Аналитический отчет за межатестационный период 2015-2019 гг.
материал

Мурсалимова Наталия Викторовна

Тема аналитического отчета за межаттестационный период 2015-2019 гг. "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskiy_otchet_2019_avtosohranennyy.docx105.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Солнышко»

структурное подразделение детский сад № 60

Аналитический отчет за межаттестационный период 2015-2019 гг.

Тема: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности»

                                                Мурсалимова Наталия Викторовна

                                                воспитатель

г. Нижний Тагил

2019 г.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основания аналитической деятельности педагога……………………………………………………………………………

1.1. Развитие познавательной активности дошкольников в процессе игровой деятельности……………………………………………………

1.2. Методики и технологии, используемые в педагогической деятельности……………………………………………………………………….

Глава 2. Анализ результатов педагогической деятельности…………

2.1. Описание педагогического опыта работы над темой……………

2.2. Используемые диагностики и результаты на начало реализации проекта……………………………………………………………………………..

2.3. Результаты диагностики, полученные после реализации проекта по теме, сравнительный анализ результатов на начало и конец проекта, выводы………………………………………………………………………....

Глава 3. Планирование деятельности на следующий межаттестационный период…………………………………………………..

Заключение…………………………………………………………………..

Литература…………………………………………………………………

Приложение………………………………………………………………

Введение

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования обозначает одной из приоритетных целей развития у детей познавательных интересов и речевого развития решение следующих задач: развитие познавательно – исследовательской и экспериментальной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей, вовлечение его в речевую сферу посредством диалога и коммуникативных технологий.

Дошкольный возраст - важный период в жизни каждого человека. В этом возрасте закладывается фундамент будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного, речевого развития ребёнка. В психолого-педагогической литературе наблюдается интенсивный рост экспериментальных исследований познавательной активности ребенка - дошкольника.

Одним из направлений изучения познавательной активности детей дошкольного возраста является изучение и проявление ее в игровой форме. Игровая деятельность представлена следующими видами игр: игры с правилами, сюжетно-ролевыми, строительными, словесными и дидактическими, но именно обучающие игры являются средством формирования познавательный акт ребенок не только познает, но получает новые знания , закрепляет их .

Голицын В.В., Щербакова Е.Н. отличают, что без сформированных в дошкольный период познавательных интересов, обучение не может быть успешным.

Козлова С.А. считает, что на протяжении всего дошкольного детства, пока ребенок растет и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно - ролевая игра остается наиболее характерным видам его деятельности ( Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика-М., 2001 г.-283с . Игра - это особая форма основания реальной действительности путем ее воспроизведения психологической основой детской игры ( Леонтьева А.Н. и проблема развития психики - М , 1981.600с.

Игра - это ведущая деятельность дошкольника, оказывающая существенное влияние на развитие всех сторон его психики. В игре формируется произвольности поведения. Подчинение требованию «надо», а не «хочу», снимается познавательный эгоцентризм, когда ребенок начинает учитывать наличие других точек зрения на события и предметы действительности. В игре изменяются и познавательные процессы.

Теоретический анализ проблемы форм и развивающихся игр отражено в работах отечественной психологии - в работах Эльконина Д.Б., Божович Л.И., Выготского Л.С., Рубинштейн С.Л.

Проблеме познавательной активности, способам и методам активизации учебной деятельности были посвящены исследования Л. И. Божович [7], Л. С. Выготского [14], П. И. Гальперина [16], В. В. Давыдова [21], А. Н. Леонтьева [33], А. М. Матюшкина [38], А. В. Петровского [44], Н. Ф. Талызиной [50], Т. И. Шамовой [54], Г. М. Щукиной [55], Д. Б. Эльконина [56], И. С. Якиманской [58].

         В отечественной дошкольной педагогике изучены различные формы познавательной активности детей: любознательность (Д. Б. Годовикова [17], Т. М. Землянухина [24]), познавательные интересы ( Т. А. Куликова [27], Н. Г. Маркова [36] и др).

         Познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывает сильное влияние на его развитие.

         Все это и обусловило актуальность темы исследования.

         Объект исследования: процесс развития познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.

         Цель: изучить особенности познавательной активности через игровую деятельность.

         Цель предполагает решение следующих задач:

- Изучить и проанализировать проблему развития познавательной активности в психолого-педагогической литературе.

- Рассмотреть развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в игровой деятельности.

- Экспериментально изучить особенности познавательной активности дошкольников и проанализировать полученные в ходе результаты.

Основная гипотеза состояла в том, что в процессе игровой деятельности можно развивать познавательную активность. 

Для осуществления своей педагогической деятельности и решения обозначенных задач я руководствовалась следующими нормативно-правовыми документами:

        Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.);

        Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015);

«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» СанПиН 2.4.1. 3049-13 (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26);

         Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (от17 октября 2013г.№ 1155);

         Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (от 30.08.2013г. № 1014г.);

Закон Свердловской области "Об образовании в Свердловской области" от 15 июля 2013 г. N 78-ОЗ (Принят Законодательным Собранием Свердловской области 9 июля 2013 года);

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности МБДОУ детский сад комбинированного вида «Солнышко»  (приказ от 01.09.2017г. № 44)

Глава 1. Теоретические основания аналитической деятельности педагога

  1. Развитие познавательной активности дошкольников в процессе игровой деятельности.

Обеспечивая качество образования в соответствии с законом РФ «Об образовании», Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования и условиями их реализации, СанПиН (2.4.1.2660-10/2.4.1.3049-13) и работая над темой: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности» в качестве объекта аналитической работы мною выбран процесс развития познавательной активности детей дошкольного возраста.

         Несмотря на распространенное употребление в психолого-педагогической теории и практике термина «активность», это понятие в настоящее время становится очень трудным и неоднозначным в понимании и видении многими авторами.

       Так, по мнению А. Н. Леонтьева активность – это термин, обозначающий способность живых существ осуществлять непроизвольные и произвольные, а так же спонтанные движения, изменяться под воздействием внешних и внутренних стимулов, т. е. раздражителей [1, с. 5].

