Организация коррекционно-развивающей работы в группе для детей с ОВЗ (ТНР)
материал (старшая группа)

Чертыкова Наталия Алексеевна

Коррекционно-педагогический процесс в логопедической группе организуется в соответствии с возрастными потребностями, функциональными и индивидуальными особенностями детей, и зависит от структуры и степени выраженности дефекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1.   ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

В    ГРУППЕ ДЛЯ  ДЕТЕЙ С ОВЗ (ТНР)        

Слайд 2. Коррекционно-педагогический процесс в логопедической группе организуется в соответствии с возрастными потребностями, функциональными и индивидуальными особенностями детей, и зависит от структуры и степени выраженности дефекта.

Слайд 3. Для детей с ОВЗ очень важно создание благоприятного психологического микроклимата в  группе, ведь грамотно продуманная предметно-развивающая среда позволяет детям всесторонне развиваться и стимулирует интеллектуальное и речевое развитие детей.

Слайд 4. Поэтому  предметно-пространственная развивающая среда в группе организована с учётом     ФГОС   и учитывает:

  • возрастные и психофизические  особенности  воспитанников
  • опережающий характер содержания образования
  • наглядность и предметность
  • гибкое зонирование

Слайд 5.

  • динамичность-статичность игровых центров
  • сочетание привычных и неординарных элементов
  • индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие, уважение к потребностям и нуждам каждого ребенка с ОВЗ.

Слайд 6. Вся коррекционная работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи строится в тесном взаимодействии  специалистов: воспитателя, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре.

Слайд 7. Взаимосвязь специалистов в группе компенсирующей направленности  имеет большое значение и является залогом успешности коррекционно-развивающей работы. Главная цель организации взаимодействия педагогов – объединить усилия и организовать комплексный подход к преодолению речевых нарушений у воспитанников.

Слайд 8. Эффективность коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности во многом зависит от преемственности в работе учителя-логопеда и воспитателей. Вся коррекционная работа осуществляется под руководством логопеда.

Слайд 9. В течение первых 2-х недель учебного года логопед обследует каждого ребенка индивидуально. Устанавливает характер речевого и сопутствующего  им нарушений, определяет степень выраженности всех нарушений, выбирает пути коррекции.

По окончании обследования логопед знакомит воспитателя с результатами. Опираясь на эти сведения, мы решаем ряд практических задач: кого из детей посадить вперед из-за ослабленного внимания, неусидчивости; запланировать, с кем из детей потребуются дополнительные занятия по развитию мелкой и артикуляционной моторики  и т. д.

Слайд 10. В нашей группе коррекционно-развивающая работа ведётся в течение всего дня, потому что считаю важным закрепление речевых навыков во всех видах деятельности детей.

Слайд 11.  И в качестве примера.

речевые игры: «Кто я?», «Путешествие», «Сказка на новый лад».

Мероприятия: «Расскажи про свою коллекцию», «Умная книга слов».

Все речевые игры и мероприятия направлены на расширение  активного и пассивного  словаря детей.

Слайд 12.  На фоне комплексной логопедической     помощи  здоровьесберегающие технологии оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

Считаю необходимым внедрение в коррекционную работу здоровьесберегающих технологий.

Слайд 13.  Артикуляционная гимнастика,  с элементами дыхательной и голосовой, а также гимнастика для мимических мышц,  выполняется в комплексе с пальчиковой в течение дня.

Комплексы гимнастики подбираются  в соответствии с лексической темой.

Основным принципом в логопедической работе с детьми является принцип повторяемости, это объясняется сниженной способностью автоматизировать умения, а упражнения, повторяющиеся из занятия в занятие, быстро надоедают, поэтому все упражнения объединяю в сказки или в стихотворения.

Слайд 14. Подвижные игры и упражнения   служат для развития общей моторики, координации речи с движением, развития подражательности  и творческих способностей. Использую их в качестве физкультминуток, подвижных игр на прогулке или в свободное время по второй половине дня. Они тоже обязательно выдерживаются в рамках изучаемой лексической темы. Именно в играх и игровых заданиях наиболее успешно раскрывается эмоциональное  отношение ребенка к значению слова.

Слайд 15. Ежедневно после сна проводится корригирующая мини гимнастика для профилактики нарушений осанки и стопы и самомассаж мячиками.

Слайд 16. Вечерняя работа по заданию логопеда начинается с фронтальной и плавно переходит в подгрупповую форму. Мини подгруппы учитывают особенности  детей и комплектуются в соответствии с индивидуальными умениями и знаниями.

