Мастер-класс по организации семинара-практикума для педагогов ДОО "Развитие коммуникативно-речевых умений детей"
методическая разработка (старшая группа)

Елена Васильевна Соловьева

Целью мастер-класса является повышение профессиональной компетенции педагогов-психологов по вопросам организации семинара-практикума для педагогов  ДОУ «Развитие коммуникативно-речевых умений у детей»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад  №12 города Шебекино»

Мастер-класс по организации

семинара-практикума для педагогов ДОУ

«РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНО- РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Подготовила:

Педагог-психолог Соловьева Е.В.

Шебекино 2019

Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения.                       Антуан Сент-Экзюпери

Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов-психологов по вопросам организации семинара-практикума для педагогов  ДОУ «Развитие коммуникативно-речевых умений у детей»

Задачи мастер-класса:

- познакомить участников мастер-класса с опытом работы в данном направлении;

- обучить участников мастер-класса методам и приемам, используемых в  процессе проведения семинара-практикума для педагогов;

-  развить интерес к проблеме развития коммуникативно-речевых умений у детей-дошкольников;

-  активизировать желание сотрудничества, взаимопонимания.

План проведения мастер-класса:

  1. Приветствие
  2. Теоретическая часть (психолого-педагогическое обоснование  и актуальность проблемы).
  3. Практическая часть  (семинар-практикум для педагогов  ДОУ «Развитие коммуникативно-речевых умений у детей»).
  4.  Подведение итогов. Рефлексия.

Ход мастер-класса:

- Здравствуйте, уважаемые коллеги!  Представляю вашему вниманию мастер-класс по  организации семинара-практикума для педагогов  ДОУ «Развитие коммуникативно-речевых умений у детей»

Целью семинара-практикума для педагогов «Развитие коммуникативно-речевых  умений детей» является повышение профессиональной компетенции педагогов ДОУ по проблеме  развития коммуникативно-речевых умений у детей дошкольного возраста.

Задачи семинара-практикума:

- познакомить педагогов с основными факторами, влияющими развитие коммуникативно-речевых умений у детей-дошкольников;

- мотивировать педагогов на развитие  и совершенствование своих коммуникативных умений;

 -  способствовать повышению у педагогов уровня развития коммуникативных умений посредством игровых заданий;

- способствовать повышению уровня групповой сплоченности в педагогическом коллективе;

- расширить опыт педагогов по созданию условий в дошкольном учреждении для развития коммуникативно-речевых умений детей.

Ход семинара-практикума:

  1. Приветствие

Эмоциональный настрой. Здравствуйте-здравствуйте! А что люди делают при встрече? Правильно, здороваются. Сейчас мы поиграем  в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро. Сейчас у вас ровно пять секунд, чтобы выбрать себе партнера и быстро-быстро пожать ему руку... А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро "поздороваться" друг с другом:

  • правая рука к правой руке
  • бедро к бедру
  • спина к спине
  • пятка к пятке
  • колено к колену
  • локоток к локотку
  • голова к голове
  • ладошка к ладошке

Предлагаю поприветствовать друг друга открытой, доброй улыбкой. Улыбнулись? Значит, вы готовы к общению.

Теоретическая часть

 Актуальность проблемы развития коммуникативных и речевых навыков у старших дошкольников заключается в том, что количество контактов со взрослыми и сверстниками у ребенка в современном мире постоянно увеличивается, а эффективность и успешность таких взаимодействий зависит непосредственно от уровня речевого развития детей.

На данный момент показатели речевого развития многих современных дошкольников не соответствуют возрастной норме. Основная причина этого – разрыв коммуникативных связей между миром детей и миром взрослых: взрослые отчуждаются от детей, дети лишаются содержательных (живых, эмоциональных) способов общения. Коммуникативные и речевые умения исследовали многие отечественные и зарубежные ученые. К ним относятся: А.А. Бодалев, Л.П. Буева, Я.Л. Коломинский, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, В.М. Соковкин и др.

