"Морозные узоры" нод по коллективной изодятельности
учебно-методический материал (средняя группа)

Савина Татьяна Вадимовна

Тема: «Дед Мороз – художник»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по рисованию с детьми средней группы «Морозные узоры»,участники: дошкольники 4-5 лет

Цель: способствовать формированию у детей интереса к зимним явлениям

природы;

формирование эмоционально-эстетического отношения к хрупкой красоте зимних узоров;

передача детьми впечатлений в своих работах при помощи линий и цветовых пятен.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл нод по изодеятельности133.36 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы  «Школа №492»

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по рисованию с детьми средней группы

 «Морозные узоры»

                                                                           

                                                                                Составила:

                                                                                Воспитатель

                                                                          Савина Татьяна Вадимовна

Москва

2017

Тема: «Дед Мороз – художник»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по рисованию с детьми средней группы «Морозные узоры»,участники: дошкольники 4-5 лет

Цель: способствовать формированию у детей интереса к зимним явлениям

природы;

формирование эмоционально-эстетического отношения к хрупкой красоте зимних узоров;

передача детьми впечатлений в своих работах при помощи линий и цветовых пятен.

Задачи:

Воспитательные:  воспитывать наблюдательность и интерес к явлениям природы, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве;

воспитывать у детей доброжелательность, аккуратность при выполнении работы.

Образовательные: познакомить детей с нетрадиционными художественными техниками: рисование свечой;

показать выразительные возможности, особенности рисования данным способом;

 учить передавать необычность, сказочность образов линией, цветом, формой.

Развивающие: развивать творческое воображение, фантазию у детей;

развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве;

 вызвать интерес к созданию образа морозных узоров нетрадиционными способами рисования (нетрадиционными материалами).

Задание: оформление  большого окна  из рисунков детей морозных узоров, с помощью свечи и акварельных красок.  

Материалы:  альбомный лист бумаги;

 акварель; кисти;  свечи, стаканы с водой, «рама» большого окна для коллективной работы

Зрительный  ряд:  рисунки с изображениями вариантов морозных узоров, выполненных в разных техниках;

иллюстрации с изображением морозных узоров;

иллюстрации зимней природы на компьютере — морозных узоров на стекле;

Музыкальный ряд:

П.И.Чайковский «Времена года» пьеса «Январь», «Вальс снежных хлопьев»

 ( балет «Щелкунчик»),А. Вивальди «Зима» , Г. Свиридов сюита «Метель»,  К. Дебюсси «Снег танцует», С. Прокофьев «Снег за окнами» (для фона)

Литературный ряд:

стихотворения «Мороз» А.Бродский, В. Татаринов «Дед Мороз », Г. Соренкова

«Морозные узоры», загадки о морозных узорах .

Подготовительная работа: рассматривание морозных узоров на окне на проекторе, слушание музыки Г. Свиридов сюита «Метель»,  К. Дебюсси «Снег танцует»

(Дети сидят на стульях в музыкальном зале перед проекторм)

 Воспитатель: Ребята,  я хочу вам прочитать одно очень интересное стихотворение о морозе, послушайте:

МОРОЗНЫЕ УЗОРЫ
Г. Соренкова
Разрисовал мороз окно
Узорами, и маме
Я говорю: - Смотри, оно
Покрыто все цветами.
Я вижу: речка вдаль бежит
И лес, где ель пушистая.
Где утром на траве дрожит
Роса под солнцем чистая.
Гуляла летом я в лесу.
Березой любовалась.
Природы видела красу -
Все в памяти осталось.
И я опять в тот летний час
Сегодня возвращаюсь.
Хоть за окном зима сейчас -
Я с летом не прощаюсь.
Мне показалось, что мороз
Грустит со мной о лете -
Узоры на стекле из роз
Создал он на рассвете.

Воспитатель: вы, наверное, догадались, что в этом стихотворении говорится о морозе-художнике, который без помощи кисти рисует на стекле. Многие верят, что такие чудеса случаются, если в окно заглянул Дед Мороз, пролетая на волшебных санях над городом, он дует на окна и от его холодного дыхания распускаются на стекле сказочные цветы, появляются  волшебные картины. Давайте посмотрим на чудесные узоры, полюбуемся на картины, которые создает мороз-художник своей снежной кистью на оконном стекле.