Предлагаю детям игры:

  • на развитие зрительного и слухового восприятия,
  • на развитие мелкой моторики,
  • на развитие фонематических представлений,  
  • на развитие связной речи и лексико-грамматических категорий.
  • Звукопроизношение закрепляю на индивидуальных занятиях во  время логопедических пятиминуток во вторую половину дня.

Слайд 17.     Коррекционно-образовательный процесс с ребенком требует длительного времени и отнимает у ребёнка много сил. Со временем у  него  утрачивается интерес к занятиям, теряется мотивация. Использование нетрадиционных форм работы позволяет значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий.

Разнообразные нетрадиционные приёмы и методы предотвращают утомление, поддерживают познавательную активность детей и повышают эффективность работы в целом.

Поэтому наряду с традиционными методами и приёмами, мы активно используем нетрадиционные технологии, которые оказывают дополнительное стимулирование речевых зон головного мозга.      

Слайд 18. Изотерапия  (рисование углём, рисование на мятой бумаге,  рисование на целлофане, кляксография, раздувание,   печатание штампиком, пальцем и т.д)

Слайд 19.   ИКТ

Слайд 20.   Су-Джок  терапия

Слайд 21.   Биоэнергопластика

Слайд 22.   Сказкотерапия

Слайд 23.   Включаю в работу все виды массажа:

  • Игры и массаж прищепками
  • Массаж грецкими орехами
  • Массаж шишками
  • Массаж карандашами
  • А также сухой бассейн.

Слайд 24.    Массаж камешками  (марблс) и пуговицами.

Благодаря массажу мы активизируем так называемый «мануальный интеллект», находящийся на кончиках пальцев рук и ног. Таким образом, происходит сенсомоторное развитие.

Слайд 25.   Так же считаем неоспоримой важность привлечения родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка, так как это во многом облегчает работу педагогам и ускоряет успехи ребенка.

В работе с родителями   активно  использую разнообразные формы: родительские собрания, экскурсии, проведение открытых занятий, консультации.

Слайд 26.   Распространяем  информационно-педагогические материалы - буклеты и шпаргалки, а также активно взаимодействуем через сайт детского сада.

Слайд 27.   Участвуя в образовательно-воспитательном процессе, родители становятся более активными, начинают ответственнее относиться к оказанию помощи своим детям.

Слайд 28.   Считаю, что только тесный контакт в работе педагогов и родителей может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению.

Слайд 29.  Правильная организация детского коллектива, четкое проведение режимных моментов оказывают положительное воздействие на физическое и психическое состояние ребенка и, следовательно, на состояние его речи. Умение подойти к ребенку, учитывая его индивидуальные особенности, педагогический такт, спокойный, доброжелательный тон – именно эти качества необходимы при работе с детьми с тяжёлыми  нарушениями  речи.

И я могу отметить, что данная работа даёт положительные результаты.

Слайд 30.  Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционно-развивающей деятельности в логопедической группе для детей с системным нарушением речи "Ромашка"

Программа «Ромашка» составлена для ведения в логопедических группах коррекционно-воспитательной работы, направленной на: Ø  Развитие психических процессов, общей и мелкой моторикиØ  Обс...

Конспект интегрированного коррекционно - развивающего занятия в подготовительной группе для детей с ЗПР «Как Маша друзей искала». Автор учитель-дефектолог I квалификационной категории ГБОУ детский сад №908 г. Москва.

Комплексные коррекционные занятия  дают возможность активизировать творческий потенциал детей, способствует формированию у детей умения работать самостоятельно и стимулирует их активность.Интегри...

"ВЗАИМОСВЯЗЬ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ"

В настоящее время в связи с реализацией задач оптимизации воспитательно-образовательного процесса на основе личностно - ориентированного подхода в системе дифференцированного обучения особую важность ...

Конспект НОД коррекционно-развивающей направленности в логопедической группе для детей старшего и подготовительного возраста «В гостях у Душечки-Ватрушечки»

Дошкольный возраст – это возраст, когда складываются и развиваются сенсорные процессы. Поэтому сенсорное воспитание в этот период занимает важнейшее место.Успешность физического, умственного и э...

Организация коррекционно-развивающей среды в логопедической группе и кабинете логопеда, в условиях реализации ФГОС ДО.

   В соответствии с новыми требованиями  ФГОС возникла необходимость совершенствования коррекционно–развивающей среды в дошкольных учреждениях.  Данная статья рассказы...

Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (1 год обучения – старшая группа)

Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в  группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (1 год обучения – старшая г...

Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (2 год обучения – подготовительная группа)

Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в  группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (1 год обучения – старшая г...