Самообразование
материал (средняя группа)

шакирова гульнур фаридовна

Сказкотерапия - как средство развития детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx31.95 КБ

Предварительный просмотр:

Самообразование

Тема: «Сказкотерапия - как средство развития детей дошкольного возраста»

Сказкотерапия – это прежде всего, ЯЗЫК,

на котором можно вести беседы

с душой человека.

Актуальность:

"Маленькие детки - маленькие бедки" - гласит народная мудрость. Действительно, чем взрослее становятся дети, тем больше появляется у них взрослых проблем. Подрастающего ребёнка часто одолевают всевозможные страхи, печаль, гнев и раздражение. Что является причиной этого беспокойства, порой не понимают ни сами дети, ни их родители. Что же делать в таком случае? Как помочь ребёнку? Сегодня существует множество методов, помогающих решить проблемы ребёнка самым приятным для него способом. Одним из главных таких способов является сказкотерапия - метод, позволяющий работать с детьми и взрослыми через сказку.

Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь малыш только начинает узнавать самого себя и этот мир вокруг. И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в общении и одиночестве. Взрослые очень хотят им помочь, но часто не знают, как: убеждения и нравоучения не помогают, а сам малыш не может толком ничего объяснить. В таких случаях и может помочь сказкотерапия. Сказкотерапия с детьми проходит в достаточно свободной форме: обсуждение психологических трудностей проходит на заднем фоне основной творческой или игровой деятельности. Получается, что ребенок одновременно получает удовольствие от занятия, раскрывает свои творческие способности, оказывается, в центре внимания взрослого и преодолевает психологические трудности.


Цель: Цель: повысить уровень собственной компетенции о применении сказкотерапии в работе с детьми. Предупреждение и коррекция познавательного и личностного развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. расширение и совершенствование психологических методов воспитания и обучения дошкольников;

2. овладение новыми формами, методами и приемами работы

3. изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта новейших достижений педагогической и психологической наук, новых педагогических технологий.


Задачи сказкотерапии:

1. Дать социально приемлемый выход агрессии и другим негативным чувствам.

2. Получить материал для психодиагностики.

4. Проработать подавленные мысли и чувства.

5. Установить контакт с ребенком.

6. Развить самоконтроль.

7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах.

8. Развить творческие способности и повысить самооценку


«Сказкотерапия» - здоровьесберегающая педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.

Основной принцип сказкотерапии: педагогическая поддержка – решение сложной проблемы совместными, приемлемыми для конкретного воспитанника способами и приёмами. Главный критерий реализации данного принципа – удовлетворённость детей самой деятельностью и её результатами, снятие эмоциональной напряжённости.

Сказкотерапия - это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту. Это наиболее эффективный способ коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. В результате активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи.


Этапы реализации

Задачи

Сроки

Подготовительный

Знакомство и изучение практических методов использования различных сказок в дошкольном обучении и воспитании (методические пособия, наработки, обмен опытом).

Изучение психолого – педагогической,

методической литературы

по теме самообразования.

Изучение материалов на интернет ресурсах:irinazaytseva.ru

naturopiya.com

psichologvsadu.ru

kladvsebe.ru

Сентябрь - декабрь

Диагностический

Создание программы коррекционной оод для дошкольников с использованием приемов и методов сказкатерапии;

-Предупреждение и коррекция познавательного и личностного развития;

-Коррекция отклонений в познавательном и личностном развитии детей дошкольного возраста;

- Профилактика негативных тенденций социального развития дошкольников.

риёмов и методов сказкотерапии.

«Лесенка» - исследование самооценки.

Тест «Дорисовывание» - исследование образного мышления.

Беседа о страхах.

Январь - февраль

Практический

Введение в практику коррекционной работы методов сказкотерапии.

Разработка консультаций для педагогов ДОУ, родителей воспитанников основанных на содержании сказок, для групповой, тренинговой работы с детьми дошкольного возраста.

Обобщение собственного опыта педагогической деятельности.

Март - Июль

Аналитический

Анализ созданных педагогических условий для развития темы самообразования.

август


Создание предметно – развивающей среды

Наименование

Сроки

Пополнить «Уголок искусств» новыми пособиями по теме «Сказка».

Сентябрь

Октябрь

Дидактическая игра «Узнай сказку»

В течение года

Папка презентаций по сказкам.

В течение года

Трафареты сказочных героев для рисования

Декабрь

Январь

Подготовка бумажных шаблонов и ксерокопий для раскрашивания на занятиях и в свободной деятельности по теме «Сказка»

Февраль

Март


Работа с детьми

Наименование

Сроки

«Домики» — групповое арт-терапевтическое занятие.

Сентябрь

«Страшилки» Выявляет скрытые страхи детей, позволяет их гипертрофированно прорисовать. Заранее готовим незавершенный рисунок какого-нибудь страшного персонажа: ведьма, чудовище, скелет, вампир.

