конспект занятия "Волшебная бумага"
план-конспект занятия

Ольга Федоровна Перекальская

Конспект занятия  для детей разновозрастной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bumagga.docx23.23 КБ

Предварительный просмотр:

       Муниципальное дошкольное образовательное учреждение д/с №13»Ручеек»

                    с.Толстовка Саратовской области Краснопартизанского района

Непосредственно-образовательная деятельность.

   Опытно-экспериментальная деятельность

               «Волшебная бумага»

        

                   Разновозрастная группа

             Воспитатель: Перекальская О.Ф.

                               

                            2018-2019гг

Цель: Продолжать знакомить детей с историей бумаги, рассмотреть разные виды бумаги и ее качества, рассказать о ее назначении и изготовлении.

Задачи: Дать знания о свойствах бумаги, делать опыты с бумагой. Активизировать речь детей, развивать ретроспективный взгляд на бумагу, развивать память, мышление, внимание, интерес. Развивать творчество, навыки конструирования.

Материалы: черный ящик, камни, береста, дощечка вощеная, 3 конверта с раскрасками, мяч, разные виды бумаги для экспериментирования, емкости с водой, ножницы, спички, клей, кисти, образцы бумаги для создания альбома

Ход ОД:

Организационный момент.

Воспитатель: Настроение у нас – отличное,

(показ сжатыми кулачками и поднятым вверх большим пальцем)

А улыбки – дело привычное,

(показ рисование улыбки на лице – указательными пальцами обеих рук)

Пожелаем друг другу добра,

(руки в стороны над головой и опустить вниз.)

Ведь играть начинать нам пора!

А язычок готов работать? Да!

Покажи – ка детвора! (высовывают язычок и балуются)

Воспитатель.

Посмотрите, что стоит у меня на столе? Это черный ящик. Что же может быть в нем? Дам подсказку- эти предметы использовались для письма. (ответы детей, затем достаю из ящика камни, бересту и дощечку)

В давние времена бумагу делать не умели, но людям необходимо было передавать друг другу послания. И они стали придумывать, как это можно сделать.

Первобытный человек разрисовывал каменные стены своей пещеры, оставляя потомкам заметки о своей удачной охоте. Но эти письма были слишком тяжелыми, их нельзя было перенести куда-то, да и места в пещере было не очень много.

В Древней Греции и в Риме люди писали на деревянных дощечках, покрытых воском. Это был уже существенный прогресс, так как слой воска позволял стирать старый и писать на той же дощечке новый текст.

А вот наши предки- славяне наносили свои тексты на бересту, то есть на наружный слой березовой коры, деревянными, костяными или металлическими стержнями, похожими на карандаш. Их древние письма назывались берестяными грамотами.

Давайте попробуем и мы писать, как древние люди.( Дети пробуют написать что-нибудь на предметах)

Нравится вам так рисовать? Интересно, но не очень легко, правда? Поэтому люди стремились найти более легкий и удобный материал для письма. Как вы думаете, что же это было? (ответы детей) Правильно, бумага.

Первая бумага появилась в Китае. Для ее создания необходимо было растолочь волокна шелковицы, древесную золу, тряпки и пеньку. Затем смешать все это с водой, а получившуюся массу выложить на форму.

После сушки на солнце эту массу необходимо было разгладить с помощью камней. В результате получались прочные листы бумаги, пригодной для письма. Процесс ее изготовления был трудоемким, поэтому бумага стоила очень дорого.

Ребята, кто мне скажет- из чего делают бумагу сейчас? (ответы детей)

На бумажную фабрику привозят бревна. На фабрике с них сдирают кору, измельчают на щепки, которые отправляют на варку. Потом древесину помещают в специальную машину, у которой много валиков. Одни валики отжимают, другие высушивают, третьи полируют. Так переходя с валика на валик, древесина превращается в белую бумагу.

