Самообразование
методическая разработка (младшая группа)

Виноградова Анна Владимировна

«Приобщение детей младшего дошкольного

возраста к истокам народной культуры

через ознакомление с малыми

фольклорными жанрами»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №4 «Буратино»

Самообразование

на тему:

«Приобщение детей младшего дошкольного

возраста к истокам народной культуры

через ознакомление с малыми

фольклорными жанрами»

Выполнил: воспитатель

Виноградова А.В.

Тутаев

2019-2020 год

  1. ВИД ПРОЕКТА: практико-ориентированный

  1. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: формирование у детей младшего дошкольного возраста положительных эмоций, интереса к окружающему миру через ознакомление с народно-прикладным искусством и художественным словом.

  1. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

  • Вводить в мир художественного слова через знакомство с устным народным творчеством: сказки, потешки, песенки, заклички.
  • Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству, народным играм.
  • Побуждать эмоциональную отзывчивость к красоте окружающего мира, развивать умение видеть красоту в природе, предметах декоративно-прикладного искусства, музыке.

  1. СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:  9 месяцев (сентябрь 2019г. – май 2020г.)

  1. УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети второй младшей группы, родители, воспитатель: Виноградова А.В.

  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: познание, коммуникация.

  1. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

Нет и не может быть настоящего гражданина своей страны, если у него отсутствует любовь к Отечеству. Можно ли воспитать любовь к своей Отчизне простым утверждением, что Родину нужно любить? Не требует даже доказательств то, что на формирование нашего мировоззрения большое влияние оказывают эмоции, чувственное восприятие знакомых фактов событий истории и культуры своего народа. Как и чем богата русская культура, что составляет нашу гордость? Это я как педагог должна донести детям и зародить в их сердцах любовь и уважение к своей Родине. Очень важно, чтобы дети на эмоциональной основе получили первоначальные знания, которые бы вызвали интерес к теме уже в дошкольном возрасте.

В словаре русского языка записано: «Фольклор – устное народное творчество». Ставя перед собой задачу, познакомить детей с русским фольклором, мы стремимся дать детям представление о русских народных песнях, плясках, хороводах, запевках, закличках.

Нам хочется, чтобы дети узнали истоки отечественной культуры, нравы и обычаи своего народа, которые возникли в далеком прошлом, ведь недаром говорится: «у народа, который не знает своего прошлого, не может быть будущего».

Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры к русским корням. Во время чтения детям сказок, заучивания потешек и прибауток заметила, как начинают блестеть от радости глаза детей, в душе загорается интерес к русскому народному творчеству. Тогда-то и появилось желание познакомить детей с русской народной культурой в комплексе всех ее видов (устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство).

Народная культура – предмет, который человек должен постигать на протяжении всей жизни, от первых шагов до старости. Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир народной культуры, тем лучших результатов добиваемся.

Значение приобщения детей младшего возраста к истокам народной культуры:

- формирование положительного отношения к окружающему миру;

- формирование положительных эмоций;

- развитие речи, внимания и мышления;

- обогащение словаря;

- формирование эстетических представлений;

- развитие первоначальных представлений о добре и зле, о том, что хорошо, а что плохо.

Исследования ученых, педагогов, психологов (Е.А. Аркин, В.Г. Нечаева, Т.А.  Маркова, Р.С. Буре, А.В. Запорожец, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин и другие) показывают, что дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного развития детей. Именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности.

С 2013 года в дошкольном образовании были введены Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), где затрагиваются наиважнейшие стороны дошкольной психолого-педагогической деятельности в системе современных программ. ФГОС определяет, что среди основных принципов дошкольного образования являются и те, которые касаются нравственного и духовного развития личности ребенка:

п.6 приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

п.7 формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

п.9 учет этнокультурной ситуации развития детей.

Познание человеком достижений народной культуры, как отмечали К.Д. Ушинский и Л.Н. Толстой, является важным моментом в нравственном и духовном развитии личности.

Работая над данной темой, мы стараемся формировать в душе ребенка любовь, бережное отношение к окружающему миру, восхищение красотой предметов, изготовленных народными умельцами, интерес к красоте поэтического слова. Все это становится неиссякаемым источником нравственного и познавательного развития ребенка.

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА

8.1. АНАЛИЗ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ

Произведения русского народного искусства через особую форму выражения отношения к воспринятой действительности, через богатую тематику, содержание разносторонне воздействует на ребенка, учат образно мыслить, в обычном предмете или явлении видеть необычное, закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный опыт в нестандартных ситуациях. Поэтому широк диапазон исследований по проблемам воспитания и образования, посвященных устному народному творчеству.

