Использование ИКТ в работе логопеда
статья

Юлия Васильевна Филиппенко

В данной статье описаны особенности использования информационно-коммуникативных технологий в работе учителя-логопеда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование ИКТ в работе логопеда

                                                   Учитель-логопед МБДОУ №78 «Колокольчик»

                                                    г. Симферополь

                                                    Филиппенко Ю.В.

Необходимо отметить, что в последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи. Стандартные коррекционные приемы быстро надоедают и утомляют детей, а значит перед нами встает необходимость поиска новых коррекционных форм

В наше время компьютерные технологии приобрели огромную популярность. Неудивительно, что современные дети с раннего возраста уже привычны к смартфонам, планшетам, компьютерам. Однако все мы знаем, что длительное и необдуманное использование компьютера не принесет пользы детям.

Было бы неплохо совместить приятное с полезным. И выход есть.

Мы можем включить в свою работу ИКТ.(Информационно-коммуникативные технологии).

В основу использования ИКТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия,   Д.Б. Элькониным и др. [2]

Отметим плюсы использования ИКТ в работе логопеда:

  1. Игровая форма обучения;
  2. Полисенсорное воздействие;
  3. Индивидуальный подход к каждому ребенку;
  4. Повышение интереса к обучению;
  5. Экономия временных ресурсов.
  6. Использование ИКТ на любом этапе работы

При использовании ИКТ на логопедических занятиях решается ряд задач:

  1. Задачи творческого развития:
  • развитие воображения;
  • развитие познавательной активности.

  1. Ознакомительно-адаптационные задачи:
  • ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним;
  • знакомство детей  с компьютерными программами;
  • преодоление психологического барьера между ребёнком и компьютером с помощью создания ситуации успеха;
  • формирование у детей начальных навыков работы на компьютере с использованием манипулятора «мышь».

  1. Коррекционно-образовательные задачи:
  • формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического анализа и синтеза, лексико–грамматического строя речи, связной речи;
  • формирование и развитие навыков учебной деятельности: осознание цели, самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности;
  • развитие психических функций.

Таким образом, компьютер предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем.

Плюсов много, и про них мы поговорим подробнее. Однако хотелось бы отметить некоторые требования, которые необходимо соблюдать в процессе использования ИКТ в работе с детьми.

Главное из них – включать задания с использованием компьютера необходимо фрагментарно. Нельзя построить все занятие с опорой на компьютер. Компьютерные технологии лишь дополнительный вспомогательный материал, и об этом стоит помнить.

Необходимо соблюдать следующие условия сбережения здоровья:

  • Работа с компьютером на одном занятии в течении короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю
  • Проведение гимнастики для глаз, во время работы необходимо переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин.
  • По возможности, использовать новых моделей монитора. [4]

Теперь рассмотрим в каких же видах и формах существуют ИКТ.

  • компьютерные дидактические игры;
  • развивающие flash-игры
  • ресурсы сети Интернет;
  • мультимедийные презентации;
  •  видеоролики и др.

Наиболее распространенными в работе логопеда являются игры и презентации.

Мультимедийная презентация – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение то есть  факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. [1]

В использовании мультимедийных презентаций, игр учителем-логопедом, можно выделить такие преимущества:

  • информационная емкость;
  • компактность;
  • доступность;
  • наглядность;
  • эмоциональная привлекательность;
  • мобильность;
  • многофункциональность. [5]

Мультимедийную презентацию можно использовать во всех видах работы.

  • работа над артикуляционной моторикой;
  • работа над развитием речевого дыхания;
  • развитие фонематического слуха, анализа и синтеза;
  • развитие лексико-грамматических навыков;
  • развитие словаря и связной речи;

Так же существует много вариантов компьютерных игр. Самые известные из которых «Игры для Тигры»[3] а так же игры составленные образовательным порталом «Мерсибо».

Стоит упомянуть что использование ИКТ в работе логопеда уместно не только в работе с детьми, но и при работе с родителями и педагогами. Ведь даже взрослые в глубине души немножко дети и им тоже хочется увидеть что-нибудь яркое и интересное.

Перечислим виды взаимодействия с родителями и педагогами с использованием ИКТ:

  • электронные информационные рюкзаки (рекомендации на переносных носителях);
  • рекомендации для родителей на сайтах педагога или учреждения;
  • консультативно-методическое сопровождение (буклеты, памятки, выполненные с помощью компьютера)
  • логопедические тренинги и мастер классы;
  • семинары-практикумы с просмотром видео-зарисовок, видеороликов на интерактивном оборудовании.

Таким образом можно заключить, что использование ИКТ в работе логопеда, открывает широкие возможности для творчества, а так же отличается высокой функциональностью.

На данный момент есть ряд готовых компьютерных игр. Тем не менее существует множество способов проявить творчество и сделать свой игровой материал с помощью современных компьютерных программ.

ИКТ это весело увлекательно и интересно, однако не стоит забывать, про правила использования компьютера в работе с детьми.

Список используемой литературы

  1. Гаркуша Ю. Ф., Черлина Н. А., Манина Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе. Логопед. 2004. № 2.
  2. Репина 3.А., Лизунова Л.Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения //Вопросы гуманитарных наук. 2004, № 5.
  3. Репина 3.А., Лизунова Л.Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук, 2004, № 5.
  4. СанПин 2.4.1.2660-10 п.12-21
  5. Интернет источник http://logoburg.com/index.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование крупотерапии в работе логопеда

Работая логопедом в отделении реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями я применяю различные упражнения для развития мелкой моторики, в частности,...

Использование ИКТ в работе логопеда ДОУ

Использование ИКТ как средство повышения эффективности логопедической работы в ДОУ....

Использование крупотерапии в работе логопеда

Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка.   Именно поэ...

Использование ребусов в работе логопеда

Материал представлен в виде презентации, содержащей небольшой теоретический аспект, а также  практический материал по темам "Город", "Школьные принадлежности", "Буква Й", Буква Р"....

Использование ИКТ в работе логопеда

Письменный отчёт учителя логопеди об использовании ИКТ...

статья: "Использование ИКТ в работе логопеда"

помощь ИКТ в работе логопеда....

"Использование сказкотерапии в работе логопеда"

Занятия с использованием элементов сказкотерапии – это игровая методика, которая направлена не только на коррекционную работу, но и на гармоническое развитие личности ребенка с общим недоразвитием реч...