заметные и качественные сдвиги;

- постепенное усложнение программного материала должно происходить в двух направлениях: за счет расширения круга наблюдаемых явлений и за счет последовательного углубления и обобщения знаний об одних и тех же явлениях;

- на каждой экскурсии образовательные и воспитательные задачи следует решать в единстве, поэтому нужно планировать объем знаний и умений; продумывать, какие чувства, отношения, нравственные качества, эстетические переживания будут активизированы.

Экскурсия имеет определенные структурные части, неразрывно связанные между собой: подготовительный этап, ход экскурсии, последующая послеэкскурсионная работа.

В подготовительный этап входят подготовка педагога и подготовка детей. Педагог (при календарном планировании образовательной работы) намечает тему экскурсии, определяет ее программное содержание, сроки проведения. Накануне педагог осматривает место, куда планируется повести детей, знакомится с состоянием объектов, уточняет объем знаний для усвоения, формулирует примерные вопросы, продумывает содержание пояснений, подбирает фрагменты из стихотворений, пословицы и поговорки.

Решаются и организационные вопросы: каким маршрутом вести детей, где их разместить для наблюдения, отдыха, игр. Подготовка детей к предстоящей экскурсии необходима в силу того, что их учебная деятельность будет протекать в особых условиях, при наличии разных отвлекающих факторов. Ее результаты во многом зависят от психологической установки, которая создается у детей на подготовительном этапе экскурсии.

Для этого используются такие педагогические приемы и средства:

- сообщение новых, интересных для детей сведений о предметах и явлениях, с которыми им предстоит встретиться на экскурсии (о маскирующей окраске животных, об электричестве, которое приводит в движение не только домашнюю технику, но и транспортные средства - троллейбус, трамвай);

- актуализация опыта детей (перед экскурсией в музей педагог интересуется, кто из детей бывал в музее, что видел, что понравилось);

-  использование произведений искусства (художественная литература, репродукции картин, музыка, песни) с целью воздействия на эмоциональную сферу ребенка, так как это, в свою очередь, обостряет наблюдательность, восприятие.

В ходе самой экскурсии используются различные методы обучения, но ведущим является наблюдение. По мнению психологов, наблюдение – это сложная деятельность, основу которой составляет сознательное целенаправленное восприятие.

Сначала детям предоставляется возможность познакомиться с объектом в целом. Непосредственное восприятие можно усилить художественным словом: сам педагог или кто-то из детей читает стихотворение (отрывок). От целостного восприятия объекта (явления) педагог ведет детей к его анализу, что дает основу для углубленного познания. При этом используются вопросы разных типов:

- нацеливающие внимание, требующие констатации фактов (как называется, какие части, какими обладает качествами, особенностями);

- активизирующие мышление, требующие сравнения, сопоставления, различения, обобщения (для установления связей, отношений);

- стимулирующие деятельность воображения, побуждающие к творческому мышлению, к выводам, суждениям.

Пояснения на экскурсии должны касаться того, что дети непосредственно воспринимают, и быть краткими, точными.

На некоторых экскурсиях основным методом обучения становится беседа, например, с представителем профессии, с которой знакомят детей (работник почты, повар, продавец, библиотекарь, агроном, экскурсовод и др. В процессе экскурсии важно поддерживать мыслительную активность детей. С этой целью используются приемы, стимулирующие познавательный поиск: детям предлагают задать вопросы о том, что они воспринимают, что их заинтересовало, что кажется непонятным; вспомнить соответствующее стихотворение, пословицу, народную примету, загадку.

В конце экскурсии подводится итог: что узнали, увидели. Можно предложить нескольким детям рассказать о том, что им понравилось, что было особенно интересно.

Послеэкскурсионная работа направлена на расширение, уточнение, систематизацию знаний, на упрочение чувств, отношении, зародившихся на экскурсии. Для этого используются такие приемы:

-  оформление материалов, принесенных с экскурсии. Эго могут быть шишки, желуди, камни и др.;

- обращение к художественным произведениям (книга, музыка, песни, репродукции, предметы декоративно-прикладного искусства), с помощью которых усиливаются впечатления от экскурсии, а дети побуждаются к сравнению предлагаемого с тем, что непосредственно воспринимали;

- работа в уголке книги (оформление альбомов «Наш город», «Наш парк», «Кто живет в лесу», «Как трудятся люди нашего города» и др.), в уголке природы (изготовление макетов, коллекций, гербариев);

- организация игр (режиссерских, дидактических, сюжетно-ролевых и т. п.);

- обобщающие беседы, которые проводятся по завершении блока образовательной работы по определенной тематике.

До экскурсии педагог должен познакомить детей с заповедями, которые необходимо выполнять:

1 заповедь – соблюдение тишины; 
2 заповедь – терпеливость (умение длительное время наблюдать или слушать); 
3 заповедь – внимательность (учить находить взаимосвязи в природе, проверять народные приметы, прогнозировать последствия поведения людей).

