Мастер - класс "Развитие инициативности и самостоятельности в процессе познавательно - речевой деятельности"
консультация по развитию речи

Оксана Владимировна Зырянова

Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам формирования и  поддержки инициативности и самостоятельности у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_molodogo_pedagoga.docx55.88 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Мастер-класс «Развитие инициативности и самостоятельности в процессе познавательно – речевой деятельности»

Подготовила: Зырянова ОВ., воспитатель

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения по вопросам формирования и поддержки у дошкольников инициативности и самостоятельности.

Участники: воспитатели дошкольных групп.

Ход мастер-класса:

Вступительное слово.

- Сегодня речь пойдет о том, что же зависит от нас с вами и что мы можем делать для решения важной задачи по формированию таких ценных качеств личности детей как инициативность и самостоятельность в процессе познавательно – речевой деятельности.

Игровое упражнение «Квадрат»

Цель: создание благоприятной атмосферы, организация коммуникации между педагогами.

Инструкция участникам:

- Встаньте, пожалуйста, в круг и закройте глаза. Теперь, не открывая глаз вам нужно перестроиться в квадрат.

- Не открывая глаз, ответьте мне на вопрос: «Вы уверены, что стоите в квадрате»? (Обычно есть несколько человек, которые в этом не уверены.)

И только после того, как абсолютно все согласятся, что стоят именно в квадрате, предлагаю педагогам открыть глаза, порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс.

Обсуждение:

- Каким образом задание можно было сделать качественнее и быстрее?

  Упражнение «Ковёр желаний» (Для его выполнения необходим клубок ниток. Удобнее проводить упражнение сидя на полу).

- Сядьте, пожалуйста, в круг. В руке у меня чудесный клубок, мы будем его передавать участнику напротив, зажимая свободный конец нити или её участок в руке. Передавая,  предлагаю называть те качества, которые вы хотели бы видеть в своих детях.

-  Пожалуйста, опустите  сплетение ниток на пол. Вот видите, как много качеств мы хотим видеть в своих воспитанниках. Это будет ковёр желаний, направленных на воспитание, развитие наших детей.

(Сажаю в середине ковра куклу). Эта кукла олицетворяет тех, на кого направлена наша деятельность - наших воспитанников.

 Упражнение «Узор» (Материал: лист А4 на каждого участника).

Инструкция участникам:

- Возьмите по листу бумаги, сверните его пополам и  оторвите кусочек из центра, ещё раз пополам и оторвите правый угол, ещё раз пополам и оторвите  из центра, ещё раз пополам и оторвать левый угол. Развернём наш лист и посмотрим на результат работы. У каждого получился свой узор, хотя все выполняли одинаковые команды.

Цель данного упражнения – показать, что каждый человек индивидуален, интересен и неповторим. И мы просто обязаны это свойство учитывать.

Теоретическая часть

-А как же развивать самостоятельность у детей? Самостоятельного ребёнка отличает прежде всего внешне наблюдаемая уверенность. Ведь получая положительное подкрепление и одобрение окружающих своим действиям, он действительно становится увереннее. А успешный личный опыт самостоятельных дел порождает у детей стремление проявить себя и попробовать свои силы в новых делах. Самостоятельность – обобщённое свойство личностипроявляющееся в инициативности, целеустремлённости, критичноадекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.Поэтому формирование у детей самостоятельности можно считать невозможным без развития и поддержки инициативы. А инициатива, мы говорили – почин, первый шаг в каком–либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких– либо действиях.  

Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребёнка. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативного ребёнка отличает содержательность интересов, проявление любознательности, пытливости ума, изобретательности..Основными задачами педагога являются:

создание необходимых условий;

побуждать к действию и поддерживать проявление детской инициативы;

выявить области, в которых каждый конкретный ребенок наиболее успешен.

Необходимо организовать работу с родителями, для всесторонней поддержки и развития детской инициативы.

Наибольшая, активность проявляется в поиске познания, которое формируется только на личном опыте.

Познавательное развитие – это не одно занятие, а весь день в событиях (беседы, наблюдения, в утреннем приёме, на прогулке, во всех видах деятельности, в течение дня, это касается и речевого развития). Если в младших группах есть перспективный план с конкретными запланированными темами, то в старших группах дети предлагают тему недели сами. Предлагая тему, дети узнают то, что их интересует, могут найти ответы сами, с помощью взрослых, проводят эксперименты, осуществляют проектную деятельность.От педагога зависит очень многое. В группах, согласно возрастным особенностям, детям должна быть предложена предметно-развивающая среда. Если игры, пособия, книги, будут не доступны ребёнку, то о каком развитии может идти речь? Конечно, нужно приучать детей к определённым правилам пользования к тем или иным предметам, например, если ребёнку не давать книги, не научить его листать книгу на столе, рассказать о том, что она может порваться и так далее, то откуда он это узнает, если не попробует. Ведь как сказал Конфуций: “Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму”.

