Опыт работы по театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
презентация к уроку (подготовительная группа)

лисая татьяна

Составила воспитатель МБДОУ Детский сад 32                                                                                                            Лисая Татьяна Игоревна

 

Опыт работы по театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chern.vyst_._opyt_po_teatr.deyat_.docx34.32 КБ

Предварительный просмотр:

Составила воспитатель МБДОУ Детский сад 32                                                                                                            Лисая Татьяна Игоревна

Опыт работы по театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Сегодня в своей презентации я представляю опыт работы по театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Современные дошкольные учреждения ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию.  Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом   взаимодействии с детьми.                                                                                          Как сделать каждое занятие с ребенком   интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном - о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем?  Как научить ребенка всему, что ему пригодиться в этой сложной современной жизни?   Как воспитать и развить основные его способности, в том числе и музыкальные: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?                                                                                                                          Одним из самых популярных и увлекательных направлений в дошкольном воспитании является театральная деятельность.

Слайд 2 Театр – это волшебный мир, в котором ребенок радуется, а играя, познает окружающее….     О.П.Радынова

 Послушайте высказывания о театральной деятельности и театре.

 «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые»

                                                                                         В. А. Сухомлинский

«Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать создание детского театра с детского возраста? Ведь инстинкт игры с перевоплощением есть у каждого ребёнка. Эта страсть перевоплощаться у многих детей звучит ярко, талантливо, вызывает подчас недоумение у нас, профессиональных артистов»

                                                                                  К.С.Станиславский 

Слайд 3 и 4 Обратите внимание на цели и задачи, которые я поставила.

Цель: формирование   творческой личности ребенка через театральную   деятельность, развитие вербальной и невербальной стороны речи детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованных занятий.

Слайд 4

Задачи:
Обучающая. 
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к театральной культуре, знакомство с различными видами театров, народным творчеством и традициями народов, научить детей передавать образы с помощью вербальной и невербальной стороны речи. Способствовать формированию социально-коммуникативных качеств.


Развивающая. 
Развитие психофизических процессов (восприятия, памяти, внимания, воображения).  Вербальной и невербальной стороны речи, творческих способностей (умение перевоплощаться, брать на себя роль).   Специальных умений (актер, зритель). Развивать умение оценивать действия других детей и сравнивать со своими собственными. Пополнить словарный запас.
Воспитывающая. Воспитывать положительное отношение к театральным играм, желание играть с театральными куклами, эмоционально-положительное отношение к сверстникам, воспитание воли и уверенности в себе, уважение к традициям и культуре народов.

Слайд 5 Условия для проявления самостоятельности и творчества старших дошкольников в театрализованных играх следующие:

Нам воспитателям, надо помнить, что театрализация подразумевает личностно-ориентированный подход к каждому ребенку, в котором он организует условия для развития творческих способностей детей.

Условия для проявления самостоятельности и творчества старших дошкольников в театрализованных играх следующие:

– содержание игр должно соответствовать интересам и возможностям детей;

– педагогическое сопровождение строится с учётом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребёнка;

– театрально-игровая среда должна быть динамично изменяющейся, а в её создании принимают участие дети и взрослые.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи.

  Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

  Таким образом, театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

Слайд 6: Так какие возможности открываются для ребёнка в театрализованной деятельности?

Я могу кратко ответить на этот вопрос так:

Ребенок через театрализованную деятельность может:

  1. Глубже познать окружающий вокруг него, мир.
  2. Может развивать интерес к малым фольклорным формам, родной культуре, литературе, театру.
  3. И стать творческой личностью.

В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены во ФГОС ДО, ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Все эти личностные характеристики особенно ярко развиваются в театрализованной деятельности.

Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в группе детского сада, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО.

Слайд 7 Формы работы по театрализованной деятельности

В своей работе я использовала разнообразные формы работы, а именно:

Вы видите на слайде.

  • Театрализованные занятия (1 раз в неделю)
  • Музей кукол
  • Театрализованная игра на праздниках, развлечениях, родительских собраниях
  • Самостоятельная театрально-художественная деятельность
  • Театрализованные игры в повседневной жизни
  • Театрализованные игры, спектакли.
  • Мини – игры на музыкальных занятиях.
  • Посещение социума с родителями
  • Мини игры на других занятиях.

Слайд 8 Классификация театрализованных игр.

Остановимся немного на теории.

Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: игры - драматизации и режиссерские игры (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).

В играх-драматизациях ребёнок создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли, исполняет какой-либо сюжет с заранее существующим сценарием, не являющимся жёстким каноном, а служащим канвой, в пределах которой развивается импровизация (разыгрывание сюжета без предварительной подготовки). Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребёнком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим. Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения.

