«Использование универсального игрового образовательного модуля «В путь на машине времени» для познавательного развития дошкольников старшего возраста»
методическая разработка

Поляева Наталья Степановна

Технология : мастер-класс

Цель мастер-класса:повышение профессионального уровня педагогов-участников посредством использования универсального игрового образовательного модуля «В путь на машине времени».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polyaeva.docx202.63 КБ

Предварительный просмотр:

 «Использование универсального игрового образовательного модуля «В путь на машине времени» для познавательного развития дошкольников старшего возраста»

Технология : мастер-класс

Цель мастер-класса:повышение профессионального уровня педагогов-участников посредством использования универсального игрового образовательного модуля «В путь на машине времени».

Задачи:

-познакомить педагогов с универсальным игровым образовательным модулем «В путь на машине времени»;

- обучить участников мастер-класса методам и приемам использования модуля «В путь на машине времени»;

-развивать интерес к оригинальным образовательным технологиям, инициативу, желание применять на практике данную технологию.

-вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

Демонстрационный материал:

баннер с иллюстрациями универсального игрового модуля «В путь на  машине времени», пазлы «Река времени; технологические карты вопросов, картинки с лошадью, запряжённой в тележку, и автомобиля для игры «Найди сходства и отличия» ; картинки для игры «Едет, плывёт, летит» (воздушный, наземный, водный   транспорт, сектора голубого, тёмно-синего, коричневого цвета), предметные картинки с изображением транспортных средств в разные исторические периоды; картинки моделей автомобилей  Автозавода «ВАЗ»;заготовки  автомобилей будущего, карандаши.

Предполагаемый результат: повышение педагогической компетенции в познавательном развитии старших дошкольников посредством овладения приемами работы с универсальным игровым образовательным модулем «В путь на машине времени».

Актуальность:В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи познавательного развития:

— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

— формирование познавательных действий, становление сознания;

— развитие воображения и творческой активности;

— формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, пространстве и времени, причинах и следствиях и др.В процессе активной познавательной деятельности ребенок расширяет свои представления о мире, осваивает временные отношения. Познавая ценности материальной культуры в определенных временных рамках, ребенок учится соотносить память о прошлом и свою собственную индивидуальную память. Действительно, многое можно сделать, чтобы жизнь ребенка в детском саду стала более осмысленной и интересной, а образовательный процесс — более эффективным.

Одним из продуктивных путей ее решения является внедрение в педагогическую практику инновационныхкомплектов учебно-методического оснащения развивающей предметно-пространственной среды (далее РППС), получивших название образовательных модулей. Как отмечают С.А. Аверин и Т.В. Волосовец,дошкольные образовательные модули представляют собой основу формирования развивающей среды ребенка.

Их использование, в качестве учебно-методических комплектов, позволит обеспечить грамотное проектирование и организацию своеобразной предметно-развивающей, игровой среды.  Данный подход к организации РППС был взят педагогическим коллективом структурного подразделения «Детский сад «Семицветик» в рамках деятельности территориальной апробационной площадки по теме «Универсальные игровые образовательные модули в структуре РППС ДОО».

 Хотим представить один из вариантов данных модулей по познавательно-исследовательскому развитию дошкольников под названием «В путь на машине времени». Технология этого модуля направлена на освоение временных отношений (представлений об историческом времени – от прошлого к настоящему); развивает целостное восприятие мира, логическое мышление, устанавливает причинно-следственные связи, последовательность развития мира по каждому направлению.

Новизна заключается в том, что данный модуль не только разрешает развивать приоритетную познавательно-исследовательскую активность,но и позволяет интегрировать все виды детской деятельности (коммуникативную, игровую, изобразительную и т.д.)

Технология строится на следующих принципах:

Принцип доступности, который предполагает отбор таких фактов, явлений, которые понятны детям старшего дошкольного возраста.

Принцип наглядности - предусматривает подбор демонстрационного и раздаточного материала.

Принцип эмоционального восприятия информации - позволяет использовать некоторые события, которые могли бы захватить детей и вызвать у них интерес.

Данная технология предоставляет возможность внедрения в деятельность учителя –логопеда и дефектолога, которые используют методы и приемы в индивидуальной коррекционной работе с детьми.

Можно использовать следующие методы:

1.Словесный метод.

Рассказ, беседы, чтение, объяснения, уточнения, пояснения, вопросы поискового характера, использование грамзаписей.

Этот метод помогает лучше осмыслить жизнь того времени, с которым знакомятся дети, способствует выражению своей точки зрения, развивает память, кругозор, речь, словарный запас.

2. Наглядный метод.

а) Рассматривание сюжетной линии, отображающей линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему.

б) Схемы, модели, алгоритмы, знаки, таблицы. Использование видеофильмов и диафильмов.