Многие педагоги, психологи (В.Г. Белинский, М.К. Боголюбская, Е.Н. Водовозова, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.С.Карпинская, О.И. Соловьева, В.Н. Сорока-Росинский, А.П. Усова, К.Д. Ушинский, Е.А.Флерина и другие), фольклористы (В.Ф.Аникин, А.Ф. Афанасьева, М.А.Булатов, М.Забылин, О.И.Капица, Ю.Г.Круглов, Э.В.Померанцева, В.Я.Пропы, И.В.Сахаров, И.М.Снегирев, П.В.Шейн и другие) определили важное значение словесного творчества народа в жизни человека.

Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира «по законам красоты».

В теории дошкольного воспитания вопросы восприятия фольклора в разных аспектах рассматривались исследователями и практиками (К.Д.Ушинский, О.И.Капица, Г.С.Виноградов, А.П.Усова, Е.А.Флерина, Г.Гучене, М.Ю.Новицкая, Р.П.Боша, А.Е.Шибицкая, Н.Ф.Самсонюк и другие).

Эти исследователи отмечают большой интерес детей к произведениям устного народного творчества.

Определено влияние произведений словесного творчества на образность и выразительность речи детей дошкольного возраста (Р.П.Боша, Н.Н.Насруллаева).

Под влиянием разнообразных жанров устного народного творчества происходит нравственно-эстетическое развитие детей, формируются разнообразные нравственные качества, понятие о нормах поведения в семье, обществе (С.А.Газиева, Н.С.Карпинская, О.И.Соловьёва, Х.И.Салимханова), осуществляется закладка основ для развития у дошкольников патриотических чувств (Н.Ф.Самсонюк, Р.Ш.Халикова).

Произведения народного творчества оказывают громадное влияние на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста (Г.Гучене). Выявлены возможности формирования творческих умений в процессе усвоения художественных речевых образов произведений фольклора (О.Н.Сомкова).

Некоторыми педагогами определены пути развития родной речи детей с помощью словесного творчества народа (С.А.Алиева и другие).

Ученые в области этнопедагогики (Г.Н.Волков, Ф.Х.Валеев, М.Ф.Гуртуева), исследователи разных видов народного творчества (Т.И.Бакланова, В.Е.Гусев, Ю.Г.Круглов, М.А.Некрасова и другие). Среди всех его качеств особенно выделяют социальную ценность фольклора, которая создается за счет обобщенности, целостной концентрации в себе всего человеческого опыта, коллективности создания и распространения. Оно, как отмечают исследователи, несет в себе все формы общественного сознания, включает огромное количество информации, устанавливает преемственность между прошлым, современностью и будущим. Это, по мнению В.П.Силина, делает народное искусство «универсальным средством усвоения социальных ценностей».

8.2.  ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ В РАЗВИТИИ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ

Обучение и воспитание детей исторически возникли с развитием человечества. Чтобы сохранить себя как вид на Земле, уже первобытные люди были заинтересованы в том, чтобы передать молодому поколению накопленный опыт добычи пищи, защиты от непогоды, опыт охоты, сооружения жилища и так далее. Эти первоначальные виды обучения и воспитания, когда ребенок овладевал знаниями, умениями и навыками в процессе совместной деятельности со взрослыми, подражая им. Новое поколение, восприняв опыт предков, использовало его, добавляя при этом в него что-то новое, более совершенное. Так постепенно, от поколения к поколению формировалась народная культура.

Одновременно развивались и первые идеи обучения и воспитания детей как продолжателей рода. Вместе с опытом трудовой деятельности, направленным на удовлетворение насущных жизненных потребностей в пище, одежде, жилище и др., передавался и опыт общения людей друг с другом. Эти отношения из поколения в поколение закреплялись, развивались и совершенствовались в языке, живописи, символах.

С развитием русской народной культуры появляются правила обучения и воспитания детей, советы и наставления, заповеди-запреты и заповеди-разрешения.

С веками, передаваясь от поколения к поколению, они оттачивались, конкретизировались и дошли до нас, подтверждая понимание нашими предками великого значения воспитания и обучения детей для сохранения процветания народа.

Так постепенно от века к веку шло становление народной педагогики, традиционной культуры воспитания.

Опираясь на народные методы воспитания, педагоги — теоретики и практики создали современные концепции воспитания всесторонне развитой личности, которые постоянно совершенствуются и обновляются в соответствии с требованиями жизни.

