Убучение русскому языку как второму. Комплекс игр и занятий.
методическая разработка

Данная разработка готова к использованию в обучении детей, для которых русский язык не является родным. в состав разработки вошли игры, варианты занятий по продуктивной деятельности и праздник, как завершающий этап серии занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_detey_russkomu_yazyku_kak_vtoromu.docx19.6 КБ

Предварительный просмотр:

Центр «Дошкольное детство им. Запорожца»

Методическая разработка

по курсу: «Обучение детей дошкольного возраста второму языку»

Выполнила: Старший воспитатель

Бузанова Марина Александровна

Москва

   Игра «Встреча»

Материалы: две мягкие игрушки, коробочка, имитирующая подарок.

Речевой образец: я рад, ты рад.

  Педагог обыгрывает сценку встречи с двумя игрушками:

- Здравствуй, зайчик!

- Здравствуй, ежик!

- Как я рад тебя видеть!

- И я тоже очень рад! Я принес тебе подарок (вручает подарок).

- Ах, спасибо! Как я рад! У меня для тебя тоже есть подарок (вручает подарок). Ты рад?

- И я рад!

                            Игра «В гости в детский сад»

Материалы: две мягкие игрушки, угощение для детей.

Речевой образец: я рал, ты рада, он рад, она рада, вы рады.

                         Педагог разыгрывает сценку:

 Встретились заяц и еж:

- Здравствуй, заяц!

- Здравствуй, еж!

- Как я рад тебя видеть!

- И я рад!

- Я принес для тебя угощение (угощает конфетами)!

- Спасибо! Я так рад!

- Давай ребят угостим конфетами?  (знакомятся с детьми, угощают, приговаривают: «Я рад тебя видеть!»)

Педагог обращается к детям: «Вы рады?»

- Спасибо, Заяц и Еж, мы рады. Показывает на мальчика – «Он рад», показывает на девочку- «она рада».

Ёж поет: «Как я рад, как я рад, что пришел к вам в детский сад!»

Заяц: «И я рад, и я рад, что пришел к вам в детский сад!»

Инсценирование сказки «Курочка ряба»  

Материалы: изображения героев для театра на фланелеграфе по сказке « Курочка Ряба».

Речевой образец: рад, рада.

         Жили-были дедушка и бабушка, и была у них курочка Ряба. Принесла курочка яичко, да не простое, а золотое. Дедушка рад, бабушка рада. Мышка рада. Все рады! Захотели дедушка и бабушка съесть яичко. Дедушка бил-бил, не разбил. Бабушка била-била, не разбила! Мышка бежала, хвостиком махнула. Яичко упало и разбилось. Дедушка плачет, бабушка плачет. А курочка говорит: «Не плач, дедушка, не плач бабушка. Я принесу вам новое  яичко» Принесла она новое яичко. Дедушка рад, бабушка рада. А вы рады, ребята?

                           Игра «Наша Таня громко плачет»

Материалы: Кукла, мячик.

Речевой образец: весёлая, весёлый, весёлые, грустная, грустный, грустные.

        Педагог показывает куклу:

- Это Таня. У Тани красивый мячик. Таня веселая.

Таня:

- Хотите поиграть моим мячиком?

Педагог бьет мячом об пол и говорит: «Мой веселый, звонкий мяч, ты куда помчался вскачь! Красный, синий, голубой – выбирай себе любой!» Дети прыгают, изображая мячики, и повторяют слова за педагогом.

Педагог: - Какие вы веселые! Обращается к мальчику – «Ты веселый!» К девочке – «Ты веселая», «Он веселый, она веселая».

Педагог рассказывает стихотворение «Наша Таня громко плачет», и имитирует попадание мяча в реку.

Педагог: «Таня грустная, она плачет. Покажите, как она плачет». (Дети изображают)

Педагог обращается к мальчику: «Ты грустный», обращается к девочке: «Ты грустная», «Он грустный, она грустная, вы грустные, мы грустные».

- Давайте пожалеем Таню, скажем ей: «Тише, Танечка, не плач, не утонет в речке мяч».

- Мяч достали, он как новый, стала Танечка веселой! И мы тоже опять веселые.

Педагог обращается к детям: «Ты веселый, ты веселая…

           

              Инсценирование сказки «Заюшкина избушка»

Материалы: шапочки животных, макеты домиков лисы и зайчика.

Речевой образец: добрый, добрая, злой, злая.

     Педагог вместе с детьми инсценирует сказку «Заюшкина избушка».

Описание зайчика: зайчик добрый, веселый.

 -Лиса какая? Злая, сердитая.

-Пришла собачка. Собачка злая? Нет, собачка добрая.

-Пришел медведь. Медведь злой? Нет, медведь добрый.

-Пришел петушок. Петушок злой? Нет, петушок добрый.

