Главные вкладки

    ПАСПОРТ ПРОЕКТА «Дружба - великая сила» ( в рамках Международного проекта «Афлатот» по социальному и финансовому образованию дошкольников)
    проект

    Алеева Айгуль Асановна

    Актуальность проекта:

    С раннего детства дошкольник постигает сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми как дома, так и в детском саду. Поэтому воспитывать дружеские отношения (товарищество), учить дружить, нужно начинать с дошкольного возраста. В это время ребенок приобретает первоначальный опыт общественного поведения, формируется его отношение к близким, сверстникам, вещам и природе. В процессе повседневной коммуникации дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. У ребенка формируются такие ценные качества личности, как дружелюбие, доброта, отзывчивость, милосердие.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_o_druzhbe.docx62.07 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 6 «ЗОРЕНЬКА»

    СТУПИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

                                     

    (МАДОУ д/с комбинированного вида № 6 «Зоренька»)

    ПАСПОРТ ПРОЕКТА

    «Дружба - великая сила»

    ( в рамках Международного проекта «Афлатот»

    по социальному и финансовому образованию дошкольников)

    Творческая группа:

    Воспитатель Алеева А.А,.;

    старший воспитатель - Бабаджанова С.Я.

    Ступино

    2017г.

    Актуальность проекта:

    С раннего детства дошкольник постигает сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми как дома, так и в детском саду. Поэтому воспитывать дружеские отношения (товарищество), учить дружить, нужно начинать с дошкольного возраста. В это время ребенок приобретает первоначальный опыт общественного поведения, формируется его отношение к близким, сверстникам, вещам и природе. В процессе повседневной коммуникации дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. У ребенка формируются такие ценные качества личности, как дружелюбие, доброта, отзывчивость, милосердие.

    Цель: Обобщить и систематизировать знания дошкольников о дружбе через раскрытие этого понятия в музыке, поэзии, художественной литературе, русском народном фольклоре.

    Задачи:

    Образовательные:

    • Учить согласовывать собственное поведение с поведением других детей;
    • Учить детей дружеским формам взаимодействия;
    • Учить детей самостоятельно находить способы выхода из межличностных конфликтов;
    • Обогащать социальный и эмоциональный опыт дошкольников в процессе общения друг с другом и взрослыми;
    • Формировать потребность высказываться о своих чувствах, желаниях, взглядах и быть внимательным к чувствам и взглядам других людей;
    • Расширять словарный запас для выражения дружеских чувств.

    Развивающие:

    • Развивать представления детей о дружбе, друзьях, о радости общения;
    • Развивать коммуникативные умения и навыки (умение регулировать свои действия, слушать другого, оказывать помощь, проявлять сдержанность и др.);
    • Развивать творческие и речевые способности детей в поддержании дружеских взаимоотношений.

    Воспитательные:

    • Воспитывать дружеские взаимоотношения доброжелательности, уважения друг к другу, взрослым;
    • •Воспитывать желание применять в повседневной жизни освоенные нормы и правила поведения в обществе;
    • Воспитывать желание помогать бескорыстно людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
    • Создать дружный коллектив детей и взрослых.

    Предполагаемые результаты:

    • у детей сформируется понятие «дружба», «друзья»;
    • сформируется потребность высказываться о своих чувствах, желаниях, взглядах и быть внимательным к чувствам и взглядам других людей;
    • дошкольники научатся практиковать навыки взаимопомощи при возникновении реальных и смоделированных педагогом проблемных ситуаций;
    • дети научатся самостоятельно находить способы выхода из межличностных конфликтов и ссор;
    • научатся согласовывать собственное поведение с поведением других детей;
    • приобретут навыки взаимодействия и сотрудничества в коллективе;
    • дети поймут, что для решения многих задач необходимо обратиться за помощью к другу и научатся доверять ему;
    • у детей появится желание помогать бескорыстно людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

    Тип проекта: социально-ориентированный, познавательно-творческий.

    Участники: дети 5-6 лет, родители, педагоги группы, старший воспитатель, музыкальный руководитель.

    Сроки реализации: краткосрочный (с 17. 04. 17-28.04.17)  

    1 этап: подготовительный

    Работа с родителями:

    -Презентация проекта для родителей.

    -Оформление информационного стенда «Для Вас, родители!» (консультации, памятки, советы).

    -Объявление конкурса творческих работ «Друг детства» (сотворчество детей и родителей).

    -Изготовление подушки - «примирения», коробочки - «мирилки».

    -«Домашние задания»:

    1) Собирание и сочинение пословиц и поговорок о дружбе, друзьях для создания книги «Золотая коллекция народной мудрости в пословицах и поговорках о дружбе и друзьях» (родители и дети);

    2)Домашний видеозал (подборка м\ф о дружбе и друзьях для совместного семейного просмотра).

    -Обсуждение на тему: «Кому требуется наша помощь?»

    Для педагогов:

    -Подбор и накопление материала по теме проекта.

    -Организация предметно-развивающей среды группы.

    -Подготовка «Домашних заданий» для выполнения дома (дети совместно с родителями).

    -Организация работы по проведению благотворительной акции.

     

    2 этап: основной (реализация проекта)

    На данном этапе происходит интеграция между общими способами мыслительной, речевой, познавательной, художественной и другими видами детской деятельности.

    В реализации проекта использовали:

    -игровую деятельность (игры-драматизации, игры на развитие навыков общения и т.д.);

    -трудовую деятельность;

    -занятия, беседы;

    -упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера, на мышечную релаксацию, динамические паузы);

    -этюды;

    -беседы;

    -чтение художественной литературы;

    -собирание, придумывание, заучивание пословиц и поговорок;

    -рассказы детей из личного опыта;

    -сочинение историй на заданную тему;

    -моделирование и анализ проблемных ситуаций;

    -викторины, конкурсы, эстафеты. игры - соревнования;

    -слушание музыки;

    -продуктивную деятельность;

    -взаимодействие с семьями воспитанников.

