Развитие инженерного мышленитя детей дошкольного возраста
статья

Шилкова Ольга Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shilkova_konfer2019.docx60.26 КБ

Предварительный просмотр:

Шилкова Ольга Николаевна

Старший воспитатель, 1 КК

Развитие инженерного мышления у детей дошкольного возраста

Мы с Вами живет в городе, где градообразующее предприятие «Северский трубный завод»- лидер черной металлургии.

В «век высоких технологий», где робототехника стала одним из приоритетных направлений в сфере экономики, машиностроения, здравоохранения, военного дела и других направлений деятельности человека.

Согласно поручению Губернатора Свердловской области разработана комплексная  государственная программа «Уральская инженерная школа» на 2015-2034 годы.

Детский сад является базовой площадки УрГПУ на тему «Базовые образовательные учреждения (информационно-интеллектуальные центры) как форма распространения инновационного педагогического опыта».

Для ведения образовательной деятельности в ДОУ укомплектовано педагогическими кадрами.

Оценку своего профессионального мастерства и творчества педагоги получают принимая участие конкурсах и мероприятиях различного уровня.

Инновационный опыт лучших педагогов представлен на Всероссийском и Международном уровнях: статьи педагогов вошли в сборники научных статей ежегодной  Всероссийской   научно-практической конференции на базе ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» и межтерриториториальной конференции «Детский сад 21 века- тенденции развития образования, проблемы и пути их решения».

В 2018 г. стали участниками педагогического форума в УрГПУ в г.Екатеринбург и посетили мастер-классы  в детских садах и Фестиваль Техноночь., где были представлены изобретения дошкольников.

Педагоги используют в работе с воспитанниками методы и технологии, такие как: здоровьесберегающие технологии, личностно-ориентированные технологии, информационно-коммуникативные технологии, игровые технологии, технологию проектной деятельности, технологию исследовательской деятельности, технологию ТРИЗ.

Для педагогов ДОУ  регулярно проводятся мастер-классы с целью знакомства с теоретическими и методическими основами робототехники и овладения программным обеспечением такого оборудования как: «Цифровой микроскоп», «Bee-Bot», ЛегоВедо-2, Программное обеспечение «Сова», «Волшебная поляна» и др. Педагоги разрабатывают эскизы матов для «Bee-Bot», учатся изготавливать образцы для экспериментов, создавать интерактивные задания  и др.

Внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий с использованием интерактивного оборудования и LEGO конструкторов помогают воспитывать будущих инженеров с детского сада, способствуют выявлению  одаренных детей, проявляющих способности в области научно-технического творчества.

Творческой группой педагогов разработаны инновационные проекты «Академия детства» и «Дети будущего», способствующие качественной перестройке содержания образования в соответствии с целями и задачами проекта «Уральская инженерная школа». Данные проекты включает в себя программы, которые направлены на формирование у обучающихся интереса техническому образованию, инженерным дисциплинам, математике и предметам естественно-научного цикла и развитие творческого потенциала дошкольников в целом, включающие мероприятия по ранней профориентации обучающихся: Математическая смекалка, Город мастеров, Уральская инженерная школа, Фантазеры, Раз ступенька-два ступенька, Мастерилки, Ритмическая мозаика, Музыкальная азбука, Детский фитнес, Хореография, Развитие речи с логопедом, Уроки с психологом, Изостудия, Музыкальный английский, Театральная студия, Детский фольклор идр.

С этим проектами  в 2018 г. мы участвовали в конкурсе Министерства общего и профессионального образования Свердловской области. Стали победителями и получили Грант 500 тысяч.

На эти  средства был оборудован цифровой класс: интерактивная панель с программным обеспечением, Лего-конструкторы, ТИКО-конструктор, мини-роботы Bee-Bot, микроскоп, документ камера.

Для дошкольников характерны живой интерес к окружающей жизни, жажда ее познания, огромная восприимчивость к тому, что он узнает самостоятельно от взрослых. Они очень впечатлительны, эмоциональны и внушаемы. Именно в дошкольном периоде начинает формироваться исследовательская деятельность и развитие инженерного мышления.

Инженерное мышление-это особый вид мышления, формирующийся и проявляющийся при решении инженерных задач. Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отображения и преобразования человеком действительности.

Кроме того, зачатки инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, так как с раннего детства он находиться в окружении техники, электроники и даже роботов.  Если в детском саду он не занимался техникой, не держал её в руках, ему трудно будет выбрать профессию инженера. Задача педагогов:  определить профессиональные склонности ребёнка на раннем этапе. Для этого мы используем диагностику развития инженерного мышления у дошкольников.

Инженерное мышление дошкольников формируется на основе научно- технической деятельности, такой как легоконструирование, конструирование из крупногабаритных модулей, из бумаги и природного материала, практическое и компьютерное, и т.д.

Условия развития инженерного мышления

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды на сегодняшний день стоит особо актуально.  Мы обогатили среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей (схемы, алгоритмы).

Развивающую среду организовали так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно  заниматься любимым делом.

Важно, чтобы все пространство, и образовательное, и предметно-развивающее было эстетичным.

Главным условием эффективной организации зон является творчество, талант и фантазия педагогов.

об этом вам расскажет Зюзева Марина Григорьевна, воспитатель 1 квал.категории.

Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Задача педагога помочь ребенку развить и реализовать свои возможности.

Поэтому в нашем Детском саду созданы условия для  занятий  с LEGO конструированием, с интерактивным оборудованием  и для организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников.

В каждой группе созданы центры экспериментирования.  Для опытов и экспериментирования имеются лупы, коллекции для опытов и экспериментов, технологические карты для самостоятельного экспериментирования и др. Благодаря такому оборудованию в будущем появятся настоящие исследователи.