Проблемой развития коммуникативных способностей занимались многие ученые: Н.А. Асадулаева, Дж. Брунер, Л.С. Выготский, В.М. Григорьев, С.В. Григорьев, К. Монтенегро, С.Л. Новоселова, М.А. Норбашева, Н.Н. Палагина, А.Н. Фролова, С.А. Шмаков, А.П. Юсупова, Д.Б. Эльконин и многие другие.

Проблемы развития коммуникации сегодня особенно актуальны в старшем дошкольном возрасте, так как именно этот возраст считается отечественными психологами и педагогами (Л.А. Венгером, В.С. Мухиной, Н.Н. Поддъяковым и другими) как сензитивный. То есть это максимально чувствительный период, который обладает благоприятными условиями для формирования определенной способности или типа деятельности организма.

Такие ученые как Л.С. Выготский, М.И. Лисина и другие, занимавшиеся проблемой развития коммуникации старших дошкольников, считают, что главным условием для становления психических способностей и качеств ребенка, а именно речи, воображения, мышления, самооценки, является общение ребенка со взрослым. Такое общение приобщает детей к опыту человечества. Дошкольники посредством такого общения обмениваются знаниями, обогащают свой жизненный опыт.

Как мы успели заметить, современные дети неохотно идут на контакт, не могут понятно для окружающих выразить свою мысль, у таких детей слабо разработан речедвигательный аппарат. Коммуникативные способности необходимы, так как все мы находимся в социуме и, так или иначе, взаимодействуем с ним.

Зачастую взрослые не понимают всей важности звучащего слова в развитии и воспитании детей раннего возраста. Общение взрослого с ребенком сегодня вряд ли можно назвать общением. В современном мире это общение чаще кратковременное, формальное и поверхностное: проявляется в виде замечаний, указаний, инструкций. В том случае, когда у малыша не удовлетворилась потребность в общении со взрослыми, начинают проявляться всевозможные отклонения в поведении дошкольников: неуверенность при новых начинаниях, тяжелая адаптация в дошкольном учреждении, огромное количество страхов, тревожность и агрессивность, снижение показателей их речевой и познавательной активности.

ФГОС ДО выделяет такие образовательные области как «Речевое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие». Сегодня данные области играют важнейшую роль для развития ребенка не только в плане речи, но и для личности в целом.

Сформировать речевой навык – это значит обеспечить необходимые условия для того, чтобы дошкольник мог правильно построить и реализовать высказывание. Для того, чтобы общение было полноценным, необходимо, чтобы мы, педагоги, сами умели пользоваться речевыми навыками для самостоятельного выражения своих мыслей, чувств, намерений, переживаний; если этого не будет, то речевая деятельность сформируется только лишь частично.

Коммуникативный навык – это навык взаимодействия с другими людьми, умение находить компромисс, умение слушать и высказывать свое мнение.

Известный психолог М.И. Лисина отмечала, что, начиная от раннего и до конца дошкольного возраста общение между детьми проходит значительные изменения по всем категориям: меняются содержание, потребности, мотивы и средства общения. От двух до семи лет выделяются два перелома; первый отмечается приблизительно в четыре года, второй – около шести лет.

Первый перелом мы можем наблюдать тогда, когда в жизни ребенка большую роль начинают играть другие дети. В этот период дошкольники начинают открыто предпочитать одиночную игру либо общество других детей взрослому. Во время второго перелома, по мнению М.И. Лисиной, происходит появление избирательных привязанностей, дружбы; возникают более устойчивые и глубокие отношений между дошкольниками.

Эти переломы можно считать временными границами 3-х этапов в развитии общения детей. Эти этапы (также как и этапы со сферой общения со взрослым) получили название «формы общения дошкольников со сверстниками».

По мнению М.И. Лисиной, первой формой является эмоционально-практическое общение со сверстниками (второй-четвертый годы жизни). На втором году у дошкольников мы замечаем заинтересованность к другому ребенку, дошкольник уделяет повышенное внимание к действиям сверстника, а к концу второго года возникает желание привлечь внимание сверстника к себе, показать свои результаты и увидеть его ответную реакцию. На представленном этапе дети общаются без предметных действий, общение происходит само по себе.