Концепция народной педагогики рассматривает педагогические взгляды народа как выражение практической философии, как веками накопленный коллективный опыт воспитания и обучения молодого поколения, воплощенный в разнообразных памятниках устного народного творчества.

Народная педагогика до сих пор не заняла подобающего ей места в общей системе педагогических исследований. Между тем и сегодня в любой семье воспитание происходит прежде всего на основе накопленного житейского и педагогического опыта.

Житейские правила и приёмы воспитания — первые законы, с которыми человек встречается в своей жизни. Многие поговорки и пословицы, народные сказки по существу стали неписаными законами воспитания, своего рода моральным кодексом семьи. В народных поговорках, пословицах, сказках выражен вековой опыт воспитания молодого поколения. Доступные и близкие людям по содержанию, краткие и законченные по форме, удобные в обращении, народные сказки и афоризмы несут в себе бесценную мудрость. Поговорки, пословицы и сказки оказывают воспитательное воздействие не сами по себе, а при условии, если родители личным примером поддерживают принципы, выраженные в них. Каждая пословица и поговорка, любимое изречение, сказка, если они разумны и к месту сказаны, соответствуют духу и традициям семьи, выражают её истинные стремления, если они понятны и близким детям, становятся поучительным, нравственным уроком в семье. Как примеры кратких и метких выражений поговорки и пословицы можно использовать и в целях развития речи.

Воспитательный потенциал народной педагогики высоко оценивал К.Д.Ушинский. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, - писал он, - имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях...», К.Д.Ушинский верил в принцип «народ без народности — тело без души» и, опираясь на него, обосновал идею народности. Хорошо зная народные обычаи, обряды, традиции, он пришёл к выводу, что «мудрость предков — зеркало для потомков», и потому ратовал за народное воспитание, ибо оно — живой образец процесса народного развития.

В середине XIX в. учёные и педагоги стали обращаться к проблемам народной педагогики. В 1861 г. В.И.Водовозов написал статью о книгах, изданных для народного чтения, назвав её «Русская народная педагогика». В 1890г. Д.Г.Булгаковский обращается к пословицам, песням, загадкам, обрядам, отмечая их воспитательное значение в народном быту. Другой исследователь, А.И.Соболев, рассматривал детские игры в сочетании с детскими песнями и тем самым ещё больше расширил границы народной педагогики.

Народная педагогика сложилась в глубокой древности. Она существует столько времени, сколько существует сам народ. Искусство слова прежде всего воплотилось в художественном народном творчестве - сказках, легендах, эпосе, поговорках, пословицах и др.

Люди наблюдали и знали психологические особенности детей: «Привычка трехлетнего сохраняется и до восьмидесяти лет», «Ребёнка надо воспитывать, пока он в колыбели». Самая действительная черта народной педагогики — связь с жизнью, практикой обучения и воспитания детей. Народная педагогика, как и все другие проявления духовной культуры, подвержена взаимовлиянию и взаимообогащению.

Опыт народного воспитания у всех этносов и наций характеризуется одинаковыми требованиями к качествам формируемой личности и системе средств её воспитания и обучения. Он представляет собой своеобразную (общую для всего человечества) народную мудрость, систему общечеловеческих ценностей, проверенных веками. Но это не означает, что надо использовать весь арсенал народных средств и фактов воспитания без изменений и критической оценки. Необходимо брать те, которые работают сегодня и соотносятся с нашими представлениями о гуманизме и общечеловеческих ценностях. Поступки и деятельность людей ограничиваются определёнными запретами, сохраняющими и развивающими общество и его взаимоотношения с окружающей средой. Общими практически для всех этносов, наций и народов стали следующие заповеди: «Не убий», «Не лги», «Не воруй», «Не желай чужого» и др. Ведущая заповедь в этой системе — воспитание человека-патриота, носителя традиций своего народа. Она выражается не только в рассказах о героизме людей, но и в поэтических описаниях родной природы, прославлении своей Родины, осуждении предательства, трусости и уклонения от исполнения гражданского долга. Следующая заповедь народной педагогики — воспитание доброты и любви к людям. Добрый человек обязательно должен быть скромным, кротким, миротворцем, видящим свои недостатки и не осуждающим других. Третья заповедь — воспитание трудолюбия. Народ всегда высмеивал лодырей, лежебок, бездельников.

Средства народной педагогики: пословицы, загадки, народные песни, сказки.