Мы очень любим рисовать, для этого нам тоже нужна бумага. Для младших детей у меня есть конверт –сюрприз. Вы можете пойти и посмотреть, что же в нем. (дети мл. в. уходят с занятия)

Как часто и для каких целей нам нужна бумага? Посмотрите вокруг и подумайте. Я буду бросать вам мяч, тот кто его поймает называет предметы, при изготовлении которых использовалась бумага.

Игра «Волшебная бумага»

Воспитатель: а теперь подумайте и скажите- может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги? (ответы детей)

Как вы думаете, почему из бумаги нее делают мебель, не шьют одежду?

Дома строят из камня, одежду шьют из ткани, потому что эти материалы прочные и надежные. А прочная ли бумага? Мы проверим.

Я хочу пригласить вас в лабораторию, где мы будем проводить опыты с бумагой.

Экспериментальная часть.

Изучение свойств бумаги.

А сейчас мы с вами узнаем, какой же бывает бумага. Возьмите в руки бумагу, которая лежит у вас на столах, потрогайте ее.

Что вы можете сказать о ней, какая она? (Дети по очереди пробуют бумагу на ощупь, определяют ее на ощупь и описывают свойства) .

А вот какими свойствами обладает бумага, мы сейчас узнаем и для этого проведем ряд экспериментов:

1) Для начала, возьмите в руки лист бумаги и лист картона, и попробуйте смять его? Мнется? Скрутите? Согните? (скручивается, сгибается). (Ответы детей).

Вывод: чем толще бумага, тем она труднее мнется, скручивается, сгибается.

2) А теперь порвите. Рвется? Прочная бумага?

Бумага рвется, а значит она непрочная.

Вывод: картон толще, чем бумага, бумага рвется по легкости в зависимости от толщины. 

3) Возьмите ножницы и разрежьте сначала бумагу, потом картон.

Вывод: картон толще, чем бумага. Бумага режется по легкости в зависимости от толщины.

А как вы думаете, можно соединить бумагу? Как? (Склеить, сшить, переплести).

4) А теперь положите лист бумаги в емкость с водой. Опустить в воду сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги. Что произошло?

Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Бумага боится воды, бумага материал не прочный.

 

5) Посмотрите, ребята, теперь я подожгу бумагу. Что с ней произошло?

 Вывод: бумага горит.  

Выводы исследований.

1. Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая.

2. Бумага бывает прочной и не прочной.

3. Бумага боится воды.

4. Бумага может резаться ножницами или разрываться руками.

5. Бумага горит

Воспитатель: А  еще из бумаги можно делать различные поделки. Некоторые из них находятся в конверте- сюрпризе. Предлагаю отнести их нашим малышам и поиграть с ними. (уходят дети среднего возраста)

Создание коллекционного альбома «Виды бумаги»

- Ребята, есть много видов бумаги. Я вам предлагаю собрать некоторые из них.

(Ребята по очереди подходят и наклеивают виды бумаги  на альбомный лист-  

 салфетка, газета, открытка, цветная, гофрированная, бархатная, обойная, тетрадная и т.д.)

Вот какая замечательная коллекция у нас с вами получилась! Молодцы, хорошо потрудились!

Заключительная часть
Ну, что ж, пора возвращаться из лаборатории.

Интересно вам было? А что нового вы узнали про бумагу?

Вы сегодня хорошо позанимались, мне понравилось работать с вами, поэтому и для вас тоже я приготовила пакет- сюрприз.

Занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Бумага и её свойства"

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников Благодаря использованию различных игровых приемов, общей сюжетной линии, смене видов деятельности и положительной эмоц...

Конспект НОД " Бумага"

Конспект НОД " Бумага"...

Конспект НОД "Бумага и её свойства"

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим, для детей старшей группы с элементами ТРИЗ...

Конспект НОД "Бумага и ткань"

Конспект по познавательному развитию...

Конспект ООД «Бумага и ее свойства»

Развитие представления детей о свойствах бумаги (мнется, рвется, намокает)....

Конспект НОД "Бумага и ткань"

Конспект НОД по познавательной деятельности с элементами экспериментирования для детей младшего возраста "Бумага и ткань"...

Конспект занятия "Бумага"

Образовательная область "Познавательное развитие"...