        Н. Н. Поддъяков считает, что существует два типа детской активности:собственная активность и активность ребенка, стимулируемая взрослым, воспитателем-педагогом, родителем [2, c.75]. Автор замечает, что собственная активность носит фазовый характер, т. е. в повседневной жизни и на занятиях в детском саду она сменятся его совместной активностью с взрослым, а затем ребенок вновь готов выступать в качестве субъекта собственной активности. [2, c. 80].

       Следовательно, можно утверждать, что активность инициируется и выбирается самим объектом – ребёнком, так же она соответствует его внутреннему состоянию.

       Именно на собственной активности, по мнению Н. Н. Поддъякова, основано детское творчество. Вместе с тем, ребенок усваивает содержание деятельности, данное педагогом, и оно, опираясь на опыт предыдущих действий, преобразовывается в его собственное достижение.

      Второй вид активности - активность стимулируемая взрослым – характеризуется тем, что взрослый организует и сопровождает деятельность дошкольника, показывает, помогает, рассказывает. В ходе такой деятельности дошкольник получает результаты, которые были заранее определены взрослым. [2, c.16].

      Опираясь на вышесказанное, можно сказать, что описанные два типа активности обычно не выступают в чистом виде, т. к. они крайне тесно переплетены в сознании ребёнка. Собственная активность дошкольников во всяком случае связана с деятельностью, направленной и исходящей от взрослого, а знания, умения, навыки, полученные от взрослых, принимаются ребёнком, перерастая и преобразовываясь со временем в его опыт.

      В психолого-педагогической литературе не наблюдается единства в понятии познавательная активность человека. Для обозначения данного явления существует множество терминов: Г. И. Щукина - «ценное личностное Т. И. Шамова - «деятельное состояние», Т. И. Зубкова - «стремление человека к познанию».

      С помощью анализа психолого-педагогической литературы сформировано обобщенное понятие «познавательной активности дошкольников» - это личностное образование, состояние, которое выражается в интеллектуально-эмоциональном отклике ребенка на процесс познания: это и стремление к получению знаний, и умственное напряжение, и проявление усилий, связанных с волевым воздействием в процессе получения знаний; это готовность и желание ребенка к процессу обучения, выполнение им индивидуальных и общих заданий, проявление интереса к деятельности взрослых и т. д.

     Таким образом под познавательной активностью дошкольников следует понимать личностное образование, деятельное состояние, которое выражает интеллектуально-эмоциональный отклик ребенка на процесс познания: стремление к получению знаний, умственное напряжение, проявление усилий, связанных с волевым воздействием, в процессе получения знаний, готовность и желание ребенка к процессу обучения, выполнение индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности взрослых и других детей.

      По мнению многих исследователей, возраст дошкольников 3 – 5 лет является сензитивным периодом для формирования познавательной активности  (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Е. А. Коссаковская, А. Н. Леонтьев).

      Структура познавательной сферы складывается к пяти-шести годам. В активной поисковой деятельности детей возникают и развиваются новые мотивы деятельности. После овладения детьми речью их познавательная деятельность поднимается на новую качественную ступень. С помощью речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико-синтетической деятельности не только на основе непосредственного восприятия предметов, но и на базе представлений.

      Меняется характер общения ребёнка с взрослыми: значительное место начинают занимать личностные и познавательные контакты. Общаясь с родителями, другими членами семьи, педагогом ребёнок приобретает новые знания, расширяет свой кругозор, уточняет личный опыт.

      Познавательная активность дошкольников проявляется в процессе усвоения ими речи и выражается в словотворчестве. В дошкольном возрасте ребенок может не только познавать и усваивать наглядные свойства явлений, предметов, но и способен замечать и понимать связи, закономерности, лежащих в основе многих явлений.

      Т. И. Шамова полагает, что познавательная активность - это деятельное состояние, проявляющееся в отношении ребенка к предметам и процессам осуществляемой деятельности [3, c.18].

      Т.И. Шамова выделяет три уровня проявления познавательной активности дошкольников (таблица 1).

Таблица 1 − Уровни проявления познавательной активности дошкольников.

Уровни проявления познавательной активности

Характеристика

Воспроизводящая активность

Стремление ребенка понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий ребенка, отсутствием интереса к углублению знаний, отсутствием вопроса: «Почему?»

Интерпретирующая активность

Стремление ребенка к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях

Творческая активность

Стремление ребенка не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этого новый способ. Характерной особенностью этого уровня активности является проявление высоких волевых качеств ребенка, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы

      Таким образом, основу познавательной активности дошкольников составляет стремление ребенка понять, запомнить, воспроизвести знания, изучить взаимосвязи между явлениями и процессами, а также законы их функционирования.

       Мною из всего множества изложенных в психолого-педагогической и методической литературе понятий были выделены наиболее специфические компоненты, отражающие непосредственно процесс развития познавательной активности дошкольников 3−5 лет. Их можно идентифицировать по следующим показателям (таблица 2).

Таблица 2 − Компоненты познавательной активности дошкольников.

Компоненты познавательной активности

Показатели

Когнитивный

− наглядно-действенное мышление;

− непроизвольное внимание;

− механическая память,

− зрительно-пространственное восприятие

Эмоциональный

− состояния;

− эмоции

Деятельностный

− умения;

− навыки

    Подводя итог вышеизложенному, следует заметить, что познавательная активность дошкольников – это есть активность, которая возникает в процессе познания. Особенностью развития познавательной активности детей дошкольного возраста является проявление элементов творчества, заинтересованное принятие информации, желание уточнить, углубить свои знания, самостоятельный поиск ответов на интересующие вопросы, умение усвоить способ познания и применить его в других ситуациях.

    Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. В дошкольных учреждениях предлагается решение следующих задач:

• Поощрение познавательной инициативы ребенка, детских вопросов, рассуждений, самостоятельных умозаключений, уважительное к ним отношение;

• Опора на такие виды познавательной активности, как наблюдение, экспериментирование, познавательное общение;

• Организация познавательной среды, стимулирующей познавательную активность детей.