Пословицы.

В любой пословице всегда присутствует «педагогический момент» -назидательность: под пословицей понимают меткое образное изречение назидательного характера, типизирующее самые различные явления жизни и имеющее форму законченного предложения.

Пословица создаётся всем народом, поэтому выражает его коллективное мнение. В ней заключены оценка жизни, наблюдения. Пословицы прочно запоминаются. Это облегчается игрой слов, разными звучаниями, рифмами, ритмикой, порой весьма искусной. Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времён выступали как педагогические средства они содержат педагогическую идею, оказывают воспитательное влияние, несут образовательные функции, повествуют о средствах, методах воспитательного влияния, соответствующих представлениям народа, дают характерные оценки личности — положительные и отрицательные, которые содержат призыв к воспитанию,    самовоспитанию    и    перевоспитанию,    осуждают    взрослых, пренебрегающих своими священными обязанностями.

Наиболее распространённая форма пословиц — наставления. С педагогической точки зрения интересны наставления трёх категорий: поучения, наставляющие детей и молодёжь в добрых нравах, в том числе и правила хорошего   тона;   поучения,   призывающие   взрослых   к   благопристойному поведению, и наконец, содержащие педагогические советы, констатирующие результаты   воспитания,   что   является   своеобразной   формой   обобщения педагогического опыта.

Важный педагогический смысл имеет народное мнение о результатах воспитания, это оценивающие суждения о людях, чертах их личности: «Вспыльчивый нрав не бывает лукав», «Злой человек, как уголь — если не жжёт, то чернит», «Добрая совесть — глаз божий», «Добрая совесть любит обличение» и др. Характерологические пословицы интересны тем, что свойства личности оцениваются в них по поступкам и действиям, рассматриваются в связи с воспитанием: «Родимая сторона — мать, чужая — мачеха», «Не красна книга письмом, красна умом».

Загадки.

Многие из них несут в себе нравственную идею, оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное развитие ребёнка. Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из разных областей окружающей действительности; причём большое количество загадок об одном и том же явлении всесторонне характеризовало предмет. Народ всегда был высокого мнения о загадках: «Загадка — разгадка, да семь вёрст правды». Упражнения в отгадывании и придумывании загадок считались чрезвычайно полезными занятиями.

Загадки представляют собой комбинированные средства воздействия на сознание, осуществляющие умственное воспитание в единстве со всеми другими сторонами формирования личности. Это единство достигалось благодаря тесной связи в загадках умного (мудрые мысли, сведения о важном и нужном) и прекрасного (совершенные художественные формы,  поэтизация человеческой жизни и явлений природы и т. п.). Именно благодаря прекрасному в загадках особенно выразительными становятся мысли о здоровье, нравственности, труде.

Народные песни.

Это целый поэтический и философский мир. В них — душа народа. Песня — более сложная форма народного поэтического творчества, чем загадки и пословицы. Главное назначение песен — привить любовь к прекрасному и выработать эстетические взгляды и вкусы. Песне присуща поэтизация всех сторон народной жизни, включая и воспитание подрастающего поколения. Педагогическая ценность песни в том, что она учила прекрасному и доброму. Песней сопровождались все события народной жизни — труд, праздники, игры, похороны и т. п. Вся жизнь людей проходила в песне, которая наилучшим образом выражала этическую и эстетическую сущность личности. Колыбельные песни не только усыпляют младенца, но и ласкают его, успокаивают, доставляют радость.

Сказки. Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе. Так, В.Г.Белинский ценил в сказках их народность, национальный характер. Он полагал, что в сказке за фантазией и вымыслом стоят реальная жизнь, действительные социальные отношения. Н.А.Добролюбов считал сказки произведениями, в которых народ выражает своё отношение к жизни, современности. Он стремился понять по сказкам и преданиям взгляды народа и его психологию. К.Д.Ушинский включил сказки в свою педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей он видел в простоте и непосредственности народного творчества, которые соответствуют свойствам детской психологии. «В народной сказке, - писал он, - великое и исполненное поэзии дитя-народ рассказывает детям свои детские грёзы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грёзы».

Сказки — важное воспитательное средство.  Жизнь и народная практика воспитания убедительно доказали их педагогическую ценность. Дети и сказка — неразделимы. Они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребёнка.