    1 день: «Что такое дружба?»

    -Познавательная беседа с детьми о дружбе.

    -Чтение стихотворения Е. Стеквашовой «Друзья», «Неизвестный друг» Э. Цюрупа (из книги «Олешек»).

    -ООД по рисованию «Портрет друга (подруги)»

    -Слушание песни «Улыбка», муз. В. Шаинского.

    -Рассказы из личного опыта дошкольников: «С чего начинается дружба?», «Как у нас появился новый друг Афлатун?»

    -Рассказы-рассуждения детей на тему: «Все ли умеют дружить?»

    -Слушание русских народных сказок в исполнении мастеров художественного слова: «Лиса и кувшин», «Зимовье зверей».

    -Игры с Афлатуном: «Эстафета добрых слов», «Морская звездочка» (релаксация), «Раскроем тайну пословиц» («Скатерть со стола-и дружба сплыла», «Что за тем гоняться, кто не хочет знаться»).

    -Книга народной мудрости: знакомство с пословицами и поговорками о дружбе и их толкование («Дружба - великая сила», «Друг- твое зеркало», «За дружбу дружбой платят» и др.).

    -Взаимодействие с семьей: домашний видеозал-просмотр м\ф «Домик для друзей».

    -Собирание и сочинение пословиц о дружбе совместно с детьми для пополнения книги народной мудрости.

    2 день:«Вместе тесно, а врозь скучно»

    -Познавательная беседа с детьми «Глупые ссорятся. а умные договариваются».

    -Чтение рассказа К. Ушинского «Вместе тесно- врозь скучно», стихотворения А. Кузнецова «Подружки», отрывка из рассказа (по повести А. Гайдара «Чук и Гек»)

    -ООД по конструированию из строительного материала «Дом для друзей» (коллективная работа).  

    -Игры с Афлатуном: Д\и «Скажи другу (подруге) комплимент», «Поручение»; «Покажи свое настроение» (релаксация).

    -Разучивание песни «Улыбка», муз. В. Шаинского.

    -Книга народной мудрости: знакомство с пословицами и поговорками о дружбе и их толкование («Вместе тесно, а врозь скучно», «Глупые ссорятся, а умные договариваются», «Каждая ссора красна примирением» и др.).

    -Взаимодействие с семьей: домашний видеозал-просмотр м\ф «Приключения кота Леопольда».

    -Собирание и сочинение пословиц о дружбе совместно с детьми для пополнения книги народной мудрости.

    3 день:«Дерево держится корнями, а человек друзьями»

    -Познавательная беседа с детьми «Кто кого обидел?» Чтение рассказов: И. Бутмана «Снежки», С. Лежневой «Как Вова праздновал день рождения»; сказки А. Нееловой «Тысячесвет».

    -ООД по аппликации с элементами рисования «Дерево дружбы» (коллективная работа).

    -Игры с Афлатуном: Д\и «Волшебный стул», «Клубочек»; С\р игра «Детский сад».

    -Обучение детей сотрудничеству: сочинение мини-сказок. проигрывание сценок парами, рисование в парах.

    -Книга народной мудрости: знакомство с пословицами и поговорками о дружбе и их толкование («Кто ищет друга без недостатков, то останется без друга», «Над другом посмеешься- над собой поплачешь», «Друг не испытанный, что орех не расколотый», «Дерево держится корнями, а человек друзьями» и др.).

    -Взаимодействие с семьей: домашний видеозал-просмотр м\ф «Крокодил Гена и Чебурашка».

    -Собирание и сочинение пословиц о дружбе совместно с детьми для пополнения книги народной мудрости.

    4 день: «Нет друга - ищи, а нашел - береги»

    -Чтение с последующим обсуждением мордовской народной сказки «Как собака друга искала?», стихотворения Т. Агибаловой «У меня теперь есть «Друг».

    -ООД по конструированию (оригами): «Собака-друг человека».  

    -Игра с Афлатуном: «Парашют», этюд «Встреча с другом».

    -Сочинение историй на тему: «Однажды я и мой друг (подруга)….»

    -Слушание песни «Вместе весело шагать», муз. В. Шаинского.

    -Книга народной мудрости: знакомство с пословицами и поговорками о дружбе и их толкование («Нет друга-ищи, а нашел - береги», «Человек без друга, что земля без воды», «Одежа хороша новая, а друг-старый» и др.).

    -Взаимодействие с семьей: домашний видеозал-просмотр м\ф «Жил- был пес».

    -Собирание и сочинение пословиц о дружбе совместно с детьми для пополнения книги народной мудрости.

    5 день: «Дружба крепка не лестью, а правдой и честью»

    -Чтение рассказов С. Баруздина «За обедом», Л.Н. Толстого «Косточка» с последующим обсуждением.

    -Игра «Раскроем тайну пословиц» («Дружба крепка не лестью, а правдой и честью», «Не имей ста рублей, а имей сто друзей», «Друга на деньги не купишь»).

    -Экономические игры с Афлатуном: «Супермаркет», «Что важнее, что нужнее?», «Все ли можно купить за деньги?»; игры-эстафеты, игры-соревнования в парах («Бег в мешках», «Кто быстрее», «Самые ловкие» и др.).

    -Слушание песни «Когда мои друзья со мной», муз. В. Шаинского.

    -Книга народной мудрости: знакомство с пословицами и поговорками о дружбе и их толкование («Ложь дружбу губит, почему дружба ее не любит», «Не тот друг, кто медом мажет, а тот, кто правду скажет», «Вода у друга лучше, чем у врага мед» и др.)