Подрастая, познавательное развитие ребёнка неотъемлемо переплетается с речевым – это эмоции от узнанного, увиденного и интересующие вопросы, и анализ, обобщение. Если ребёнок боится задать вопрос или ответить, то это “заслуга” воспитателя. Ни в коем случае нельзя говорить ребёнку, что он ответил не правильно, надо предложить ему подумать или послушать другую точку зрения. Ребёнок должен чувствовать поддержку от взрослого, иначе он замкнётся и познавательный интерес, и речевое развитие (самостоятельность и инициативность) может притормозиться.

 Отвечая на вопрос: «Как же развивать инициативность  в дошкольниках?» мы должны помнить, что:

 - Инициативная личность  развивается в деятельности!

  Практическая работа (коллективное обсуждение и заполнение на местах с последующим озвучиванием)

- Давайте сейчас подумаем, как ребёнок может проявить инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности (привести примеры):

o        Простой бытовой труд и самообслуживание

o        Творчество: лепка, рисование, конструирование и т.п.

o        Коммуникативная: игры, праздничные мероприятия, театрализованные представления и т.п.

o        Познавательная: экспериментально-исследовательская деятельность

o        Восприятие художественной литературы

o        Музыкальная деятельность

o        Двигательная деятельность

o        Самоорганизация: для этого есть тематические уголки в группе, где детки самостоятельно могут себя занять

(По окончании выполнения работы, зачитывание результатов)

- Очень хорошо, спасибо!

- Но ещё мы знаем, что ведущая деятельность дошкольного возраста - игра, и поэтому, чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность и динамичнее развитие личности.

 Игра «Теремок»

Цель: тренировать аналитическое мышление, учить выделять общие признаки путем сравнения.

Материал: рисунки разных объектов, например: мел, лист бумаги, гитара, чайник, пенал, сумка, дерево, яблоко, карандаш и т.д. На каждого - один рисунок.

Ввод в игру: напоминание сказки "Теремок" и предложение сыграть сказку в измененном виде.

Ход игры:

Каждый участник получает свой рисунок и играет за нарисованный объект. Ведущий выбирает картинку и становится хозяином теремка, а остальные по очереди подходят к теремку (теремок чисто условный - коврик или просто часть комнаты) и проводят с хозяином следующий диалог:

- Тук, тук, кто в теремочке живет?

- Я, (называет себя, например, мел). А ты кто?

- А я - (называет себя, например, - лист бумаги). Пустишь меня в теремок?

- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.

Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, лист бумаги на него похож тем, что тоже белый, пенал имеет такую же форму и т.д. После этого гость заходит в теремок, а к хозяину обращается следующий участник игры. И так, пока все не зайдут в теремок. Если смогут ответить хозяину, остальные участники могут помочь.

Практическая работа         

О компетенции педагога.

Для успешного создания условий развития детской инициативы и самостоятельности, возможно, кому-то необходимо будет менять манеру действий в своей педагогической деятельности. Сейчас каждый себя и проверит.

 Коллективное упражнение «Закончи фразу» (составить предложение из двух частей, выполнение коллективное (несколько желающих)

Цель: осознание необходимых изменений в своей профессиональной деятельности.

 На магнитной доске беспорядочно закреплены листки с частями фраз-предложений о позициях взрослых для успешного развития в детях инициативности и самостоятельности.

Задание: соединить части фраз.

«Взрослые предоставляют возможность детям самостоятельно …(использовать нормы и правила поведения)»

«Взрослые предоставляют возможность овладевать …(социальными навыками)»

«Взрослые предоставляют возможность для творческого …(самовыражения)»

«Взрослые поощряют творческую …(инициативу детей)»

«Взрослые создают широкие возможности для творческого …(самовыражения детей в разных видах деятельности)»

«Взрослые предоставляют возможность детям получать информацию …(из разнообразных источников)»

Получился как бы перечень компетенций педагога для успешного развития детской инициативы.

- И, конечно, каждому из нас, прикладывая усилия в своей профессиональной деятельности, хочется видеть положительный результат, получать отдачу от детей как своеобразную  благодарность.    

 Упражнение «Светофор» - «Качества инициативной личности»

Цель: систематизировать знания о качествах инициативной личности.

Материал: цветные карточки (красные и зелёные) на каждого участника.

- Поэтому, подводя итог нашему занятию, ещё раз определимся: Что же такое детская инициативность? Какие качества мы хотим увидеть в наших воспитанниках?

Предлагаю обсудить это всем вместе игровым методом «Светофор»

Инструкция: У каждого участника находится две карточки – красная и зелёная.

- Условимся, что красная карточка означает несогласие, зелёная - согласны.

- Я озвучиваю разные качества ребёнка. Нам нужно выбрать из них те, которые подходят к инициативной личности. (Карточки заготовлены в виде лепестков, по мере выполнения упражнения выкладываем на магнитной доске цветок «Качества инициативной личности»).

произвольность поведения 

отсутствие творческого воображения

самостоятельность 

замкнутость

развитая эмоционально волевая сфера 

инициатива в различных видах деятельности 

стремление к самореализации 

общительность 

боязнь порицания, наказания

творческий подход к деятельности 

пассивность

высокий уровень умственных способностей 

ожидание указаний воспитателя

познавательная активность 

Рефлексия

- Надеюсь, сегодняшний мастер-класс окажется для Вас полезным в работе. Если Вы согласны с таким заключением, прошу поднять зелёную карточку, если нет – красную.