Вторая форма общения сверстников, которую выделяет М.И. Лисина, – ситуативно-деловая. Данная форма складывается приблизительно к четырем годам и до шести лет. Сюжетно-ролевая игра уже коллективная – дошкольники преимущественно играют вместе, а не по одному. В процессе ситуативно-делового общения дети заняты совместным делом, они согласовывают свои действия с действиями партнеров и учитывают активность сверстников для достижения общей цели. Такое взаимодействие между детьми получило название сотрудничества.

По мнению М.И. Лисиной, к концу дошкольного возраста у многих (но не у всех) детей дошкольного возраста появляется новая форма общения, которая получила название «внеситуативно-деловая». К шести-семи годам значительно увеличивается количество внеситуативных контактов. Дети начинают рассказывать друг другу о том, где они отдыхали и что нового увидели, делятся своими впечатлениями и эмоциями.

Итак, социальная ситуация развития старшего дошкольника усложняется и дифференцируется. Взрослый человек остается главным в жизни ребенка, но взаимоотношения с ним кардинально меняются. В раннем возрасте ребенок общается исключительно с близкими взрослыми, как только ребенок немного подрастает, он вступает в отношения с более широким социальным миром. Появляется новая сфера социальных контактов ребенка – его отношения со сверстниками.

Общение дошкольников со сверстниками можно описать рядом характерных особенностей, которые отличают его от общения со взрослыми.

Как отмечает Е.О. Смирнова, первой и самой важной отличительной чертой является огромное разнообразие коммуникативных действий. Ребенок может спорить со сверстником, навязывать свою волю, успокаивать и т.д. Такие сложные формы поведения, как симулирование, стремление сделать вид, выразить обиду впервые появляются именно в общении с другими детьми.

Вторая яркая черта общения сверстников, как считала Е.О. Смирнова, состоит в его особо яркой эмоциональной насыщенности. При общении со сверстниками мы наблюдаем у дошкольника намного больше эмоций, чем при общении со взрослым, это самые разнообразные эмоциональные состояния – от злостного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до агрессии.

Третья отличительная особенность контактов детей состоит в том, что они нестандартны. Если при взаимодействии со взрослым даже малыши соблюдают определенные общепринятые нормы поведения, то при общении со сверстником дошкольники не соблюдают нормы поведения. Они могут использовать самые неожиданные действия и движения: дети скачут, изображают различные позы, делают гримасы и т.д.

Еще одной особенностью общения сверстников является то, что инициативные действия берут верх над ответными. Особенно отчетливо это замечается, когда невозможно продолжить и развить диалог, так как отсутствует ответная реакция партнера. Для дошкольника намного важнее его собственное действие или высказывание, а инициативу сверстника он чаще всего не замечает и не поддерживает.

Таким образом, рассмотренные выше особенности общения раскрывают специфику детских контактов на протяжении всего дошкольного возраста.

Итак, понимание коммуникации подводит педагогов к пониманию того, что все-таки необходимо прикладывать все усилия для становления, формирования и развития у дошкольников коммуникативных умений и навыков.

Немаловажную роль в данном процессе играют также принципы и методы развития детской коммуникации. Ведь только правильная организация методологии развития процесса способна дать эффективный результат.

Практическая часть

Для начала предлагаю вам прослушать одну древнюю притчу:

«Если странствующий монах хочет переночевать, он должен в споре победить хозяина жилища.

Жили два брата, старший был просвещен и мудр, а младший мало того, что дурак, но еще и одноглазый. И вот однажды вечером к ним в дом постучался монах, и попросился переночевать. Старший брат был занят, и послал спорить с пришедшим своего младшего брата, поставив условие, что спор будет проходить без слов.