    -Взаимодействие с семьей: домашний видеозал-просмотр м\ф «Золотая антилопа».

    -Собирание и сочинение пословиц о дружбе совместно с детьми для пополнения книги народной мудрости.

    6 день: «Назвался другом-помогай в беде»

    -Познавательная беседа с детьми: «Дели хлеб пополам, хоть и голоден сам».

    -Чтение сказки З. Топелиуса «Три ржаных колоска»; рассказа А. Толстого «Лев и собачка»; стихотворения Я. Акима «Яблоко», рассказа В. Сутеева «Яблоко» с последующим обсуждением.

    -ООД по аппликации «Открытка с сюрпризом» (для детей из приюта «Альбатрос»).

    -ООД по лепке «Весенний ковер» (работа в парах).

    -Русские народные подвижные игры с Афлатуном: «Горелки с платочком», «Золотые ворота» (в парах).

    -Слушание песни «Все мы делим пополам», муз. В. Шаинского.  

    -Упражнение «Маски и эмоции»; экспериментирование красками «Мое настроение».

    -Рисование в парах «Ты начни, я дорисую», «Нарисуй, я угадаю».

    -Книга народной мудрости: знакомство с пословицами и поговорками о дружбе и их толкование («Не бросай друга в несчастье», «Знал дружка в радости, не оставляй в горести», «Дели хлеб пополам, хоть и голоден сам» и др.).  

    -Взаимодействие с семьей: домашний видеозал-просмотр м\ф «Приключения Винни-Пуха».

    -Собирание и сочинение пословиц о дружбе совместно с детьми для пополнения книги народной мудрости.

    7 день: «Уроки дружбы»

    -Чтение рассказов с последующим обсуждением: М. Пляцковского «Урок дружбы», «Настоящий друг», В. Драгунского «Друг детства».

    -Сочинение историй на тему: «Как я помогаю своим друзьями» (родителям, воспитателям, старшим, младшим).

    -Упражнение «Закончи фразу»: «Я думаю со мной дружат, потому что…», «Мой друг-это…», «Я считаю другом того, кто…», «Через стекло» (дети передают ситуации с помощью мимики, жестов).

    -Составление детьми совместно с Афлатуном памятки «Правила дружбы».

    -Придумывание детьми и разучивание танца с Афлатуном.

    -Слушание песни «Дружба крепкая», муз. В. Шаинского.

    -Книга народной мудрости: знакомство с пословицами и поговорками о дружбе и их толкование («Маленькая дружба лучше большой ссоры», «Две кошки в мешке дружбы не заведут» и др.).

    -Взаимодействие с семьей: домашний видеозал-просмотр м\ф «Трое из Простоквашино».

    -Собирание и сочинение пословиц о дружбе совместно с детьми для пополнения книги народной мудрости.  

    -Выставка творческих работ (сотворчество детей и родителей) «Мой друг детства» (любимая игрушка).

    8 день: Литературная страничка

    -Викторина по литературным произведениям о дружбе.

    -Конкурс чтецов о дружбе: «Стихов любимых фейерверк».

    -Конкурс пословиц и поговорок о дружбе и друзьях.

    -Кукольный театр по сказке «Заюшкина избушка» (для младших дошкольников).

    -Инсценирование стихотворения Т. Маршаловой «Лиса, заяц и еж».

     -Игры с Афлатуном: «Угадай, кто мой друг», «Доскажи словечко», «Скажи наоборот», «Помирись!»

    -Взаимодействие с семьей: домашний видеозал-просмотр м\ф «38 попугаев».

    -Собирание и сочинение пословиц о дружбе совместно с детьми для пополнения книги народной мудрости.  

    9 день: Музыкальная лестница

    -Исполнение любимых песен о дружбе «Песенка друзей», муз. В. Герчика; «Детский сад», муз. А. Филиппенко, «Улыбка», муз. В. Шаинского .

    -Исполнение песни Афлатуна (на мотив песни «Голубой вагон», муз. В. Шаинского, сл. Темновой С. Б.-муз. рук.).

    -Конкурс «Музыкальные загадки от друга Афлатуна».

    -Игра «Телепередача «По вашим просьбам» («Ведущий» по просьбам «слушателей» посвящает очередной номер концертной программы именниникам апреля и их друзьям).

    -Хоровод «Веснянка» (укр.нар. мелодия), танец «Приглашение» (укр.нар. мелодия), танец с Афлатуном .

    -Взаимодействие с семьей: домашний видеозал-просмотр м\ф «Лунтик и его друзья».

     -Собирание и сочинение пословиц о дружбе совместно с детьми для пополнения книги народной мудрости.

    Заключительный этап:

    10 день: «Дружба дело любит» или копилка добрых дел

    -Беседа Афлатуна с детьми: «Почему люди помогают друг другу?»

    -Выпуск книги: «Золотая коллекция народной мудрости в пословицах и поговорках о дружбе и друзьях».

    -Акция «Доброе сердце» (оказание помощи детям из приюта ГКУСО МО «Ступинский СРЦН «Альбатрос»).

    -Награждение самых активных участников проекта (детей и родителей) почетными грамотами.

     

    Литература:

    1. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности: Старшая группа. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ.2014г.

    2.Пашкевич Т. Д. Социально – эмоциональное развитие детей 3 – 7 лет. – Волгоград: Учитель. 2012.

    3.Петрова В. И., Стульник Т. Д. Этические беседы с детьми 4 – 7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2013.

    1 слайд. Наш проект «Дружба-великая сила» разработан на базе инновационной площадки «Афлатот», Афлатун которая способствует формированию начал социального и финансового обучения дошкольников. Мы считаем, что дети очень способны и сообразительны, независимо от их происхождения, опыта и возраста. Они активны, целеустремленны в желании познать мир, в котором они живут и в обучении, когда получают поддержку от взрослых.