  Спасибо за участие!

Раздача памяток 

Семинар-практикум для педагогов ДОУ

Создание условий для проявления инициативности, самостоятельности, творческих способностей в различных видах деятельности

Цель: повышение профессионализма у педагогов ДОУ по вопросам формирования у дошкольников инициативности, самостоятельности и творческих способностей.

Задачи:

  • Раскрыть содержание терминов детской инициативы и самостоятельности;
  • освоить способы формирования детской инициативы, самостоятельности и творческих способностей;
  • сформировать положительную мотивацию к саморазвитию;

Форма проведения: практикум.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, расставленные полукругом стулья.

Участники: старший воспитатель, заместитель заведующего по УВР, педагог-психолог, педагоги.

Ход занятия.

1. ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «КВАДРАТ»

Цель: создание благоприятной атмосферы, организация коммуникации между педагогами.

Инструкция участникам:

- Встаньте, пожалуйста, в круг и закройте глаза. Теперь, не открывая глаз вам нужно перестроиться в квадрат.

- Не открывая глаз, ответьте мне на вопрос: «Вы уверены, что стоите в квадрате»? (Обычно есть несколько человек, которые в этом не уверены.)

И только после того, как абсолютно все согласятся, что стоят именно в квадрате, предлагаю педагогам открыть глаза, порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс.

Обсуждение:

- Каким образом задание можно было сделать качественнее и быстрее?

2. Теоретическая часть. Общее понятие инициативности и самостоятельности.

«ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ – НАУЧИТЬ НАШИХ ДЕТЕЙ ОБХОДИТЬСЯ БЕЗ НАС» 
                          Эрнест Легуве,

В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования:

воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.

Целевые ориентиры, определенными ФГОС:

 — проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;

-  способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

-  ребенок способен к волевым усилиям;

-  пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

 — способен к принятию собственных решений.

Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в  инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека.

По определению в «Советском энциклопедическом словаре», инициатива — (от латинского initium — начало) почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях.

Инициативность показывает развитие деятельности и личности, особенно на ранних этапах развития. Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании.

Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой.

Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям.

Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.

В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.

Детская инициатива  выражается не в том, что ребенок захотел  помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений

3. УПРАЖНЕНИЕ «СВЕТОФОР».

Цель: систематизировать знания о качествах инициативной личности.

Материал: цветные карточки на каждого участника.

Инструкция участникам: Что же такое детская инициативность?

Предлагаю обсудить это всем вместе игровым методом «Светофор»

У каждого участника находится две карточки – красная и зеленая. Условимся, что красная означает несогласие, зеленая - согласны. Я озвучиваю разные качества ребенка. Нам нужно выбрать из них те, которые подходят к инициативной личности.

произвольность поведения;

отсутствие творческого воображения

самостоятельность;

замкнутость

развитая эмоционально волевая сфера;

инициатива в различных видах деятельности;

стремление к самореализации;

общительность;

боязнь порицания, наказания

творческий подход к деятельности;

пассивность

высокий уровень умственных способностей;

ожидание указаний воспитателя

познавательная активность.

4. Теоретическая часть. Способы и направления поддержки детской инициативы.

1.Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, а так же участников совместной деятельности:

  • предметно-развивающая среда должна быть разнообразна по своему содержанию;
  • образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей;
  • содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы.

2 Оказание недирективной помощи детям:

  • наличие партнерской позиции взрослого;
  • уважение к каждому ребенку в группе;
  • принятие всех детей в группе;
  • создание ситуации,  побуждающей детей активно применять свои знания и умения (проблемные ситуации, ситуации успеха).

Инициативная личность развивается в деятельности! А так как ведущая деятельность дошкольного возраста - игра, то, чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а следовательно и динамичнее развитие личности.

5. РЕШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ.

Участники разбиваются на 3 команды для решения и обсуждения педагогических ситуаций. После обсуждения каждая команда проговаривает своё решение.

Материалы: распечатанные на бумаге педагогические ситуации.

1. Детям для игр дали старые, потертые кубики, а из нового строительного материала воспитатель построила высотное задание. «Это для оформления игрой новой комнаты, дети еще маленькие, плохо строят — пусть учатся!» — объясняет воспитатель. ...На полке красуется великолепный сервиз для кукол, но дети его не берут. «Эти игрушки брать нельзя! Они для занятий!» — объясняют дети. И поэтому достают старенькую посуду и сервируют для кукол стол.

Вопросы:

Нужен ли в группе материал, «дразнящий детей»?

2. Воспитатель предложила детям сюжетно-ролевую игру «Полет на космическом корабле». Дети оживились и сразу принялись «разбирать» роли.

Я буду врачом, — кричала Наташа.

А я- бортмехаником! — сказала Саша.

Чур, я командир! — сказали одновременно Коля и Вова.

Нет, я! — чуть не со слезами повторял Вова.

А я первый сказал!

Ну и что, ты уже был капитаном на корабле!

Но тут подошла воспитатель и разрешила все споры.