Младший брат с гостем ушли в соседнюю комнату, через минуту монах вышел, поклонился старшему брату и сказал, что он побежден и должен уйти. Тот, зная умственные способности своего младшего брата, изумился и попросил рассказать, как, собственно, было дело.

- Мы вошли в комнату, - начал монах, - сели друг напротив друга, и начали спор без слов. Я показал вашему брату один палец, что символизирует Будду, он в ответ показал мне два пальца, указывая на Будду и его учеников. Я тогда показал три пальца, говоря, что есть Будда, его ученики и его учение. Ваш брат показал мне в ответ сжатую в кулак руку, напоминая этим, что всё это одно целое. Я не нашел, что возразить, я побежден и должен уйти.

Но как только странствующий монах вышел, в комнату влетел разъяренный младший брат.

- Где этот нахал? - закричал он.

- Расскажи мне, как вы спорили, - попросил старший брат.

- Мы сели напротив друг друга и начали спор без слов, как ты просил. Этот нахал показал мне один палец, намекая на то, что я одноглазый. Я, будучи вежливым, показал ему два пальца, намекая на то, что у него-то их два. Он в ответ показал мне три пальца, указывая на то, что у нас три глаза на двоих. Я рассердился и показал ему кулак, намекая на то, что поколочу его. А он вскочил и побежал жаловаться тебе. Где этот нахал? Я ему сейчас врежу!»

  1. Коммуникативное упражнение «Испорченный телефон»

Психолог  просит выйти 5-7 добровольцев, которые будут принимать участие в упражнении, после объясняет правила: 4-5 человек выходят за двери, одному (тот, кто остался) психолог  зачитывает текст.

Задача слушавшего: передать то, что он запомнил следующему участнику. Участники заходят по очереди - слушают и передают полученную информацию следующему участнику.

Инструкция, для тех, кто за дверью: «Сейчас вы будете передавать друг другу информацию. Вы будете по очереди входить в комнату, выслушивать текст и передавать его следующему. Первому скажу я, он скажет второму, второй третьему и т.д. Ваша задача дать информацию следующему как можно ближе к тексту, слово в слово, ничего не путая, не искажая и не добавляя. Можно делать все, что угодно, но записывать нельзя. Понятно?»

Инструкция для тех, кто остался в комнате: «Сейчас сюда по одному будут входить участники игры, первому я сообщу текст, который передаст его второму, второй – третьему и т. д., ваша задача фиксировать кто и как точно будет передавать текст».

«Марфуша была примерной девочкой. Работала на заводе. Ходила, как все, на демонстрации. Продукты — только из магазина. А секс только с мужем и только по пятницам. Но вот пошла она как-то в лес и встретила там НЛО. С тех пор ВСЕ не как у людей. Работу забросила. Дома сплошные демонстрации. Продукты только с рынка. А секс когда попало и самым необычным образом».

Анализ игры

Первый вопрос, который тренер задает «Когда вы передавали информацию, вы говорили, чтобы сказать или чтобы вас услышали?»
Конечно, большинство скажут, что они говорили ли, чтобы сказать, и не пытались помочь партнеру понять и запомнить текст. Отсюда можно сделать первый вывод: когда вы говорите, необходимо все время обращать внимание на собеседника: слышит - не слышит, понимает — не понимает. И по выражению лица, и по удивленным глазам всегда видно, что человек не понимает, и тогда остановиться и что-то уточнить, пояснить, задать вопросы.