Видами драматизации являются:

  • игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
  • ролевые диалоги на основе текста;
  • инсценировки произведений;
  • постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или, нескольких сюжетов) без предварительной подготовки

Слайд 9 Режиссерские игры.

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер» управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток).

Классификация режиссерских игр в соответствии с разнообразием театров.

Настольный театр игрушек. Используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.

Настольный театр картинок. Персонажи и декорации - картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризной, вызывает интерес детей.

Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда-книжки, ведущий демонстрирует различные сюжеты, изображающие события, встречи.

Театр на фланелеграфе. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе с детьми из старых книг, журналов или создаются самостоятельно.

Теневой театр. Для него необходим экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук Показ сопровождается соответствующим звучанием.

Режиссёрские игры могут быть групповыми: каждый ведёт игрушки в общем сюжете или выступает как режиссёр импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий. В режиссёрской игре ребёнок не является сценическим персонажем, действует за игрушечного героя, выступает в роли сценариста и режиссёра, управляет игрушками или их заместителями.

Слайд 10 СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Театрализованная деятельность – важная составляющая повседневных дел нашей группы. Работу по театрализованной деятельности с детьми, осуществляла в три этапа.

1Этап: Совместная театрализованная деятельность воспитателя и детей

  • Знакомство с понятием «театр»
  • Рассказы об истории разных театров
  • Кто работает в театре. «Закулисье».
  • Театральные профессии
  • Правила поведения в театре. Беседа: «Как вести себя в театре». Игра – инсценировка «В театре».
  •  Игровое упражнение «Учимся быть артистами»
  • Разучивание стихов, потешек, чтение сказок,
  • Организация театрализованных игр. Разыгрывание небольших сценок, игр-драматизаций).
  • Сочинение новых сказок
  • Придумывание окончание сказки, рассказа
  • Придумывание своего сюжета уже известной сказки
  • Уроки мимики и жестов. Разыгрывание миниатюр с помощью мимики и жестов.
  • Поучительная беседа: «Что такое сила голоса для артиста?»

На первом этапе организовывала совместную игровую деятельность, в которой детей знакомила с театрализованной деятельностью, а именно:

  • С театральными игровыми технологиями, театральной терминологией, основными видами театрального искусства, с культурой поведения в театре. Знакомила детей с понятием театр, его историей, театральными профессиями, костюмами персонажей, атрибутами с целью обогащения театрального опыта.
  • . В работе над спектаклем учила сочинять этюды по сказкам; развивала навыки действий с воображаемыми предметами, умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, восхищённо, жалобно и т. д.).
  •  Организовывала театрализованные игры (разыгрывание стихотворений, сказок, мини-сценок с использованием кукольного театра), с целью развития у них интонационной выразительности, согласованности движения и речи. Обыгрывали сказки с помощью пальчикового театра и кукол би-ба-бо, с целью активизации словаря детей, совершенствования звуковой культуры и диалогической речи. Такие игры еще способствуют развитию координации движений рук. Разыгрывание песенок, потешек помогают развивать чувство ритма, формирует правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. А для развития фантазии, воображения, творческого потенциала и развития коммуникативных способностей детям предлагала сочинить новую сказку или дополнить её, или, продолжить, или, придумать свой сюжет уже известной сказки.
  • На специально запланированных занятиях по театрализованной деятельности обучали детей регулировать силу голоса, использовать интонацию при чтении стихотворения, скороговорок, вести ролевые диалоги.

Слайд 11 СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

2 Этап: Организация совместной игровой деятельности детей.

На втором этапе учила детей организовывать свою театральную деятельность, оказывая небольшую помощь при необходимости. Дети сами принимали участие в выборе сказки, выборе атрибутов и учились примерять на себя роль. Все это способствовало формированию эмоционально положительного отношения.

Организовывала игры- драматизации, при этом были использованы следующие произведения: К. И. Чуковского «Муха цокотуха», Л. Н. Толстого «Три медведя»; инсценировка стихотворения «Три пингвина», «Крошечка -Хаврошечка», «Лиса, заяц и петух», «Гуси лебеди» и др. При этом важно было, научить детей по - своему, передавать образ героя, понимать эстетическую сторону инсценируемого произведения, формировать художественный вкус. Специально дети не учили слова, текст произведения передавался детьми по памяти, поэтому много было импровизаций и привнесения чего -  то нового в сказку.

Проводились театрализованные игры по отрывкам различных произведений. В этом случае дети уже специально учили слова. При разыгрывании мини - спектаклей дети делились на две подгруппы. Одна часть детей участвовала в театрализованной игре, а другие являлись зрителями. Затем они менялись местами. Зрители на этом этапе нужны, для того, чтобы дети смогли увидеть проявление эмоции, сопереживания у детей, подражающих поведению героев произведений, понимать художественную ценность произведения. После театрализации вместе с обсуждали услышанное, увиденное и проигранное, делали выводы. Отмечали исполнительскую деятельность и творчество детей.