    2 слайд. Очень важно, чтобы уже с раннего возраста ребенок учился понимать, сопереживать другим людям, умел общаться, делиться и заводить друзей, а это сфера межличностного взаимодействия и развития.

    3 слайд. Реализация данного проекта способствует формированию дружеских взаимоотношений у детей группы: умение жить в коллективе, считаться с мнением других детей, адекватно оценивать себя и своих друзей, помогает усвоить нормы и правила поведения, способствует вхождению ребенка в социум.

    4 слайд. Работа с родителями

    Уже на подготовительном этапе проекта к работе активно подключились родители: стали готовить видеотеку с подбором м\ф по данной теме, собирать и придумывать вместе со своими детьми пословицы о дружбе и друзьях для выпуска книги: «Золотая коллекция народной мудрости в пословицах и поговорках о дружбе и друзьях», приняли участие в обсуждении «Кому требуется наша помощь?» и решили организовать благотворительную акцию «Доброе сердце» с целью обеспечения детей из приюта «Альбатрос» канцелярскими товарами, а у самых активных участников акции должны появляться «яркие сердечки» на детских шкафчиках, символизирующие  добрые и  открытые сердца. Все мероприятия были направлены на сближение детей и родителей.

    5 слайд. «Что такое дружба?».  

    Каждый день основного этапа нашего проекта имел свое название и преследовал определенную цель. Первый день проекта мы назвали «Что такое дружба?». Дети попытались понять, с чего начинается дружба, все ли умеют дружить? -рассуждали, размышляли, спорили, раскрывали вместе с Афлатуном тайны пословиц. Умело подобранный речевой материал помогал детям ответить на интересующие их вопросы, а еще каждый ребенок с увлечением нарисовал портрет своего друга (подруги). Тем самым проявляя свои творческие возможности.

    6слайд. День второй «Вместе тесно, а врозь скучно»

     Многовековой опыт и мудрость русского народа помогли разобраться детям в тонкостях человеческих отношений. Они узнали, почему глупые ссорятся, а умные договариваются и что каждая ссора красна примирением. Дошкольники высказывали свои предположения, как можно избежать ссоры, как помириться. Для того, чтобы поссорившиеся ребята смогли наладить отношения между собой, мы использовали сделанные умелыми руками родителей подушку- примирения и коробочку- мирилку.

    Дошкольники учились работать в команде и построили «Дом для друзей».  

    7 слайд . Во время релаксационного упражнения с Афлатуном «Покажи свое настроение» дети поняли, почему для всех важно иметь хорошее настроение, быть доброжелательными.

    8 слайд. День третий «Над другом посмеешься- над собой поплачешь» Используя познавательную беседу с детьми мы обсудили важность справедливого и дружелюбного отношения между сверстниками, умение сочувствовать и сопереживать. Дети обучались позитивно и бесконфликтно взаимодействовать друг с другом в творческих видах деятельности (рисование в парах, коллективная работа «Дерево дружбы»)

    9 слайд. День четвертый «Нет друга ищи, а нашел береги»  

    Используя музыкальный репертуар, мы продолжили формировать у детей представления о дружбе и друзьях, о радости общения. Развивались творческие и речевые способности детей в поддержании дружеских взаимоотношений. Была создана коллективная композиция «Собака- друг человека», дети с интересом слушали истории друг друга на тему: «Однажды я и мой друг (подруга…)»

    А игра с Афлатуном «Парашют» учила детей согласовывать свои действия друг с другом, формировала умение договариваться, прислушиваться к другим, действовать сообща.

    10 слайд. День пятый «Дружба крепка не лестью, а правдой и честью»

    Затрагивая этические проблемы во время обсуждения литературных произведений, толкования пословиц и поговорок, а также возникающих в повседневном общении конфликтных ситуаций между сверстниками, дети учились самостоятельно находить способы выхода из межличностных конфликтов, формировались нравственные качества личности- честность, скромность, доброта, сочувствие. А также формирование нравственных качеств личности осуществляется через использование дидактических, спортивных игр, и на основе программы «Афлатот» мы использовали экономические игры. Экономические игры с Афлатуном помогли детям понять, что не все можно купить за деньги, в жизни есть и другие ценности очень важные для человека – дружба, сострадание, взаимопомощь.  

    11 слайд. День шестой «Назвался другом- помогай в беде»

     С каждым днем реализации проекта понятия «дружба», «друзья» раскрывались для детей с какой-то новой стороны. Оказалось, что богатство- это не только материальная ценность. Великий дар и счастье быть великодушным, щедрым, заботливым. Это приносит радость и чувство удовлетворения. В этот день была выполнена работа «Открытка с сюрпризом»  и коллективная работа по лепке «Весенний ковер» для новых друзей из приюта «Альбатрос». Дети были очень воодушевлены и радостны при ее создании.

    12 слайд. День седьмой «Уроки дружбы»

    В утренние и вечерние часы мы вместе с детьми обсуждали м\ф, которые ребята просматривали вместе с родителями дома, заучивали стихи о дружбе,  раскрывали тайну все новых и новых пословиц, записывали придуманные пословицы. Дети совместно с педагогами придумали и выучили танец с Афлатуном. При составлении памятки «Правила дружбы» дети на практике применили усвоенные знания о нормах поведения в обществе.

    В фойе группы оформили выставку творческих работ (сотворчество детей и родителей) «Мой друг детства» (любимая игрушка)

    13 слайд. День восьмой «Литературная страничка»

    Яркие образы примеров дружбы и дружеских взаимоотношений в литературе представали перед детьми каждый новый день проекта. И вот настал момент поделиться своими чувствами и эмоциями с товарищами, участвуя в литературных конкурсах, викторинах, играя с Афлатуном в словесные игры, участвуя в показе сказки «Заюшкина избушка» для малышей.

