Тема: «Развитие художественного образования в ДОУ: проблемы и решения ».
статья

Хавшабо Елена Ивановна

На сегодняшний день дошкольная педагогика ставить перед собой новые, востребованные социальными и культурными тенденциями задачи. Узконаправленный характер развития определенных способностей ребенка уходит в прошлое, на смену приходят современные инновационные технологии воспитания и развития лич­ности, направлены на разностороннее, гармоничное развитие ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_havshabo_e.i.docx867.98 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие художественного образования в ДОУ: проблемы и решения ».

Хавшабо Елена Ивановна воспитатель высшей категории.

Место работы– МБДОУ «Детский сад №29 «Улыбка» г. Майкоп

"Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником. Но верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир человек, и этот потенциал надо раскрыть. Надо принимать всех детей так, будто они потенциальные художники. В этих условиях одаренные скорее найдут свой путь, а все остальные приобретут ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов, станут глубже понимать и ценить искусство."

А.С.Галанов.

Я хочу, чтобы дети рисовали, лепили  смело, красиво, свободно и с удовольствием.

На сегодняшний день дошкольная педагогика ставить перед собой новые, востребованные социальными и культурными тенденциями задачи. Узконаправленный характер развития определенных способностей ребенка уходит в прошлое, на смену приходят современные инновационные технологии воспитания и развития личности, направлены на разностороннее, гармоничное развитие ребенка.

 Художественное развитие детей дошкольного возраста стало привлекать к себе общественное внимание еще и в связи с тем, что федеральный государственный образовательный стандарт ориентирует нас на сохранение и поддержку индивидуальности ребёнка, на развитие его способностей и сохранение его самобытности. Именно поэтому, ценность и развитие художественно - эстетического воспитания является приоритетной задачей на первых ступенях образования.

  Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) имеет огромный потенциал в развитии творчества детей дошкольного возраста.

   Я веду кружок по художественно-эстетическому развитию детей «Семицветик».

 Актуальность рабочей программы «Семицветик»  в том, что изобразительная продуктивная деятельность является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.

Художественно - творческая деятельность – это ведущий способ эстетического воспитания, основное средство художественного развития детей. Данная разработка воплощает новый подход к художественно - творческому развитию дошкольников через обучения нетрадиционным техникам лепки и рисования.

Цель: Развитие творческих способностей детей 4-7 лет

посредством нетрадиционных техник изодеятельности. 

Задачи:

  • Создать благоприятные условия для развития эстетического вкуса детей;
  • Создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами;
  • Приумножать опыт творческой деятельности, формировать культуру творческой личности (самовыражение ребёнка);
  • Развивать творческое воображение, фантазию, мышление дошкольников через занятия по освоению нетрадиционных техник изобразительной деятельности;
  • Воспитывать любовь к искусству.

Я  работаю  в  дошкольном  учреждении   более  25 лет  и  уже убедилась  в  том,  что  изобразительная  деятельность  приносит  маленькому  ребёнку  большую  радость. В начале моей педагогической практики  я, как  и  многие  педагоги – дошкольники, в  основном  придерживалась  стандартного  набора  изобразительных  материалов  и  традиционных  способов  передачи  полученной  информации.  И  порой, сама  того  не  желая,  ограничивала  проявление  творческих  способностей  воспитанников.  Традиционных  подходов  часто   недостаточно  для   развития  творчества  у  современных  детей.  

Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей.

Новые материалы, красивые и разные, возможность их выбора помогают не допустить в детской изобразительной деятельности однообразия и скуки. Затратив усилие и получив одобрение, ребенок испытывает радость, поднимается его настроение. Это способствует развитию эмоциональной отзывчивости.

Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную, если применяется на основе нетрадиционных материалов.

В основе данного подхода – естественное и непринуждённое приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству.

Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше.

Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного материала и нестандартных  изобразительных технологий.

Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях.

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.

 Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Этому виду творчества придумали современное название - “Тестопластика”.

 Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Работа с тестом помогает детям развивать мелкую моторику рук. О важности развития мелкой моторике руки говорится очень много. Уровень развития мелкой моторики рук - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связанная речь.  Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления. Лепка так же, как и другие виды  изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.

Почему именно тесто? Тесто – материал очень эластичный, который  для детской руки более удобен – он мягкий и для  ребенка представляет больший интерес, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. ! Игра, фокус, чудо. Именно такое впечатление производит на детей лепка из соленого теста – тестоплатика. Материал: соль, мука, вода - вот и всё, что нужно для умелых рук. Самое интересное то, что занятия лепкой из соленого теста идет наравне с изобразительным искусством (раскрашивание готовых изделий).

Дети лепят животных, людей, транспорт, растения, игрушки, буквы, цифры, всевозможные композиции. Работа кружка планируется так, чтобы к каждому событию или празднику был изготовлен сувенир. Ведь нет прекрасней подарка, чем тот, который сделан своими руками! C:\Users\Admin\Desktop\IMG_4555.JPG

 Занятия в кружке приносят детям много радости и большое удовольствие. Сделанные собственными руками работы, доставляет для ребенка огромную радость и восхищение.

А самое главное, что в кружке царит атмосфера дружбы, тепла, взаимопонимания . 

 Детские работы выставляются на выставках, ими украшается группа, их дарят малышам, гостям, родителям. При виде работ наших деток у некоторых родителей появилось желание научиться лепить и сделать что-нибудь совместно со своими детками.

Мы принимаем участие во всех творческих конкурсах для дошкольников.

Хочется, чтобы пребывание ребёнка в детском саду было комфортным, здоровье детишек – крепким, их развитие – успешным.

F:\1 ЛЕНА ХАВШАБО\Лена Семицветик 2016\фото Семицветик 2016\IMG_5672.JPGC:\Users\Admin\Desktop\IMG_0527.JPG

Список литературы

  1. Антипова М.А. Соленое тесто. – Ростов н/Д.: ИД Владис, 2008.
  2. Кискальт И. Соленое тесто. Увлекательное моделирование. — М.:
    Профиздат  2015 г.
  3. Лепим из соленого теста. Украшения. Сувениры. Поделки. Декор.— М: Эксмо, 2004г
  4. Лыкова И.А. Проектирование образовательной области «Художественно - эстетическое развитие». – М.: ИД «Цветной мир». 2015. – 135 с.
  5. Рубцова Е.В. Фантазии из соленого теста, 2016 г.
  6. СинеглазоваМ.О. «Удивительное солёное тесто». Москва. Издательский Дом МСП. 2006.