— Командир будет Коля, он старше и сильнее Вовы, он лучше справится с обязанностями командира.

Вопрос: дайте оценку действиям воспитателя.

3.Однажды Слава предложил ребятам, игравшим в семью:

- Можно я буду играть с вами? Я буду папой, приходить поздно и пить вино. А потом буду скандалить.

Ира возражает:

- Не надо скандалить, мой папа никогда не бранится.

- И пить вино - это плохо,- добавляет Женя.

- Это почему же плохо? Мой папа всегда так делает...- говорит убежденно мальчик. Набрав удлиненные детали строителя, он произносит:

- Вот сколько бутылок вина я вам принесу!

Вопросы: Какие чувства у детей может вызвать эта игра? Как следует относиться к играм детей с отрицательным содержанием, возникающим по инициативе детей? В каких случаях допустимо прямое вмешательство взрослого в детскую игру?

6. Теоретическая часть. Развитие инициативного поведения в условиях ДОУ.

В условиях ДОУ распределение разных видов игр по видам деятельности в течение дня может быть организовано следующим образом:

  • Непосредственно-образовательная деятельность будет включать в себя разнообразные дидактические игры в соответствии с содержанием образовательной работы по соответствующим областям.

  • Образовательная деятельность в режиме дня предполагает организацию досуговых, подвижных, театрализованных игр, игр с правилами, а также организацию совместных с педагогом сюжетных игр, способствующих обогащению игрового опыта детей. Здесь воспитатель выступает как игровой партнер, носитель игровой культуры, которую передает детям в процессе совместной деятельности.

  • Свободная деятельность сопровождается организацией педагогической поддержки самодеятельных детских игр (сюжетно-ролевых, режиссерских, игр-экспериментирований), а также организуемых по инициативе самих детей игр с правилами, подвижных, досуговых, народных. Воспитатель поощряет проявления разнообразной игровой активности, инициативности, самостоятельности; предоставляет возможность свободного выбора тематики, партнеров, способов и средств реализации собственной деятельности. Так создаются условия для формирования возрастных новообразований.

Необходимым условием развитием инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего, не авторитарного общения.

Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, станет условием полноценного развития позитивной свободы и инициативности ребенка.

7. Упражнение «УЗОР»

Цель: показать, что каждый человек индивидуален, интересен и неповторим.

Материал: лист А4 на каждого участника.

Инструкция участникам:

Возьмите по листу бумаги, сверните его пополам и  оторвите кусочек из центра, ещё раз пополам и оторвите правый угол, ещё раз пополам и оторвите  из центра, ёще раз пополам и оторвать левый угол. Развернём наш лист и посмотрим на результат работы. У каждого получился свой узор, хотя все выполняли одинаковые команды.

8. Теоретическая часть. Творческие способности. Упражнения для развития творческих способностей детей.

Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необходимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в уже дошкольном детстве. Творчество детей в играх направлено на создание игровых ситуаций, учит обдумывать замысел, развивает такие качества как активность, самостоятельность, инициативность.

Творческие способности - это индивидуальные психологические особенности ребенка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность.

Существует мнение, что творческими способностями обладают все люди. Другие считают, что это удел избранных. Тот, кто считает, что творчество — удел избранных, весьма ошибается. Как правило, люди склонны думать, что творить — значит уметь хорошо рисовать, петь, танцевать, играть на фортепиано или строить замки. Творчество — это особый склад ума. Вы можете с абсолютной точностью исполнять на арфе итальянские мелодии, но в то же самое время быть совершенно нетворческим человеком. Но если вы придумали новейший способ завязывания шнурков или заваривания чая, нет никаких сомнений в ваших творческих способностях.

Уже в самом раннем возрасте мы находим у детей творческие процессы, которые лучше всего выражаются в играх – драматизациях.

Ребёнок берёт палку и садится на неё верхом.

- Как вы думаете, что он себе воображает? «Что едет на лошади»

- А девочка, играющая с куклой? «Представляет себе её мамой»

Это примеры самого настоящего творчества.

Для успешного развития творческих способностей необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала у детей.

 Нередко мы замечаем, что, взрослея, наши сообразительные дети становится более заурядным. Конечно, они становятся все умнее, получают все больше знаний, но теряют живость впечатлений, неординарность суждений. Несомненно, наша задача - «не позволить» ребенку потерять способность фантазировать, творить, оригинально мыслить. Очень важно не упустить время!

Для развития творческих способностей можно предложить следующие меры, направленные на эффективное развитие творческих способностей дошкольников:

  • Применение на всех занятиях с детьми заданий творческого характера.
  • Привлечение родителей к проблеме развития творчества детей.
  • Создание обстановки, определяющей развитие ребенка (т. е. предложить ребенку материалы для творчества и выделить время и возможность с ними играть; обеспечение возможностей для практики; использование личного примера творческого подхода к решению проблем).
  • Использование специальных игр, развивающих творческие способностей детей.
  • Использование технологий развития творческого мышления; соответствующих методов обучения (технология «ТРИЗ»)
  • Применение на специальных занятиях по рисованию, лепке, музыке заданий творческого характера.
  • Поощрение высказываний оригинальных идей.
  • Управление взрослыми детской предметной, сюжетно-ролевой игрой с целью развития в ней воображения детей.
  • Обогащение развивающей среды разнообразными предметами с целью развития любознательности детей.
  • Сам педагог - творческая личность.

