самообразование
материал (подготовительная группа)

Боровская Кристина Викторовна

Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-художественной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobr.ekologiya.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по теме самообразования:« Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-художественной деятельности.»

Муз. руководитель Боровская К.В.

Тема: Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-художественной деятельности на 2019-2020 уч. год.

Цель: совершенствование опыта и разработка новых форм и технологий работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-художественной деятельности.

Актуальность темы

В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей.

В своё время выдающийся педагог В. А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.

Элементы экологического сознания у детей дошкольного возраста носят ориентировочный характер, на разных этапах жизни ребенка развивается и проявляется неравномерно.

Если стимулировать интерес ребенка к природе, вызывать сопереживание, пробуждать чувства, то экологическое сознание у детей постепенно повышается.

В раннем возрасте необходимо создавать условия для общения ребенка с природой , при этом следует закреплять полученные знания на музыкальных занятиях, развлечениях и праздниках.

В среднем  возрасте элементы экологического сознания проявляются уже более отчетливо. Этими элементами являются интерес к природе, к определенным видам деятельности в ней, эмоциональные реакции, осознанные оценки поведения людей в природе.

К шести годам у детей уже формируется способность к мотивационной оценке поведения в природе.

Таким образом, дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. Однако только при благоприятных социальных условиях в семье, в детском саду и ближайщем окружении.

Воспитание чувств у детей является одной из наиболее важных педагогических задач, не менее важной, чем развитие умственных способностей. От чувств и эмоций зависит отношение ребенка к окружающему миру, а значит и формирование экологического воспитания. “Годы детства – это прежде всего воспитание сердца” (В. Сухомлинский).

Экологическое воспитание дошкольников без “воспитания сердца” невозможно. На помощь здесь приходит музыка. Музыка способна зажечь в сердцах детей высшие человеческие чувства. Она помогает увидеть красоту природы, любить и оберегать ее. Дети должны слушать красивую музыку. Это породит красоту человеческого духа, человеческих чувств, мыслей. Да и сама музыка рождается благодаря великой природе. Доказательством этого может послужить высказывание великого немецкого композитора Бетховена: “Вы меня спросите, откуда я беру свои идеи?- Я улавливаю их на лоне природы, в лесу, на прогулках, в тиши ночи, ранним утром, возбужденный настроениями, которые у поэта выражаются словами, а у меня превращаются в звуки, звучат, бушуют, пока не встанут предо мной в виде нот”.

Чтобы более полно использовать музыку в экологическом воспитании, необходима продуманная система обучения и воспитания, а также создание условий, учитывающих возрастную психологию и педагогику.

Музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека. Посредством музыки воспитываются положительные качества личности, доброе отношение к природе родного края, эмоциональная отзывчивость. Одним словом, музыка оказывает огромное влияние на формирование основ общей культуры человека.

Задачи:

  1. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов в формирования основ экологической культуры ребенка старшего дошкольного возраста средствами музыки.
  2. Воспитать любовь к природе у  детей старшего дошкольного возраста  через музыкальные образы во всех видах музыкальной деятельности.
  3. Развить музыкальные способности, духовно-нравственные качества ребенка через ознакомление с шедеврами мировой музыкальной культуры.
  4. Научить выражать собственное отношение к миру, музыкально-художественным образам.
  5. Воспитать у детей старшего дошкольного возраста стремление к активной деятельности и творчеству

Направления реализации педагогической работы музыкального руководителя по формированию экологической культуры личности ребенка старшего дошкольного возраста в музыкально-художественной деятельности.

1. Работа с детьми.

Задачи:

- Расширять музыкальные впечатления детей;

- Формировать у детей познавательные процессы;

- Воспитывать доброе начало и бережное отношение к окружающей действительности;

- Развивать творческие способности детей во всех видах музыкальной деятельности;

Ведущие формы:

Традиционные:

- Непосредственно образовательная музыкально-художественная деятельность;

- Индивидуальная работа музыкального руководителя с детьми;

- Праздники и развлечения;

- Самостоятельная музыкальная деятельность;

- Музыка в повседневной жизни;

- Театральные постановки и спектакли;

Нетрадиционные:

- Интегрированные занятия;

- Доминантные занятия;

- Тематические занятия;

- Восприятие музыки в живом исполнении;

- Музыкальные гостиные;

- Музыкально-тематические вечера;

2. Работа с родителями.