     Сегодня в педагогической литературе выделяют новый принцип обучения и воспитания детей: стимулирование и развитие познавательной активности и творчества детей на всех этапах их обучения.

     Показателями познавательной активности являются следующие умения:

– анализировать любое целое, его части, элементы, свойства, их связи, отношения;

– синтезировать, преобразовывать целое, новое соотношение, устанавливать характер изменений в зависимости от несущественных факторов;

– сравнивать, обобщать;

– рассуждать, делать умозаключения, выводы;

– предоставлять аргументы и доказательства.

       Необходимо создание педагогических условий для развития познавательной активности:

– организация познавательного поиска детей;

– организация целенаправленной игровой деятельности;

– создание обогащенной предметно-пространственной среды;

– организация экспериментирования, исследовательской работы;

– проектная деятельность детей;

– обеспечение детям возможностей для интересного и нетрадиционного выполнения заданий;

– создание ситуации успеха;

– мотивации.

       Установлено, что в каждом возрасте один из видов деятельности становится главным, ведущим. Именно он наиболее важен для психического развития ребенка.

       Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Детская игра - исторически развивающийся вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме. Игра, по определению А. И. Леонтьева, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, то есть такой деятельностью, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой ступени его развития.

       Центральным вопросом теории детской игры является вопрос об ее историческом происхождении. Д. Б. Эльконин в своих исследованиях показал, что игра, и прежде всего игра ролевая, возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Возникновение игры происходит в результате появления сложных форм разделения труда и оказывается следствием невозможности включения ребенка в производительный труд. С возникновением ролевой игры начинается и новый, дошкольный период в развитии ребенка. В отечественной науке теорию игры в аспекте выяснения ее социальной природы, внутренней структуры и значения для развития ребенка разрабатывали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Н. Я. Михайленко и др.

       Игра является важнейшим источником развития сознания ребенка, произвольности его поведения, особой формой моделирования им отношений между взрослыми, фиксируемых в правилах определенных ролей. Взяв на себя выполнение той или иной роли, ребенок руководствуется ее правилами, подчиняет выполнению этих правил свое импульсивное поведение.

       Игра проходит различные этапы. По Д. Б. Эльконину, сначала появляется предметная игра, когда ребенок воспроизводит предметные действия взрослых. Затем на первый план выходит игра сюжетно-ролевая, направленная на воспроизведение отношений между взрослыми людьми. В конце дошкольного детства появляется игра с правилами - осуществляется переход от игры с открытой ролью и скрытым правилом к игре с открытым правилом и скрытой ролью.

        Н. Я. Михайленко выделяет три постепенно усложняющихся способа игры:

1) развертывание и обозначение условных предметных действий в игре;

2) ролевое поведение - обозначение и реализация условной игровой позиции; 3) сюжетосложение - развертывание последовательности целостных ситуаций, их обозначение и планирование.

        Роль игры в развитии психики ребенка:

1) В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.

2) Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов - "хочу" начинает подчинятся "нельзя" или "надо".

3) В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).

4) Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).

5) В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).

        Один из крупнейших ученых-исследователей игры нашего времени, С.Л.Новоселова, дала одновременно и очень образное, и очень точное определение: игра – «это форма практического размышления ребенка об окружающей его действительности», которая является «генетическим прообразом теоретической мысли взрослого».

        Игра всегда имеет два аспекта – воспитательный и познавательный. В обоих случаях цель игры формируется не как передача конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие определенных психических процессов или способностей ребенка.

        По мнению С.Л.Новосёловой, современный вариант классификации детских игр включает в себя три класса:

- Игры, возникающие по инициативе самих детей. Это игры – экспериментирования (напр., с природными объектами; с животными и людьми; со специальными игрушками для экспериментирования) и сюжетные самодеятельные игры (сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, театрализованные);

- Игры, возникающие по инициативе взрослого. Это обучающие игры (дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные, музыкальные) и досуговые игры (интеллектуальные, забавы, развлечения, празднично-карнавальные, компьютерные).

- Традиционные или народные игры. Это обрядовые (семейные, сезонные), тренинговые (интеллектуальные, сенсомоторные, адаптивные) и досуговые (игрища, тихие, забавляющие, развлекающие).

      Научное обоснование игры как формы организации жизни и деятельности детей в детском саду содержится в работах А. П. Усовой. По ее мнению, воспитатель должен находиться в центре детской жизни, понимать происходящее, вникать в интересы играющих детей, умело их направлять. Чтобы игра выполняла в педагогическом процессе организующую функцию, воспитателю нужно хорошо представлять себе, какие задачи воспитания и обучения можно с наибольшим эффектом в ней решать.

      Вывод:

      Назревшая перед педагогами-дошкольниками необходимость переориентировать содержание образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО, дает почву для размышлений по выбору форм и методов воспитательно-образовательного процесса. Цель современного дошкольного образования: обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации, требует от педагога максимального включения в образовательный процесс, используя при этом нетрадиционные и эффективные методы работы.

      Подводя итог вышеизложенному, следует заметить, что познавательная активность дошкольников – это активность, которая возникает в процессе познания. Особенностью развития познавательной активности детей дошкольного возраста является проявление элементов творчества, заинтересованное принятие информации, желание уточнить, углубить свои знания, самостоятельный поиск ответов на интересующие вопросы, умение усвоить способ познания и применить его в других ситуациях.

      Игра – уникальный вид деятельности, который часто недооценивают родители и некоторые педагоги. Ведь только игра дает ребенку возможность самовыражения, саморазвития и социализации, принося при этом радость дошколятам.

      Тема моей работы задает проблемный вопрос:  «Влияет ли игровая деятельность на развитие познавательной активности детей дошкольного возраста?». Изучив теоретическую часть исследования, я пришла к положительному ответу на вопрос, остается лишь на практике доказать гипотезу исследования.

      Свою работу я строила по методу проектирования, для этого разработала поэтапный план для разработки, внедрения и реализации выбранной темы.

этап

Цель, задачи, содержание

срок

1

Информационно-аналитический

Формулировка проблемы и цели профессиональной деятельности. Определение продукта и результата деятельности по методической теме.