Перечень упражнений для развития творческих способностей детей:

1. Назвать как можно больше вариантов использования обычного листа бумаги.

2. Дорисовать 10 одинаковых кругов, превратив их в разнообразные картинки.

3. Подбирать определения к различным словам.

4. Игра «Что общего между?.»

5. Упражнение «Что можно сделать из?.»

6. Задание: «Придумай и изобрази…»

7. Придумывание сказок на определенную тему, видоизменение сказок и т. п.

8. Игра «Хорошо - плохо».

9. Чем это может быть?

8. Игра «Теремок»

Цель: тренировать аналитическое мышление, учить выделять общие признаки путем сравнения.

Материал: рисунки разных объектов, например: мел, лист бумаги, гитара, чайник, пенал, сумка, дерево, яблоко, карандаш и т.д. На каждого - один рисунок.

Ввод в игру: напоминание сказки "Теремок" и предложение сыграть сказку в измененном виде.

Ход игры:

Каждый участник получает свой рисунок и играет за нарисованный объект. Ведущий выбирает картинку и становится хозяином теремка, а остальные по очереди подходят к теремку (теремок чисто условный - коврик или просто часть комнаты) и проводят с хозяином следующий диалог:

- Тук, тук, кто в теремочке живет?

- Я, (называет себя, например, мел). А ты кто?

- А я - (называет себя, например, - лист бумаги). Пустишь меня в теремок?

- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.

Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, лист бумаги на него похож тем, что тоже белый, пенал имеет такую же форму и т.д. После этого гость заходит в теремок, а к хозяину обращается следующий участник игры. И так, пока все не зайдут в теремок. Если сможет ответить хозяину, остальные участники могут помочь.

9. Упражнение “Сочини сказку”.

Цель: развитие воображения,творческих способностей.

Материал: распечатанные на бумаге фразы с началом и окончанием сказки.

Инструкция участникам: участники делятся на 3 команды, каждая команда получает бланк с началом и окончанием истории. Задача каждой команды придумать сюжет истории, используя предлагаемые фразы.

1 команда: Сочините сказку, которая начинается с фразы:

«мужчина читал газету в тролейбусе…» и заканчивается фразой: «… поэтому всем было холодно»

2 команда: Сочините сказку, которая начинается с фразы:

«в сумочке лежал пистолет…» и заканчивается фразой: «…поэтому собачка уснула на диване»

3 команда: Сочините сказку, которая начинается с фразы:

«женщина со злостью толкнула ногой табурет…» и заканчивается фразой: «…поэтому, в яслях, все дети хорошо поели»

10. ПРИТЧА

Уважаемые коллеги! я хотела бы рассказать Вам притчу "Крылья" Амонашвили Шалвы Александровича.

Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек, а за ним еле поспевает маленький мальчик. Человек остановился, велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.

– Что ты тут делаешь, старик? – спросил прохожий.

– Жду тебя! – ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?

– Верно! – удивился человек.

– Так бери с собой мудрость:
Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо.
Если хочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.
Но если доверили тебе ребенка на воспитание, то верни его крылатым.

– Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? – удивился человек.

– Тогда не бери мальчика на воспитание! – сказал старик и направил взор на небо.

Прошли годы.

Старик сидит на том же месте и смотрит в небо.

Видит: летит мальчик, а за ним – его учитель.

Они опустились перед стариком и поклонились ему.

– Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым. Я нашел способ... Видишь, какие выросли у него крылья! – сказал учитель гордо и с лаской обвел крылья своего воспитанника.

Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:

– Меня больше радуют твои перышки...

11. Завершение. Раздача памяток.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

“Детский сад комбинированного вида “Ягодка”

с. Александровское”

Семинар для педагогов

“Поддержка детской инициативности и самостоятельность

как приоритет ФГОС в ДО”

Шмидт Татьяна Владимировна

ВоспитательIк.к.

11.12.2018 г.

Задачи семинара:

Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей.

Повышать методический уровень педагогов по организации самостоятельной деятельности дошкольников.

Составить брошюру “Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы”.

Ход семинара

“Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам”.

Ральф У. Эмерсон

Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Целевые ориентиры результата образовательной программы ДОО по ФГОС ДО.

И ФГОС ДО говорит, как это делать, – создавать условия для свободного выбора детьми различных видов деятельности, форм совместности, а также для принятия ими решений, выражения своих чувств и мыслей. А установление доброжелательных отношений в группе детей и за ее границами (между педагогами и родителями) обеспечивает эмоциональное благополучие каждого ребенка, овладение культурными средствами деятельности и способами коммуникации, поддержку образовательныхинициатив семьи в развитии культурных практик совместного познания, чтения, продуктивной деятельности, игры.