В конце сказки вопросы к детям: Кто злой? Кто добрый? Лиса какая? Собачка какая? 

Игра «Найди»

Материалы: картинки с изображением разных персонажей  с различными эмоциями.

Речевой образец: весёлый, злой, грустный.

Детям раздаются картинки с изображением персонажей с разными эмоциями. Педагог спрашивает: «Кто веселый? Кто грустный? Кто злой?» Дети показывают соответствующие картинки, отвечают: «Зайчик весёлый, волк злой»

                                        Игра «Шарики»

Материалы: мягкая игрушка- медвежонок, воздушный шарик.

Речевой образец: тебе радостно, мне радостно, вам радостно, тебе(мне, вам) грустно, страшно.

Педагог приносит игрушку-медвежонка  и шарики. Игрушечный медвежонок дарит шарик воспитателю. Педагог: «Спасибо мишка, какой красивый шарик. Мне радостно!» Медвежонок дарит каждому ребенку шарик.

Педагог: «Тебе радостно? Вам радостно? Нам радостно?»

Педагог прокалывает шарик иголкой. «Ой, мне страшно! Вам страшно? Нам страшно!»

Педагог поднимает то, что осталось от шарика: «Ах, нет шарика. Он лопнул. Мне грустно. Вам грустно?»

Игра «Солнце и тучка»

Материалы: изображение солнышка и тучки, зонтик.

Речевой образец: мне (тебе, вам) весело, грустно.

Педагог показывает изображение солнышка: «Солнышко светит. Мне весело. Вам весело. Тебе весело? Нам весело! (Дети отвечают: мне весело, нам весело.) Давайте веселиться?» (дети прыгают, танцуют под музыку.)

             Педагог: «Солнышко спряталось. Появилась тучка, пошел дождик». Показывает изображение тучки (дети изображают  дождик руками). Прячьтесь скорее. Мне грустно, дождик идёт, солнышка нет. Тебе грустно? Вам (нам) грустно?».

Игра «Плакать - смеяться»

Материалы: две шапки клоунов.

Речевой образец: он меется, он плачет, ты смеешься, ты плачешь, вы смеетесь, вы плачете.

Педагог говорит детям: «Смейтесь! Не смейтесь! Плачьте! Не плачьте! Вы грустные! Вы веселые!» Дети изображают соответствующие эмоциональные состояния.

Два ребенка изображают клоунов: один веселый, другой грустный. Один от всего веселится, другой от всего грустит. Они показывают разные этюды. Педагог задает вопросы: Он веселый? Он грустный? Он плачет? Он смеется? Ты смеешься? Ты плачешь? Мы смеемся? Мы плачем? Вы смеетесь? Вы плачете?

Игра «Пиктограммы»

Материалы: наборы пиктограмм, сюжетные картины.

Речевой образец: мне (тебе, вам, нам) весело, грустно, страшно.

         

 Детям раздаются наборы пиктограмм.

Педагог показывает сюжетные картины, описывает их, называет свое эмоциональное состояние: «Мне весело!», спрашивает у ребенка: «Тебе весело? Собери картинку», « Мне грустно. Тебе грустно?», «Мне страшно».

 Инсценирование сказки «У страха глаза велики»

Материалы: атрибуты для инсцинирования: косынки, ведра, шапочка зайца, яблоко.

Речевой образец:  мне (вам, нам) страшно, испугался, испугалась.

       Пошли бабушка с внучкой за водой. Набрали воды, идут обратно, несут ведра с водой. Видят – под деревом зайчик сидит. Вдруг с дерева яблоко падает, да прямо на зайчика. Зайчик испугался, и прыгнул прямо на бабушку и внучку. Бабушка испугалась, внучка испугалась. Ведра бросили, побежали домой. Бабушка говорит: «Ох, как мне страшно. На меня медведь напал». Внучка плачет: «Ой, и мне страшно, на меня волк напал! » Вот с тех пор говорят: «У страха глаза велики!!!»

Вопросы к детям: Зайчику страшно? Он испугался?  Внучке страшно? Она испугалась? Бабушке страшно? Бабушка испугалась? Мне страшно. А вам страшно? Нам всем страшно!

                                                 Игра «Наоборот»

Материалы: сюжетные картинки.

Речевой образец:     веселый, грустный.      

 Педагог показывает детям картинки с изображением разных ситуаций. Воспитатель называет эмоции, которые не соответствуют картинке. Дети исправляют.

Педагог: «Вот мальчик веселый!»,показывая изображение мальчика с грустным лицом

Ребенок: «Нет, этот мальчик грустный»

Игра «Страшилки»

Материал: атрибуты для сказки, карандаши, бумага для рисования.

Речевой образец: страшно, бояться, испугаться.