    14 слайд. День девятый «Музыкальная лестница»

    Очутившись на музыкальной лестнице, дошкольники с радостью преодолели все ее ступеньки: исполняли любимые песни о дружбе и друзьях, танцевали, водили хоровод. Весело и задорно звенели детские голоса при пении песни друга Афлатуна (на мотив песни «Голубой вагон», муз. В. Шаинского, сл. Темновой С. Б.-муз. рук.)

    Дети проявили свои музыкальные способности в конкурсе «Музыкальные загадки от друга Афлатуна». В игре «Телепередача «По вашим просьбам» дошкольники смогли поздравить своих друзей, родившихся в апреле с днем рождения.

    14 слайд . День десятый «Дружба дело любит»

    На заключительном этапе была раскрыта еще одна грань дружбы. Мы провели благотворительную акцию «Доброе сердце». У ребят на шкафчиках появились «красные сердечки».  Дети, объединившись со взрослыми в добром деле, смогли увидеть тех, кому требуется помощь, приобрели реальный жизненный опыт, который пригодится в последующей жизни и будет служить примером для остальных.

     Выпустили книгу: «Золотая коллекция народной мудрости в пословицах и поговорках о дружбе и друзьях», которую будем использовать в своей работе с детьми по нравственному воспитанию дошкольников.

    Наградили самых активных участников проекта (детей и родителей) благодарственными письмами.

     Практическая значимость проекта велика и бесспорна, ведь дети научились лучше понимать себя и окружающих людей, доверять и помогать друг другу, овладели практическими приемами выхода из конфликтных ситуаций, что способствовало созданию благоприятного эмоционального микроклимата в группе, сформировалась потребность в дружеском взаимодействии в различных видах детской деятельности. Дети получили возможность интеллектуально размышлять, свободно делиться своими суждениями, вести диалоги на обсуждаемые темы. Вся проделанная работа в рамках проекта соответствовала возрастным потребностям и интересам старших дошкольников. У детей сформировались такие ценные качества личности, как дружелюбие, доброта, отзывчивость, милосердие, взаимопонимание, скромность, бескорыстность, правдивость. Мы смогли обобщить и систематизировать знания детей о дружбе и друзьях через раскрытие этого понятия в музыке, поэзии, художественной литературе, русском народном фольклоре.

     

     

     

     

     

              

     

     

     

     

    3 этап: презентация проекта

    Игра-путешествие «Путешествие в волшебную страну»

    Цель: способствовать усвоению нравственных понятий через игровую совместную деятельность.

    Задачи:

    •        Учить детей видеть, понимать, оценивать поступки героев, мотивировать и обосновывать свои суждения.

    •        Расширять знания детей о дружбе. Способствовать пониманию того, что дружба доставляет радость в общении друг с другом. Развивать навыки эмоционального общения друг с другом.

    •        Воспитывать стремление к дружеским взаимоотношениям, уважение друг к другу, общаться в коллективе.

    Оборудование: волшебный цветок, корабль, портреты детей, нарисованное дерево на каждого ребенка, схема волшебного метро на каждого ребенка, карточки со сказочными героями (добрыми и злыми) для игры «Найди друга», «Дом дружбы», нарисованный дом дружбы, мнемотаблица «Правило дружбы», Цветик-семицветик, цветные фломастеры.

    ХОД ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ ИГРЫ

    I. Ритуал вхождения в игру

    Воспитатель:

    Собрались все дети в круг

    Я – твой друг и ты мой друг

    Крепко за руки возьмемся

    И друг другу улыбнемся.

    II. Основная часть

    Слышится звук сирены на экране сигнал SOS!

    Воспитатель: Ребята, что этот знак означает? (С кем-то случилась беда, просят о помощи)

    На экране надпись: Мы жители сказочной страны. С нами случилась беда. Поселился в нашей стране злой волшебник, который не любит дружных детей и заколдовал нас. Мы перестали вместе дружно играть, помогать друг другу. Теперь мы живем вот так. (иллюстрации на слайде)

    Надпись на следующем слайде: ПОМОГИТЕ НАМ ВЕРНУТЬ ДРУЖБУ! (Приложение 2)

    Воспитатель: Ребята, вам жалко жителей сказочной страны? (Да)

    – А что будим делать? (Пойдем спасать)

    – Вы хотите помочь им стать вновь добрыми и дружными? А трудностей не испугаетесь? (Нет) Тогда слушайте дальше.

    Злой волшебник хранит свое заклинание в волшебном цветке, собрав его, мы сможем узнать волшебное слово, после чего смогут исчезнуть колдовские чары вместе с волшебником. Смотрите, а вот кажется и волшебный цветок, а лепесточки мы должны собрать.

    Но как мы попадем в сказочную страну? (Дети высказывают свои мнения.)

    Воспитатель: Вы правы можно отправиться на любом транспорте, но сказочная страна находиться на берегу моря, поэтому безопасней будет путешествовать на корабле.

    Воспитатель: Вы хотели бы отправиться в сказочную страну на корабле? (Да)

    А вот и наш корабль

    Воспитатель: Ребята, оказывается корабль волшебный и сможет взять только самых дружных ребят.

    Воспитатель: Вы дружные ребята?

    Вот сейчас мы и проверим, какие вы дружные. Прежде чем зайти на корабль, вам необходимо предоставить капитану корабля билет. А билетами будут ваши портреты. Портрет вы выбираете не свой, а своего друга, с которым вы бы отправились вместе спасать своих новых друзей. Будьте внимательными по отношению друг к другу, на корабль должны быть приглашены все дети. (Дети с портретами рассаживаются на корабле.)