Пожалуй, самая ценная характеристика человека — доброта и отзывчивость. Способность поделиться, помочь, уступить, разделить чужую радость и беду — драгоценный талант, который, увы, мы встречаем всё реже. В наши дни более важными становятся совсем другие качества — способность добиваться своего, сила, прагматизм, стремление к лидерству, однако подавляющее большинство людей на вопрос: «Что вы больше всего цените в людях?» - по-прежнему отвечают: «Доброту и отзывчивость». Эти важнейшие качества характера закладываются с детства.

Отечественная педагогика на современном этапе развивается в следующих направлениях:

- ориентация на формирование знаний, умений и навыков. Основная его цель — умственное развитие. Внимание педагогов сосредоточено в основном на обучении;

- введение в отечественную педагогику зарубежного опыта воспитания и образования;

- обращение к социально-нравственным традициям отечественного образования и воспитания.

Это направление наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни и форм национального опыта. Возрождение семейного уклада - условие восстановления гуманных социальных отношений, которые постепенно и естественно складываются в жизни семьи. Культура семьи направляет развитие личности человека. Нравственные чувства ребёнка постепенно оформляются в его нравственную позицию. Сегодня возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, его вековым корням, таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

8.3. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ПО ПРОБЛЕМЕ

Федеральный государственный образовательный стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка, в основе которых заложены следующие основные принципы:

  1. поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
  2. личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;
  3. уважение личности ребенка;
  4. реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

В Стандарте учитываются:

  1. индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия   получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
  2. возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.

Основные принципы дошкольного образования:

  1. полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
  2. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
  3. содействие   и   сотрудничество   детей   и   взрослых,    признание   ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  4. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  5. сотрудничество Организации с семьей;
  6. приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  7. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  8. возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  9. учет этнокультурной ситуации развития детей.

Стандарт направлен на достижение следующих целей:

  1. повышение социального статуса дошкольного образования;
  2. обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
  3. обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
  4. сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Стандарт направлен на решение следующих задач:

  1. охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  2. обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
  3. обеспечения   преемственности   целей,   задач   и   содержания   образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее -преемственность    основных    образовательных    программ    дошкольного    и начального общего образования);
  4. создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  5. объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  6. формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
  7. обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
  8. формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  9. обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и   повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Программа «Истоки» созданная сотрудниками центра «Дошкольное детство» им. А.В.Запоржца под руководством  Л.А.Парамоновой, признает всестороннее развитие ребенка и формирование его способностей основной целью воспитательно-образовательной работы.

Цель программы – разностороннее развитие ребенка, формирование у него универсальных, в том числе творческих способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества; обеспечение для всех детей равного старта развития; сохранение и укрепление их здоровья.

Программа определяет базисные характеристики личности, которые являются составляющей неповторимую индивидуальность того или иного человека. К ним относятся: компетентность, вбирающая в себя результаты развития всех остальных базисных характеристик личности; креативность и неразрывно связанная с ней способность к инициативности; произвольность и самостоятельность, неотделимая от ответственности, безопасности и свободы поведения; и, наконец, самосознание личности и способность к самооценке.

Социальную компетентность авторы программы «Истоки» определяют из нескольких компонентов:

  • мотивационного, включающего отношение к другому человеку как высшей ценности; проявления доброты, внимания, заботы, помощи, милосердия;
  • когнитивного, который связан с познанием другого человека (взрослого, сверстника), способностью понять его особенности, интересы, потребности; увидеть возникшие перед ним трудности; заметить изменения настроения, эмоционального состояния и т.д.;
  • поведенческого, который связан с выбором адекватных ситуации способов общения, этически ценных образов поведения.

В программе даны задачи развития ребенка, в деятельности по четырем основным линиям: социальное, познавательное, эстетическое и физическое развитие. «Социальное развитие» характеризуется общением ребенка со взрослыми и сверстниками, приобретающие на каждом возрастном этапе своеобразные формы. Общение и разнообразные виды детской деятельности выступают как главное условие присвоения ребенком нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности, любви к своей семье и Родине, как основа формирования его самосознания.

Программа «Наследие» М.Ю.Новицкой, Е.В.Соловьевой.

В программе «Наследие» представлен практический опыт патриотического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях, осуществляемого по трем программам комплексного освоения традиционной отечественной культуры: «Круглый год», «Семейный круг», «Святые наши имена».

Цель предлагаемых программ комплекса «Наследие» - восстановление  преемственности в восприятии и освоении традиционной отечественной культуры; формирование основ национального самосознания и любви к Отечеству при росте взаимопонимания, уважения и дружбы между людьми разных национальностей; нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие ребенка; физическое и трудовое воспитание; системное выявление в ходе работы важнейших мировоззренческих идей; взаимосвязь человека и природы, человека и семьи, человека и общества в целом.

Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князевой, М.Д.Маханевой.

Программа определяет новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры. Теоретическую основу программы составляет известное положение о том, что дети в процессе ознакомления с родной культурой приобщаются к непреходящим общечеловеческим ценностям.

Разработка программы велась с учетом следующих приоритетов.

  1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.
  2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). Устное народное творчество в доступной детям форме передает особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, верности. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
  3. Большое значение в приобщении детей к народной культуре имеют народные праздники и традиции. В них фиксируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.

Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

  1. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Ее гармония и ритм способны увлечь детей и пробудить у них интерес к национальному изобразительному искусству.

Образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра.

Программа рассчитана на работу с детьми трех – семи лет, рекомендована Министерством образования РФ.

Программа «Добрый мир» Шевченко Л.Л.

Это программа духовно-нравственного образования дошкольников, одно из действенных средств в борьбе за чистоту детских душ. Она является содержательным модулем «Духовно-нравственная культура (православная культура)» основной образовательной программы дошкольного образования.

Разработана программа «Добрый мир» в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании», создана для обучения детей старшей и подготовительной к школе групп с целью достижения их духовно-нравственного развития, готовности к освоению в начальной школе предметной области Стандарта начального образования «Духовно-нравственная культура народов России».

Задачами нравственного воспитания данной программы являются:

  • Воспитывать у детей нравственные чувства: милосердия, сострадания, сопереживания, послушания родителям, любви к семье, Родине, доброго, гуманного отношения к окружающему миру, дружелюбия, стыдливости совершения безнравственных поступков, взаимопомощи, ответственности и заботы.
  • Воспитывать качества отзывчивости, скромности, стыдливости (недостойного поведения, нарушения нравственных норм), заботливого отношения к малышам и старым людям. Учить детей строить отношения в группе на основе взаимоуважения, миролюбия; учить быть миротворцами в конфликтных ситуациях: не обижать, жалеть, мириться, прощать друг друга, преодолевать агрессию, гнев, сохранять мирное душевное устроение.
  • Развивать качества воли: умеренность в потребностях, умение ограничивать свои желания, подчиняться требованиям взрослых, в поведении выполнять нормы христианской этики.
  • Формировать умение оценивать свои (а не чужие) поступки в соответствии с нравственными нормами христианской этики, не осуждая других.
  • Выработка у детей нравственных основ радостного и жизнеутверждающего мировосприятия.
  • Побуждение детей к украшению своей души добрыми качествами.
  • Показывать значение родного языка, фольклора (пословиц, поговорок), библейских выражений в формировании основ доброго (нравственного) поведения человека.

Задачами умственного воспитания данной программы является:

  • Развитие умения воспринимать качества и свойства предметов окружающего мира (цвет, форму, звуковую окраску), развивая различные органы чувств (зрение, слух).
  • Побуждение детей к рассмотрению окружающего мира с позиции нравственного поведения и творческого соработничества в создании и сохранении его красоты, добра.
  • Ознакомление с окружающим миром.
  • Явления общественной жизни (Отношения в мире людей. Семья. Родина. Труд в жизни человека.).
  • Формирование экологических представлений.
  • Развитие речи и формирование словаря.
  • Развитие музыкального и эстетического восприятия, наблюдательности и внимания.

Таким образом, взаимосвязь всех этих программ подчинена достижению главной задачи – воспитанию интеллектуально развитых детей, формированию в маленьком человеке устойчивых нравственных категорий, любви к Отечеству и окружающим его людям, а также способствует подготовки детей к дальнейшему обучению в школе. Основные принципы, положенные в основу программ сводятся к следующему: системность, интегративность, взаимозависимость и взаимообогащение тематике. Кроме этого постепенное углубление и усложнение знаний и представлений ребенка о конкретно-исторических, бытовых, природных явлениях и понятиях, взаимосвязь изучаемого материала с сезонными и временными особенностями, праздничными датами, с крестьянским земледельческим календарем; использование наглядности; сочетание интеллектуальной и двигательной активности ребенка.

  1. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • Устойчивый интерес к культуре русского народа;
  • Знание детьми устного народного творчества, декоративно-прикладного искусства народа.