в) Лэпбуки, коллекции, книжки-малышки (итоги проектной деятельности).

Данный метод способствует развитию эмоционального отклика, яркому восприятию, умению выражать свои чувства и мысли.

3. Практический метод.

Экспериментирование, опыты, изготовление поделок, знакомство со способами действия.

4. Игровой метод.

Дидактические, сюжетно-ролевые, режиссерские, подвижные игры, игры на развитие умственной компетенции.

Ознакомление участников мастер-класса с универсальным игровым образовательным модулем «В путь на машине времени».

Игровой образовательный модуль «В путь на машине времени»  представляет собой сюжетные линии, выполненные на стене из самоклеющейся пленки с фотопечатью, водоэмульсионной краски, гипсового материала, пластика, декоративной штукатурки, отображающие собой движение исторического времени: от прошлого к настоящему. Временные сюжеты располагаются с 1 по 3 этаж в лестничном проеме, отделены друг от друга цветными секторами, обозначающими тем самым границы между «древностью», «стариной» и «новой историей» (в соответствии с условными этапами человеческой истории: древний мир первобытных людей, мир средневековья, современный мир).Она позволяет дать детям представления об историческом времени; осознанно находить связи, отношения между явлениями окружающего мира и фиксации этих связей как своеобразного результата собственной деятельности. Игры-путешествия можно использовать в НОД, в самостоятельной деятельности детей, а также в режимных моментах.

Панно «река времени» в виде пазлов, заполняемое на занятии «метками» исторических эпох, «открытое» для дополнения — свободного и в процессе дальнейших занятий.

Практическое занятие с участниками мастер-класса по использованию универсального игрового образовательного модуля «В путь на машине времени».

Деятельность ведущего

Деятельность участников

Педагог обращает внимание участников мастер-класса на баннер с изображением универсального игрового образовательного модуля «В путь на машине времени».Предлагает отправиться  в прошлое транспорта.

Знакомятся с баннером.

Имитируют работу «машины времени», отправляются в прошлое транспорта.

Педагог знакомит участников мастер-класса с приёмами работы в образовательном модуле «В путь на  машине времени», демонстрирует технологические карточки вопросов, которые используются для развития диалогической речи, умений детей задавать вопросы.

http://www.clipartbest.com/cliparts/dc7/epk/dc7epkrdi.png

https://cdn-az.allevents.in/banners/714ef430-a595-11e8-81c9-1b431fd718bc-rimg-w800-h568-dcefefef-gmir.jpg

https://winx-fan.ru/wp-content/uploads/risunok-drevnego-cheloveka-poetapno-karandashom_22.jpg

http://www.clipartbest.com/cliparts/dc7/epk/dc7epkrdi.png

https://dumielauxepices.net/sites/default/files/donkey-clipart-transparent-background-506519-599331.pnghttps://nakleikashop.ru/images/detailed/21/1782_black.png

http://moziru.com/images/hand-clipart-two-hand-15.png

http://www.clipartbest.com/cliparts/dc7/epk/dc7epkrdi.png

https://cdn.pixabay.com/photo/2013/11/28/11/30/man-220258_1280.jpg

https://openclipart.org/image/2400px/svg_to_png/283587/Wagonwheel2.png

http://www.clipartbest.com/cliparts/dc7/epk/dc7epkrdi.png

https://swebtoon-phinf.pstatic.net/20180509_93/1525851965177G7ae7_JPEG/34686e2d-237a-4212-bf0a-24e602db9624.jpg

https://tridevici.com/wp-content/uploads/2018/08/car-10.png

http://www.clipartbest.com/cliparts/dc7/epk/dc7epkrdi.png

https://swebtoon-phinf.pstatic.net/20180509_93/1525851965177G7ae7_JPEG/34686e2d-237a-4212-bf0a-24e602db9624.jpg

http://funforkids.ru/paint/swallow/swallow20.gif

http://www.clipartbest.com/cliparts/dc7/epk/dc7epkrdi.png

https://swebtoon-phinf.pstatic.net/20180509_93/1525851965177G7ae7_JPEG/34686e2d-237a-4212-bf0a-24e602db9624.jpg

http://www.reptile-universum.de/reptile_bilder/Artwork/School%20Art/Delfin.jpg

Участники мастер-класса читают вопрос, ищут ответ на баннере, отвечают.

Варианты ответов:

-У первобытного человека не было транспорта, он передвигался и носил груз сам.

-Древний человек приручил животных, чтобы охотиться, перевозить грузы, они служили ему транспортом.

-Человек очень хотел передвигаться быстрее и придумал колесо.

-Первый наземный транспорт – повозки.

-Первый  воздушный транспорт – воздушный шар.

- Первый водный транспорт –пилоты, лодки.