Выбор методик и введение их в группу детского сада.

Формулировка задач и пути их решения.

2015/16

2

Проектировочный

Внедрение в практику работы метода эксперимента с детьми начиналось с организации работы в групповом уголке «Маленький почемучка», в пополнении развивающей предметно-пространственной среды и привлечении к этой деятельности родителей воспитанников.

2015/16

3

Реализация проекта

Проведение всевозможных форм организации по методической теме с разными категориями и участниками проектной деятельности (дети, родители, сотрудники ДОУ). Обобщение опыта по результатам проведенных мероприятий.

2016/17

4

Исследовательский

В течении двух последних лет в межаттестационный период проводилась диагностическая работа по выявлению уровня познавательного развития детей старшего дошкольного возраста. В виде педагогических срезов два раза в год (промежуточный этап и итоговый)

2017/18

5

Аналитический

Сбор результатов диагностики по познавательному развитию и обработка данных в сравнительно-аналитической деятельности педагога. Констатация результатов проведенной аналитико-диагностической деятельности по теме «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности»

2018/19

  1. Методики и технологии, используемые в педагогической деятельности

С целью повышения эффективности развития познавательной активности в процессе игровой деятельности мною изучена следующая психолого-педагогическая и методическая литература: «Познавательное развитие в дошкольном детстве» Н.Е. и А.Н Веракса, «Развитие познавательных способностей дошкольника» Е.Е. Крашенинникова и О.Л. Холодовой, «Игровая деятельность в детском саду» Н.Ф. Губановой, «Воспитателю о детской игре» Менджерицкой Д.В., «Познавательное развитие дошкольников в игре» А.Н. Давидчук, «Поддержка детской инициативы и самостоятельности» Н.А. Модель.

Для активизации познавательной деятельности воспитанников применяю следующие методики и технологии: технологии проблемного диалога (Е.Л. Мельникова), технологию проектной деятельности

(Е. С. Полат), технологию деятельностного подхода «Ситуация» (Л.Г. Петерсон), игровые и информационно-коммуникационные технологии, технологию лэпбук.

 «Технология проблемного диалога» Е.Л. Мельниковой широко используется педагогами в школе, но её компоненты можно адаптировать и в условиях детского сада, т.к. цель данной технологии — научить детей самостоятельно решать проблемы. Средство её достижения — открывать знания вместе с детьми. Таким образом, технология проблемного диалога действительно обеспечивает достижение установленных результатов и является эффективным средством реализации ФГОС и в дошкольном образовании.

Технология проектной деятельности Е.Полат.

          Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

          Метод проектов можно представить, как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели (Киселева Л.С., Данилина Т.А., Пахомова Н.Ю.)

Технология «Ситуация» (Петерсон Л.Г.) – новый педагогический инструмент, который позволяет поэтапно и последовательно формировать у дошкольников опыт выполнения универсальных действий, лежащих в основе механизмов саморазвития личности. В ее основе лежат различные развивающие ситуации. Часть ситуаций планируется взрослыми, часть возникает спонтанно, по инициативе детей. Технология «Ситуация» дает педагогу возможность управлять возникшей ситуацией таким образом, чтобы помочь ребенку сделать самостоятельный шаг в познании мира, приобрести опыт выполнения универсальных действий по фиксации затруднений, выявлению их причины, постановке цели, планированию своих действий, соотнесению поставленной цели с полученным результатом и др.

Лэпбук – вид совместной деятельности взрослого и ребенка (группы детей). Технология лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде, позволяет учитывать индивидуальные способности детей (задания разной сложности), структурировать сложную информацию, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность.

       Игровые технологии в ДОУ— усовершенствованные педагогические процессы, позволяющие оказывать глубокое воздействие на сознание воспитанников и способствовать высокому уровню усвоения программного материала. Игровые технологии предусматривают соблюдение принципов:

- учебно-воспитательная цель ставится перед дошкольниками в форме игровой задачи;

- игровая активность подчинена заранее установленным правилам, нарушение которых не поощряется;

-  учебный материал используется для формирования игровой среды;

- в коллективную деятельность детей вводятся элементы соревновательной практики, что повышает уровень заинтересованности, способствует воспитанию активности, целеустремленности, внимательности;

- успешное выполнение поставленной задачи, обладающей дидактической значимостью, определяется как победа в игре.

         ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) – это процессы и методы взаимодействия с информацией, которые осуществляются с применением устройств вычислительной техники, а также средств телекоммуникации.

          Используемые  педагогические технологии  ориентированы на развитие познавательной активности ребенка и формируют умения взаимодействовать, представлять и прогнозировать собственную позицию, получать результат, овладевать социальными навыками и формами поведения. А все эти качества - основа готовности дошкольников к условиям современной жизни.

              Глава 2. Анализ результатов педагогической деятельности

2.1. Описание педагогического опыта работы над темой

Реализация данного исследования осуществлялась в течении пятилетней педагогической деятельности над темой «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности» в период 2015–2019 на базе МБДОУ детский сад «Солнышко» комбинированного вида СП д/с №60.

На первом этапе происходило осмысление проблемы и определение темы исследования, проводился анализ педагогической литературы; изучение нормативно – правовой базы, что позволило уточнить задачи, определить методологические основы и исходные теоретического положения.

Было осуществлено:

- изучение диагностики познавательного и социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста в ходе игровой деятельности;  

- выявление уровня познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

В течение реализации по теме профессиональной деятельности и для решения задачи по созданию условий для развития познавательной активности и игровой деятельности была обновлена развивающая предметно-пространственная среда группы в соответствии с ФГОС ДО.

Развивающая предметно-пространственная среда группы построена в соответствии с концепцией Коротковой Н.А., которая предусматривает разделение группового пространства на рабочую и активную зону, а также зону спокойных игр.

