Конспект занятия "Бумага"
план-конспект занятия

Акулова Ирина Васильевна

Образовательная область "Познавательное развитие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_bumaga.docx25.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия  в подготовительной  группе

по познавательному развитию

Тема: «Бумага»

Цель.  Формирование представлений детей о бумаге, её свойствах и качествах.

Задачи:

1.        Закрепить и систематизировать знания детей о бумаге, познакомить с процессом изготовления бумаги.

2.        Формировать представления детей о бумаге, её свойствах на основе экспериментирования – изготовления бумаги, учить делать выводы.

3.        Обогащать словарный запас детей, используя методы ОТСМ-ТРИЗ-РТВ технологии.

4.        Развивать познавательную активность детей, связную речь, творческое воображение.

5.        Воспитывать бережное и экономное отношение к бумаге.

Материал и оборудование: Мультимедийная установка, видеофрагмент «Фиксики о бумаге», коробка, книга «Приключения Буратино», макет «Бумажная фабрика», 8 шапочек, 8 фартуков, резиновые перчатки, блендер, гуашь 2 цвета, 3 подноса, крахмал, клей ПВА, одноразовые ложки, салфетки, целлофановый пакет, альбомные листы, ткань, монетка, карандаши, заготовка цветов, блюдо с водой.

Предварительная работа: создание макета «Бумажная фабрика», замачивание кусочков бумаги в теплой воде, просмотр мультфильма «Как делается бумага».

Ход занятия:

(Дети заходят в группу, встают в круг, приветствие.)

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Воспитатель: Давайте ребята поздороваемся с гостями.

Воспитатель: Ребята, возьмемся с вами за руки и послушаем тишину.

Воспитатель: Никита, что ты услышал?

Дети: Дует ветер, гудит лампа.

Воспитатель: Даша, что ты услышала?

Дети: Шелест бумаги.

Воспитатель: Ребята, я приготовила для вас сюрприз, а чтобы узнать, что лежит в коробке, нужно отгадать загадку.

Загадка: Не куст, а с листочками

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

Дети: Книга.

Воспитатель: Правильно ребята, в коробочке лежит книга. А как вы думаете, из чего сделана книга?

Дети: Из бумаги.

Воспитатель: Книги делают из бумаги, а из чего делают бумагу?

Дети: Из дерева, из некоторых растений, из старой бумаги (макулатуры).

Воспитатель: Интересно, а можно самостоятельно сделать бумагу?

Дети: Да, давайте попробуем сделать бумагу самостоятельно.

Воспитатель: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?

Дети: Сегодня на занятии мы будем говорить о бумаге, узнаем, как сделать бумагу самостоятельно.

Воспитатель: Правильно, ребята, сегодня на занятии мы узнаем, как делают бумагу, какие виды и свойства есть у бумаги, узнаем почему нужно беречь природу и сделаем бумагу ручной работы. В жизни мы очень часто сталкиваемся с бумагой дома, в детском саду. Ребята, а для чего человеку необходима бумага?

Дети: Рисуем, пишем на бумаге, делаем поделки из бумаги. Делают книги, альбомы, раскраски из бумаги.

Воспитатель: Чтобы узнать, как делают бумагу, нужно отправиться на бумажную фабрику. Вы готовы, ребята отправится на бумажную фабрику?

Воспитатель: Произносим волшебные слова: топни, хлопни, повернись и на фабрике бумажной очутись. Вот мы и очутились на фабрике. Бумагу изготавливают на бумажной фабрике, на целлюлозно-бумажном комбинате. (В группе на столе стоит макет бумажной фабрики).

Воспитатель: Посмотрите вот на эту бумажную фабрику.

Ребята, какие виды бумаги делают на бумажной фабрике?

Дети: Цветная, бархатная, самоклеящаяся, писчая, альбомная, картон, гофрированная, тонированная, фотобумага.

Воспитатель: А чтобы узнать,  как делают бумага на фабрике, есть кинозал. Проходите.

Воспитатель: Фиксики вам расскажут, как делают бумагу в наше время. (Фрагмент «Фиксики о бумаге»).

Воспитатель: Ребята, мы с вами узнали процесс изготовления бумаги. Каждый день идет вырубка леса для того, чтобы у нас с вами были тетради, книги, блокноты, журналы, газеты и т.д. И чтобы не рубить понапрасну деревья в лесу, нам нужно бережнее относиться к бумаге, экономнее использовать ее. Чтобы сделать 10 альбомов для рисования пришлось срубить одно дерево. (показ картинки). Чем больше делается бумаги, тем меньше остается деревьев. Если вы будете беречь бумагу, то сохраните много деревьев.

