Проблемы развития инициативности и самостоятельности ребенка в различных сферах деятельности
статья

Гумышкина Людмила Викторовна

Проблемы развития инициативности и самостоятельности ребенка в различных сферах деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемы развития инициативности и самостоятельности ребенка в различных сферах деятельности

Л. В. Гумышкина

МБДОУ «Детский сад № 26», воспитатель

В данной статье рассматриваются вопросы развития навыков инициативности и самостоятельности детей дошкольного возраста. Работа позволяет не только обозначить значимость развития инициативности и самостоятельности у детей дошкольного возраста, но и наметить практико- ориентированные пути ее решения.

Ключевые слова: самостоятельность, инициатива, игра.

 «Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелином»

Ш.А. Амонашвили

Тема развития инициативности и самостоятельности на сегодняшнем этапе развития образования является одной из приоритетных. В документах, представляющих обязательные требования к образовательной деятельности и направлениям образования, в том числе Федеральный государственный образовательный стандарт, часто можно встретить словосочетания «формирование самостоятельности» и «развитие инициативы». В частности, выделяются следующие целевые ориентиры, по ФГОС, на завершающем этапе получения дошкольного образования: умение проявлять инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности, самостоятельно делать выводы относительно изменения явлений природы, иметь способность принимать собственные решения.

Для педагогов ДОУ важной представляется тема организации учебно-воспитательного процесса дошкольников так, чтобы каждый воспитанник мог научиться проявлять активность, инициативность, самостоятельность, творчество в процессе овладения основными видами деятельности. В этой связи представляется важным рассмотрение понятий «инициативность» и «самостоятельность». Сущность термина «инициативность» раскрывается следующими в ряде следующих дефиниций:

  1. намерение начать какое-либо дело, способность к самостоятельным действиям;
  2. внутреннее намерение к новой деятельности;
  3. качество человека, которое может проявляться как внутреннее намерение и способность взяться за новое дело, сделать первый шаг, «самостоятельно принять решение при возникновении личных или общественных проблем». [Безрукова В.С. Основы духовной культуры. Энциклопедический словарь педагога. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2000. – 937 с.].

Так, подытоживая вышесказанное и опираясь на работы Л. С. Выготского, можно смело заявить о том, что инициативность – это действие, внутреннее побуждение к чему-то новому, это способность самостоятельно принимать решения и совершать активные деяния, умение предпринять необходимые действия в нужный момент времени. Ребёнок с инициативой стремится исследовать всё видимое вокруг и сделать всё собственными силами. Так появляется самостоятельность.

Значение понятия «самостоятельность» трактуется следующим образом:

  1. это самостоятельные действия;
  2. это способность совершать что-либо без посторонней помощи;
  3. это качество личности, которое выражено в способности мыслить, анализировать ситуации.

Самостоятельность можно рассматривать как свойство личности, которое проявляется в желании овладеть знаниями собственными силами, в умении вырабатывать собственное мнение, принимать решения и действовать по собственной инициативе.

Так, инициативность не может быть без самостоятельности и наоборот – самостоятельность не существует без инициативности.

Инициативное действие всегда осознанно и направлено на достижение результата. Инициативность дошкольников сама находит выход в различных играх и физической активности, проявляется в общении, в стремлении узнать, как можно больше, в различной творческой деятельности. Дело в том, что ведущий вид деятельности дошкольников – игра. Отсюда напрашивается важный вывод о том, что динамика развития личности находится в прямой зависимости от уровня развития инициативы и игры. Важно отметить, что инициатива развивается в деятельности. Различные виды игр – подвижные, интеллектуальные, коммуникативные – пробуждают мыслительный процесс ребенка, способствуют активизации его ресурсов и возможностей. Ребёнок, обладающий инициативой, рвётся к организации игр и мероприятий, участию в  содержательных беседах. Инициативного дошкольника отличает пытливость ума, любознательность, обширность интересов. Инициативность требует активной поддержки ребёнка старшими, доброжелательного отношения. Задача взрослых проста – им следует всячески поощрять и развивать эту черту, хвалить ребёнка за проявленную инициативу; показывать положительные эмоции на любую проявленную активность. Стоит помнить, что детям нужно подсказывать, куда можно направить ключом бьющуюся энергию, а затем хвалить за активность. Эффективность названных пунктов может зависеть от отношений с педагогом или родителем. Поэтому, в первую очередь, следует иметь доброжелательные отношения между ребёнком и взрослым, а также не допускать авторитарного типа взаимодействия. К тому же не стоит забывать о том, что инициативность должна быть нравственно оправданной и разумной. Так, включение ребёнка в игру стимулирует развитие инициативности.

Кроме того, дошкольник способен лично затеять игру – со старшим или детьми, что демонстрирует развитие не только инициативности, но и самостоятельности. Самостоятельность стремительно развивается с трёхлетнего возраста с фразы: «Я – сам!». С данного времени ребенок прикладывает огромные усилия, чтобы сделать всё без помощи взрослого. Детская самостоятельность чаще всего проявляется в интересующей его деятельности: игре, трудовой и продуктивной деятельности. Самостоятельный ребёнок всегда знает, чем заняться, и готов включать в свою деятельность остальных. Самостоятельного дошкольника выделяет умение видеть и выделять главное, делать выводы; последовательно и логически обосновывать поступки, контролировать их; применять на практике, в новых условиях, ранее полученные знания; достигать истину без посторонней помощи. Главная задача взрослых на этапе развития самостоятельности – направлять ребёнка, дать больше свободы в принятии решений, а не делать за него.

