Конспект НОД "Бумага и её свойства"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Белова Светлана Анатольевна

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим, для детей старшей группы с элементами ТРИЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx16.32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим

с детьми старшей группы

«Бумага и её свойства».

Задачи:

1. Уточнить представления детей о бумаге, дать знания о её свойствах, процессе изготовления и её применении. 

2. Упражнять в классификации предметов, изготовленных из разных материалов. 

3. Развивать связную речь посредством полных ответов на вопросы. 

4. Продолжать учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

5. Воспитывать у детей бережное отношение к книгам.


Словарная работа: картон, бумажная, рвётся, тонкая, плотная, гладкая, шероховатая, писчая.

Индивидуальная работа: учить отвечать полными ответами на вопросы, учить делать выводы.

Оборудование: образцы бумаги разного вида, материалы для дидактической игры «Что из чего сделано?», картинки для показа во время рассказа воспитателя, материалы для опытов.


Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня к нам в гости пришёл Старичок-лесовичок. И пришёл он не случайно, ведь речь на занятии пойдёт о предмете, которым он очень дорожит. Хотите узнать что это?

(Да)

Воспитатель: Хорошо. Сначала отгадайте загадку, которую вам загадает Старичок-лесовичок:

Не куст, а с листочками, 

Не рубаха, а сшита,

Не человек, а рассказывает? 

(Книга) 
Воспитатель: А как вы думаете, из чего сделана книга? 

(Из бумаги) 

Воспитатель: Старичок-лесовичок шепнул мне на ушко, что его любимая книжка про Буратино. Мы с вами тоже читали эту книжку. Давайте вспомним, из чего сделан Буратино?

(Из полена, дерева) 

Воспитатель: Почему дерево и бумагу называют родственниками? 
Воспитатель: Потому, что бумагу делают из дерева. Как её делают, я расскажу позже, а сейчас мы с вами поговорим о бумаге и её свойствах. У вас на столах лежат образцы разной бумаги. Посмотрите на неё и скажите, какая бывает бумага? 

(Тонкая, плотная, картон, гладкая, белая, цветная) 

Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь мы с вами с помощью опытов узнаем свойства бумаги.

ОПЫТ № 1

Воспитатель берёт яркую игрушку, сажает её на стол. Сначала воспитатель берёт стекло и через него дети рассматривают игрушку. Почему мы видим игрушку? Потому, что стекло прозрачное.

А теперь вместо стекла, мы берём лист бумаги. Видно через бумагу игрушку?

Нет. А почему? Потому, что бумага не прозрачная.

Это первое свойство бумаги, которое мы узнали. Ребята, какая бумага?

Вывод: Бумага не прозрачная.

ОПЫТ № 2.

Сейчас мы проведём второй опыт. На столе стоят два стакана с водой. В один стакан я опущу металлический предмет (ложку, а в другой – бумажный (салфетку). Что произошло с ложкой? Ничего. А что случилось с бумажной салфеткой? Она промокла насквозь. 

Как вы думаете, ребята, если на улице пойдёт дождь, мы будем прятаться под бумажным зонтиком? Нет. А почему? Потому, что бумага промокает и пропускает воду. 

Это второе свойство бумаги. Ребята, какая бумага?

Вывод: Бумага промокает.

ОПЫТ № 3.

У меня есть две ленточки. Одна бумажная, а вторая из ткани. Сейчас две девочки попытаются завязать эти ленточки кукле Маше. Ленточка из ткани завязывается, а из бумаги рвётся.

Это третье свойство бумаги. Ребята, какая бумага?

Вывод: Бумага легко рвётся.

Воспитатель: Итак, мы с вами провели три опыта и узнали о некоторых свойствах бумаги. Какие вы знаете свойства бумаги? 

(Бумага рвётся, не прочная, промокает, пропускает воду, не прозрачная)

А сейчас Старичок-лесовичок проведёт свою любимую физминутку:

Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на стульчик снова сесть.

Воспитатель: А теперь мы с вами поиграем в игру «Хорошо-плохо». Давайте вспомним правила игры: я называю объект, а вы определяете его положительные и отрицательные свойства.

Проводится игра "Хорошо-плохо" (ТРИЗ-технологии)

Цель: учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

Правила игры: Ведущим называется любой объект или в старшем дошкольном возрасте система, явление, у которых определяются положительные и отрицательные свойства.

Ход игры:

В: Человек изобрел бумагу. Бумага - это хорошо, почему?

Д: С помощью бумаги мы учимся читать и писать.

В: Бумага - это плохо. Почему?

Д: Это не прочный материал. Она может сгореть, намокнуть, ее можно смять.

Воспитатель: Молодцы, ребята! В начале занятия я обещала вам рассказать, как делают бумагу. Садитесь и послушайте.


РАССКАЗ ВОСПИТАТЕЛЯ

(сопровождается показом слайдов)

В древние времена люди редко ездили из одной страны в другую. Но им тоже нужно было общаться. Они писали друг другу письма. Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. Одни народы писали на сырых глиняных плитках, другие – на дощечках, залитых воском. На них буквы выдавливали острой палочкой. Некоторые писали на пальмовых листьях. Ещё писали на коже животных. Её очищали от шерсти и жира, растягивали, высушивали и писали. Такую кожу называли пергамент. А на Руси писали на берёзовой коре – бересте.

Впервые бумага была изобретена в древнем Китае две тысячи лет назад. Они делали бумагу так: в большой каменный сосуд клали кору деревьев, щепки, наливали воду и долго растирали, пока не получалась каша без комков. Потом эту кашу выливали на рамку с сеточкой из шёлковых ниток и трясли, пока каша не разольётся по всей сетке ровным тонким слоем. Вода стекала, и на сетке оставался тонкий лист бумаги. Его снимали, сушили.

В наше время бумагу делают приблизительно так же. Только всё это выполняет специальная машина для производства бумаги.

Воспитатель: А теперь давайте сыграем в игру «Что из чего сделано?» У вас на столах лежат конверты с картинками разных предметов. Положите их перед собой и внимательно рассмотрите. Сейчас я буду показывать какой-нибудь предмет, а вы подумайте, из чего он сделан, и на своих картинках найдите предмет, сделанный из того же материала. 

Стакан – стеклянный;

Ложка – металлическая;

Салфетка – бумажная;

Дощечка – деревянная.

Подведение итогов: наше сегодняшнее занятие было посвящено бумаге. Какими свойствами обладает бумага?

(Бумага рвётся, не прочная, промокает, пропускает воду, не прозрачная)

Старичок-лесовичок угощает всех детей сладкими подарками и прощается с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект "Нефть и ее свойства"

Совместная исследовательская деятельность детей и воспитателя....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ Конспект занятия «Знакомство со свойствами песка» (СРЕДНЯЯ ГРУППА)

Конспект  данного занятия предназначен для детей 4-5 лет для ознакомления со свойствами песка. Занятие может проводиться как в группе, так и на участке детского сада....

Конспект комплексного занятия. Тема: Свойства воды.

Конспект комплексного занятия в средней группе детей с ОНР в ГБОУ№ 865 компенсирующего вида.  Тема: Свойства воды....

Конспект занятия по экологии "Свойства аоздуха"

Занятие по экологии на тему "Свойства воздуха" для старшей группы...

Конспект занятия по экологии "Свойства бумаги"

Конспект занятия по экологии во 2 младшей группе "Свойства бумаги"...

конспект нод "мята.полезные свойства мяты"

занятие по экологии о лекарственных растениях....