Второй вопрос тренера: «Кто помнит инструкцию, которую получили участники игры за дверью?» Общими усилиями инструкция может быть воспроизведена. А далее можно задать такой вопрос: «А что значит делать можно все что угодно, записывать нельзя. Понятно?» Все слышали эту фразу, но большинство не обратили на нее внимания механически ответили: «Понятно», а остальные поняли как-то по-своему. А в действительности можно было переспрашивать, задавать вопросы, попросить повторить еще раз и т. д. Вывод: задавать вопрос: «Понятно?» не следует, на него у всех стандартный ответ: «Понятно», а понимания при этом может не быть вообще.
Дальше анализируем, кто и что потерял из информации и почему. В ходе анализа можно сказать, что, например, текст про Марфушу специально написан для этой игры и в нем много несоответствий, которые еще больше путают участников. Например, «Марфуша была примерной девочкой, работала на заводе». Эти предложения противоречат друг другу по восприятию, так как примерная девочка обычно представляется, как школьница младших классов и т. д., а здесь она работает на заводе. Таким образом, можно рассмотреть закономерности при получении и передаче информации и сделать подробный анализ по листочку, прокомментировав каждый пункт.
Тренер раздает участникам листы с текстом (приложение 5), зачитывает по очереди пункты, спрашивает у группы, что они думают по этому пункту, а затем дает свой комментарий и рекомендации, как нужно говорить, чтобы люди могли лучше и услышать и запомнить.

  1. Упражнение «Эмоциональные фразы»

Произнести весело, ласково, гневно следующие фразы:

«Подойди ко мне»

«Закрой дверь»

«Сядь на место».

  1. Упражнение «Устами младенца»

Цель: учить детей объяснять значения слов, развивая тем самым словарный запас и связную речь.

Прослушав детское объяснение слова, угадайте его. Используйте как можно меньше попыток.

1)Динозавр- «зверь, обычный и добрый, всех может победить, выше человека, боится пистолета и гранаты»

Динозавры «злые хищники с длинным хвостиком, маленькими ушками, с когтями на больших лапах»

Динозавры « шуршавые существа, которые ели друг друга, дрались хвостами. У брата стенозавтра на хвосте…»

2) Жуки – «ползут на нас с потолка, от которых никак не спастись»

Жуки – у них нет кишков, ничего нет, только скелет»

Жуки – «у них есть усы, шесть лапок, их много разновидностей: колорадские, божьи…»

3)Спортсмен – «долго учится в школе, гимназии и даже в садике,  занимается все это время зарядкой, чтобы быть сильным»

Спортсмен – «самый сильный человек на свете. Он сильный и могучий»

Спортсмен – занимает первые места, их много: Шумахер…

  1. Упражнение «Звукоподражание»

Цель: развитие позитивного самоощущения, связанного с состоянием раскрепощенности, принадлежности к группе.

Дети делятся на группы: «котята», «щенята», «утята» и др.

1 часть – движение врассыпную

2 часть – собраться в свою группу (котята, щенята, утята и др.) выполняя звукоподражание.

5. Упражнение «Комплимент»

- А скажите мне, коллеги, вы любите комплименты? А говорить их умеете? А ваши воспитанники умеют говорить комплименты? Правильно, детям очень трудно их говорить, но научить их можно.

Для начала игры нужно выбрать с помощью считалочки Королеву:

Сидел Король на лавочке,

Считал свои булавочки:

Раз, два, три,

Королевой будешь Ты!  (Надевает корону и садится на «трон»).

А с помощью мяча мы узнаем, кто скажет нашей королеве слова восхищения (мяч передается под музыку).

Вы, коллеги, не зевайте, мяч другим передавайте.

Ну, а музыка покажет, кто нам комплименты скажет

- Приятно слушать комплименты?

- Что вы чувствовали?

-Трудно ли было говорить?

Вывод: такие игры обязательно помогут детям почувствовать себя счастливыми, успешными и реализованными в жизни.

6. Упражнение «Длинные слова»

Цель: развивать интерес к звучащей речи, предупреждение чувства неуверенности и страха.

Чем старше ребенок, тем с более длинными словами он знакомится.

Существует фобия по произнесению длинных слов. Она может развиться у ребенка в любом возрасте и его длина слова будет зависеть от возраста.

Давайте попробуем прочитать длинные слова:

Одиннадцатиклассница

Делопроизводительница

Высокопревосходительство

Переосвидетельствоваться

метоксихлордиэтиламинометилбутиламиноакридин

7. Упражнение «Расскажи сказку по-другому»

Цель: развитие детского речевого творчества.