  1. МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ

С целью определения уровня сформированности нравственно-патриотических качеств детей младшего дошкольного возраста мною было проведено диагностическое обследование. Количество детей, участвовавших в обследовании, составляло 25 человек. Опрашивание проводилось дважды. Первое в сентябре, второе в мае (соответственно на начало и конец учебного года).

Для исследования были использованы различные психодиагностические методики в соответствии с возрастной группой дошкольников:

- Методика обследования уровня сформированности у детей дошкольного возраста социальных навыков в процессе социально-личностного развития Н.Ю. Майданкиной;

-     Диагностика М.Ю. Новицкой, программа «Наследие»;

- Диагностика Князевой О.Л., Маханевой М.Д., программа «Приобщение к истокам русской народной культуры» и другие.

В соответствии с ФГОС были выделены следующие показатели:

1.имеет представление:о русской народной игрушке – матрешке;

          2.предметах старинного быта: самовар, ухват, чугунок, лавка;

3.предметах рукотворного мира: варежки, рукавицы, перчатки;

4.малых формах фольклора: потешки, песенки, сказки);

  1. ВХОДЯЩАЯ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА на начало учебного года по выявлению уровня сформированности нравственно-патриотических качеств у детей младшего дошкольного возраста.

п/п

Фамилия, имя ребенка

№1

№2

№3

№4

Средний балл

Уровень

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

Анализируя полученные результаты можно сделать следующие выводы и предложения. Значительная часть дошкольников имеет низкий уровень развития нравственно-патриотических качеств. Это обусловлено в большей степени тем, что в современном обществе уделяется мало внимания нормам нравственно патриотического воспитания. Также этому способствует незнание истоков культуры своего народа, традиций, обрядов и обычаев русских людей.

Из вышесказанного следует, что в детских садах необходимо проводить специальную работу, направленную на воспитание нравственно-патриотических чувств, так как дошкольный возраст наиболее сензитивный период для воспитания этих качеств.

12. планирование в младшей группе по теме: «Русский народный фольклор».

Месяц

Тема занятия

Фольклорное содержание

Октябрь

«Баю-баюшки-баю, баю Машеньку мою»

Пение колыбельных, укачивание младенца – куклы Маши. Разучивание колыбельных. Вызвать эмоциональные чувства. Активизировать речь детей, учить употреблять уменьшительно-ласкательные слова.

Ноябрь

1. «В гости к хозяюшке»

2. «Ладушки в гостях у бабушки»

Цели – ориентироваться в пространстве избы. Повторение уже известных детям потешек о домашних животных. Проведение игры «Кот Васька». Обычаи русского народа.

Использование на занятии прибауток, потешек. Проведение игры «Десять внучат». Загадывание загадок о кошке и петушке.

Декабрь

1. «Русская матрешка»

2. «Печка-матушка»

1.Знакомство с русской народной игрушкой – матрешкой. Разучивание песенок-плясовых. Проведение подвижной игры «хороводная». Довести до детей понятие о красоте и особенностях этой игрушки. Постепенно подвести детей к осмыслению понятия «народная игрушка».

2.Систематизировать знания о печи и приспособлениях для нее (ухват, кочерга, лопата, помело). Разучивание новых потешек «Кот на печку пошел», «Наша-то хозяюшка». Дать детям возможность почувствовать себя в русской народной сказке, поиграть с предметами народного быта.

Январь

1.«Рождественские колядки»

2. «Я кувшинчик уронил и о пол его разбил»

1.Знакомство с календарно-обрядовыми праздниками, традициями – песенки-колядки, ряженые, печенье-«козюльки».

Разучивание рождественских колядок. Изготовление печенья, угощение детей из соседней группы.

2.Обобщить и систематизировать знания детей по теме «посуда». Закрепить навык различать и называть предметы чайной, столовой и кухонной посуды. Научить различать материал, из которого изготовлены предметы (глина, дерево, металл). Дать возможность детям изображать персонажей сказок, «варить кашу в чугунке», «наливать квас в кувшин», «разливать молоко в чашки из молочника» и т.д.

Февраль

1. «Тяни холсты на рубашечку»

2. Сценарий фольклорного праздника «Как на масляной неделе…»

1.Знакомство с вышивкой и плетением кружев. Закрепление обобщающих понятий «одежда», «инструменты» (игла, наперсток, ножницы, пяльцы). Рассматривание экспонатов музея: полотенце, рубаха, передник, сарафан и т.д. Разучивание новых потешек и частушек. Отгадывание загадок об одежде. Рассказывание детям о магической силе оберегов.