Октябрь

«Страшная маска» Страшная маска дает возможность детям спроецировать свои страхи, выразить их в виде лица, побыть самому этим страхом и ощутить победу над ним.

Ноябрь

«Красивый рисунок» задание на снятие напряжения и выражение эмоций. Во время занятия детям приходится много взаимодействовать, учитывать свои и чужие интересы, учиться быть активными или уступать

Декабрь

«Продолжи рисунок» — коллективное занятие Ребенок рисует один элемент и передает рисунок дальше. Ведущий следит за тем, чтобы дети долго не задерживали работы у себя, вклад всех в рисунок должен быть примерно равным.

Январь

«Мандала» или рисунок в круге– это символ колеса жизни. Его можно заполнить любым содержанием, в зависимости от внутреннего состояния ребенка и внешних факторов, оказывающих на него влияние.

Февраль

«Цвета настроений» – арт-терапевтическое занятие. В зависимости от выбираемых ребенком красок, их сочетаний, создаваемых форм и, имея ключ в виде предыдущих работ, можно продиагностировать состояние своего ребенка.

Март

Песочная терапия Упражнение «Песочный круг» Ребенок на песке любым способом рисует круг и украшает его различными предметами (камешками, пуговицами, монетами, бусинами и т.д.). После этого ребенок должен дать название своему кругу.

Апрель

Упражнение «Победитель злости»

Май

ООД:

Крест - игра (Сред.гр.) «На поиски клада» разв. речи

«Путешествие морских путешественников и попугая Кеши»

«В гостях у сказки»

«У страха глаза велики»


Работа с родителями:

Тема

Сроки

Квест – игра «Семейное Путешествие»

На усмотрение педагога

Консультация «Сказкотерапия или сказочное лечение души». Оказать помощь родителям в воспитании детей искусством.

Сентябрь

Выставка семейных рисунков «Моя любимая сказка». Привлечь родителей к участию в жизни детского сада. Вызвать у детей и родителей положительные эмоции.

Октябрь

Изготовление костюмов, атрибутов для театрализованной деятельности. Вызвать у родителей интерес и желание участвовать в жизни детского сада.

Ноябрь

Создание книжного уголка. Акция «Подари детям книгу». Привлечь родителей к созданию книжного уголка.

Декабрь

Фото - конкурс «Я похож на литературного героя».

Январь

Подбор иллюстраций «Книжные иллюстрации к сказкам"

Февраль

Подготовить консультацию "Каждому возрасту своя сказка"

Март

Показать слайдовую презентацию «Влияние сказок на психическое развитие ребенка»

Апрель

Мастер – класс «Путешествие в сказку»

На усмотрение педагога

Отчет по самообразованию - презентация.

Май

Памятка «Как правильно читать сказки»


Работа с педагогами:

Наименование

Сроки

1.Сбор книжных иллюстраций

2. Привлечь педагогов других групп к подготовке атрибутов к оод.

1 квартал

1. Оформление буклетов, памяток для педагогов по теме: "Каждому возрасту своя сказка», «Проведение оод по сказкотерапии»

2.Мастер – класс «Лечение сказкой»

2 квартал

1. Подготовка консультации для педагогов "Настольный театр», «Сказкатерапия в оод по речевому развитию»

3 квартал

Мастер – класс «Сказка ложь, да в ней намек»

Мастер – класс «Сказкатерапия»

На усмотрение педагога


Предполагаемый результат:

- Дети должны знать признаки, по которым мы узнаем сказку, какие бывают сказки;

- Знать сказки народов;

- Выразительно передавать содержание сказок, замечать характерные особенности изображения персонажей в книжных иллюстрациях;

- Уметь передавать р рисунке эпизоды знакомых сказок.






Список литературы:

  1. Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева «От рождения до школы» Москва 2010
  2. Вачков И.В. Введение в сказкотерапию. — М. Генезис. 2011 г.
  3. Н.А. Сакович  "Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования" (Учебно-методическое пособие) Часть 2. Сказкотерапевтические технологии, Минск 2003 г.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. /Сборник программ по сказкотерапии - СПб.: Речь
  5. В. Гнездилов "Авторская сказкотерапия", СПб.: Речь, 2004
  6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь
  7. Бреслав Г.М. Эмоциональные процессы. – Рига, 1984.
  8. Былкина Н.Д., Люсин Д.В. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе // Вопросы психологии. 2000. № 5.С. 23-27.
  9. Додонов Б.И. В мире эмоций. – Киев, 1987.
  10. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника //Эмоциональное развитие дошкольника. – М., 1985.
  11. Запорожец А.В. и др. Эмоциональное развитие дошкольника: пособие для воспитателей детского сада. – М., 1985.
  12. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика. - М.,2004.
  13. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург,2004.
  14. Михайлова А.Я. Современный ребенок и сказка: проблемы диалога. – М., 2002.
  15. Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. - М., 2002.
  16. Поляк Л.Я. Театр сказок: сценарии для дошкольников по мотивам русских сказок.- СПб., 2001.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...