Взрослый (педагог, родитель) – посредник между детьми и культурой – способен поддержать самоопределение ребенка. Сотрудничество детей и взрослых происходит в игре, продуктивной деятельности, общении и других ситуациях. Ребенок как субъект любого вида деятельности по своейинициативе проявляет избирательный интерес к объекту (предмету или явлению действительности) и желание действовать с ним. Инициативностьтрансформируется в деятельность ребенка, которая осуществляется автономно и самостоятельно, на основании индивидуального выбора.

Инициатива, инициативность — активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей. То есть инициатива, является одним из волевых качеств личности.

Что же такое детская инициативность?

Предлагаю обсудить это всем вместе игровым методом “Цветок”.

Я предлагаю вам лепестки, на которых написаны разные качества ребенка. Нам нужно выбрать из них те, которые подходят к инициативной личности и собрать цветок. А если представим ребенка как цветок, то пронаблюдаем, как он распустится, если в нем есть инициативные качества.

Качества личности

Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.

Иначе говоря, дошкольник – это, прежде всего деятель, стремящийся самостоятельно познавать и преобразовывать мир за счет возникающих разнообразных инициатив в решении доступных задач жизни и деятельности.

У детей дошкольного возраста познавательный интерес появляется и исчезает спонтанно в силу возрастных психологических особенностей (не сформирована волевая сфера деятельности). Поэтому нужен постоянный поддерживающий импульс взрослого, чтобы интерес длился долго. При этом невозможно удерживать возникший интерес через давление, убеждение, манипуляции со стороны педагога.

Мотивационно содержательные характеристики деятельности (предметно-содержательная направленность активности ребенка) позволяют выделить сферы проявления инициативы:

1) творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление);

2) инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды

продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструирование, требующие усилий по преодолению "сопротивления" материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи);

3) коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи);

4) познавательная инициатива – любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно- следственные и родовидовые отношения).

Уровни проявления инициативы

Инициатива проявляется:

в младшем дошкольном возрасте на уровне группы,

в среднем – на уровне детского сада,

в старшем – на уровне ближайшего окружения,

в подготовительной к школе группе – на уровне социума.

В старшем дошкольном возрасте (5–7 лет)инициативность проявляется во всех видах деятельности ребенка – общении, продуктивной деятельности, игре, экспериментировании и др. Он может выбрать дело по своему желанию, подключиться к разговору, предложить интересное занятие для всех. Ребенок легко входит в игровые ситуации и инициирует их сам, творчески развивает игровой сюжет, используя для этого знания, полученные из разных источников.

Приоритетные сферы развития инициативы исходя из возрастных особенностей детей

и способы ее поддержки в освоении образовательной программы.

Возраст

Приоритетная сфера инициативы

Деятельность воспитателя

по поддержке детской инициативы

3–4

года

Продуктивная деятельность

создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребёнка;

поддерживать стремление научиться делать что-то и радостное ощущение возрастающей умелости;

в ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относиться к затруднениям ребёнка, позволять ему действовать в своём темпе;

не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих.

4–5

лет

Познание окружающего мира

поощрять желание ребёнка строить первые собственные умозаключения, внимательно выслушивать все его рассуждения, проявлять уважение к его интеллектуальному труду;

создавать условия и поддерживать театрализованную деятельность детей, их стремление переодеваться (“рядиться”), обеспечить условия для музыкальной импровизации, пения и движений под популярную музыку;

негативные оценки можно давать только поступкам ребенка и только один на один, а не на глазах у группы;

недопустимо диктовать детям, как и во что они должны играть;

навязывать им сюжеты игры;

побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнения взрослых;

привлекать детей к планированию жизни группы на день.

5–6

лет

Внеситуативно

личностное общение

создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече;

использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;

поощрять желание создавать что-либо по собственному замыслу;

создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;

создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам.

6–8

лет

Научение

Вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка;

спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы;

создавать ситуации позволяющие ребенку реализовывать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников;

привлекать детей к планированию жизни группы на день, неделю, месяц;

учитывать и реализовывать пожелания и предложения.

Какой из этого можно сделать вывод? Что основными задачами педагога являются:

создание необходимые условия;

побуждать к действию и поддерживать проявление детской инициативы;

выявить области, в которых каждый конкретный ребенок наиболее успешен.

Необходимо организовать работу с родителями, для всесторонней поддержки и развития детской инициативы.

Наибольшая, активность проявляется в поиске познания, которое формируется только на личном опыте.

Познавательное развитие – это не одно занятие, а весь день в событиях (беседы, наблюдения, в утреннем приёме, на прогулке, во всех видах деятельности, в течение дня, это касается и речевого развития). Если в младших группах есть перспективный план с конкретными запланированными темами, то в старших группах дети предлагают тему недели сами. Предлагая тему, дети узнают то, что их интересует, могут найти ответы сами, с помощью взрослых, проводят эксперименты, осуществляют проектную деятельность.

