Культурные практики в ДОУ
статья (старшая группа)

Кузнецова Ольга Николаевна

Культурные практики — это эффективный путь решения наиболее острых проблем современного дошкольного образования, направленного на позитивную социализацию и гибкую индивидуализацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_yarmarku_1.docx20.4 КБ

Предварительный просмотр:

ЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА.

О.Н.Кузнецова

 ГБДОУ детский сад № 45

  Адмиралтейский район

 г. Санкт-Петербурга

   ФГОС дошкольного образования включает образовательные ориентиры и требования, которые направлены на обеспечение полноценной жизни дошкольников и которым удовлетворяет именно организация игровой деятельности как культурной практики. В тексте ФГОС дошкольного образования идет речь об игровой деятельности, при этом указывается, что педагог должен обеспечить «широкие возможности для развития свободной игры детей, в том числе обеспечивая игровое пространство, «вовлечение всех детей в разные виды деятельности и культурные практики, способствующие развитию норм социального поведения, интересов и познавательных действий»

 По словам Н.Б.Крыловой «культурные практики» представляют собой разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка, виды деятельности, поведения и опыта.

   Культурные практики это самостоятельные, ежедневные способы деятельности ребенка, приобретение нового опыта между ребенком и взрослым, между детьми в процессе общения друг с другом.

   Можно сказать, что культурные практики — это эффективный путь решения наиболее острых проблем современного дошкольного образования, направленного на позитивную социализацию и гибкую индивидуализацию.

   Культурные практики человека начинают складываться в раннем возрасте в процессе  взаимодействия с близкими взрослыми, затем обогащаются в процессе самостоятельной деятельности. Для расширения культурных практик ребенка значимы такие виды и формы активности, как: свободное манипулирование  различными предметами и материалами, наблюдения и опыты, экспериментирование, собственные пробы и ошибки, поиск и выбор, спонтанное изобразительное творчество (рисование, лепка, моделирование, коллажирование), конструирование из разных материалов, исследование, фантазирование, сочинительство, театральные игры и мн. др.

   Самостоятельность ребенка дошкольного возраста неразрывно связана с проявлением его инициативы. Важность такого подхода подчеркивают следующие целевые ориентиры согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования на этапе завершения дошкольного образования:  ребенок овладевает основными культурными способами деятельности; проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и других; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

   На основе культурных практик ребёнка формируются его привычки, пристрастия, интересы и излюбленные занятия, а также в известной мере черты характера и стиль поведения. Культурные практики формируют общую культуру личности дошкольника, развивают их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества. Также культурные практики детства являются мощным инструментом для развития инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, а также формирования предпосылок к учебной деятельности. Самостоятельность ребенка дошкольного возраста неразрывно связана с проявлением его инициативы.

   Для лучшего усвоения программного  материала необходимо использовать виды деятельности, доступные,  понятные и интересные  детям. В приоритете должна быть игровая деятельность, как ведущий вид деятельности дошкольного возраста. Использование культурных игровых практик при проведении интегрированных игровых занятий  позволяет заинтересовать всех детей, стимулирует у них желание предлагать разные варианты решений, помогает  избежать страха перед ошибкой.

   Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер. В культурных практиках создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей, при котором педагог намеренно приглушает свою субъективность в пользу ребенка. Н.Б. Крылова – кандидат философских наук считает, что для того, чтобы стать субъектом культурной деятельности, ребенку нужна особая собственная практика, особые собственные пробы сил.

   Детство – это «ростки нового культурного уклада жизни, которые могут прорасти только в пространствах автономных культурных практик, где дети по-своему, совсем не так, как хотелось бы взрослым, входят в человеческую культуру и современную цивилизацию, становясь ее авторами. В игровых культурных практиках ребенок может не только нафантазировать себе вымышленный мир, но и «прожить» (проиграть) пребывание в этом мире, который сам придумал. Дети  придумывают себе такие игры (миры), в которых решаются их маленькие и большие проблемы, проявляется их самостоятельность: свобода в выборе партнеров по игре, придумывание новых правил, развитии сюжета, замещение предметов для игр. Поэтому игровые культурные практики позволяют ребенку накапливать необходимый социальный опыт и проявить инициативу, самостоятельность.

