Статья: Игры со старшими дошкольниками: опыт организации деятельности.
статья (подготовительная группа)

Кацер Светлана Геннадьевна

Данная статья рассказывает о различных видах игр, их специфике, возможности их использования в разных образовательных областях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кацер С. Г. , воспитатель
ГБДОУ №6 Красносельского района
Санкт-Петербурга

Игры со старшими дошкольниками:
опыт организации деятельности.

   Старший дошкольный возраст - это важный этап в жизни детей. Мы готовим их к овладению чтением и письмом, они рассуждает умно и логично, задают вопросы, на которые часто не бывает готовых ответов и надо что-то изучить или повторить, чтобы ответить. Но при всём этом не надо забывать, что ведущим видом деятельности в старшем дошкольном возрасте всё также является игра. Только она становится самостоятельной, характеризуется высоким уровнем развития.  Этому способствует:
 - расширение детского кругозора, развитее интереса к окружающему миру
 - освоение коммуникативной культуры,
 - развитие мышления и воображения.
 

   Условно все детские игры можно разделить на две большие группы:
1. Сюжетные творческие игры (сюжетно-ролевые, театрализованные, игры –развлечения)
2. Игры с правилами (дидактические, подвижные)

     Для игр старших дошкольников характерны многообразие тематики и сюжетов; бытовая, трудовая, общественная, на темы литературных произведений.  Особенностью игр старших дошкольников является стремление объединить сюжеты разных игр в одну.

   Для данного возраста представляет особый интерес возможность реализовать свои фантазии. Об этом свидетельствует возникновение особого вида игр - игр-фантазирований. По форме такие игры представляют собой совместные сочинения и разыгрывание сюжетов. Тематика их разнообразна, в них дети отражают и комбинируют реальные события, которые они наблюдали и в которых сами участвовали, в также придумывают сказочные, фантастические сюжеты.

   Игровые правила в сюжетно-ролевой игре детей могут устанавливаться самостоятельно. Реальные правила ребята переносят из повседневной жизни. Игра старшего дошкольника имеет завершенную структуру, в ней представлены: сговор, организация игрового пространства, собственно игра, планируемое завершение игры, уборка оборудования.

   Как форма организации жизни и деятельности детей игра должна иметь свое определенное место в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом. В режиме дня обязательно должно быть время, когда дети могли бы спокойно развертывать игры, зная, что их не будут отвлекать, торопить. Педагог должен продумать, какие режимные процессы можно облечь в форму игры, чтобы вызвать у детей интерес, повысить их активность, вызвать повышенные эмоции.

    Воспитательно-образовательные возможности игры возрастает, если она соединена с каким-либо другим видом деятельности. Наиболее целесообразно связывать игру с трудом, изобразительной и конструктивной деятельностями. Таким образом, педагог, организуя жизнь и деятельность в форме игры, последовательно развивает активность и инициативу, формирует навыки самоорганизации в игре.

   Многие педагоги подчеркивали полярное влияние игры на развитие ребенка в зависимости от содержания деятельности: путем игры можно воспитать зверя, а можно – прекрасного человека, нужного обществу. С одной стороны, игра – самостоятельная деятельность ребенка, с другой -  необходимо воздействие взрослых, чтобы игра стала его первой «школой», средством воспитания и обучения.

     В нашей группе силами педагогов создана игровая развивающая среда для повышения эффективности организации игровой деятельности детей. В старших группах замысел основывается на теме игры, поэтому разнообразная полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по-новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, занавеси, кубы, стулья. Транспортируемость предметно-игровой среды позволяет ребенку взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявить активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.

  Педагогическое руководство в процессе игры имеет свои особенности: оно способствует развитию её замысла, расширению содержания, уточнению игровых действий, ролей, проявлению доброжелательных  отношений. Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы эти отношения закреплялись, становились реальными отношением детей и вне игры. Руководство игрой ни в коем случае не должно быть навязчивым, вызывать у дошкольников протест, выход из игры. Уместны наводящие вопросы, советы, рекомендации.

Педагог оказывает воспитывающее воздействие через роли, выполняемые детьми. Например, он спрашивает ребенка, выполняющего роль заведующего в игре в магазин, где касса, кто кассир, почему нет тех или иных предметов, удобно ли покупателю выбрать то, что он хочет купить, кто будет завёртывать покупки, подсказывает, что покупатели благодарят продавца, а продавец вежливо приглашает приходить в магазин за покупками. Наиболее эффективным способом руководства является участие самого педагога в игре. Через выполняемую им роль, игровые действия он воздействует на развитие содержания игры, помогает включению в неё всех детей, особенно робких, застенчивых, пробуждает у них уверенность в своих силах, вызывает чувство симпатии к ним со стороны других детей.

   Игра имеет огромный развивающий потенциал. В ней нет места педагогической директиве, но есть место для партнерства, основанного на глубоком и искреннем уважении к внутреннему миру ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт на тему: "Развитие воображения старших дошкольников средствами изобразительной деятельности".

Цель педагогической работы - развитие воображения детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность....

« Опытно – экспериментальная деятельность старших дошкольников» ОПЫТ РАБОТЫ

Выбрала я эту тему потому, что с младшего возраста у детей возникает потребность в экспериментировании. Во многом развитие личности и познавательных функций детей осуществляется именно через опыты и э...

Опыт работы «Педагогические условия развития интонационной выразительности речи старших дошкольников в театрализованной деятельности».

В дошкольный период происходит активное становление и развитие всех сторон речи. Наиболее ярко и интенсивно интонационная выразительность речи формируется в театрализованной деятельности. Во ФГОС указ...

Статья «Формирование навыков общения старших дошкольников посредством организации танцевальной деятельности»

Одним из важных направлений развития детей дошкольного возраста является развитие их общения со сверстниками и взрослыми. Ведь именно в дошкольный период мир ребёнка уже не ограничивается семьёй. Знач...

Научная статья "Игровая образовательная технология как способ организации деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО"

Концептуальные основы игровой технологии:1. Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся припомощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средствапобуждения и стимулирования ре...