Организованность дошкольников является отличительной особенностью этого возраста. Инициатива ребят направляется уже на то, чтобы действовать по-своему. Дети дошкольного возраста уже способны направлять свою инициативу на то, чтобы лучше и быстрее выполнять порученное им или задуманное ими. Психологи утверждают, что у детей младшего школьного возраста самостоятельность проявляется в подражательной деятельности, которая воспринимается как игра. В процессе сюжетно-ролевой игры овладевают качествами, привлекающими их в реальной жизни. Самостоятельность проявляется и развивается в выборе и в развертывании сюжетов ролевых игр, в умении принимать решения в различных ситуациях, а также контролировать свои действия и поступки. Большое значение имеют чувства, которые испытывает ребенок после успешно выполненной работой. Удовлетворение от успешно выполненной работы как раз и побуждает детей к активной трудовой самостоятельной деятельности.

Самостоятельность и инициативность не появились сами по себе, оба понятия требуют пристального наблюдения специалистов и систематического подхода к развитию. Сопоставление различных определений понятия «самостоятельность» объединилось в одно – самостоятельность является достаточно сложным качеством, которое может быть выражено в свободе от внешних влияний и принуждений, способность принимать решения, основываясь на собственные взгляды без опоры на воззрения посторонних. Под «инициативностью» понимается осознанное и направленное достижение поставленной цели, результата.

Инициативность выступает как свойство характера, запуск деятельности. Инициатива чаще осознанна, т.к. вынуждает человека просчитывает будущие шаги, поэтому требует определенного уровня развития памяти, мышления и воли, а также умения планировать. Самостоятельность и инициативность развиваются в действии, поэтому эффективным способом формирования инициативности и самостоятельности выступает включение школьника в сюжетно-ролевую игру. Способ представляется действенным, так как отвечает требованиям, касающихся психических новообразований, где основным видом деятельности выступает игра. К процессу игры должны активно быть подключены взрослые – родители ребёнка или опытный педагог, которые должны направить, скоординировать, ребёнка. Залогом успешной работы выступают налаженные взаимоотношения между воспитателем и воспитанником.

Итак, понятия «самостоятельность» и «инициативность» стоят очень близко в рамках отечественной педагогики. Оба термина занимают основополагающее значение в системе целевых ориентиров современного образования и выступают условием самоактуализации личности.

Литература:

  1. Васютина И. В., Попова Е. В., Фоломеева Л. Н. Формирование самостоятельности и инициативы детей через физическое развитие и музыку в условиях ДОУ [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. – С. 41-43. – URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/9887/ (дата обращения: 25.10.2018).
  2. Вишнякова С.М. Профессиональное образование Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М. НМЦ СПО, 1999. – 538 с
  3. Евгеньева А. П. Малый академический словарь / Ред.: А. П. Евгеньева, М., 1957–1960. АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А. П. Евгеньевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Русский язык, 1981–1984
  4. Каплан Л. И. Первые проявления самостоятельности. //Каплан Л. И. Посеешь привычку — пожнёшь характер. — М., 1980, с.31–32.
  5. Васютина И. В., Попова Е. В., Фоломеева Л. Н. Формирование самостоятельности и инициативы детей через физическое развитие и музыку в условиях ДОУ [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. – С. 41-43. – URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/9887/
  6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова.– 4-е изд., дополненное.– М.: Азбуковник, 1999.- 944 с.
  7. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с
  8. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М.: Педагогика, 1982. – 209с.
  9. Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сборник статей – Российский гос. Пед. Университет им Герцена, СПб: Детство-ПРЕСС 2000 – 192с.

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF INITIATIVE AND INDEPENDENCE OF THE CHILD IN VARIOUS SPHERES OF ACTIVITY

L.V. Gumyshkina

This article discusses the development of skills of initiative and independence of preschool children. The work allows not only to identify the importance of the development of initiative and independence in preschool children, but also to identify practice - oriented ways to solve it.

        Independence, initiative, game


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс в рамках городского Фестиваля педагогических практик «Развитие детской инициативы и самостоятельности детей в различных видах деятельности»

Мастер-класс для воспитателей и музыкальных руководителей. Несколько приёмов и способов  работы над развитием самостоятельности и инициативы у детей старшего дошкольного возраста, через импровиза...

Развитие интереса дошкольника к познанию истории родного края, развитие инициативности и самостоятельности.

Важнейший  период становления личности человека – это дошкольное детство....

Семинар - практикум "Использование в образовательной деятельности разнообразных форм работы, направленных на индивидуализацию образования для развития инициативности и самостоятельности детей"

Развивающая предметно - пространственную среда является  условием для  оптимального развития  индивидуальных способностей и возможностей детей.Роль взрослого заключается в правиль...

Развитие инициативы и самостоятельности ребенка в поисково - исследовательской деятельности.

Правильно организованная предметная среда и ее содержательное наполнение, ряд эффективных методов и приемов, тесное взаимодействие с родителями, организация совместной практической деятельности взросл...

«Игра как средство формирования познавательного интереса и инициативности ребенка через различные виды деятельности»

   Игра – одно из замечательнейших явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра о...

формирования самостоятельности и инициативы у дошкольников в различных сферах деятельности в совместной работе педагогов и специалистов ДОО

формирования самостоятельности и инициативы у дошкольников в различных сферах деятельности в совместной работе педагогов и специалистов ДОО...

Мастер - класс "Развитие инициативности и самостоятельности в процессе познавательно - речевой деятельности"

Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам формирования и  поддержки инициативности и самостоятельности у детей дошкольного возраста....