Главные вкладки

    Конспект занятия по экологии "Свойства аоздуха"
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

    Занятие по экологии на тему "Свойства воздуха" для старшей группы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл svoystva_vozduha.docx20.59 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по экологии   в старшей группе  «Свойства воздуха».

    Автор : Абложей Ирина Васильевна , воспитатель ДОУ 252 , г. Новокузнецк.

    Цель: Закрепить представление детей о роли воздуха через опыты. Закрепить представление  детей о  некоторых свойствах воздуха (невидим, необходим для дыхания, не имеет определенной формы, при нагреваний расширяется, а при охлаждении сжимается; имеет вес  ,легче воды). Развивать способность делать умозаключение, анализировать, сравнивать, классифицировать.

    Материал: Стакан, бумага, воздушные шары и резиновые игрушки разной формы, веер, кусочек апельсина .ванилин , чашечные весы ,миска ,бутылка пластиковая

    Ход занятия:

    Воспитатель:  «Ребята , отгадайте загадку .

    Через  нос проходит в грудь

    И обратный держит путь.

    Он невидимый ,но все же

    Без него мы жить не можем      ( Воздух)

    Воспитатель: Как вы догадались ?  

    Ответы детей.

    Воспитатель: Мы дышим  воздухом и привыкли не замечать его , а ведь он повсюду-на  улице ,в комнате , в любом свободном пространстве , и в небе –везде воздух ! Воздух есть в шинах велосипеда , автомобиля , в надувной игрушке.

    Воспитатель: Как вы думаете, у воздуха есть свои секреты?

    Дети: Да.

    Воспитатель: Давайте, проверим, правда, это или нет.

    (Наливает в стакан воду, накрывает его бумагой: что произойдет, если стакан перевернуть?)

    Дети: Вода вытечет, выльется.

    Воспитатель: Давайте проверим! (Переворачивает стакан, вода перемещается вниз, но не вытекает). Почему вода не вытекает из стакана, когда под ним лист бумаги?

    Дети: На лист бумаги давит воздух, он прижимает к краям стакана и не дает воде вылиться .

    Воспитатель: А что такое воздух?

    Дети: Это то, чем дышат люди, растения, животные.

    Воспитатель: Давайте посмотрим внимательно вокруг -  направо, налево, вверх, вниз, по сторонам.   Я воздуха не вижу.  А вы  видите воздух?

    Дети: Нет, не видим, он невидимый.

    Воспитатель: Давайте попробуем доказать, что воздух есть, но мы его не видим. А для этого мы поиграем. Поймайте воздух ладонями!

    Дети: Как это сделать? Он везде невидим… Поймать его нельзя!

    Наблюдение «Как обнаружить воздух в помещение»

    Воспитатель показывает, как рукой обмахивать лицо, чтобы почувствовать движение воздуха.  Предлагает детям сделать тоже самое. Спрашивает у них: что они почувствовали? (подул ветерок). Какой воздух? (прохладный, холодный воздух).

    Воспитатель: Правильно, воздух невидим. Но его можно обнаружить, а еще почувствовать и ощутить. Делают вывод: Вот мы с вами открыли первый секрет воздуха: он невидимый.

    Воспитатель: А как вы думаете, нам воздух нужен?

    Дети: Да, нужен.

    Воспитатель: Зачем?

    Дети: Чтобы дышать.

    Воспитатель: Давайте с вами почувствуем, как воздух наполняет наши легкие. Встаньте, положите руку на грудь. Делаем глубокий вдох. Почувствовали, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе (несколько раз).

    Делают вывод: второй секрет воздуха – воздух необходим для дыхания.

    Воспитатель: Кому еще нужен воздух?

    Дети называют объекты живой природы.

    Воспитатель: Кому не нужен воздух?

    Дети называют объекты неживой природы.

    Наблюдение «Воздух легче воды»

    Воспитатель показывает по очереди небольшие тяжелые предметы (камень, гвоздь, пуговица и пр.). Спрашивает, есть ли в этих предметах воздух? (Выслушивает ответы детей). Потом предлагает внимательно смотреть на банку с водой. Воспитатель бросает в воду один предмет; дети наблюдают пока он опускается на дно. Затем бросает второй предмет и опять предлагает наблюдать.

    Воспитатель: Что вы видели?

    Дети: Предмет тонет (падает на дно), при этом из него выходят маленькие пузыри, которые поднимаются вверх.