В нашем детском саду, по сложившейся традиции, воспитатель, набирая детей с младшей группы, идёт с ними до выпуска детей из детского сада, вместе с ними растёт и познаёт всё новое, современное (и это правильно). За эти 5-6 лет педагог знает о ребёнке всё: его интересы, способности, возможности, находя к каждому индивидуальный подход. От педагога зависит очень многое. В группах, согласно возрастным особенностям, детям должна быть предложена предметно-развивающая среда. Если игры, пособия, книги, будут не доступны ребёнку, то о каком развитии может идти речь? Конечно, нужно приучать детей к определённым правилам пользования к тем или иным предметам, например, если ребёнку не давать книги, не научить его листать книгу на столе, рассказать о том, что она может порваться и так далее, то откуда он это узнает, если не попробует. Ведь как сказал Конфуций: “Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму”.

Подрастая, познавательное развитие ребёнка неотъемлемо переплетается с речевым – это эмоции от узнанного, увиденного и интересующие вопросы, и анализ, обобщение. Если ребёнок боится задать вопрос или ответить, то это “заслуга” воспитателя. Ни в коем случае нельзя говорить ребёнку, что он ответил не правильно, надо предложить ему подумать или послушать другую точку зрения. Ребёнок должен чувствовать поддержку от взрослого, иначе он замкнётся и познавательный интерес, и речевое развитие (самостоятельность и инициативность) может притормозиться.

Как общаться с ребёнком, не лишая его инициативы”

“Дети не смогут обнаруживать и использовать свои внутренние ресурсы и испытывать силу своих потенциальных возможностей, если для этого нет соответствующих условий. Ответственности нельзя обучить. Ответственности научаются только на собственном опыте. Когда мы принимаем решение за ребенка – мы лишаем его возможности самореализовываться, проявлять инициативу и творческие способности, приобретать автономность.

Дети тысячи раз в день, в самых разнообразных ситуациях провоцируют нас на принятие решений за них: “Во что мне поиграть”, “Какую рубашку мне надеть”, “Каким цветом рисовать небо” и т.д.

Как быть

Использовать ответы, возвращающие ребенку ответственность, тем самым помогая ему обрести внутреннюю мотивацию и чувствовать себя хозяином ситуации.

Например: ребенок протягивает воспитателю кубик и спрашивает: “Что это?”

Невероятное удовольствие слышать вопросы детей.

Вот уж где простор для педагогической самореализации – понять вопрос, сделать мгновенный вывод о любознательности и уме ребёнка, о сфере его интересов, вывернуться самой наизнанку и показать, свою осведомлённость и мало ли чего ещё. Случается – вопрос короткий и конкретный. Ответ пространный и многозначительный.

Смысл этого вопроса не в познании. Назвать игрушку — значит подавить креативность ребенка, структурировать его деятельность или удержать инициативу в собственных руках. Ответственность можно вернуть, сказав: “Это может быть всем, чем ты захочешь”.

В зависимости от вопроса ответ может звучать иначе: “Реши сам”, “Это ты можешь сделать/выбрать/придумать сам”.

Если ребенку нужна помощь, чтобы справиться с работой, которую он не может закончить сам, без посторонней помощи, можно сказать: “Покажи мне, что именно я должна сделать”, “Скажи мне, что сделать, чтобы помочь тебе”.

Когда ответственность возвращается к ребенку, он начинает думать и придумывает такие варианты действий, которые не пришли бы на ум взрослому”.

Лидия Свирская

В поговорке говорится, что нужно учиться на чужих ошибках, возможно, но это касается взрослых, которые многое познали в этой жизни. Что касаемо ребёнка, то он должен попробовать всё сам, под чутким присмотром взрослого.

Список литературы:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Дошкольное образование в современном мире: Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 10 июня 2014 г.) / под ред. В. И. Ребровой. – СПб., 2014. – 172 с.

Короткова Н.А. Наблюдения за развитием детей в дошкольных группах: пособие для дошкольных педагогов и психологов / Н.А. Короткова, П.Г. Нежнов. М., 2002. – 43 с.

ООО “ИНФОУРОК”Курс повышения квалификации “Познавательное и речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО” (108 часов)

ООО “ИНФОУРОК”Курс повышения квалификации “ФГОС ДОО. Развитие поисковой активности, инициативы и познавательной мотивации методом экспериментирования у детей дошкольного возраста” (108 часов)

Газета “Детский сад со всех сторон”, № 3-4, 2003. “Шпаргалка для воспитателей” Лидия Свирская (Большая Энциклопедия Маленького Мира).

Приложение

Как удержать нужную тему разговора”

“Вечная проблема: с одной стороны, нужно идти за ребенком, чтобы реагировать на его интересы и потребности, обеспечить личностно- ориентированный подход, а с другой стороны, важно реализовать то, что задумано, заложено в план.

Импровизация нужна, но…

где и как?

Мы будем говорить о тех ситуациях, когда идёт общий важный разговор (занятие, утренний сбор, утро радостных встреч).

Прежде всего, чтобы удерживать разговор в нужных рамках, надо научиться правильно реагировать на высказывания детей.

Например, если в ответ на слова ребенка: “Мне мама вчера целый вечер читала книжку”, вы начнете задавать вопросы: как называлась книжка, о чем она, что тебе понравилось и т. д., то получите реакцию других: “А у меня тоже есть книжки”. “А мы с мамой ходили в магазин” и т. д. Дети не любят оставаться без внимания и стремятся завоевать его.