    Для решения задачи по созданию условий для развития познавательной активности в рабочей зоне группы оборудован центр «Маленький почемучка», включающий в себя уголок экспериментирования и центр для игр с песком и водой. В центре имеется природный и бросовый материал, наглядные пособия, репрезентирующие детям мир вещей и событий, схемы, модели, таблицы, детские энциклопедии, приборы-помощники: микроскопы, песочные часы, компас, магниты, лупы. Это способствует развитию наблюдательности, любознательности, расширению интереса к обследованию, наблюдению и самостоятельному экспериментированию.

    Для развития математических способностей детей в рабочей зоне оборудован уголок математических игр, включающий в себя настольные и дидактические игры, направленные на развитие мыслительных операций, такие как «Танграм», «Колумбово яйцо», «Найди отличие», «Четвертый лишний» и др. Широко использую в своей работе дидактическое пособие «Палочки Кюизенера» для формирования и развития математических и творческих способностей дошкольников. Мною разработана картотека игр и упражнений с палочками Кюизенера для детей 3-7 лет.

    В рабочей зоне имеется уголок безопасности, в котором представлены дидактические игры по дорожной безопасности, по правилам пожарной безопасности. Для обеспечения самостоятельной игровой деятельности воспитанников изготовила лэпбук «Пожарным можешь ты не быть, но знать об этом ты обязан!», направленный на знакомство и закрепление знаний о правилах пожарной безопасности, и интерактивную игру с аналогичным названием.

     В рамках городского проекта «Лаборатория профессий. Дошкольник» разработала и реализовала проект «Профессия – шахтер». Результатом проекта стало изготовление лэпбука «Сказ о Каменном поясе и людях, добывающих его богатства» и макет «По мотивам сказа П.П. Бажова «Каменный цветок», созданный совместно с семьями воспитанников.

     В активной зоне группы пополнила уголок для сюжетно-ролевых игр маркерами игрового пространства: были изготовлены макеты машин ДПС и МЧС и   многофункциональные ширмы разных размеров, используемые детьми для сюжетно-ролевых игр «Больница», «Аптека», «Почта», «Магазин», в качестве уголка уединения, театральной ширмы.

   В рамках сотрудничества с родителями воспитанников использую как традиционные - родительские собрания, индивидуальное консультирование, так и инновационные формы: собрание-практикум «Играя, познаем мир!» (2016г.); круглый стол «Во что играют наши дети» (2016 г.), в рамках проекта «Такие разные Деды Морозы» - творческая мастерская детей, родителей и педагога «Новогодняя игрушка» (2017г.). В рамках проекта по патриотическому воспитанию «В гостях у Тагила Демидовича» родители приняли участие в создании альбома «Что означают наши имена» (2019г.).

     В 2018 г. в рамках реализации городского проекта «Лаборатория профессий. Дошкольник» мои воспитанники вместе с родителями приняли участие в мастер-классах «Секреты Данилы-мастера», организованных совместно с Музеем охраны природы и окружающей среды, что позволило вовлечь детей и взрослых в познавательный, развивающий и творческий процесс, способствовало формированию положительного эмоционального контакта родителей и   детей.

     Одной из традицией нашей группы являются выездные мероприятия «Выходной с семьей»: в 2017 г. совместно с инструктором по физической культуре в зоне отдыха МАСОУ «Спартак» были проведены спортивные праздники «Здоровая семья – здоровый ребенок» (в рамках одноименной акции МБДОУ д/с «Солнышко»); «Мама, папа, я – спортивная семья» (2018 г.), в 2019 г. – спортивный досуг «Вместе весело!». Вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс способствует улучшению эмоционального самочувствия детей, обогащению воспитательного опыта родителей. Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом.

     В целях   повышения педагогической компетентности родителей мною были проведены консультации по развитию познавательной активности дошкольников в процессе игровой деятельности в домашних условиях: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников», "Использование дидактической игры как средства познавательной активности ребенка», "Формирование познавательной активности у младших дошкольников". Разработаны буклеты и памятки для родителей «Как помочь маленькому исследователю», «Организация домашней лаборатории», «Домашняя игротека». В родительском уголке постоянно действует рубрика «Поиграем - поэкспериментируем!», в которой я предлагаю родителям различные формы проведения совместных с детьми игр-исследований, развивающих и дидактических игр. Проведен мастер-класс «Игры и упражнения с палочками Кюизенера» (2017 г). Для родителей создана картотека игр-исследований, которые можно провести дома с детьми «Мама, папа, я – исследовательская семья!», дидактических и развивающих игр.  

     Опыт моей профессиональной деятельности представлен педагогическому сообществу МБДОУ д/с «Солнышко»: показ непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию - «День рождения Нюши» (с использованием палочек Кюизенера) (2017 г.), по художественно-эстетическому развитию - «Помощники Деда Мороза» (2018 г.), непосредственно образовательная деятельность в форме игры-квест «Путешествие с Географическим обществом» с использованием технологии Л.Е. Петерсон «Ситуация» (2018 г.), игра-исследование «Друзья для Колобка» в рамках семинара «Развитие и поддержка детской инициативы» МБДОУ д/с «Солнышко» (2019 г.). В 2018 году приняла участие в семинаре-практикуме в Доме Учителя для городской педагогической общественности с выступлением по теме «Диалогическое общение детей со взрослыми и сверстниками» (лэпбук «Сказ о Каменном Поясе и людях, добывающих его богатства»)

    В период с 2017 по 2019 гг. входила в рабочую группу МБДОУ д/с «Солнышко» «Внедрение ФГОС ДО». Для педагогов структурного подразделения провела консультации «Внедрение ФГОС ДО: успехи и трудности» (2017 г.), «Зона ближайшего и актуального развития ребенка дошкольного возраста» (2018 г.), «Организация групповой работы в ходе непосредственно образовательной деятельности» (2018 г.), «Развитие и поддержка детской инициативы» (2019 г.).

    В рамках работы федеральной экспериментальной площадки «Инновационные модели образовательных систем в условиях преемственности непрерывного образования» (ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО») был опубликован опыт работы по теме «Квест-игра «Путешествие с Географическим обществом» как форма развития детской творческой инициативы» в сборнике материалов «Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста» (http://ncrao.rsvpu.ru, 2018 г.)