2.Познакомить детей с проведением календарно-обрядового праздника «Масленица». Помочь окунуться в атмосферу всеобщего гулянья, как в старинные времена, вызвать у детей эмоциональный отклик. Показать детям разнообразие увеселительных народных игр и забав.

Март

1.«Чаек пила, самоварничала»

2. «Весна пришла – радость принесла»

1.Продолжать знакомить детей с русскими народными традициями гостеприимства. Развивать поисково-познавательные способности детей. Рассказывание потешек о чае, самоваре. Стихи о прянике, варенье.

2.Разучивание закличек о весне «Весна, Весна красная». Рассказ о старинных обычаях встречи весны. Загадывание загадок о весне. Народные приметы.

Апрель

1. «Козлик и дудочка»

2. «Домотканые половики»

1.Использование на занятиях мотивов русских народных сказок, чтение потешек. Закрепление знаний о музыкальном инструменте – дудочке. Использование русской народной песни «Как у нас козел».

2.Знакомство детей с домоткаными половиками и техникой их изготовления. Повторение выученных ранее русских народных песен. Проведение русской народной игры «Жмурки».

Май

«Я от бабушки ушел»

Использование на занятии сюжета русской народной сказки «Колобок», потешка «Едет дедушка Егор». Проведение русских народных игр «Лошадки», «Лиса».

13.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА на конец учебного года по выявлению уровня сформированности нравственно-патриотических качеств у детей младшего дошкольного возраста.

п/п

Фамилия, имя ребенка

№1

№2

№3

№4

Средний балл

Уровень

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

В конце учебного года была проведена вторичная диагностика с прежними критериями обследования. Сравнительный анализ оценок выполнения заданий в начале и конце работы показал снижение количества детей с низким уровнем и увеличение с высоким уровнем развития нравственно-патриотических качеств.

Эти изменения отражены в диаграммах.

14.ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА

В ходе реализации совместного проекта «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры через ознакомление с малыми фольклорными жанрами» достигнуты определенные результаты:

  • создана предметно-развивающая зона русской культуры в виде мини-музея «Русская изба», где собраны предметы быта, олицетворяющие Древнюю Русь;

  • создан устойчивый интерес к устному, народному, декоративно-прикладному искусству;

  • установились партнерские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведения совместных праздников и развлечений, совместной творческой деятельности.

15.ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ:

  1. Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду. Москва: Творческий центр «Сфера», 2010.
  2. Ветохина А.Я., Дмитриенко З.С. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2015.
  3. Дошкольник. Образование «Родной край». Методические рекомендации по организации и содержанию образовательного процесса в ДОУ Ульяновской области в 2010-2011 г.г. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2010.
  4. Дьяченко В.Ю., Власенко О.П. Маленькие шаги в большой мир. – Волгоград: Учитель, 2007.
  5. Захарова Л.М., Ларина Т.В., Мубаракина И.Б. Мы дети России. Программа по воспитанию патриотических чувств. – Ульяновск: Вектор С, 2009.
  6. Использование ресурсов игровой деятельности в социально-личностном развитии детей. // Управление ДОУ, №1, 2013.
  7. Ковардакова М.А., Майданкина Н.Ю., Шагарова Г.В. Программа «Василинка». Программа и технологии эколого-художественного образования детей. – Ульяновск. УИПК ПРО, 2011.
  8. Ковардакова М.А., Майданкина Н.Ю. Симбирский венец. Программа и методические материалы к образовательной работе с детьми дошкольного возраста по приобщению культурно историческим ценностям региона. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2003.
  9. Кондрыкинская Л.А. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. Москва: ТЦ Сфера, 2010.
  10. Косарева В.Н. Народная культура и традиции. Волгоград: Издательство «Учитель», 2014.
  11. Майданкина Н.Ю. Войди в мир игры. Формирование у детей дошкольного возраста социальных навыков. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2013.
  12. Планирование игровой деятельности. «Управление ДОУ, №2, 2013.
  13. Семейный игровой центр «Вместе весело». // Управление МДОУ, 2013.
  14. ФГОС дошкольного образования. Федеральный выпуск №6241, 2013.
  15. Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. Москва: ТЦ Сфера, 2012.
  16. Шагарова Т.В., Косарева О.А., Майданкина Н.Ю. Программа «Сенгилеевское Белогорье». Ульяновск: УИПК ПРО, 2009.
  17. Шатунова О.Г., Майданкина Н.Ю. Потенциал досуговой деятельности в образовательном процессе в режимных моментах. // Детский сад. Теория и практика, №2, 2013.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...