   Театрализованная практика, как метод, оказывает большое влияние на развитие речи детей, что является важным аспектом в современных условиях. К сожалению, на сегодняшний день, существует проблема развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста, многие родители, в силу своей занятости, уделяют очень мало времени речи своих детей. По мнению многих педагогов, посредством театрализованных практик происходит не только приобщение детей дошкольного возраста к искусству, но и пополнение активного словаря, и формирование фонетической культуры речи.

   Театрализованная практика дает возможность проявить себя детям застенчивым и скромным, замкнутым, помогает подружиться тем детям, которых раньше не связывали совместные интересы, ведь здесь ребенок и раскрепощается, и формулирует свои творческие инициативы, и получает искомое. Всё это способствует раскрытию индивидуально - личностного потенциала: ребенок наряду с выражением своих эмоций становится способным самостоятельно добывать знания о решении внутренних противоречий.

   Познавательно-исследовательская деятельность, как культурная практика  ребенка-дошкольника - это активность, направленная на постижение свойств объектов и явлений окружающего мира, выяснение связей между ними и их упорядочивание и систематизацию. Целью взрослого, организующего познавательно-исследовательскую деятельность детей, является развитие у них любознательности, познавательной инициативы. Взрослый должен ознакомить ребенка с достаточно большим объемом конкретной информации об окружающей действительности и предоставить ему культурные средства упорядочивания полученных знаний, позволяющие связывать отдельные представления в целостную картину мира, сохранять присущее с рождения каждому ребенку желание узнавать  новое об окружающем.

  Что же можно считать культурной практикой? Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры). Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие. Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию, например, занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам, просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи, книжного уголка или библиотеки («Мастерская книгопечатания», «В гостях у сказки»), игры и коллекционирование. Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия) - форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале. Сенсорный и интеллектуальный тренинг – система заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.

Индивидуальный стиль деятельности — это система своеобразных действий, способов, методов, приемов, эмоциональных реакций, которые применяет и которые проявляет человек, в т.ч. ребенок дошкольного возраста в своей деятельности и поведении.  Наиболее ярко индивидуальный стиль проявляется в культурных практиках как самостоятельной деятельности, возникающей по инициативе самого ребенка.

   Из всего изученного, можно сделать вывод, что «культурная практика» - это стихийное и ежедневное освоение разного опыта общения и  взаимодействия с взрослыми и сверстниками. К культурным практикам можно отнести всё разнообразие исследовательских, социально - ориентированных, коммуникативных, художественных действий.

Литература:

Крылова Н.БКультурология образования. М., Народное образование, 2000. 

Лыкова И.А., Протасова, Е.Ю. Культурные практики в детском саду: современный подход и возможные трактовки //  Научно-методический журнал «Детский сад: теория и практика».  2015. № 5. 

Крылова Н.Б. Развитие культурологического подхода в современной педагогике // Личность в социокультурном измерении: история и современность: Сб. статей. М.: Индрик, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Культурные практики ребенка в дошкольном образовании"

В статье раскрывается смысл понятия "культурные практики", а также пути воплощения в педагогику принципа  «Ребенок – центр сферы образования» посредством использования культурологического подхода...

Познавательно-исследовательская деятельность, как культурная практика в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Под познавательно-исследовательской деятельностью ребенка-дошкольника понимается активность, направленная на постижение свойств объектов и явлений окружающего мира, выяснение связей между ними и их уп...

Культурные практики как средство развития детской индивидуальности и самостоятельности

Методический материал дает возможность педагогам ДОО рассмотреть возможность использования различных культурных практик в развитии детской  самостоятельности и инициативе...

Достижение целевого ориентира через культурные практики

Целевой ориентир:žРебёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе.ž Обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со...

Программа практико - ориентированного семинара «Культурная практика как форма взаимодействия детей в разновозрастных сообществах»

quot;Не ребёнок должен готовиться к школе, а  школа должна готовиться к ребёнку" А. Асмолов...

Детское чтение как культурная практика. Социально - культурное партнерство в реализации читательских практик дошкольников.

В рамках Петербургского международного образовательного форума я принимала участие во Всероссийской научно-практической конференции "Культурные практики в дошкольном образовании: особенности прое...

Консультация для педагогов «Культурные практики в дошкольном образовании» «Виды культурных практик»

В данном материале говорится о том как появилось понятие "Культурные практики" . Раскрываем сущность и значение «культурных практик».знакомит педагогов с видами культурных практи...