Необходимо рассказывать сказку от начала и до конца от лица героя сказки или предмета. Выходят по 1 человеку от команды.

Образец: сказка «Колобок» от лица тропинки, проходящей рядом с домом: «Я – тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как-то раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик …и т.п. Таким образом, рассказываем сказку до конца, применяя знания о произведениях художественной литературы на практике.

Задание для группы №1.

«Теремок» от лица теремка

Задание для группы №2.

«Три медведя» Расскажите сказку от лица Мишутки.

8. Упражнение «Газета» (автор Н.Кряжева)

На пол кладут развернутую газету, на которую встают четыре ребенка. Затем газету складывают пополам, все дети должны снова встать на нее. Газету складывают до тех пор, пока кто-то из участников не сможет встать на газету. В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно обняться - тогда расстояние между ними максимально сократится.

Комментарий: эта игра помогает детям преодолеть робость перед телесным контактом, снимает «мышечный панцирь», делает их более открытыми. Особенно это важно для замкнутых и робких детей, а также для детей, перенесших какие-то травмы.

Игра будет проходить интереснее, если дети будут действовать по команде. Другими словами, на газету они должны стать после определенного сигнала, а между ними они могут свободно двигаться по комнате. После того как дети станут на газету, взрослый должен зафиксировать их расположение, дать детям возможность почувствовать поддержку соседа.

Подведение итогов. Рефлексия.

Участники мастер-класса поочередно высказываются.

  1. Что понравилось/не понравилось в мастер-классе?
  2. Использование каких методик вызвали трудности?
  3. Какие диагностические методики я буду применять в своей практике?

Упражнение  «Солнышко»

Цель: вызвать положительные эмоции.

Всем участникам раздаются чистые листы с нарисованным солнышком без лучиком. Каждый рисует количество лучиков равное количеству участников, исключая себя. В центре круга пишут свое имя. Затем по кругу передают листы, вписывая пожелания, комплименты над лучиках. Листы, пройдя по кругу, возвращаются к своему хозяину.

Список литературы:

  1. Зотова И.В., Могилка Д.В. Особенности развития коммуникативных  и речевых навыков детей старшего дошкольного возраста https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-kommunikativnyh-i-rechevyh-navykov-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta
  2. Коммуникативно-речевое развитие детей дошкольного возраста: учебное пособие / С.Е. Привалова; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2015. – 203 с. Клюева Н.В. , Касаткина Ю.В. Учим детей общению.
  3. Ткаченко Т.А. Логические упражнения для развития речи.- М.: Книголюб, 2005.-56с.
  4. Щербакова Е. И. Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре.
  5. https://trepsy.net/world/?stat=4086 
  6. http://50ds.ru/detsad/metodist/print:page,1,10478-scenariy-delovoy-igry-dlya-pedagogov-po-razvitiyu-rechi.html
  7. https://akademiki.biz/forum/index.php?showtopic=267
  8. https://nsportal.ru/sites/default/files/2018/12/30/podvizhnye_kommunikativnye_igry.docx

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

МАСТЕР - КЛАСС на очный этап районного конкурса «Педагог года – 2023» «Технология развития критического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством игр и упражнений»

Мастер - класс «Технология развития критического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством игр и упражнений» направлен на знакомство коллег - воспитателей со своим опытом ра...

тренинг с педагогами "Развитие коммуникативно-речевых умений у дошкольников"

laquo;Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения»....

Конспект мастер-класса на тему «Кубик Блума, как технология развития критического мышления у детей дошкольного возраста» в рамках проведения методического объединения среди педагогов подготовительных к школе групп г.Учалы.

Познакомить с новой технологией Кубик Блума и повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитие навыков критического мышления у детей дошкольного возраста.Сформировать у участников м...

Мастер-класс «Использование технологии мнемотехники в работе педагога по развитию речи детей"

Как научить дошкольника последовательно и грамматически правильно излагать свои мысли, и при этом сделать этот процесс увлекательным. Для решения этой задачи можно использовать технологию "Мнемот...