"Тундось сась" (конспект занятия по дополнительному образованию)
материал (старшая группа)

Прасолова Светлана Юрьевна

"Тундось сась" (конспект занятия по дополнительному образованию)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesna._konspekt_zanyatiya.docx21.39 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ " Тундось сась"

Цель: закрепить знания детей по пройденным темам.     

Задачи:

  1. Активизировать в речи детей слова  на тему «Весна» на эрзянском языке.
  2. Закрепить названия частей тела на эрзянском языке.
  3. Формировать умения в форме игры запоминать  слова на эрзянском языке.
  4. Побуждать детей рассказывать  стихи  на эрзянском языке, желание играть в мордовские подвижные игры.
  5. Воспитывать желание разговаривать на эрзянском языке.
  6. Развивать внимание, память, разговорную речь, умение понимать и отвечать на вопросы воспитателя.

Методические приёмы:

  1. Приветствие.
  2. Загадывание загадок.
  3. Стихотворения о весне.
  4. Игра «Говорящий куб».
  5. Игра-знакомство «Тон кият?»
  6. Физкультминутка.
  7. Игра "В платки"
  8. Итог занятия.

Предварительная работа:
-беседы на тему: «Весна»;
-рассматривание картинок;
-разучивание стихов о весне;
-разучивание подвижных игр; 

- слушание народной мордовской музыки.

 Материалы и оборудование:  куб с картинками на тему «Весна», предметные картинки на тему "Весна",  кукла Алдуня.

Ход занятия:

Вводная часть:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Шумбратадо,  эйкакшт!  Шумбратадо, инжеть!

Дети: Шумбратадо, Светлана Юрьевна!

Воспитатель: Ребята,  а сейчас давайте поздороваемся с нашими частями тела.

Физкультминутка

Воспитатель:

Шумбратадо, монь сельметне?

(поглаживая глаза)

Шумбратадо, монь щёкатне?

(поглаживая щечки)

Шумбратадо, монь пилетне?

(поглаживая ушки)

Шумбратадо, монь кедьтне?

(поглаживая руки)

Шумбрадо, монь пильгетне?

(поглаживаем ноги и тихонечко топаем)

Шумбратадо!  Все проснулись?

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

Воспитатель:(стук в дверь) Эйкакшт,  кие-бути миненек сась? Кто к нам пришёл? Это кукла Алдуня.  Она пришла к нам не с пустыми руками: с волшебной веточкой и с загадками. Мы будем передавать веточку и говорить, как каждого зовут. Монь лемем- Светлана Юрьевна, мон - тейтерне. Монь лемем - Миша, мон- цёрыне...

Течи минь  карматано кортамо  тундодо. – Сегодня мы поговорим о весне. О весне поэты написали много красивых стихов, в которых выразили свои чувства, настроение. Давайте, ребята, расскажем Алдуне о весне. Слушай, Алдуня!

Ребёнок.

Взгляните, как стало красиво вокруг!

Уже зеленеют деревья и луг.

Пришла к нам весёлая гостья - Весна

 И всё пробудилось от зимнего сна.

Ребёнок.

Ашо ловнесь солы,

Чудикерькст чудить.

Чинть ало нармунтне

Гайтевстэ морыть.

Воспитатель: Очень красиво весной: всё оживает, расцветает. На нашей картине как-то пусто, не по-весеннему. Что же делать? Эйкакшт, нам поможет Алдуня. Она принесла нам загадки, с помощью них мы и преобразим картину.

Я раскрываю почки,

В зелёные листочки.

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня ...

(Весна - Тундо)

Тунда лембе. ( Дети повторяют)

Один огонь

Всю землю согревает.

(Солнце - чипай)

Чипаесь лиссь - ловось солась. (Дети повторяют)

Солнце греет у порога

И растаяли сугробы.

Потекли рекой ручьи.

Прилетели к нам...

(Птицы - нармунть)

 Эйкакшт, тунда сыть нармунтне. (Дети повторяют)

 Первым вылез из землицы

 На проталинке.

 Он мороза не боится,

 Хоть и маленький.

(Подснежник - цеця) 

Тунда появить цецятне.  (Дети повторяют)

Летом вырастают зелёными,

 А осенью опадают желтыми.

(Листок- лопа)

Тунда появить пиже лопат. (Дети повторяют)

Воспитатель: Эйкакшт, посмотрите, как красиво мы преобразили картину. Нравится вам? Ребята, давайте расскажем Алдуне, какая у нас получилась красивая картина. ( Дети рассказывают на эрзянском языке). Весной не только природа оживает, но и дикие животные просыпаются. Они тоже радуются весне. Каких диких животных вы знаете? (Дети называют и тоже прикрепляют на картину: сеель, овто, ривезь, нумоло, ур.)

Лесные животные собрались на полянке и стали играть.

Давайте и мы с вами поиграем!?

Игра "В платки"

Водящего выбираем с помощью мордовской считалки.

Вейке, кавто, колмо. ниле

Мон сэвинь саразонь пиле.

Кавто, колмо. ниле, вете

Кинень понги псакань пекесь?

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в « говорящий куб» На нём разные картинки. Мы сначала назовем на русском языке предмет, а затем на эрзянском.

Ребенок катит куб приговаривая:

Катись, вертись, на бочок ложись.

- Это листочек. Те лопа.

- Это птица.  Те нармунь.

- Это солнце. Те чипай.

-Это трава.  Те тикше.

-Это цветок. Те цеця.

- Это дерево.  Те чувто.

Воспитатель: Молодцы. Ребята, вам понравилось занятие? Давайте расскажем Алдуне, что вам понравилось больше всего?

Ответы детей.

Воспитатель: - Молодцы, ребята. До свидания! А теперь давайте попрощаемся на мордовском языке с Алдуней.

 -Вастомазонок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по дополнительному образованию для дошкольников«Знакомство с различными видами тканей»

Основная задача кружковой работы заключается в формировании у дошкольников трудовых навыков, творческой активности, в воспитании эстетического ощущения и художественного вкуса....

Конспект занятия по дополнительному образованию «Овощи и фрукты» (кружок Мокшаночка)

Конспект занятия по дополнительному образованию «Овощи и фрукты» ...

Конспекты занятий кружка дополнительного образования "Сеансы здоровья" (релаксация)

Вашему вниманию представляю приложение к Рабочей программе кружка дополнительного образования:"Конспекты занятий кружка "Сеансы здоровья" (релаксация)"...

Конспект итогового занятия по дополнительному образованию «Юный шахматист»

Дидактические игры,загадки,задания по начальному обучению шахматной игре старших дошкольников....

Конспект занятия по дополнительному образованию «Игралочка» математика для детей 3-4 лет Тема занятия: «Шар»

Цель: Формировать представления о свойствах геометрического тела «Шар». Формировать умение увеличивать множество путём прибавления.Задачи:Образовательные:- формировать на предметной о...