Рассматривание картинок на проекторе., обсуждение с детьми увиденного:,на что похожи узоры на окне: цветы, снежинки, лес, паутинки, кружево, сказочные птицы.

Содержание деятельности

Воспитатель: Я хочу, чтобы вы послушали знакомую для вас мукзыку( звучит музыка Г. Свиридов сюита «Метель», вспомните, когда мы ее с вами слушали (ответы детей), а теперь послушайте еще - звучит музыка из альбома «Времена года» М. Чайковского (мелодия на тему «Зима» - вьюга, метель воет – «поёт»)

Воспитатель: Дети, что вы представили, слушая эту музыку? (Ответы детей, обобщаем ответы – дети представили метель, вьюгу, идет снег, холодно, морозно)

Воспитатель: Но в зимнее время много приятных и красивых моментов. Чем вас радует зима? (Можно кататься на лыжах, коньках, лепить снеговиков, играть в снежки, кататься с горки).

Воспитатель: Я загадаю загадку, которую отгадав, вы сможете назвать еще одно красивое явление зимнего времени:

Побелело за ночь всюду,                                
А у нас в квартире чудо!
За окошком двор исчез

Там волшебный вырос лес.
(Морозный узор)

По ночам, в морозной мгле,
Я рисую на стекле.
Утром виден из-за штор
Мой затейливый узор.
И деревья, и кусты
Небывалой красоты.
(Морозный узор на окне) (Ответы детей)

Физкультминутка :

Художник -невидимка

По городу идет. (дети маршируют на месте)

Всем щеки нарумянит, (дети водят руками круговыми движениями по щекам)      Всех за нос ущипнет. (дети щиплют себя за нос)

А ночью он, пока я спал,

 Пришел с волшебной кистью

И на окне нарисовали

Сверкающие листья. (дети изображают движениями рук узоры)

Воспитатель:, мы с вами недавно рассматривали узоры, которые «рисует» на окнах мороз, вспомним, что вы видели на окнах(ответы детей, обобщаю ответы детей). А теперь послушайте стихотворение:

 Невидимкой, осторожно он является ко мне

И рисует, как художник, он узоры на окне.

Это клен, а это ива, вот и пальма предо мной.

Как рисует он красиво белой краскою одной!

Я гляжу - не оторваться: веток линии нежны!

А художник рад стараться, даже кисти не нужны. (А. Бродский) .

Воспитатель: какие интересные картины  рисует на окне Мороз, рассматриваем иллюстрации и рисунки в разной технике с изображением «морозных окон»

Ребята, вам нравится эти «рисунки»? А что вы видите? (какие образы). (ответы детей)

Воспитатель: (обобщаю ответы детей) Красивые, пушистые, резные, хрустальные веточки, завитушки, снежинки , колючки, еловые веточки, паутинки…

послушайте стихотворение «Дед Мороз»:

Дед Мороз на окна дышит,

На стекле картины пишет:

Стрелы, башни и цветы

Небывалой красоты!

Из какой хрустальной сказки

Раздобыл он эти краски?

Блещет искрами листва,

Серебрятся кружева.

Дед Мороз устал немножко,

Тихо смотрит он в окошко...

Поглядите, Дед Мороз

Бородой к стеклу прирос.

 После небольшой паузы, необходимой для переживания настроения, вызванного стихотворением, предлагаю детям подумать, как можно изобразить волшебный зимний узор:

Какие рисунки вы уже рисовали на тему “Зима”? (ответы детей)

Какую гамму красок  мы использовали, холодную или теплую? (ответы детей)

 Цвет будем подбирать под цвет зимнего неба и снега

Какого цвета снег? (белый, голубой, синий, фиолетовый). Отчего зависит цвет снега? От погоды — солнечный или пасмурный день. А в солнечный день и немного желтый и розовый. От времени суток. Как меняется цвет снега на картинах в разное время суток? (Розовый — во время заката, вечером — темный, а утром — желтоватый, солнечный — днем, когда падают тени от деревьев, - голубой, нежно-фиолетовый).