       Педагог рассказывает, что бывает страшное и чего можно бояться, испугаться. Показывает изображения страшных существ, спрашивает у ребят, бояться ли они, страшно ли им. Дети издают «страшные» звуки. Разыгрывается сказка «Баба - яга». Дети рисуют «страшилок».

                        Продуктивная деятельность

1. Раскрашивание пиктограмм с различными эмоциями.

Цель: учить детей определять настроение по выражению лица, развивать цветовосприятие, с помощью подбора цвета к определённому эмоциональному состоянию. Ввод в словарь детей слов: весёлый, грустный, весело, грустно.

2. Аппликация «Настроение». Из подготовленных частей дети собирают  лицо с определённой эмоцией или по самостоятельному выбору.

Цель: активизировать употребление детьми слов обозначающих эмоциональные состояния.

3. Рисование красками « Цвет настроения».

Цель: развитие цветовосприятия детей, употребление детьми слов: мне весело, мне грустно, мне страшно,тебе весело, тебе грустно, тебе страшно, нам (вам) весело, грустно, страшно.  

4. Рисование фломастерами на воздушных шарах, с элементами аппликации «Такие разные Смешарики»

Цель: активизировать употребление слов веселый, грустный, злой.

5. Изготовление масок, выражающих разные эмоции, к празднику «Масленица»

Цель: активизировать словарный запас детей в описании разных эмоциональных состояний.

Завершающий этап- праздник «Масленица»

Дети входят в украшенный зал оформленный виде ярмарки. Ряженные (переодетые дети) проходят по залу и поют песню:

Дайте, пожалуйста, добрая хозяйка,

Конфеты и блины,

- будем рады мы.

В этой песне отражается предшествующая работа с детьми старшего дошкольного возраста:

- образование  существительных множественного числа (яблоки, груши, баранки и сушки, пряники и бублики, булки и ватрушки);

- расширение словаря эмоций – я рад, ты рад, мы рады, вы рады;

Работа с детьми младшего дошкольного возраста:

- обогащение словаря словами, означающими обращение, просьбу;

Предварительная работа с детьми: изготовление масок из картона или папье-маше. Эта работа с дошкольного возраста направлена:

       Младший дошкольный возраст:

- на закрепление знаний о частях лица: рот, нос, щека, глаз, ухо, и образование множественного числа – уши, глаза, щеки;

- на использование прилагательных, обозначающих величину, размер предмета (большой, маленький).

      Старший дошкольный возраст:

- употребление прилагательных, обозначающих форму предмета (круглый глаз, треугольное ухо, квадратная щека)

- использование слов, обозначающих эмоциональные состояния- весёлый, грустный, злой.

               Участие родителей в проведении праздника – выпечка блинов.

Дети старшего возраста покупают блины, в диалоге с продавцом употребляют существительные в творительном падеже с предлогами:

- Блины с чем?

- С грибами.

- С икрой.

- Со сметаной.

- С творогом.

                Предварительная работа:

 изготовление меню ярмарки в виде плаката, где изображена различная начинка, которую можно предложить к блинам (закрепление материала по употреблению в речи детей существительных в творительном падеже с предлогом); изготовление масленичек из ниток (словарная работа: масленичка большая - маленькая, руки длинные – короткие, масленичка красная – синяя, основные цвета и оттенки ниток).  

В конце праздника в зал вносят масленицу. Дети описывают ее: красивая, румяная, веселая, глаза (какие?)- синие, большие. Брови черные, щеки красные, губы – алые.

        Дети дарят масленички из ниток родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык, как второй язык для дошкольников - – организация обучения в детском саду

Социализация детей билингвов в рускоязычном обществе, введение в Федеральный государственный образовательный стандарт...

Комплекс мер по организации обучения русскому языку детей, для которых он не является родным МБДОУ детский сад №4

Данный комплекс мер построен  на общих принципах в соответствии с «Программой логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» и «Программой логопедической рабо...

Итоговое занятие по русскому языку "Знатоки русского языка"

Итоговое занятие по русскому языку в подготовительной группе "Знатоки русского языка"...

Комплексно-тематический план занятий по обучению русскому языку детей татарской национальности 4-5 лет. УМК "Изучаем русский язык"

Календарный  план занятий по обучению русскому языку детей татарской национальности 4-5 лет....

Рекомендация для музыкальных руководителей на тему: «Освоение русского языка как второго в ДОУ с полиэтническим составом воспитанников посредством музыкального театра

В последние годы, в связи с изменением демографической ситуации и появлением в дошкольных учреждениях большого числа детей – мигрантов, в центре внимания оказались проблемы, связанные с осв...

Конспект НОД по русскому языку в подготовительной группе, Презентация к занятию.

Конспект НОД с презентацией по русскому языку для детей подготовительной группы. Речевое развитие....