    На образовательном портале «Сайт работников образования» веду свой сайт http://nsportal.ru/mursalimova-natalia-viktorovna.

     2.2. Используемые диагностики и результаты на начало реализации проекта

          Критериями результативности работы по выбранному направлению можно считать качественные изменения в развитии познавательной активности и положительная динамика в познавательном, речевом и социально-коммуникативном развитии моих воспитанников.

Для оценки результатов использовались оценочные материалы на основе Примерной основной образовательной программы дошкольного образования и учебно-методического комплекта образовательной программы «От рождения до школы» (авторы Н.Е .Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева) и методика В.С.Юркевича «Древо желаний».

 По результатам педагогической диагностики на основе Примерной основной образовательной программы дошкольного образования и учебно-методического комплекта образовательной программы «От рождения до школы» (авторы Н.Е .Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева) в образовательной области «Познавательное развитие»: ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать: по итогам входящей диагностики в 2016 г. – 32 %, в 2017 г. – 42%, в 2018г. – 56%.

          В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»: ребенок проявляет самостоятельность в разнообразных видах деятельности, стремится к проявлению творческой инициативы по итогам входящей диагностики  в 2016 г. – 38%, в 2017 г. – 62%, в 2018 г. – 82%.

          В образовательной области «Речевое развитие»: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний в 2016 г. – 37 %, в 2017 г. – 64 %, в 2018 г. – 68%.

       Для изучения познавательной активности детей, использую в своей работе диагностическую проективную методику обследования В. С. Юркевича «Древо желаний».

Цель: изучение познавательной активности детей.

Подготовка исследования: подобрать вопросы для внеситуативно-личностной беседы с детьми о желаниях и предпочтениях.

Инструкция: эксперимент проводится индивидуально. Взрослый задает вопросы, конкретизирует или изменяет их, чтобы ребенку было легче ответить (Приложение 1).

Ход выполнения: используются словесные ситуации, на каждую отводится определённое количество времени. Ответы детей фиксируются в протоколе.

Обработка данных: из ответов выбираются ответы познавательного характера (ответы «потребительского» содержания – иметь игрушки, проводить досуг без познавательных целей). Уровень познавательной потребности:

высокий – 9 ответов и выше;

средний – от 3 до 8 ответов

низкий – 2 и меньше ответов.

Качественный анализ. Все суждения носят познавательный характер, но различаются разным уровнем сложности:

высокий уровень – стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, отчётливо проявляется исследовательский интерес к миру;

средний уровень – потребность в знаниях имеется, но привлекает только конкретная информация, причём достаточно поверхностная;

низкий уровень – ребёнок удовлетворяется односложной информацией, например, его интересует реальность услышанной когда-то сказки, легенды и т.п. Результаты оформляются в таблицу.

Результаты диагностики познавательной активности дошкольников по методике «Древо желаний» В.С. Юркевич

На этом этапе определены уровни познавательного развития детей дошкольного возраста. Анализ полученных результатов оценивался тремя уровнями: высокий уровень, средний уровень, низкий уровень.

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

10 % (2 чел.)

50% (10 чел.)

40% (8 чел.)

Вывод: проведенная диагностика познавательной активности позволила выявить преобладание среднего и низкого уровней их развития у дошкольников.

         2 детей отвечали на вопросы быстро и четко, в ответах прослеживалось стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, отчётливо наблюдался интерес к миру, из их ответов можно сделать вывод о высоком уровне развития познавательной активности.

          У 10 детей недостаточно развита потребность в знаниях, их привлекает только конкретная информация, причём достаточно поверхностная, что говорит о среднем уровне развития познавательной активности.

          8 детей предложенное задание выполнили с большим трудом, долгое время думали над вопросами, из чего можно сделать вывод о низком уровне развития познавательной активности.

После проведения диагностики, в результате наблюдения и бесед, я постаралась определить причину низкого и среднего уровня познавательной активности детей:

- недостаточно развита игровая деятельность детей, игры однообразны;

- дети малоактивны в выдвижении идей;

- пользуются доказательствами с помощью взрослого;

- познавательный интерес неустойчив.

Таким образом, на основе диагностического изучения детей был разработан перспективный план по развитию познавательной активности в процессе игровой деятельности для старшей группы. План разработала на основе следующих программ: «Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста» Н.Ф.Губановой; «Неизведанное рядом» (опыты, эксперименты для дошкольников) Дыбиной О.В.; «Развитие познавательных способностей дошкольника» Н.Е. Веракса, А.Н Веракса. Ожидаемым результатом перспективного планирования было повышение познавательной активности в процессе игровой деятельности.

Для успешного решения поставленных задач, придерживалась следующих принципов:

- создание атмосферы, которая может вдохновлять ребёнка, вселять уверенность в себе, развивать творческое начало;

- создание климата взаимного доверия, психологической безопасности;

- создание условий для развития и поддержки детской инициативы и самостоятельности.

Я организовала работу с учетом возрастных особенностей детей, подготовки теоретической базы, обновления и пополнения развивающей предметно-пространственной среды.

2.3. Результаты диагностики, полученные после реализации проекта по теме, сравнительный анализ результатов на начало и конец проекта, выводы.

Для того чтобы узнать, изменились ли показатели уровня познавательной активности детей, была проведена повторная диагностика, были получены результаты по методике  В.С.Юркевича.

   Результаты контрольной диагностики познавательной активности дошкольников по методике «Древо желаний» В.С. Юркевич  

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

40% (8 чел.)

60% (11 чел.)

            –

Вывод: проведенная контрольная диагностика познавательной активности позволила выявить преобладание высокого и среднего уровней их развития у дошкольников.      

        Качественно улучшилась сама познавательная деятельность. Дети стараются самостоятельно открыть для себя новые знания об объекте исследования, пытаются высказать гипотезу и доказать или опровергнуть её.

Их действия носят поисковый характер и сопровождаются речью. В связи с этим наблюдается положительная динамика речевого развития моих воспитанников. По результатам обследования количество детей, которые достаточно хорошо владеют устной речью, могут выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний увеличилось в 2016 году с 32% до 64%, в 2017 -  с 64 % до 68 %, в 2018 г.- с 68% до 75%.

