Публичная лекция
материал

Хлусова Олеся Анатольевна

Современный мир ставит перед образованием непростые задачи: учиться должно быть интересным, знание должно быть применимым на практике, обучение должно проходить в занимательной форме, и все это, несомненно, должно принести плоды в будущем ребенка – самореализацию, высокие показания интеллекта. Некоторые родители и педагоги все еще хватаются за голову в поисках решения всех этих вопросов, а другие спокойны за будущее своего ребенка, потому что сделали правильный выбор в пользу STEM-образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publichnaya_lektsiya.docx22.32 КБ

Предварительный просмотр:

Сегодня – в век ускользающих ценностей – очень сложно понять, как воспитывать подрастающее поколение, очень сложно определить стратегию поведения родителей и педагогов.

Однако в  нашем обществе есть непреходящие ценности, которые лежат в основе человеческих отношений (отношение к обществу, природе, труду, культуре, человеку как наивысшей ценности).

 Но есть ещё один вид отношений – отношение к прекрасному. Согласитесь, что когда замечаешь красоту вокруг себя (слайд 2): красоту в окружающей природе (слайд 3) (а она, безусловно, красива), в одежде людей (слайд 4), их речи, движениях (слайд 5) - тогда и сам как-то становишься красивее, лучше, добрее. Очень сложно понять законы красоты (слайд 6) – это может быть чётко выверенная линия (слайд 7), цвет или звук, а может быть абсолютно непредсказуемое (слайд 8) сочетание несочетаемого.

Как же воспитывать чувство прекрасного, если оно столь неуловимо непостижимо? Где найти ту тонкую  грань, где заканчивается обыденность и начинается творчество? (слайд 9) 

«Литература, поэзия - источники прекрасных образов, чувств, мыслей, которыми мы вместе с детьми можем восхищаться, и которые дают много импульсов для жизни и творчества», - считал В.А.Сухомлинский. Ученые, которые исследовали сказки, доказали, что они представляет собой сложный и важный для детского развития элемент культуры. Народные сказки не только обогащают воображение ребенка, но и способствуют развитию творческой деятельности.

Великий итальянский педагог Мария Монтессори писала,  «что дети учатся жить у жизни, но если чему-то учиться у жизни, то это творчеству». А творчество невозможно просто «показать», в него нужно просто окунуться.

  Считаю, что самое главное – дать ребенку почувствовать радость решения задач, умного спора, восхищения от неожиданной идеи. Мышление заработает, если дети поймут, что им надо не отгадывать мысли взрослых, а действовать самостоятельно, не боясь ошибок. Ведь оно у дошкольников  наглядное  и поэтому нуждается в некоторой зримой опоре для решения задачи.  Такой опорой может стать наглядная модель или схема. Ребенок может научиться моделям поведения, как и всему остальному, в основном, играя и подражая тому, что он видит вокруг (слайд 10).  И литература при этом играет важнейшую роль, ведь яркие художественные образы и удивительные сюжеты порой на всю жизнь врезаются в память, могут навести на глубокое размышление. (слайд 11)

Древнегреческий философ Платон считал: «Легко отыскать примеры прекрасного, но как трудно объяснить, почему они прекрасны» На определенном этапе своего развития человек начал задаваться вопросом: почему тот или иной предмет является красивым и что является основой прекрасного? Тогда же родилось представление о том, что основой прекрасного является гармония. Красота и гармония стали важнейшими категориями познания, ибо в конечном итоге художник ищет истину в красоте, а ученый - красоту в истине (слайд 12). 

Математика – царица всех наук, символ мудрости. Красота математики среди наук недосягаема, а красота является одним из связующих звеньев науки и искусства.  Это не только стройная система законов, теорем и задач, но и уникальное средство познания красоты.

Современный мир ставит перед образованием непростые задачи: учиться должно быть интересным, знание должно быть применимым на практике, обучение должно проходить в занимательной форме, и все это, несомненно, должно принести плоды в будущем ребенка – самореализацию, высокие показания интеллекта. Некоторые родители и педагоги все еще хватаются за голову в поисках решения всех этих вопросов, а другие спокойны за будущее своего ребенка, потому что сделали правильный выбор в пользу STEM-образования. (слайд 13)

Аббревиатура STEM расшифровывается как (Science, Technology, Engineering, Math) - наука, технология, инженерия и математика.