    Воспитатель: Очень хорошо! Приглашены все дети! И мы смело отправляемся спасать жителей в сказочную страну.

    Поднять якорь, мы отплываем. (Слышится шум моря)

    Воспитатель: вы действительно дружные ребята! Скажите, а что значит быть дружными?

    А что друзья могут делать вместе? (Играть, рисовать, гулять и т.д.)

    Ребята, вот, кажется, мы и приплыли.

    Опустить якорь!

    Беритесь за руки и выходите на берег.

    Смотрите, как вы думаете, что это? (Конверт с лепестками и заданиями.)

    После каждого выполненного задания мы сможем получить по одному лепесточку, и когда цветок будет готов, мы сожжем узнать и произнести волшебное заклинание.

    А вот, кажется, и первое испытание.

    Как вы считаете, у жителей этой страны раньше было много друзей? (Да)

    Ребята, нарисуйте у дерева столько корней, сколько друзей было у каждого жителя сказочной страны.

    Рисунок «Дерево дружбы»

    Воспитатель: Есть верная и мудрая пословица «Дерево сильно корнями, а человек друзьями». Судя по вашим рисункам, у вас получился целый лес дружбы. Я вам предлагаю превратиться в деревья.

    Этюд «Деревья»

    Воспитатель: Мы с вами справились с первым испытанием и можем получить первый лепесток.

    Воспитатель: Чтобы получить второй лепесток, необходимо выполнить два задания. Как вы думаете, вы справитесь с ними? (Да)

    «Волшебное метро»

    Это волшебное метро. До колдовства злого волшебника жители этой страны путешествовали по станциям. (Раздаточный материал)

    Как вы думаете, на каких станциях находились жители в момент колдовства? Обведите их черным карандашом. Назовите.

    Как вы считаете, а по каким станциям жители путешествовали до колдовства? Обведите их красным карандашом. Назовите их.

    Скажите, а вам на каких станциях хотелось бы чаще бывать? (Добрая, Мирная и т.д.)

    А какие станции вы бы не посещали сами? Почему?

    Я с вами согласна ведь жадность, злость мешает хорошей дружбе.

    Воспитатель: Ребята, злой волшебник свирепствует. Он разлучил сказочных героев разных сказок. Вы сможете им найти друг друга? (Да)

    Воспитатель: Давайте попробуем. Берите любую карточку, пока играет музыка, вы танцуете со своим героем, как только музыка перестала звучать, вы ищите его друга.

    Музыкальная игра «Найди друга»

    Воспитатель: Молодцы ребята, вы смогли помочь нашим героям найти друг друга. Поэтому мы получаем следующий лепесток.

    Здесь полный порядок и мы можем идти дальше.

    И на нашем пути … загадка

    Воспитатель: Чтобы получить следующий лепесток, надо отгадать загадку.

    Я прочитаю волшебное заклинание, а вы попробуйте узнать из какой сказки.

    Лети, лети лепесток

    Через запад на восток

    Через север, через юг… («Цветик-семицветик»)

    Воспитатель: Молодцы, отгадали загадку злого волшебника, а вот и цветик-семицветик его надо оживить.

    Вы сможете это сделать? (Да)

    А как ? (Дети высказывают свои мнения)

    Давайте попробуем.

    Как вы думаете, жителям сказочной страны было приятно услышать добрые пожелания от вас? (Да)

    Тогда выходите и выбирайте по одному лепесточку. Когда я буду произносить волшебное заклинание, вы будете летать с ними и думать о добром пожелании для сказочных героев, а как только я произнесу фразу … быть по моему вели, вы остановитесь и произнесете свое пожелание.

    Игра «Цветик-семицветик»

    Воспитатель: Молодцы, ребята! Мне очень приятно, что ваши пожелания связаны с заботой о других. Мы получаем еще один лепесток.

    Воспитатель: Ребята, наше путешествие продолжается. Смотрите, что это? (Дом)

    Этот дом необычный. Прочитайте, как он называется. (Дом Дружбы)

    Как вы думаете, в доме с таким названием, какие могут жители жить? (Добрые, честные, смелые и т.д.)

    Совершенно верно. Чтобы получить четвертый лепесток, попробуйте помочь сказочным героям заселиться в доме дружбы, но помните, в этом доме могут жить только те, которых можно назвать настоящими друзьями. Вы сможете это сделать? (Да) Тогда подходите и выбирайте сказочных героев.

    Игра «Дом Дружбы»

    Воспитатель: Почему вы оставили Бабу-Ягу, волка, Карабаса-Барабаса? (Злые, жестокие, коварные)

    Я согласна с вами, ведь у злых, жестоких, несправедливых, жадных никогда не бывает друзей.

    Ребята, как вы думаете, они хотели бы иметь настоящих друзей и жить в этом доме? (Да)

    И, что теперь будем делать? (Дадим добрые советы)

    Скажите, что им нужно делать , чтоб у них было много друзей? (делиться с другом, не жадничать, помогать друг другу и т.д.)

    Молодцы, ребята, очень полезные и добрые советы вы дали нашим героям.

    Воспитатель: Скажите, а как встречаются друзья после долгой разлуки, что они могут говорить при встрече?

    А вы хотите показать, жителям сказочной страны, как встречаются друзья, которые не виделись давно? (Да) Тогда выходите и вставайте по пять человек в два круга.

    Игра «Приветствие»

    Воспитатель: Молодцы, ребята! Научили сказочных героев друг друга приветствовать. Поэтому мы получаем четвертый лепесток.

    Воспитатель: Ребята, нам осталось получить последний лепесток, чтобы расколдовать злые чары волшебника и оно будет очень сложным. Вы сможете справиться с последним заданием? Чтобы дружба между героями становилась более крепкой и настоящей давайте мы постараемся для них составить правило дружбы. Вы согласны со мной? (Да)

    Используя сигнальные карточки, дети составляют правило дружбы. Хором зачитывают правила.