        В образовательной области «Познавательное развитие» количество детей, проявляющих любознательность, задающих вопросы взрослым и сверстникам, интересующихся причинно-следственными связями, пытающихся самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонных к наблюдению, экспериментированию: увеличилось в 2016 г. с 32 % до 42 %, в 2017 г. – с 42% до 56%, в 2018г. – с 56% до 77%.

        В ходе работы над темой исследования была преобразована развивающая предметно-пространственная среда группы, соответствующая требованиям ФГОС ДО, способствующая развитию игровой деятельности детей. Осуществляя работу по развитию познавательной активности детей, уделяла большое внимание ведущей форме деятельности – игре, проводила с детьми игры-опыты, игры-эксперименты, игры-исследования, квесты, которые развивают положительные эмоции, постоянно старалась выводить детей на диалог, поддерживать их инициативу и самостоятельность.    По результатам контрольной диагностики в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» количество детей, проявляющих самостоятельность в разнообразных видах деятельности, стремящихся к проявлению творческой инициативы увеличилось в 2016 г. с 38% до 62%; в 2017 г. – с 62% до 82%, в 2018 г. – с 82% до 85%.


         Сопоставляя количественные данные начального этапа и итоговых диагностических результатов, можно убедиться в том, что в целом получена положительная динамика процесса развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Сравнительный анализ развития познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности за период 2015-2019 год воспитателя МБДОУ детский сад «Солнышко» СП д/с №60   Мурсалимовой Наталии Викторовны.

В настоящий момент педагогические коллективы дошкольных образовательных организаций осуществляют свою деятельность в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155. В связи с этим мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения образовательной программы должен быть пересмотрен и скорректирован. Согласно п.4.3. ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования, не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Вместе с тем, в соответствии с п.3.2.3 Стандарта, при реализации образовательной программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Цель диагностики: отслеживание динамики развития познавательной активности  детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности за четыре года для улучшения условий воспитания и образования, создания возможностей раскрытия пытливости ума, любознательности каждого ребенка.

Вывод: результаты мониторингового исследования уровня развития познавательной активности в процессе игровой деятельности показали, что из года в год происходили позитивные изменения. Данные результаты были достигнуты благодаря использованию всех видов игровой деятельности, применению разнообразных педагогических технологий, творческой организации воспитательно-образовательного процесса. Такой динамике способствовало тесное сотрудничество дети- родители-педагоги, разработка и реализация совместного проекта.

Итак, проделанная мною работа, оказалась вполне результативной. Это доказывает то, что правильно определенные задачи и пути их решения в работе по организации работы по развитию познавательной активности в процессе игровой деятельности дошкольников нашли эффективность в проведенной профессиональной деятельности в межаттестационный период.

Проделанная работа оказала влияние на повышение уровня любознательности, дети научились управлять своим поведением, научились взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, стали более самостоятельными и инициативными, научились решать интеллектуальные задачи. Считаю, что система работы, проведенная в нашей группе по развитию познавательной активности детей в процессе игровой деятельности, была эффективной.

Глава 3. Планирование деятельности на следующий межаттестационный период.

В межаттестационный период я изучила возможность использования современных образовательных технологий (в том числе игровых) в деятельности детей разных возрастных групп для развития детской познавательной активности. Мне удалось найти способы применения этих технологий на протяжении всех этапов познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития дошкольников в разных видах совместной деятельности и сотрудничества. Данная система развития познавательной активности в процессе игровой деятельности в разных возрастных группах оказалась вполне результативной.

Одной из самых актуальных в современной педагогике была и остается проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности. В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детской инициативы в различных видах деятельности, необходимой для создания социальной ситуации развития детей.

Итоги данной работы по профессиональной деятельности позволили мне перейти к следующей новой теме: «Развитие и поддержка детской инициативы и самостоятельности посредством использования современных образовательных технологий».

Цель: создание условий для развития и поддержки детской инициативы и самостоятельности через реализацию современных образовательных технологий.

Задачи:

-  изучить методическую и психолого-педагогическую литературу по теме исследования;

- внедрить эффективные формы работы, направленные на поддержку детской инициативы;

- внедрить современные образовательные технологии, направленные на поддержку детской инициативы.

- организовать работу с родителями;

- оценить результативность использования современных образовательных  технологий для развития детской инициативы и самостоятельности.

План действий на следующий межаттестационный период:

этап

Цель, задачи, содержание

срок

1

Информационно-аналитический

Ознакомление с основными теоретическими положениями.

Анализ актуальности проблемы (подбор и изучение специализированной литературы – список см. после таблицы)

Изучение мнения родителей и получение семейной поддержки.

Создание условий для развития и поддержки детской инициативы и самостоятельности.

2019/20

2

Проектировочный

Внедрение современных образовательных  технологий в условия детского сада через различные формы организации такие как НОД, игровая совместная деятельность с детьми, сотрудничество с родителями и т.д.

2020/21

3

Реализация проекта

Разработка рекомендаций по развитию и поддержке детской инициативы и самостоятельности посредством современных образовательных технологий через проектную деятельность и обобщение материала во всероссийских и всемирных педагогических сообществах дистанционно

2021/22

4

Исследовательский

Осуществление мониторинга за ходом реализации проекта:

мониторинг развития детей        

опрос родителей, педагогов. Фиксация и анализ материалов диагностической деятельности в рамках педагогического исследования

2022/23

5

Аналитический

Анализ результатов внедрения современных образовательных технологий в работу

Показ результатов работы

а) открытые мероприятия

б) выступления

в) презентации

г) обобщение опыта

Доработка и коррекция разработанных методических рекомендаций. Оформление опыта работы.

Выводы и предложения.

2023/24

В ходе подготовки к выбору и внедрению в педагогическую работу современных игровых технологий считаю необходимым на первом этапе работы изучить следующие нормативные акты и методические пособия:

  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.06.98 № 89/34 «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педагогических технологий».
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.06.98 № 89/34 «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педагогических технологий» [Электронный ресурс] // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base =EXP&n=294998&req=doc
  • Панфилова А.П Инновационные педагогические технологии: активное обучение
  • Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии.
  • Новиков А.М. Методология игровой деятельности.

