Выступление по теме "Ранняя профориентация в дошкольном возрасте".
материал (средняя, старшая, подготовительная группа)
Выступление по теме " Профориентация в дошкольном возрасте".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение.
К выбору будущей профессии ребёнка нужно готовить уже с дошкольного возраста, так как у человека всё закладывается с детства, в том числе и профессиональная направленность. Подготовка заключается не в названии того,кем он должен стать, а в том, чтобы познакомить его с разными видами труда, развить веру в свои силы и способности, помочь ребёнку приобрести как можно больше разных умений и навыков с тем, чтобы облегчить его выбор будущей профессии.
В работе с детьми с детьми с ОВЗ необходимо учитывать следующее:
-особенности их психической деятельности (нарушение восприятия,памяти, внимания , мышления, речи, моторики, эмоционально-волевой сферы)
-медицинские показания и противопоказания
-возрастные особенности
-принципы рационального и качественного трудоустройства.
Цель: допрофессиональное самоопределение дошкольников с ОВЗ.
Задачиранней профориентации:
-выявление способностей, психических особенностей темперамента и характера,интересов и склонностей к определённым видам деятельности.
-формирование представления о профессиях, трудовых операциях, инструментах и механизмах, облегчающих выполнение трудовых действий
-привитие ребёнку ценности трудаего общественной значимости;
-мотивах труда, материальных и нематериальных результатах труда людей,.
-разностороннее развитие дошкольников с ОВЗ на основе практических и наглядных методов обучения
-приобщение родителей к совместной работе по ранней профориентации
-создание предметно-развивающей среды
В ходе реализации профориентационной работы мы планируем преимущественное использование практических и наглядных методов обучения.
Ознакомление с трудом взрослых, находящихся рядом с детьми, чья профессиональная деятельность доступна для наблюдения и соответственно для понимания.
Это профессии повара, слесаря, охранника, прачки, помощника воспитателя ,воспитателя ,дворника.
Имея возможность в ходе экскурсий в мастерскую, на кухню, в прачечную, услышать рассказ профессионала ,увидеть оборудование, инструменты, подержать их в руках, попробовать их в действии,дети наполняются впечатлениями ,которые в дальнейшем будут отражены в сюжетно-ролевых играх по профессиям(и индивидуальных и коллективных).Даже эти небольшие экскурсии на рабочие места способствуют развитию у детей гибкости мышления, умения создавать образ, оперировать им.
Но прежде необходимо дать детям эти знания о профессиях в ходе специально организованных занятий и бесед, которые проводятся и воспитателями и специалистами, учитывая особенности восприятия детей с ОВЗ. При этом используется имеющийся демонстрационный материал: плакаты, тематические словари, фотографии, игрушки и другие материалы. Используются в работе и современные методы – ИКТ. Дети обучаются в ходе просмотра презентации, мультфильмов с элементами научных знаний.
Чтобы уточнить и закрепить знания детей о профессиях,проводятся дидактические игры «Кому что нужно для работы?», «Подбери пару», имеются и настольно-печатные игры «Профессии», «Кем быть?», «Покупки в магазине», лото и вкладыши. На первом этапе воспитатель играет индивидуально с каждым ребёнком или двумя детьми, затем дети играют самостоятельно.
Для организации профориентационных сюжетных игр имеется огромное количество игрушек и атрибутов. Это разного вида конструкторы,наборы посуды, весы, касса, наборы продуктов, парикмахерских принадлежностей, железные дороги,машины, бытовая техника, наборы инструментов, то есть всё, чтобы обогатить предметно - развивающую среду с целью реализовать поставленные задачи по профориентации в пресущей дошкольному возрасту виду детской деятельности- игре. Для организации детской сюжетной игры используется и продукт деятельности самих детей. Это атрибуты для игр, изготовленные руками детей, например, конфеты для магазина из бросового материала, лук и морковь, вылепленные из пластилина, постройки из конструктора.
К игровым методам обучения детей можно отнести и словесные и пальчиковые игры, такие как «Варим компот», «Угадай по описанию», «Профессии», «Электроприборы» и другие.