    Воспитатель: Вы замечательно справились с работой. Соблюдая эти правила, жители сказочной страны будут всегда добрыми, чуткими, вежливыми, друг к другу. А теперь нам нужно вернуться обратно в детский сад, чтобы выложить цветок и узнать волшебное заклинание.

    Поднять якорь! Мы возвращаемся. (Шум моря)

    Упражнение на релаксацию

    Возьмитесь за руки, закройте глаза. Почувствуйте, как тепло ваших рук переходит каждому из вас. Вам спокойно и хорошо вместе. Получите удовольствие от тишины, покоя вашего расслабленного тела. Потяните руки вверх, вдохните и откройте глаза на счет «три». Наше путешествие было чудесным. Вот мы и вернулись.

    Сбросить якорь!

    Выходите на берег и давайте попробуем собрать волшебный цветок. (Дети выкладывают цветок, после этого звучит волшебная музыка)

    Воспитатель: Присаживайтесь на стульчики. Интересно, какое слово хранит этот цветок? Может вы сами догадались, какое волшебное слово мы должны произнести, чтоб расколдовать наших героев?

    Внимание на экран (На экране надпись ДРУЖБА)

    Давайте вместе произнесем это слово. (Дети хором проговаривают это слово)

    Влетает шарик с письмом от жителей сказочной страны.

    Дорогие, ребята! Спасибо вам за помощь. Благодаря вам, в нашей стране царит мир, доброта и дружба. Теперь мы живем вот так…

    Воспитатель Ребята, какие вы молодцы! Вы не испугались трудностей и пришли на помощь, тем, кто нуждался в этом. И теперь каждый из вас может назвать себя настоящим другом. Берегите свою дружбу, цените ее, помогайте друг другу.

    III. Ритуал выхода из игры

    Воспитатель: Я предлагаю встать всем в круг, возьмитесь за руки. И повторяйте за мной

    Я твой друг и ты мой друг

    Влево, вправо повернитесь

    И друг другу улыбнитесь

    Руки к солнцу протянули,

    Лучики поймали и к груди своей прижали

    С этим лучиком в груди ты на мир ясней гляди.

    На этом наша игра закончилась, и мы возвращаемся в группу.

    Дальнейшее развитие проекта

    В дальнейшем идеи проекта реализуются и развиваются. В течение года с детьми проводятся игры-тренинги по формированию доброжелательных отношений дошкольников, рекомендованные Смирновой Е.О.

    Литература:

    1.        Смирнова Е.О. «Межличностные отношения дошкольников»

    2.        Пазухина И.А. «Давайте познакомимся»

    3.        Хромова С. «Психологические игры для детей»

    4.        Фесюкова Л.Б. Демонстрационный материал «Я и другие»

    5.        Шипицина Л.М. «Азбука общения»Кузнецова Л.В., Панфилова М.А. «Формирование нравственного здоровья дошкольников»

    Проект «Дружба начинается с улыбки»

    Тип проекта: психолого – педагогический.

    Участники: дети старшей группы, воспитатели группы, педагог – психолог, инструктор ФИЗО, родители.

    Масштаб: долгосрочный, учебный год.

    Основание для разработки:

    Проблема формирования положительных взаимоотношений между детьми, является актуальной, так как способствует вхождению ребенка в социум, взаимодействию с окружающими людьми. Реализация данного проекта способствует формированию дружеских взаимоотношений у детей группы: умение жить в коллективе, считаться с мнением других детей, адекватно оценивать себя и своих друзей, помогает усвоить нормы и правила поведения, облегчает переход из детского сада в школу, к активному общению в период адаптации.

    Цель: Формирование положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в группе.

    Задачи:

    1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме;

    2. Выявить уровень благополучия взаимоотношений в группе детского сада;

    3. Создать доброжелательную, комфортную обстановку в коллективе детей, научить их бережно относиться к своим товарищам, проявлять доброту и внимание, научить общаться друг с другом;

    4. Формировать умение ограничивать свои желания, учить считаться с желаниями окружающих сверстников и родителей, умение сопереживать.

     

    План реализации проекта:

    1 этап – подготовительный:

    - изучить имеющиеся условия для реализации проекта, подобрать и систематизировать наглядно – методический и дидактический материал: игры, упражнения, детскую художественную литературу по проблеме.

    - выявить уровень благополучия детей в группе по методикам «Секрет», разработанной Т.А. Репиной (выявление положения (социометрического статуса) ребенка в группе детского сада, его отношения к детям, а также представления об отношении сверстников к нему; степени доброжелательности детей друг к другу, их эмоционального благополучия);

    Сроки        Задачи        содержание

    Сентябрь        - воспитывать интерес к окружающим детям;

    - развивать чувство понимания и потребности в общении со сверстниками.        - Беседа «Если с другом вышел в путь»;

    - Игровые упражнения «Кто первым поздоровается?»;

    - Чтение художественной литературы «Урок дружбы», «Настоящий друг» М. Пляцковского.

     

    Октябрь        - развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях.        - Дидактическая игра «Наши добрые слова»;

    - Инсценировка произведения В. Осеевой «Волшебное слово»;

    - продуктивная деятельность, рисование «Рисунок другу»;

    - спортивные игры – эстафеты;

    - Концерт для осенних именинников «От улыбки станет все светлей».

    Ноябрь        - развивать умение контролировать свое эмоциональное состояние в процессе общения со сверстниками;

    - формирование доверия к собеседнику.        - Беседа «Драться или договариваться»;

    - Дидактическая игра «Как хорошо с тобой дружить»;

    - Фотовыставка «А мы бываем вот такие» (фотографии детей группы в повседневной деятельности с разными эмоциональными настроениями);

    - психологические игры на развитие самоконтроля.