На экскурсии более четко прослеживается связь явлений между собой. Дошкольники, подметив эту связь, усваивают её намного прочнее, чем, если бы слышали о ней только от взрослых.

Экскурсия – это не спонтанное, а спланированное, хорошо продуманное мероприятие. Только такая экскурсия способна научить чему-то, оставить в душе ребенка неизгладимый след.

Благодаря своей наглядности, доходчивости, эмоциональности экскурсия является чрезвычайно эффективной формой передачи знаний детям, способствует прочному усвоению приводимых фактов, оказывает сильное воздействие на ребенка. 

Таким образом, экскурсионная деятельность осуществляет образовательную, воспитательную и нравственно-патриотическое, экологическое воспитание.

Непосредственная организация выходов и экскурсий

с  детьми среднего дошкольного возраста

«Выход к пешеходным зонам по улице Львовская»

Мы отправимся в путешествие к пешеходному переходу, и сейчас мы проверим, что вы запомнили из наших бесед:

1. Как называется место, по которому ездят машины? (дорога, проезжая часть).

2. Как называется часть улицы, по которой ходят люди? (тротуар).

3. Как называется человек, управляющий автомобилем? (водитель, шофер).

4. Как называется человек, идущий по тротуару? (пешеход).

5. Какие бывают светофоры? (для пешеходов и для водителей).

6. Сколько цветов у светофора для водителей? (3).

7. Какой цвет в середине? (жёлтый).

8. Что обозначает зеленый цвет? (можно двигаться).

9. Что обозначает красный цвет? (движение запрещено).

10. Сколько цветов у светофора для пешеходов(2).

10. Где можно переходить улицу? (у светофора, по знаку «пешеходный переход», по подземному или надземному переходу).

11. Кто или что помогает регулировать движение на перекрестке(правила дорожного движения, регулировщик, светофор).

https://i.mycdn.me/i?r=AyH4iRPQ2q0otWIFepML2LxRe-IhkRR0E2kDiQOUnCZMhA

https://i.mycdn.me/i?r=AyH4iRPQ2q0otWIFepML2LxRrZHpDWMsJzLInsXoQDRh2w

Ребята средней группы вышли к нерегулируемому пешеходному переходу на пер. Дунаевского. Воспитатель Пошехонова М.А. напомнила детям правила дорожного движения, о том, как правильно переходить дорогу по нерегулируемому пешеходному переходу.

 

В ходе экскурсии ребята наблюдали за транспортом, рассматривали ближайшие дома и здания. Такого рода деятельность является эффективным средством в привитие детям основных норм поведения, а так же закрепления имеющихся знания, умений и навыков. 

Все ребята были в бодром настроении

«Экскурсия в городской дом культуры»

Только при живом восприятии и непосредственном взаимодействии возможно заложить нравственные основы в детях, взрастить в детской душе семена любви к родному краю, к тем, кого зовут соотечественниками.

https://i.mycdn.me/i?r=AyH4iRPQ2q0otWIFepML2LxRK5MF1x8Ivw5dR6CAXYyWWw

В период с 19 по 26 октября в ГДК прошла выставка кукол «Кукольных дел мастера» в рамках областного фестиваля искусств «Дни российской культуры».

Куклы, представленные на выставке, сделаны в совершенно разных техниках. Это традиционная и народная техника, папье-маше и текстиль, валяние. Некоторые работы изготовлены в смешанной технике.

Воспитанники детского сада № 46 с огромным удовольствием посетили эту выставку! Евгений Бородулин провел для ребят интереснейшую и увлекательную экскурсию! Дети и взрослые на мгновение перенеслись в мир сказки и волшебства.

Мы с ребятами старшей группы посетили дом культуры, где сотрудники радушно рассказали детям, какие бывают кукольные игрушки. Из каких материалов они изготовлены, и в каких техниках.https://i.mycdn.me/i?r=AyH4iRPQ2q0otWIFepML2LxRnWMdHE4DGrx6snv0ICnK5A

https://i.mycdn.me/i?r=AyH4iRPQ2q0otWIFepML2LxRDc3fe_FHC9pkv603c29fzQ

«День – смеха в городском доме культуры»

1 апреля "День Смеха" - самый забавный, задорный и веселый праздник не только для детей, но и для взрослых. 