Какие узоры вы будете рисовать?(снежинки, еловые веточки, завитушки, перья сказочных птиц, травинки…)

Воспитатель: мы с вами сейчас побудем немного волшебниками-помощниками Деда Мороза и нарисуем волшебную картинку-узор на окне, но не обычным материалом – свечой. Посмотрите, она белая, как лист бумаги если свечой нанести узор на лист, его не будет видно, он незаметный, но только мы возьмем кисть с краской- начнется волшебство – наш узор покажется на листе. ( показ рисования). А теперь вы придумаете сами свой сказочный узор, который мог бы нарисовать Дед Мороз на окне( еще раз уточняю элементы узора). Сначала свечой заполняем весь лист узором, затем акварельными красками закрашиваем узор, выбирайте краски холодной гаммы. Но можно добавить немного и теплых оттенков, если солнечный денек или вечером падает свет фонаря на окно.

 Давайте размочим акварельные краски тех цветов, которые нам понадобятся. (дети кисточкой, смоченной в баночке с водой, капают на краски, не касаясь их кистью). И приступаем к работе.

Самостоятельная работа детей. (Фоновая музыка С. Прокофьева «Снег за окнами»)

Дети капают капельки воды в краски. Затем берут свечу и рисуют узоры, раскрашивают лист выбранными цветами красок)

Воспитатель оказывает индивидуальную помощь.

В конце занятия дети приносят свои маленькие «окошки» на большое «зимнее окно» и составляют композицию — размещают, подбирая основы по цвету.

Подведение итогов:

Воспитатель : Молодцы! У вас получились замечательные узоры!

Какие красивые окна (отмечаем в каждой работе наиболее удачный элемент). Вы сегодня молодцы. Сегодня вы были настоящими  волшебниками - помощниками Деда Мороза.  

 Понравилось вам рисовать необычным способом – свечой ? Спасибо вам за помощь, за такие красивые окна.

Выставка детских работ.

Список используемой литературы

1.Давыдова  Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. -  Москва: Издательство Скрипторий, 2007 .

2.Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнеий, физкультминуток, пальчиковой гимнастики.-СПб.: ДЕТСТВО_ПРЕСС, 2008.

3. КазаковаР.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М.: Занятия по рисованию с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты. – Москва: ТЦ- Сфера,   2006

4. http://www.detochki.su/

5. http://www.maam.ru/

6. http://www.parafraz.spece/

7. http://www.stihi.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семь родительских заблуждений о морозной погоде, статья, раздел "Работа с родителями"

1. Многие считают, что ребенка надо одевать теплее. Дети, которых кутают, увы, чаще болеют. Движения сами по себе согревают организм, и помощь «ста одежек» излишняя. В организме нарушается теплообм...

презентация на тему: "Создание коллективных композиций. Виды коллективных работ, их значение для воспитания детей".

Что такое коллективная работа? Цели и задачи коллективной работы. классификация коллективных форм организации занятий. Этапы работы над совместными композициями....

Конспект занятия по аппликации. Коллективная работа «Плывет, плывет кораблик…» коллективная работа средняя группа

Цель: Формировать умение создавать изображения предмета из бумажных деталей разной формы и размера.Задачи:- учить детей правильно пользоваться ножницами;- учить ровно вырезать прямоугольные предметы п...

Аттестационное задание № 2.15 Каким образом педагог может решать задачи развития детского изобразительного творчества в рамках коллективной деятельности? Разработайте коллективный творческий проект для детей дошкольного возраста.

Аттестационное задание выполняется педагогом в текстовой форме, имеет объем до 10 страниц формата А4 (шрифт Times New Roman, 14 кегль, одинарный интервал). В структуре выделяется пояснительная за...

Коллективная работа детей и родителей в рамках проекта «Одуванчик — лучик солнца» Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (лепка) Коллективная работа детей и родителей в рамках проекта "Одуванчики из ватных палочек"

Коллективная работа детей и родителей в рамках проекта «Одуванчик — лучик солнца»Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (лепка)Коллективная работа детей и родителей в р...

Коллективная работа "Морозный денек".

Данное пособие представляет собой коллективную работу педагога и детей....