STEM – новая образовательная технология, сочетающая в себе несколько предметных областей, как инструмент развития критического мышления, исследовательских компетенций и навыков работы в группе.

В нашем детском саду мы уже второй  год осваиваем эту интересную технологию. Алгоритмика – первый этап изучения робототехники в ДОУ.  Она способствует развитию у детей логического мышления, что позволяет строить свои умозаключения и понимать чужие алгоритмы. А это, в свою очередь, помогает ребенку освоить различные компетенции. (слайд 14)

        Понятие алгоритмов, последовательности действий, развитие логики и ориентации в пространстве, становятся простыми и понятными, когда в игровой форме юные программисты учатся первым азам в управлении техникой и создании последовательных программ  с помощью пчелки Жужи (слайд 15).  Откуда берется свет? Почему мы видим сияние самых далеких звезд? Кто цепляет радугу на небо? С помощью фото, видеоряда и интерактивных инструментов малыши постигают азы физики. (слайд 16)

Мой пока небольшой педагогический опыт показывает, что чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное. (слайд 17)

         Этому нужно учить шаг за шагом (слайд 18), от простого к сложному (слайд 19). Когда на занятиях я смотрю в  глаза детей, которые блестят от восторга, слышу их смех, вижу, с каким удовольствием дети лепят, рисуют, нарушая все запреты стандартного рисования, то я в восторге! Наши рисунки «оживают»: и петухи кукарекают,  листья шелестят на ветру, и медузы на дне океана затевают игру. И чем больше органов чувств задействовано в познании, тем больше свойств выделяет ребёнок в исследуемом объекте. (слайд 20)

В заключение хотелось бы отметить, что единых рецептов относительно того, как воспитывать ребенка красотой и прививать ему чувство прекрасного, конечно же, нет - ведь каждый ребёнок уникален. Но следует помнить, что воспитание - процесс, который проходит всегда и везде, а потому важно, чтобы жизненное пространство ребёнка было пронизано красотой и гармонией.

Родителям своих дошколят я часто советую:

- нарой корней трудолюбия;

- собери цветы добросовестности;

- нарви листьев терпения;

-собери плоды любви к детям;

-вложи в кастрюлю доброту; слайд 21

         -добавь общительности;

         -посоли солью справедливости;

         -во все это положи порошок творчества;

         -принимай по три ложки в день;

-одевайся в одежду скромности;

-смотри на мир с оптимизмом;

Надеюсь, что этот «рецепт» пригодится и Вам (слайд 22). Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичная лекция для родителей дошкольников "Роль музыкально-ритмической деятельности в жизни ребенка".

Данная лекция применяется на родительском собрании, С помощью теоретического и практического материала родители узнают о пользе музыкально- ритмической деятельности в жизни ребенка,Лекция сопров...

Публичная лекция Тема: «Необыкновенные свойства обыкновенной воды»

Публичная лекцияТема: «Необыкновенные свойства обыкновенной воды»...

Публичная лекция: взаимодействие с аудиторией (конкурс "Учитель года - 2010" "Ясадовником родился".

Публичная лекция: взаимодействие с аудиторией (конкурс «Учитель года – 2010»«Я садовником родился»Люблю я пробуждение природы,Когда в росе, проснувшись ото сна, Благоухают все цветы на свете,Улы...

Публичная лекция " А можно ли так говорить?"

В лекции затронуты проблемы современного русского языка. Всё чаще люди разговаривают на сленге, используя жаргонизмы и вульгаризмы. В лекции раскрываются причины  использования сленга и приемы во...

Публичная лекция на тему: Индивидуальность ребенка как вызов педагогу

Публичная лекция на тему:Индивидуальность ребенка как вызов педагогу...

Публичная лекция на тему: «Критерии оценки качества деятельности педагогов дошкольной образовательной организации».

Английский писатель Р. Киплинг  утверждал: «Образование — важнейшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно».В Законе РФ &laqu...