    Декабрь        - продолжать учить быть внимательным к чувствам и желаниям других детей, передавать свои положительные эмоции другим.        - Дидактические упражнения «Угадай мое настроение», «Передай свое настроение»;

    - Продуктивная деятельность (ручной труд) «Подарки моим друзьям»;

    - Концерт для зимних именинников «От улыбки станет все светлей»

    Январь        - развивать навыки совместной деятельности детей и родителей;

    - развивать умение распознавать положительное и отрицательное в поведении человека;

    - развивать творческие способности, воображение;

    - укреплять дружеские взаимоотношения в процессе продуктивной деятельности.        - Совместная деятельность детей и родителей – выпуск мини-газет «Нарисуй пословицу о дружбе»;

    - Проигрывание игровых ситуаций по стихотворению В. Маяковского «Что такое «хорошо» и что такое «плохо?»

    - Чтение художественной литературы: русской народной сказки «Лиса и журавль», эстонской сказки «Каждый свое получит»;

    - совместное с родителями, детьми катание на коньках.

     

     

    Февраль        - продолжать обучать детей речевым средствам общения,

    - коррекция у детей нежелательных черт характера и поведения.

             - Беседа «Как играть и не ссориться», «Умнее тот, кто уступает»;

    - Вечер подвижных игр «Подарки», «Позови ласково»; игры-соревнования, эстафеты;

    - игры, обучающие сотрудничеству «Доброе животное», «Маленький остров»;

    - Праздник, посвященный будущим защитникам «Смелые, сильные, храбрые»;

    - Продуктивная деятельность (рисование) «Нарисую друга»;

    - Выпуск альбома с иллюстрациями «Какими должны быть настоящие мужчины»;

    - Чтение художественной литературы: стихи С.Маршака «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар»;

    - Спортивное развлечение с применением парной гимнастики.

    Март        - обучать детей различать эмоциональные состояния героев художественных произведений и сказок по особенностям речи, жестов, мимики, движений.        - Чтение художественной литературы рассказ

    А. Ахундова «Красивая девочка»;

    - Выпуск газеты «Наши принцессы» (о девочках группы»;

    - Инсценировка и показ детям младшей группы сказки «Заюшкина избушка».

    Апрель        - воспитывать межличностные отношения с окружающими взрослыми и сверстниками.        - Анкетирование детей и родителей «Что такое дружба?»;

    - Продуктивная деятельность (рисование портретов) «Отгадай моего друга»;

    - родительское собрание по теме «Старый друг лучше новых двух»;

    - Концерт для весенних именинников «От улыбки станет все светлей».

    Май        - учить детей высказывать мнение о своих друзьях,

    - развивать чувство эмпатии и толерантность к окружающим сверстникам и взрослым.        - Поход в парк, развлечение «В кругу друзей»;

    - Беседа «нам гости пришли» - рассказы родителей о своих школьных друзьях;

    - Игры на сотрудничество: «Слепой и поводырь»,

    «Паутина», «Путаница», «Обруч», «Дорожка препятствий».

    - проанализировать совместно с психологом результаты обследования детей, определить психолого-педагогическую работу с детьми.

    Ответственный: воспитатели группы, педагог- психолог.

     

    2 этап – технологический:

    - создание необходимой предметно-развивающей среды: организация психологического уголка в группе, в котором размещены зоны для саморегуляции и релаксации, для повышения самооценки, развития коммуникативных навыков и эмоциональной сферы;

    - разработка материала, картотеки игр и упражнений на обучение детей способам выражения гнева в приемлемой форме, умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции, бесконфликтному общению, повышению самооценки, навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде;

    - подготовка аудиозаписей разнообразных музыкальных произведений, видеотеки мультфильмов с сюжетами по формированию нравственных качеств;

    - разработка перспективного плана по реализации проекта;

    - разработка конспектов игровых занятий, развлечений, сценариев совместной деятельности.

    Ответственный: воспитатели, педагог- психолог, инструктор ФИЗО.

     

    3 этап – внедренческий:

    Реализация проекта:

     

    м


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого занятия в старшей группе на тему "Дружба- великая сила"

    Конспект проведенного мной открытого занятия в старшей группе...

    Социальный проект "Дружба - великая сила".

    В рамках программы «Радуга» был разработан и реализован социальный проект «Дружба-великая сила», который направлен на развитие нравственных качеств детей через партнерское взаимодействие: со взр...

    Проект "Дружба - великая сила!"

    Новизна проекта  «Дружба – великая сила!» заключается в том, что проект является долгосрочным (рассчитан на 9 месяцев) с активным применением информационно-коммуникативных технологий (авторами ра...

    Конспект открытого занятия в средней группе «Дружба – великая сила». Социально-коммуникативное развитие.

    Данный конспект содержит полное открытое занятие для средней группы. Раскрывает актуальные вопросы дружбы для ребят, что помогает узнать или обновить знания о взаимоотношениях в среде сверстников....

    "Вода - наш ресурс". серия "АФЛАТОТ". Социальное и финансовое образование детей. Международный проект "АФЛАТУН".

    Конспект занятия "Вода - наш ресурс". Социальное и финансовое образование детей....

    Выступление на педсовете " Отчёт о работе кружка по Социальному и финансовому образованию дошкольников "Первые шаги в мир финансов вместе с Афлатуном"

    Отчёт о работе кружка по Социальному и финансовому образованию дошкольников "Первые шаги в мир финансов вместе с Афлатуном"...

    проект «Дружба — великая сила»

    Познавательно-практико-ориентированный проект на тему«Дружба — великая сила»Тема: «Дружба - великая сила»...