    Воспитатель: Что это за пузыри поднимаются на поверхности воды?

    Дети: Пузыри – это воздух.

    Воспитатель: Куда двигался камень? Куда двигались пузырьки воздуха?

    Дети: Камень падал вниз, потому-что камень тяжелый, он тяжелее воды – он тонет, падает на дно. Пузырьки поднимались вверх, потому-что воздух легкий, легче воды – он поднимается вверх и выходит из нее.

    Делают вывод:  третий секрет воздуха – воздух легче воды.

    Воспитатель: А давайте подумаем, имеет ли воздух форму?

    Дети: Нет.

    Воспитатель раздает детям воздушные шарики и резиновые игрушки разной формы.

    Воспитатель: Что находится внутри игрушек?

    Дети: (воздух).

    Воспитатель: Какую форму воздух имеет в ваших  игрушках.?

    Вывод : воздух принимает форму предмета ,в котором находится. Воспитатель надевает на горлышко пустой пластмассовой бутылки воздушный шарик , затем ставит ее в миску с горячей водой .

    Воспитатель: Что происходит с шаром?

    Дети: Он надувается.

    В : Воздух при нагревании расширяется.

    (Воспитатель ставит бутылку в таз со льдом и снегом.)

    Воспитатель: Что происходит с шаром?

    Дети: Шар не надувается.

    Делают вывод:  четвертый секрет воздуха - При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается.

    Игра: Воспитатель предлагает детям изобразить, как воздух изменяется при нагревании и охлаждении. Изобразим воздух при комнатной температуре.  (Дети встают в круг, берутся за руки и опускают руки вниз.) Что произойдет с воздухом, если его нагреть?  (Дети, держась за руки, расширяют круг.  Что произойдет с воздухом, если его охладить? (Дети, держась за руки, сужают круг, садятся в положении приседа).

    Упражнения повторяют 4-5 раз

    Наблюдение «Чем пахнет воздух»

    Воспитатель: Ребята, сделайте вдох, выдох, вдох, выдох. Вы чувствуете какой-нибудь запах?

    Дети: Нет.  (Воздух не имеет запаха).

    Воспитатель подготавливает пахучие вещества (яблоко, апельсин, лук, лимон, ветки сосны) и раскладывает их в разные баночки.

    Игра « Узнай по запаху»  ( с закрытыми глазами ).

    Воспитатель: У меня в руках два шарика-надутый и ненадутый .Как вы думаете .какой из них тяжелее ? Как это проверить ? Да , можно взвесить . Дети взвешивают эти шары на чашечных весах.

    В : Какой шарик тяжелее ?   Вывод :Воздух имеет вес .

    В : Как вы думаете , что такое ветер ?          Д : (  ???)

    В : Возьмем пальцами лист бумаги и подуем на него . Что происходит с ним ? Почему бумага движется , наклоняется ?              Д : Бумага изгибается под струей воздуха .

    В : Ветер –это и есть движение воздуха . Оказывается , невидимый воздух настолько ощутим , что может двигать по морю большие корабли , надувая паруса

    А теперь давайте с вами вспомним , что мы узнали сегодня про воздух ?  

    Список литературы .

    1.   Тугушева Г. П.,   Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста .

    2 .   Дыбина О.В. Неизведанное рядом:Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.- М.: ТЦ Сфера, 2005.

    3.     Дыбина О.В.Ребёнок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез,2006

    4.     Зенина Т. Экологические акции в работе с дошкольниками. // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 7. - с. 18.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

    Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

    Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

    Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

    Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

    Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

    Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

    Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

    Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

    Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

    1. Конспект занятия по окружающему миру (11.01.2021) 2. Конспект занятия по математике (13.01.2021) 3. Конспект по развитию речи (15.01.2021) 4. Конспект по рисованию (19.01.2021)

    1. оркужающий мир Тема : Зимние виды спорта. 2. математика Считарики-Смешарики. тема  : счёт от 1 до 53. развитие речи беседа с кукольным театром по сказке Рукавичка.4. рисование тема : Зимн...

    1.Конспект занятия по Рисованию (03.03). 2.Конспект занятия по Математике.(10.03.) 3.Конспект занятия по Лепке(18.03)

    1. Рисование. Учимся рисовать цветы, создавая композицию рисунка,развиваем творческую фантазию.2.конспект по ФЭМП. Повторяем счёт от 1-5, геометрические фигуры, развиваем логическое мышление.3. Лепка....