Подробнее расскажет как развивавшем креативность детей в ДОУ в процессе экспериментирования расскажет Дедюлина Александра Владимировна, воспитатель СЗД.

Воображение тесно связано с творческой активностью и стремлением познавать новое об окружающем мире.  Речь - основное средство коммуникации и познания, мощный фактор успешного умственного развития. Развитие творческого воображения — основа речевого развития ребёнка

Как развивает воображение дошкольников в процессе речевого развития расскажет Амелина Светлана Алексеевна, воспитатель 1 квал.категории.

Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, восприятия формы и габаритов объекта, пространства.

Первые навыки программирования дошкольники получают у нас в детском саду, работая с программируемыми минироботы Bee-Bot «Умная пчела» и конструкторами. Дети начинают заниматься со среднего возраста.

Как формируем у дошкольников навыки начального программирования расскажет Пьянкова Оксана Сергеевна, воспитатель СЗД.

И сегодня своим накопленным опытом мы  рады поделиться с вами.

В ходе системной работы развивается произвольность психических процессов, что необходимо для перехода к школьному обучению Успешно развивается эмоционально-волевая сфера, так как каждый ребенок находится в постоянном вербальном общении со сверстниками и взрослыми Дети успешно адаптируются и социализируются в среде сверстников Складываются предпосылки для развития инженерного мывшления. Дети получают возможность развить свои задатки, индивидуально раскрыться.

Мы создаем условия для реализации программы «Уральская инженерная школа», направленную и на формирование у детей интереса к науке и техническому творчеству, начиная с детского сада на раннюю профориентацию.


Уровень развития предынженерного мышления у дошкольников мы оцениваем по диагностике:

Критерии

Показатели

Проявление показателя

Сформирован

В стадии формирования

Не сформирован

Интерес и желание конструировать

Выбор конструирования для совместной и/или самостоятельной деятельности

Выбирает конструирование первым и для совместной и для самостоятельной деятельности

Выбирает конструирование чаще для совместной деятельности, редко для самостоятельной деятельности

Не проявляет интерес к конструированию, самостоятельно не \выбирает, редко присоединяется к играющему взрослому

Способности и умение конструировать

Реакция на задание;

Выбор материалов, способов деятельности;

Результат деятельности.

В продукте деятельности отражены все показатели детского творчества, есть признаки оригинальности

В продукте деятельности отражены схемы, модели, образцы

Продукт создается только при совместной деятельности с использованием образца

Наличие и сформированность познавательных способностей

Развитие конструктивных, математических, логических способностей

Выполнение заданий безошибочно, самостоятельно, творчески

Нуждается в помощи, допускает ошибки при работе с моделью, схемой, проявляет стремление добиться результата

Не стремится к результат, часто ошибается, манипулирует с конструктором без соотнесения действий и результата с образцом, схемой, моделью

Зачатки инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего детства он находиться в окружении техники, электроники и даже роботов.

Зачастую дети очень разительно отличаются друг от друга по степени развития. Почему возникает такая разница? Ученые еще более 20 лет назад исследовали

 Тем более, что от уровня и качества «базового»  мышления ребенка зависит результат педагогических воздействий на него в будущем.

Критерии

Показатели

уровни

Оптимальный

Достаточный

Недостаточный

Интерес и желание конструировать

Выбор наиболее приемлемого вида деятельности для ребенка дошкольного возраста

Выбирает конструирование первым из предложенных видов деятельности

Выбирает конструирование вторым из предложенных видов деятельности

Выбирает конструирование третьим из предложенных видов деятельности

Способности и умение конструировать

Реакция на задание.

Результат деятельности.

Выбор материалов

Оригинальность

В продукте деятельности отражены все показатели продуктов детского творчества

В продукте деятельности отражена половина показателей продуктов детского творчества

В продукте деятельности отражено мало показателей продуктов детского творчества

Наличие и сформированность познавательных способностей

Развитие конструктивных математических, логических способностей

Выполнение заданий безошибочно, самостоятельно

Нуждается в помощи, допускает много ошибок

Не отвечает, делает все неправильно, часто ошибается


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Разработка инженерной книги "Экоробофильтр" как средства развития инженерного мышления детей дошкольного возраста»

Обучение воспитанников основам робототехники, программирования. Развитие творческих способностей в процессе конструирования и проектирования, через   создание действующей модели робота ...

Программа городской опорной площадки «Формирование предпосылок инженерного мышления детей дошкольного возраста через использование возможностей образовательной среды»

Цель: создание условий для распространения и внедрения современных педагогических практик по формированию предпосылок инженерного мышления детей дошкольного возраста.Задачи:повышать профессиональную к...

"От развития конструкторских навыков- к формированию предпосылок инженерного мышления детей дошкольного возраста"

Дошкольный возраст - это значимый период всех психических функций- речи, мышления,эмоции механизмов контроля произвольных движений, за которые отвечает высшие структуры головного мозга- это кора. Имен...

Доклад на тему «Развитие инженерного мышления детей дошкольного возраста»

Инженерное мышление - системное творческое техническое мышление, позволяющее видеть проблему целиком с разных сторон, видеть связи между ее частями....

Инновационный проект: «CUBORO-конструирование как фактор развития инженерного мышления детей дошкольного возраста»

Проект развития элементов логического мышления детей старшего дошкольного возраста с помощью  конструктора CUBORO...

Инновационный проект по развитию конструктивно-технических навыков и формированию предпосылок инженерного мышления детей дошкольного возраста «Конструируем – от замысла к воплощению»

Инновационный прект по развитию конструктивно - технических навыков и формированию предпосылок инженерного мышления детей дошкольного возраста "Конструируем  - от замысла к воплощению"...