Педагог предлагает участникам мастер – класса рассмотреть картинки повозки и автомобиля,  найти отличия и сходства.

Участники мастер – класса рассматривают картинки повозки и автомобиля. Находят сходства и отличия.

Педагог вносит оборудование для игры «Едет, плывёт, летит». Знакомит участников мастер – класса с правилами игры. Проводит игру.

Участники мастер – класса раскладывают транспортные средства по способу, месту передвижения, по назначению  на цветные сектора. Воздушный транспорт на сектор голубого цвета, водный транспорт на сектор тёмно-синего цвета, наземный транспорт – коричневый сектор. Называют профессии людей на транспорте.

Педагог вносит пазлы. Знакомит участников мастер – класса с заданием:собрать пазлыиз частей - древность – старина- современность ( каждая часть имеет определённый  цвет и картинку – символ). Предлагает  разложить предметные картинки транспортных средств в определённые промежутки времени.

Участники мастер – класса собирают пазлы, раскладывают картинки с изображением транспортных средств в определённые исторические промежутки.

Педагог рассказывает участникам мастер – класса об интеграции образовательных областей при работе в данном модуле. Знакомит  с  разнообразными  формами  работы данной технологии. Задаёт вопросы:

-Сколько видов транспорта поместили в «древность», «старину», «современность»?

-Где больше транспорта? На сколько больше?

-Назовите виды транспорта, в которых встречается звук «м»,  «н», «а».

- Назовите лишний транспорт в «древности». Почему?

-Изобразите летящий самолёт и т.п.

 –Придумайте свой вопрос.

Педагоги отвечают на вопросы, изображают летящий самолёт.

Придумывают свой вопрос, задают участникам  мастер – класса.

Педагог обращает внимание участников на пазл - «современность», предлагает выделить автомобили, которые выпускались и выпускаются в нашем регионе.

Педагог спрашивает участников мастер – класса:

- Как называется первая модель, которую выпустил АВТОВАЗ?

- Как называется последняя модель, выпущенная заводом?

Возможные ответы участников мастер – класса:

-Первая модель АвтоВАЗа называлась «Жигули 2101»;

- Последняя модель называется «Лада Гранта хэтчбек»

Педагог предлагает  участникам мастер- класса нарисовать автомобиль будущего. Раздаёт листочки, объясняет  задание:

-Часть автомобилей на рисунках не дорисованы, дорисуйте эти части машин и придумайте названия.

Участники мастер – класса дорисовываю недостающую часть автомобиля, придумывают название.

Проводит рефлексию

Дискуссируют по результатам совместной деятельности

Выводы:опыт работы показал, что использование универсального игрового образовательного модуля «В путь на машине времени» позволяет добиться положительных результатов в развитии познавательной инициативы детей,формировании первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, пространстве и времени, причинах и следствиях, что проявляется в увеличении любознательности,творческой активности у детей старшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по интеллектуальному развитию дошкольников старшего возраста с использованием современных игровых технологий

Гармонизация эмоциональной стабильности как средство    всестороннего развития ребёнка    «В мире удивительных островов»     Занятия с детьми ст...

картотека дидактических игр по познавательному развитию дошкольников старшего возраста

21 век - век кибернетики, электроники. Ребёнок уже с раннего возраста тянется к мобильному телефону, компьютеру. Осознанно или спонтанно он нажимает кнопки электронного устройста? Что привлекает...

ЮЖНЫЙ ОСТРОВ «ГОВОРЛЯНДИЯ». Методические рекомендации к использованию универсального игрового образовательного модуля для речевого развития дошкольников

Методическое сопровождение для организации образовательного процесса с дошкольниками в рамках модуля представляет собой практический материал  (игры и упражнения) направленные на речевое , познав...

"Детское экспериментирование – средство познавательного развития дошкольников старшего возраста при формировании представлений об окружающем мире"

В данной статье говорится о том, что экспериментирование предоставляет ребенку возможность самому найти ответы на вопросы "как?" и "почему?", позволяет почувствовать себя учёным, и...

Диагностика познавательного развития дошкольников старшего возраста (5-7 лет)

Цель диагностики: Задание направлено на проверку уровня развития восприятия и наглядно – образного мышления (ориентировка на цвет и форму, умения группировать картинки по образцу, переключаться ...

«Игровая технология «Лэпбукинг» как средство познавательного развития детей старшего возраста».

Цель: повторение пройденного материала детей подготовительной группы....

Конспект занятия по познавательному развитию дошкольников старшего возраста с использованием элементов ТРИЗ-технологии «Увлекательное путешествие капельки. Круговорот воды в природе».

Программные задачи:Закрепить представления о твердых, жидких и газообразных веществах. Продолжать знакомить детей с состоянием воды (твердая, жидкая, газообразная).  Закрепить представления ...