Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС( из опыта работы)
статья (младшая группа)

Павлова Елена Викторовна

Конференция на тему:"Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС( из опыта работы)"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya.docx23.9 КБ

Предварительный просмотр:

Павлова Елена Викторовна,

 Воспитатель, ГБДОУ детский сад №86

        Тема: « Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС( из опыта работы воспитателя)».

Возможность познавать окружающий мир ребенку обеспечивает деятельность, так как она – важное условие и средство познания. 
Быть активным – значит быть деятельным. Развитие активности связано с овладением  разнообразным опытом, знаниями, умениями и навыками, общественными  нормами и правилами поведения.

 На сегодняшний день «познавательное развитие» является одной из образовательных областей и предполагает:

-Развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации.

-Формирование познавательных действий, становление сознания.

-Развитие воображения и творческой активности.

-Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах

окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках, планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира. 

Основные направления работы:

1. мир природы: живая и неживая (приобщение детей к важнейшим природоведческим понятиям, пониманию экологических связей, влиянию природы на жизнь человека и т.д.);

2. мир людей (прошлое и настоящее человечества, отношения, духовность, права человека, труд людей);

3. мир предметов (рукотворный мир, свойства предметов, история возникновения вещей).

Поставленные задачи можно решить через разные виды деятельности:

-обучение (непосредственно - образовательная деятельность: ознакомление с природой, окружающим миром)

-игровая деятельность (сюжетно - ролевые, дидактические строительно-конструктивные);

-индивидуальная работа (по разным видам познавательной деятельности);

-самостоятельная деятельность детей (умение самостоятельно находить ответы на свои вопросы, применять уже усвоенные в повседневной жизни опыт, знания в свободной деятельности)

Используются следующие принципы:

Принцип развития;

Принцип природосообразности (учет возрастных особенностей);

Принцип психологической комфортности;

Принцип взаимодействия («ребенок-ребенок», «родители-ребенок», «педагог-родители»);

Принцип формирования деятельности;

Принцип смыслового отношения к окружающему миру;

Принцип здоровьесбережения.

Формы работы с детьми:

Непосредственно-образовательная деятельность 4-х типов:

-информационная, детей знакомят с неизвестными ранее фактами и сведениями о мире;

-занятие – практикум (с детьми проводятся опыты, эксперименты);

-в интегрированной деятельности детям дается максимум представлений о предметах, явлениях, отношениях в процессе разных видах деятельности;

-на итоговых занятиях обобщаются полученные знания по определенной теме;

Познавательная активность ребенка напрямую зависит от насыщенности и информированности окружающей его среды. В  группах создана развивающая предметно-игровая среда: «лаборатория», постепенно наполняющаяся все новыми материалами для экспериментирования и поддержания интереса детей, позволяющая вновь воспроизвести опыт, еще раз утвердиться в своих представлениях

- дидактические игры (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, Геоконт и др.), мнемотаблицы, схемы, модели, развивающие настольные игры, имеется много развивающих дидактических игр; глобус и физическая карта, путешествие по которым – повод для того, чтобы сравнить растительный и животный мир разных уголков земли, узнать как живут там люди, чем занимаются; настенные часы и календари для знакомства с понятием время. В группах имеются полочки умных книг, которая постоянно пополняла новыми книгами познавательного характера (энциклопедии, картинки, иллюстрации и т.п.).

Через интеллектуальные игры: «Самый умный», КВН, викторины, и др. мы старались показать воспитанникам, как много они уже знают и умеют.

В познавательных беседах «Сейчас узнаем» читали или рассказывали детям отрывки из книг, энциклопедий, сообщали им интересные сведения, например, почему идет дождь, почему лягушки зеленые, как делают бумагу и т.д. Дети высказывали свои пожелания, о чем бы они хотели узнать в следующий раз.

Во время экскурсий в природу, в городской музей, в школу, по достопримечательностям города, расширяли и углубляли представление детей об объектах, явлениях природы, событиях окружающей действительности, умение задать вопросы, развивать любознательность. После экскурсий беседовали с детьми о том, что увидели, запомнили, что было самым интересным.

Основные методы и приемы, используемые в работе с детьми по развитию познавательной активности:

Метод предъявления заданий с неопределенным окончанием, что заставляет детей задавать вопросы, направленные на получение дополнительной информации (например, девочка открыла окно и увидела…вопрос: что увидела девочка? Чтобы продолжить рассказ дети вынуждены были задавать мне дополнительные вопросы: какое было время года? где жила девочка: в городе или в деревне? какое было время суток? и т.д., а после этого отвечали на мой вопрос.

Метод, стимулирующий проявление творческой самостоятельности составления аналогичных заданий на новом содержании, (например, предлагала детям подумать: «Что было бы, если бы… пропали птицы? все время была зима?» и т.д., дети придумывали аналогичные вопросы и задавали мне, или друг другу.

Метод «преднамеренных ошибок» (по Ш. А. Амонашвили), когда педагог избирает неверный путь достижения цели, а дети обнаруживают это и начинают предлагать свои пути и способы решения задач (например, говорила детям: наступила весна, птицы улетают на юг. Дети замечали ошибку, исправляли ее, доказывая ошибочность моего высказывания.).

Познавательные интересы ребенка-дошкольника очень рано начинают о себе заявлять. Проявляется это сначала в форме детских вопросов, которыми малыш осаждает родителей с 3-4 лет. Однако станет ли такое детское любопытство устойчивым познавательным интересом или оно исчезнет навсегда, зависит от  взрослых, окружающих ребенка. Взрослые, должны всячески поощрять любознательность детей, воспитывая любовь и потребность в знаниях.

.Считаю, что для того, чтобы успешно развивать познавательные интересы ребенка, взрослые должны знать, чем интересуется их малыш, а уже затем оказывать влияние на формирование его интересов. Следует отметить, что для возникновения устойчивых интересов недостаточно просто познакомить ребенка с новой сферой действительности. У него должно возникнуть положительное эмоциональное отношение к новому. Этому способствует включение дошкольника в совместную с взрослыми деятельность.

Взрослый может попросить ребёнка помочь ему что-нибудь сделать или, скажем, прослушать вместе с ним любимую мелодию. Возникающее у малыша в таких ситуациях чувство причастности к миру взрослых создаёт положительную окраску его деятельности и способствует возникновению у него интереса к этой деятельности. Но в этих ситуациях следует будить и собственную творческую активность ребенка, только тогда можно добиться желаемого результата в развитии его познавательных интересов и в усвоении новых знаний. Нужно задавать ребенку вопросы, побуждающие к активному размышлению.

Можно сделать вывод что в работе с детьми надо использовать традиционные методы (наглядные – наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций; словесные – беседы, чтение художественной литературы, использование фольклора; практические – дидактические игры, опыты, труд детей).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС (из опыта работы воспитателя)

Дети дошкольного возраста любознательны, им нравится наблюдать и экспериментировать. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Значит, и главной задачей педагога б...

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)

 В соответствии с ФГОС ДО в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организо...

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС. (из опыта работы воспитателя).

В соответствии с ФГОС ДОУ работу по ознакомлению детей с окружающим миром необходимо строить в соответствии с их возрастными психологическими особенностями, выбирая адекватные формы, средства, методы ...

Статья "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)"

Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, мы развиваем и детскую любознательность....