Мы с ребята старших и подготовительной групп отправились в Городской Дом Культуры на театрализованное представление «По морю Смеха под флагом Улыбки»  где ребят ждало много веселых игр и конкурсов.https://i.mycdn.me/i?r=AyH4iRPQ2q0otWIFepML2LxRY20gF-5bO8IE4AWxM_5rVQ

https://i.mycdn.me/i?r=AyH4iRPQ2q0otWIFepML2LxR5lxTZTVTaNdkPd8Wwzb46w

«Выход к МОУ СОШ № 19»

С целью приобщение дошкольников с предстоящим обучением в школу был организован выход на пришкольный участок. В ходе экскурсии, воспитатель рассказала детям о школьной жизни. Ребята посмотрели на первоклассников.
И были очень бодры. Рассказывали о своих впечатлениях.

https://i.mycdn.me/i?r=AyH4iRPQ2q0otWIFepML2LxRZzue65oOmpvx3-wxNipEJQ

        

https://i.mycdn.me/i?r=AyH4iRPQ2q0otWIFepML2LxR4Ra1EiICJJtQ7cX87gb8Iw

«Экскурсия  к реке – Волга»

20 мая ребята нашего детского сада отметили – день Волги. И мы отправились на экскурсию.

Цель: познакомить детей с водоемом и его обитателями: утками, рыбами, лягушками и водными насекомыми; показать, что на берегу и в воде живут те растения и животные, которые не могут обходиться без воды.

https://portal.iv-edu.ru/dep/mouokin/kin_mbdou46/DocLib/%D0%BC%D0%B0%D0%B9%202019/%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%B3%D0%B04.jpg

Дети были очень рады такому выходу

! Экскурсия стала не только познавательным занятием, но и увлекательным приключением для всех воспитанников. Благодаря таким прогулкам дошкольники получают удовольствие от общения с природой и оздоравливают свой организм, а также закрепляют на практике полученные знания, становятся более ответственными по отношению к окружающей природе, учатся ценить и беречь то, что мы имеем.

«По дорожкам памятных мест»

Цель: формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников.

https://i.mycdn.me/i?r=AyH4iRPQ2q0otWIFepML2LxRNb9B2TGy7c4doA2s-YwmNghttps://i.mycdn.me/i?r=AyH4iRPQ2q0otWIFepML2LxRq3fIyL68TIZdf99wrnCn3A

        

«Экскурсия  в Кинешемский драматический театр имени А. Островского»

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к современной театральной деятельности.

https://i.mycdn.me/i?r=AyH4iRPQ2q0otWIFepML2LxRtozaxonRLBpKQ_QzDLq1jQ

https://i.mycdn.me/i?r=AyH4iRPQ2q0otWIFepML2LxRqSFjBFocShs-h8lrfqca8g

Заключение:

Знания, полученные на экскурсии, расширяются и закрепляются на занятиях, в играх, в наблюдениях в уголке природы за принесенными объектами. Сразу же после возвращения с экскурсии собранный материал необходимо разместить в уголке природы (растения поставить в вазы, цветочные горшки; животных поместить в аквариум, террариум, садки), за растениями и животными организовать наблюдения.
Через 2—3 дня после экскурсии воспитатель проводит занятия с использованием раздаточного материала, рисование, лепку, дидактические игры с природным материалом, читает художественную литературу, заслушивает рассказы детей о том, где были и что видели. В заключение проводится обобщающая беседа.
Планируя беседу после экскурсии, воспитатель должен поставить вопросы так, чтобы в памяти детей восстановить весь ход экскурсии, подчеркнуть наиболее важные в образовательном и воспитательном отношении моменты, подвести их к установлению связей между явлениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для воспитателей "Формы работы детского сада с родителями"

В данном материале представлена информация о различных формах работы детского сада с семьей...

Зимний физкультурный праздник для детей старших и подоготовительных групп "На поиски Снегурочки" (проводится с выходом за территорию детского сада)

Сценарий костюмированного физкультурного праздника  проводится на территории детского сада и за её пределами. содержит подвижные игры , эстафеты с элементами зимнего спорта.конкурсы. загадки...

Профилактика травматизма во время целевой прогулки за пределы детского сада.

Лыжная прогулка в лес. Подготовительная к школе группа....

Консультация "Профилактика травматизма при проведении прогулок-походов за пределы детского сада"

Охрана здоровья детей - важнейшая задача, как воспитателей, так и родителей. В связи с этим остро встает вопрос о профилактике детского травматизма, особенно за пределы детского сада....

ПАМЯТКА "Примерное содержание прогулок и экскурсий за пределами детского сада в летнее время"

Прогулки и экскурсии должны занимать особенное место в летний период и способствовать формированию у детей правильных представлений об окружающем мире....

«Методическая разработка по совместной культурно-досуговой деятельности с родителями за пределами детского сада»

С момента вступления в должность воспитателя группы № 5(3 года),  плюс ясельный год в группе №1 моя деятельность в данной профессии является, на мой взгляд, достаточно активной. Это касается учас...

План профилактики самовольного ухода воспитанников за пределы детского сада

Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому - одно из приоритетных направлений деятельности всех субъектов профилактики безн...