Задачи:

- Повышение экологической компетентности родителей;

- Оказание помощи родителям в выборе форм и методов работы с детьми по формированию экологических представлений  в условиях семьи средствами музыки;

- Включение родителей во взаимодействие с дошкольным учреждением с целью формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Ведущие формы:

- Анкетирование;

- Беседы;

- Семинары;

- Консультации;

- Мастер-классы;

- Памятки;

- Круглые столы;

-Родительские собрания (общие и групповые);

- Оформление фото - выставок, информационных стендов;

- Музыкально-игровые программы;

- Экологический КВН;

- Мастер-классы;

-Тематические мероприятия.


3. Работа с педагогами.

Задачи:

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов  по формированию  экологической культуры личности средствами музыки

Ведущие формы:

- Анкетирование;

- Консультации;

- Семинары;

- Мастер-классы;

- Круглые столы;

План работы по формированию экологической культуры детей  старшего дошкольного возраста в музыкально-художественной деятельности

на 2019-2010  учебный год.

Месяц

Репертуар

Итоговое мероприятие

Педагоги

Родители

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

1 неделя: мониторинг музыкально-художественных способностей детей и экологической воспитанности детей.

Цикл образовательной деятельности по теме:

«Здравствуй, Осень!» (2-4 неделя)

Слушание: «Сентябрь. Первая жатва» П.Чайковского;

Упражнение для голоса «Лиса по лесу ходила» русская народная прибаутка;

Пение: «Осень» А.Арутюнова;

Инсценировка песни «На горе то калина» обр.Ю.Чичкова

Хороводная игра «Найди листок» Е.Шаламоновой.

НОД «Осенние дорожки»

Образовательная область: художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие

Разработать и провести консультацию «Отношение к природе детей дошкольного возраста»

Анкетирование

с целью выявления мотивации

музыкального воспитания детей

Оформить информационный стенд

«Воспитание у детей любви к родной природе»

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

Создать картотеку музыкально-экологических игр.

Цикл образовательной деятельности по теме:

«Волшебница осень»

Слушание: «Осенняя песнь» П.И.Чайковского;

«Листопад» Т.Попатенко;

Пение: «Осень наступила»

Н. Насуленко;

«Осенний букет» Т.Попатенко;

Музыкально дидактическая игра «Зайчики и лошадка»;

Тематический танец «Тучка обиделась»

Разработать и провести Развлечение            «Праздник  юных любителей природы»

Составить консультацию  для воспитателей

«Значение музыки в экологическом воспитании дошкольников»

Пригласить родителей на осеннее развлечение

Выступление на родительском

собрание

«Воспитание у

дошкольников

заботливого

отношения к природе».

Н

О

Я

Б

Р

Ь

Цикл образовательной деятельности по теме: «Звуки природы»

Слушание: «Метель» Г.Свиридова,

«Ноябрь» А.Вивальди

Пение: «Дождик обиделся» Д.Львова-Компанейца,

«Зимняя песенка» М.Красева

Музыкально -ритмические движения: «Шаловливые сосульки»

Пластический этюд «Ходят капельки по кругу»  музыка по выбору музыкального руководителя

Игра на детских музыкальных инструментах: экспериментирование со звуками на различных детских музыкальных инструментах.

Разработать конспект НОД        «Краски  и звуки зимы»   Образовательная область: художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие

Консультация для воспитателей «Педагогические модели организации экологического образования в детском саду»

Создание презентации по теме: «музыкально-экологические игры»

«Музыка осеннего леса»

Консультация для родителей

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

Цикл образовательной деятельности по теме:

«Зимушка-зима!»

Слушание: «Зимнее утро» П.Чайковского,

«Зима» Г.Свиридова;

Пение: «В просторном светлом зале» А.Штерна,

«Новогодняя» А.Филиппенко

Музыкально - ритмические движения: «Танец елочек»

Танец «Новогодние игрушки»

Хоровод «Песня  про елочку» Е.Тиличеевой, М.Булатовой,

Разработать конспект новогоднего утренника

«Кругосветное путешествие»

Разработать мастер – класс для  воспитателей.