                                         Заключение

Изучение и анализ познавательного развития детей дошкольного возраста, проведённая педагогическая работа по развитию познавательной активности в процессе игровой деятельности позволили сделать следующие выводы:

Дошкольный возраст важнейший период в жизни человека. В этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки познавательного развития ребёнка.

Познавательное развитие ребенка и его речевое становление в дошкольный период - явление чрезвычайно сложное и важное для дальнейшего успешного формирования ребенка, как личности. Происходит оно достаточно своеобразными путями и методами, и задача взрослых помочь малышу занять достойное место во взрослом мире.

Игровая деятельность, как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста является основой развития познавательных психических процессов и личностных качеств у детей и может служить эффективным средством воспитания фундаментальных основ как социально-коммуникативного развития личности, так и речевого становления в детском возрасте.

Данная деятельность способствует развитию умственной и речевой активности детей, развивает интерес детей к окружающему миру, желание как можно больше узнать о ней. Правильная организация опытов и экспериментов обеспечивает формирование и развитие у детей отчётливых представлений о животных, растениях, о сезонных явлениях природы и их свойствах.

Наряду со всеми положительными моментами проведенной работы хочется отметить проблемы, с которыми приходилось столкнуться в реализации данной темы:

•        готовясь к каждому мероприятию приходилось основательно его перерабатывать и вносить изменения, что затратно по времени.

•        Все имеющиеся авторские разработки, которые наиболее трудны для восприятия, детей в конспектах представлены в виде плана или рекомендаций.

•        Не достаточно методической базы, готовясь к мероприятиям необходимо было найти и просмотреть большой объем литературы, подготовить большой наглядный материал, иллюстрации, опытный материал и оборудование.

•        Не вся представленная в методических пособиях для детей опытно-экспериментальная деятельность учитывает возрастные особенности детей дошкольного возраста.

Все проблемы в ходе работы по теме были преодолены или найдены пути их реализации через разработку и адаптацию методических материалов под возрастные особенности детей дошкольного возраста и с учетом тех пособий и оборудования, которое есть в детском саду.

                                             Литература

  1. Белошистая А.В. Игровые технологии в образовании и воспитании ребенка дошкольного возраста// Пед. технологии.- 2010. - №2.- С.3-8
  2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.
  3. Дыбина О. Игра – путь к познанию предметного мира // Дошкольное воспитание. 2005 № 4. с. 14.
  4. Закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // http://zakonbase.ru/zakony/ob-obrazovanii/
  5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // Российская газета. – 25.12.1993 г. - № 237
  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2011 N 2562 г. Москва "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении" // Российская газета. – 01.08.2015 г. - № 6740
  7. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета, 2013. № 265. С. 15-16.
  8. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.06.98 № 89/34 «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педагогических технологий» [Электронный ресурс] // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base =EXP&n=294998&req=doc
  9. Письмо        Минобразования РФ от 14.03.2000 № 65/23 - 16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» [Электронный ресурс] // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base =EXP&n=291225&req=doc
  10. Патранова И. Проектный метод //Дошкольное воспитание. 2007 № 3.
  11. Технология проектирования в ДОУ / Е.С. Евдокимова – М.: ТЦ Сфера, 2006  
  12. Панфилова А.П Инновационные педагогические технологии: активное обучение: учебное пособие для студ.-М.: Изд.центр «Академия», 2009
  13. Поддьяков Н. Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников. // Вопросы психологии. 1985, №2. – с.105-117.
  14. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  15. Ромодин В., Ромодина М. Почему ветер дует? 40 опытов, экспериментов, удивительных фактов для детей. – СПб.: Питер, 2011.
  16.  Н.Е. Веракса, А.Н Веракса, «Познавательное развитие в дошкольном детстве», Учебное пособие, «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2012.
  17.  Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л.  «Развитие познавательных способностей дошкольника», учебно-методический комплект: для занятий с детьми 4—7 лет, Москва : Мозаика-Синтез, 2015.
  18.  Н.Ф. Губанова «Игровая деятельность в детском саду», Программа и методические рекомендации, Москва : Мозаика-Синтез, 2018.
  19. Менджерицкая Д.В «Воспитателю о детской игре», М.: Просвещение, 2005.
  20. Давидчук А.Н., «Познавательное развитие дошкольников в игре» Методическое пособие. ФГОС ДО. - М.: Сфера, 2015.
  21. Модель Н.А. «Поддержка детской инициативы и самостоятельности» М.: Сфера, 2018. Атемаскина Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ. – М.: Детство-Пресс, 2011.
  22. Веракса Н.Е. Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез, 2010.
  23. Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера. – Москва, 2008.
  24. Кузьмина В.А. Открываем мир цветной алгебры с помощью палочек Кюизенера. – Новочебоксарск, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования 2015 -2019 уч.г.г. Ширяевой С.Е.

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2015-2019 УЧ.Г.Г. УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ...

Аналитический отчёт за 2015 - 2019 годы

Я, Алексеева Елена Михайловна, воспитатель детского сада №18 «Вишенка» Разрешите представить вам тезисы моего аналитического отчёта по результатам анализа и оценки собственной педагог...

Аналитический отчёт за 2015 - 2019 годы

Я, Алексеева Елена Михайловна, воспитатель детского сада №18 «Вишенка» Разрешите представить вам тезисы моего аналитического отчёта по результатам анализа и оценки собственной педагог...

Отчет о педагогической деятельности за 2015 - 2019 гг.

Отчет о педагогической деятельности за 2015 - 2019 учебные года...

Отчет о педагогической деятельности музыкального руководителя за 2015-2019 уч.г.

. В данном разделе представлена работа по музкальной деятельности за отчетный период....

Аналитический отчет за межаттестационный период с 2015 - 2019 г.г.

Аналитический отчетза межаттестационный период с 2015 - 2019...