Практический метод по формированию представления о труде взрослых - это и опыт хозяйственно-бытового труда, реализуемый в режимных моментах, в виде поручений индивидуальных иколлективных, хозяйственно-бытовой труд в группе и на участке детского сада, дежурства.
В ходе художественного творчества, конструирования также происходит ознакомление с профессиями.
Дети могут попробовать себя в роли строителя, швеи, модельера, художника, водителя, повара, этому способствует и то, что занятия проводят и по лексическим темам, многие из которых «Транспорт», «Одежда», «Дом» и т.д. позволяют углубиться в предметный мир, подробнее обследовать окружающие материалы, предметы.
В музыкальной деятельности, досугах, на занятиях, праздниках используются музыкальные и подвижные игры «Весёлые шофёры», «Паровоз», «Стирка», «Моряки», «Садовники».
В ходе формирования элементарных математических представлений также может произойти знакомство с профессиями, например: посчитать необходимое количество овощей в «магазине» или количество «покупок».
Знакомство с профессиями,требующими хорошее здоровье и физическую форму ,такие как пожарные, лётчики, тренеры, произойдёт и при выполнении физических упражнений.
Участие в конкурсах тоже носит профориентационный характер, например, создание мультфильма знакомит с профессией художника-мультипликатора.
Чем больше ребёнок впитает информации и чем более разнообразной она будет, тем легче ребёнку сделать свой выбор в будущем, поэтому для детей с ОВЗ организуются экскурсии педагогом группы,совместно с родителями.
Уже проведены экскурсии в «Дом сказки», «Музей музыкальных инструментов», «Экспериментариум». Планируется экскурсия на конюшню.
Реализация обозначенных задач позволяет к моменту завершения дошкольного образования достичь следующих результатов:
- ребенок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;
- называет профессии разных сфер экономики;
- различает профессии по существенным признакам;
- называет профессионально важные качества представителей разных профессий;
- выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат);
- объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий;
- объясняет роль труда в благополучии человека;
- имеет представление о семейном бюджете и назначении денег;
- моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;
- участвует в посильной трудовой деятельности взрослых;
- эмоционально -положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом;
- демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту.
Помочь родителям и ребенку с ОВЗ сделать правильный выбор - непростая задача.
Но разностороннее развитие ребенка дошкольного возраста даст ему возможность найти во взрослой жизни работу, которая будет приносить удовольствие и радость.
Спасибо за внимание!!!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста". Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию
Выступление на педагогическом совещании"Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста"...

Выступление на педагогическом совете "Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей".
"Дошкольный возраст"...

Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»
Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...

Выступление на муниципальном методическом объединении для воспитателей дошкольных учреждений «Речевое развитие детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО» на тему: «Интерактивные игры на развитие фонематического восприятия в старшем дошкольном возрасте
Выступление на тему "Интерактивные игры на развитие фонематического восприятия в старшем дошкольном возрасте"...
Выступление на методическом часе "Дошкольный возраст – период начального становления базовой культуры личности"
Выступление на методическом часе...

Выступление МО воспитателей младшего дошкольного возраста «Педагогическая мастерская: «Эффективные методы и приёмы коммуникативно-речевого развития дошкольников (предпосылки функциональной грамотности)» 2022
laquo;Педагогическая мастерская: «Эффективные методы и приёмы коммуникативно-речевого развития дошкольников (предпосылки функциональной грамотности)»...

Выступление МО воспитателей старшего дошкольного возраста. «Создание образовательной среды: «Центры детской активности» в пространстве групп ДОУ, способствующей формированию учебной мотивации» 2024г
laquo;Создание образовательной среды: «Центры детской активности» в пространстве групп ДОУ, способствующей формированию учебной мотивации»...