«Формирование экологической культуры личности средствами музыки»

КВН для детей и  родителей

«Что мы знаем о природе»

Изготовление костюмов  для новогоднего утренника

Я

Н

В

А

Р

Ь

Цикл образовательной деятельности по теме: «Дикие и домашние животные»

Слушание:  «Тройка» Г.Свиридова, «Белка» Н.Римского-Корсакова,

Музыкально -дидактическая игра «Птичий концерт»;

Пение: «Наши друзья»  В. Алексеева

Музыкально -ритмические движения: Игр. упр. «Волк» ,

Танец «Смешные зверята»,

Игра с пением «Что ты, ёж?»,

Танцевальное творчество: «Козлик»

Разработать конспект НОД  «Зимующие птицы» (инсценированное занятие)

Разработать и провести консультацию для воспитателей «Игровые технологии в экологическом воспитании»

Выпуск информационного буклета «Проблемы приобщения детей к природе»

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

Цикл образовательной деятельности по теме: «Перелетные и зимующие птицы» ( 3 недели)

Слушание: «Пляска птиц» Н. Римский-Корсаков,

«Кукушка» М.Карасева;

Упражнение для голоса: «Не летай соловей» русская народная попевка

Музыкально - ритмические движения: игровое упражнение «Насмешливая кукушка» австрийская народная мелодия обработка  Ю.Слонова;

Игра с пением «Ворон» русская народная прибаутка, обработка Е.Тиличеевой

Танцевально-игровое творчество: «Задорные чижи»Я.Дубравина,

Игра на ДМИ: импровизация на детских инструментах  «Песни птиц»

Цикл образовательной деятельности по теме: «Масленица» (4  неделя)

Слушание: «У камелька»  П.Чайковского,

Пение:  «Ой, блины» русская народная песня;

Игра «Веселая карусель» русская народная мелодия, обработка Е.Тиличеевой.

«Масленица широкая» (праздник на участке ДОУ)

Провести мастер-класс

«Музыкальная игра как средство воспитания

любви к природе»

Оформить

папку - передвижку

«Классическая музыка

о природе детям»

М
А
Р
Т

Цикл образовательной деятельности по теме: «Пришла  Весна Красная»

Слушание: «Жаворонок» М.Глинки,

«Песня жаворонка» П.Чайковского;

Упражнение для голоса: «Солнышко-ведрышко», «Жаворонки» русские народные заклички;

Пение: «Веснянка» украинская народная песня,

«Зимушка проходит» русская народная песня.

Музыкально - ритмические движения: «Весенние ручейки»

Игра «Грачи летят» русская народная мелодия, обработка А.Сидельникова.

Фольклорный праздник «Сороки»

«Различные формы и методы использования музыки на занятиях по экологическому воспитанию в ДОУ»

Круглый стол

Папка-передвижка

«Поем о природе детям»

А

П

Р

Е

Л

Ь

Цикл образовательной деятельности по теме: «Берегите природу».

Слушание: «Утро» С.Салмонова,

«Утро» С.Прокофьева;

Пение: «Весенняя»,  О.Волох,

«Наш край», Д.Кабалевского

МРД:  этюд «Весна»

Танцевальное творчество: «Солнечные зайчики»;

Хоровод «Земелюшка-чернозем» р.н.п.;

Музыкально-двигательная игра: «День и ночь»

Разработать и организовать развлечение «День Земли»

Организовать дискуссию по теме

«Интегрированные занятия как средство воспитания экологической культуры личности»

Выпуск памяток «Рекомендуемый репертуар  для слушания дома»

М

А

Й

Цикл образовательной деятельности по теме: «Цветы и насекомые» (3 недели).

Слушание: «Бабочка» А.Майкапара, «Вальс цветов» П.И. Чайковского;

Упражнение для голоса: «Василек» русская народная попевка;

Пение: «Подснежник» Т.Панченко;

МРД: танцевальная  импровизация «Подснежник» П.Чайковского,

«Танец мотыльков , музыка И.Баха «Шутка»,

Инсценировка русской народной песни «Как у наших у ворот»;

ДМИ: «Во поле береза стояла» русская народная песня.

4 неделя: мониторинг музыкально-художественных способностей детей и экологической воспитанности детей.

НОД «Путешествие по временам года» (тематическое)

Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие

Разработать и провести консультацию «Влияние фольклорно-экологических занятий на ребенка дошкольного

возраста»

Провести семейный КВН

«В союзе с природой»

Оформить папку - передвижку

«Экология в музыке».




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...