Воспитатель: Ребята, как нужно относиться к бумаге, чтобы спасти деревья от вырубки?

Дети: Чтобы спасти деревья от вырубки нужно научиться беречь бумагу, не выкидывать бумагу, а сдавать макулатуру. Ее переработают, и снова получится новая бумага.

Воспитатель: Сейчас я приглашаю вас в лабораторию на нашей фабрике. В лаборатории будем проводить опыты с бумагой, узнаем свойства бумаги, попробуем сделать бумагу самостоятельно.

Опыт №1 «Бумага рвется» (Схема «Рваная бумага»).

Цель: сравнение бумаги с другими материалами.

Воспитатель: Возьмите целлофановый пакет и попробуйте разорвать. Возьмите альбомный лист бумаги и попробуйте разорвать. Возьмите кусок ткани и попробуйте разорвать. Что было легче разорвать? Что труднее? Какой сделаем вывод?

Дети: Альбомная бумага рвется легко, целлофановый пакет растянулся, а ткань оказалось очень трудно разорвать. Можно сделать вывод, что бумага легко рвется.

Опыт № 2 «Исследование свойства бумаги на вдавливаемость».

Цель: выяснить, как бумага вдавливается.

Воспитатель: Возьмите ребята монетку и положите ее под лист бумаги, заштрихуйте это место карандашом. Что получилось?

Дети: На бумаге «появился» рисунок монеты. Появилась монетка на бумаге.

Воспитатель: Как вы думаете, почему так получилось? Какой вывод можно сделать?

Дети: Бумага имеет свойство вдавливаться.

Опыт № 3 «Волшебные цветы».

Цель: исследовать свойства бумаги – бумага намокает.

Воспитатель: Возьмите заготовку цветка, лепестки цветка загибаем к центру цветка. Цветок для опыта готов. Аккуратно положите цветок на поверхность воды. Теперь наблюдаем, что произойдет дальше. Что произошло с цветком?

Дети: Цветок распустился.

Воспитатель: Как вы думаете, почему бумажный цветок в воде стал распускаться?

Дети: Бумага в воде намокает, набухает и постепенно становится тяжелее и сгибы начинают распрямляться.

Воспитатель: А сейчас ребята мы с вами покажем, как делают бумагу.

(Физкультминутка под музыку)

Лесорубы дерево срубили,                         (имитация движение топора)

На станке на части разделили,                   (руками разводят в разные стороны)

Чурбачки на щепки порубили,           (стучат ребром ладони о другую ладонь)

И в растворе долго их варили,                (имитация движений поварешки)

А потом всю жидкость отжимают,         (отжимают руками)

Валиком утюжат, сушат, гладят.            (имитация движений утюга)

Так выходит чистый лист бумаги          (показ двух ладоней, поднятых вверх)

Для журнала, книги и тетради.              («открывают» две сложенные ладони)

Воспитатель: Вспомним, что мы вчера с вами делали…  

Дети: Рвали бумагу на мелкие кусочки и заливали теплой водой.

Воспитатель: Сейчас мы с вами будет делать бумагу. В  миску с массой перемешиваете 2 ложки клея и  добавляете  2 ложки крахмала. Аккуратно все перемешиваете. Добавляете гуашь нужного вам цвета. Сначала мы перемешаем массу одного цвета, затем только другого. У одних получится бумага красного цвета, у других желтого. Миксер  нужен нам для того, чтобы масса получилась однородная.

Аккуратно выкладываем массу на противень, сверху кладем доску, чтобы масса была под гнетом и лишняя вода стекала.  Через дня два посмотрим, какая бумага у нас получилась. (Дети начинают работать в лаборатории).

Воспитатель: А сейчас нам ребята пора отправляться в группу. Топни, хлопни, повернись и в группе очутись.

Воспитатель: Вот мы с вами и побывали на бумажной фабрике.

Рефлексия. Эвелина, возьми из мешочка один кубик. Что интересного узнала Эвелина на занятии? (дети по очереди достают кубики из мешочка и отвечают на вопросы).

- Сегодня на занятии я узнал(а)… (способ изготовления бумаги)

- Больше всего мне понравилось на занятии… (проводить опыты)

- Теперь я могу…(сделать бумагу дома с мамой)

- На занятии у меня получилось… (узнать свойства бумаги)

- Меня удивило… (что бумагу делают из деревьев, что бумагу можно делать из макулатуры)

Воспитатель: Молодцы, ребята, спасибо вам за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....