Итак, если вам важно дать возможность высказаться как можно большему количеству детей – выбираем стратегию реагирования на чувство. “Приятно провести вечер вместе с мамой”. Новость услышана, чувство понято и обозначено, уточнения высказывание не предполагает, контакт глаз заканчивается.

Во время занятия, посвящённого диким животным, возникает высказывание, например, о поездке в гости к бабушке. Но если ребенок об этом говорит, значит, его мысли далеки от вашей темы. Стоит ли его ругать? Лучше спросите его: “А там, где живет твоя бабушка, есть деревья?” и верните ребенка к обсуждаемой теме.

Случаются и другие ситуации.

На занятии по математике вдруг звучит: “А у меня дедушка вчера умер”. Даже если вы правильно отреагируете на чувство ребенка: “Я понимаю, как тебе грустно и больно”, то, возможно, сюжет на этом не закончится – смерть не такое простое явление, как поездка к бабушке, и волнует, как правило, многих детей.

Если вы чувствуете реакцию детей, не хотите упускать важный момент в социально-эмоциональном развитии – осторожно переключитесь: “Ребята, вы хотите поговорить об этом?” Дождитесь ответа. Если он положителен, задайте следующий вопрос: “О чем бы вы хотели спросить меня или Наташу?” Отвечайте просто, коротко и понятно.

Вернитесь к математике: “Мы с вами планировали сегодня научиться считать по порядку. Я думаю, труднее всех сегодня Наташе. Кто из вас хочет помочь Наташе сосчитать ее кубики?”

В разговоре с детьми важны искренность, уважение к их мыслям, не преуменьшение их чувств и переживаний, а объединение вас с ними. “Мы с вами…”

Как использовать вопросы?”

“Во время общих мероприятий обычно используется много различных материалов – картинки, игрушки, предметы из центров активности. Чтобы дети могли принять решение о том, что же они хотят делать, о чем узнать, потребуются дополнительные вопросы. Очевидно, что в каждой ситуации и для каждой возрастной группы эти вопросы будут иметь свои особенности. Важно не просто помнить о том, какие вопросы задать, а быть готовым “играть вопросами”. В этом случае они превращаются в увлекательную игру “Вопросилию”, а общение становится познавательно-деловым.

Для выяснения сути

Например, работая над темой “Дом”, можно использовать такие вопросы: детский сад можно назвать домом? Что есть у любого дома? Для чего нужны окна? Окно для того, чтобы вешать занавески? Для чего в домах пол? Стены? А если бы потолок был синим? Чего больше: окон или дверей? Почему? Стена нужна для того, чтобы вешать ковер? С кем ты живешь дома? Как зовут твою бабушку, кошку? Где у мышки дом? Где живут собака, корова?

Для планирования

Какой у тебя сегодня план? Над каким проектом ты сегодня будешь работать? Что ты хочешь сделать сегодня?

Когда у тебя появилась эта идея (этот план)? Кто помог тебе придумать такой замечательный проект?

В каком центре ты сегодня решил поработать? Почему именно в этом центре?

Что ты хочешь узнать? Чему ты хочешь научиться?

Что тебе нужно для выполнения твоего плана (для создания…)? Какие материалы тебе понадобятся? Как ты считаешь, тех материалов, которые есть в центре, тебе достаточно?

Что нужно добавить в центр? Где это можно найти? Какие инструменты тебе могут понадобиться?

С чего ты начнешь? Какую часть работы ты хочешь выполнить сегодня? Что ты оставишь на завтра?

Тебе нужны помощники? Кого бы ты хотел видеть своим партнером? Какую часть работы будет выполнять…? Как вы распределите работу? Почему ты решил работать именно с…? Можешь ли ты включить в свою работу малышей? Что они смогут делать вместе с тобой?

Для чего тебе нужен этот рисунок (поделка)? Где ты будешь это использовать?”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса и инициативности старших дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности (опыт работы)

Сообщение из опыта работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников....

Консультация для педагогов «Познавательно-речевая деятельность воспитателя в процессе формирования у дошкольников представлений по лексической теме «Транспорт»»

Существуют такие сферы жизнедеятельности человека, в которых слово, речевое действие, умение общаться становятся важнейшим (если не основным) инструментом деятельности, главным средством реализации ее...

Проблемы развития инициативности и самостоятельности ребенка в различных сферах деятельности

Проблемы развития инициативности и самостоятельности ребенка в различных сферах деятельности...

Конспект выступления на ШДН "Развитие детской инициативы и самостоятельности в процессе совместной речевой деятельности педагога с детьми"

На сегодняшний день проблема развития речи дошкольников остаётся едва ли не самой актуальной для современного ДОУ...

Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему: "Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности на прогулке" (практическая часть).

На сегодняшний день ФГОС требует от нас, педагогов, искать наиболее эффективные способы для формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.Уважа...

Развитие инициативы, самостоятельности и интеллектуальных способностей дошкольников посредством STEAM - технологий в процессе познавательно - исследовательской деятельности и научно - технического творчества.

Что же нужно знать о STEАM технологии? О STEАM нужно знать одну главную вещь – это не просто мода в образовании, это инвестиции в будущее детей, где ребенок может освоить несколько профессий, бы...