Третий этап – это самостоятельная театрализованная работа, показ освоения специальных умений. На этом этапе проходит самостоятельный показ сказки детьми, которые пробуют себя не только в роли актеров, но и режиссеров.

Заниматься театрализованной деятельностью детям очень нравится. Они с большим удовольствием участвуют в инсценировке сказок, перевоплощаются в образы сказочных героев, животных.

Благодаря проделанной работе дети стали более раскрепощенно чувствовать себя на сцене, научились находить компромисс и договариваться со сверстниками. Дети с удовольствием примеряли на себя различные роли и детально передавали образы персонажей; имитировали характерные движения героев, передавали в мимике и жестах различные эмоциональные состояния.

Слайд 12: Работа с родителями

Развитие театральной деятельности, накопления эмоционально-чувственного опыта у детей - это длительная работа, которая требует участия родителей. Для сближения детей и родителей к совместному сотрудничеству, эмоциональному и эстетическому развитию детей, в нашей группе работал

  • «Клуб выходного дня» (родители и дети собирались у кого-нибудь в гостях или на природе, проводили совместные праздники, дни рождения детейорганизовывали походы музеи, библиотеку им. Коковина, в театры (кукольный и драматический). Смотрели разные спектаклями. Дети были свидетелями игры профессиональных актеров.

Чтобы пополнить знания детей и родителей о разных видах театра и уметь их применять в повседневной жизни, проводились

  • обучающие семинары-практикумы (совместные развивающие игры детей и родителей) «Дети и театр», «Куклы своими руками», «Куклы би-ба-бо» и пр.)
  •  Игровые программы: «День матери», «Театр русских народных сказок», «Театральная викторина», «Сказочный КВН» (игры, мини -  сценки, где взрослые и дети являются равноправными участниками).
  • Консультации: «Сказка в жизни ребенка», «Домашний театр устраиваем дома», «Поиграйте с ребятами в сказку!», «Театрально-игровая деятельность – один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребёнка»; «Влияние пальчикового театра на развитие мелкой моторики»;
  • Мастер – классы: «Книжки – малышки», «Конусный театр»
  • Родителей информировали о репертуарах детских театров города;
  • Родители принимали участие в совместных выставках поделок по сказкам
  • Организовывали выставку рисунков по сказкам Ст. Писахова
  • Проводились совместные выступления детей и их родителей;

Участие родителей в театральной деятельности, вызывает у детей много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных постановках.

Считаю, что без привлечения родителей в педагогический процесс по развитию у детей способностей к театрализованной деятельности и накопление у них эмоционально – чувственного опыта, невозможно.

Благодаря активности и интереса родителей, в группе обогатилась предметно-развивающая среда, соответствующая требованиям ФГОС ДО.

 

Свою работу по театрализованной деятельности в детском саду считаю успешной, потому что в душе каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно занятия театрализованной деятельностью помогают ребёнку передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей.

Мне, как воспитателю, очень важно чтобы в мире, насыщенном информацией, новыми технологиями ребёнок не потерял способность познавать мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу, мог познать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Слайд 13 Результаты работы представлены на слайде


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по изобразительной и театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Прохоровское поле - третье ратное поле России "

Многим детям свойственно полностью копировать то, чему их научили. Это часто ведёт  к появлению шаблонной, узко репродуктивной деятельности. По этому основная задача взрослого с...

Опыт работы "Нетрадиционные методы работы по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"

"Нетрадиционные методы работы по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"...

"Театрализованная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста" сценарий театрализованного представления по сказке "Двенадцать месяцев"

В педставленном пособии предлагается сценарий театрализованного представления по сказке "Двенадцать  месяцев."Целью данного пособия является развитие и поддержание интереса у детей к театру и теа...

конспект совместной театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Драматизация по мотивам сказки В.Сутеева "Мешок яблок". Технологии - здоровьесберегающие, игровые, сотрудничество, театрализованная деятельность. Цель - обучение детей диалогической речи посредством у...

Перспективное планирование по театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Перспективное планирование по театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возрастаМесяцВидтеатраСодержаниетеатрализованнойдеятельности Развитие речиИндивидуальнаяработаРаботас род...

Опыт работы «Осуществление краеведческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста, как выполнение одной из задач стратегии государственной образовательной политики»

Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценност...

«ВСТРЕЧИ С ИНТЕРЕСНЫМИ ЛЮДЬМИ»: ОПЫТ РАБОТЫ ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Вопрос «Кем быть?» является жизненно важным на протяжении всего существования человека. Ведь отвечая на него, каждый определяет свое будущее. Наблюдая, в какие игры играют дети, какие игру...