"Развитие творческого воображения детей методами ОТСМ-ТРИЗ-РТВ технологии"
консультация

Акулова Ирина Васильевна

Методы ОТСМ-ТРИЗ-РТВ технологии (системный оператор, кольца Луллия).

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon sistemnyy_operator_i_koltsa.ppt1.51 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Развитие творческого воображения детей методами ОТСМ- ТРИЗ - РТВ технологии" Акулова Ирина Васильевна Воспитатель МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад «Алёнушка»

Слайд 2

Метод технологии ТРИЗ "Системный оператор"

Слайд 3

Использование приема ТРИЗ «Системный оператор» позволяет рассмотреть объект во времени и пространстве. В детском саду этот прием получил название «Волшебный экран» (у некоторых авторов – «Волшебный телевизор»). Самый распространенный вариант – девятиэкранка, он доступен детям старшего дошкольного возраста. Используя его, можно изучить «жизнь» любого предмета, процесса, явления.

Слайд 4

В младшем дошкольном возрасте необходимо начать работу со знакомства с моделью «трехэкранка» («системный лифт»). Для малышей используется «урезанные» варианты: - вертикальная трехэкранка; - горизонтальная трехэкранка.

Слайд 5

Модель «вертикальная трехэкранка» представляет из себя - трехэтажный дом, где на втором этаже живет сам предмет (объект) – СИСТЕМА – это и есть наш рассматриваемый объект. На первом этаже живут его части, ПОДСИСТЕМА – это часть системы, или элементы, составляющие ее. А на третьем – места, где объект может находиться ( НАДСИСТЕМА) – это более крупная система, частью которой является рассматриваемая система. Надсистема может быть родовой или по месту расположения.

Слайд 6

"Вертикальная трехэкранка" НАДСИСТЕМА – это более крупная система, частью которой является рассматриваемая система СИСТЕМА – это и есть наш рассматриваемый объект ПОДСИСТЕМА – это часть системы, или элементы составляющие ее

Слайд 7

Модель «горизонтальная трехэкранка». Система – рассматриваемый объект. У каждой системы существует прошлое и будущее.

Слайд 8

"Горизонтальная трехэкранка" СИСТЕМА в прошлом Какой предмет выполнял функцию объекта до его появления СИСТЕМА в настоящем Рассматриваемый объект СИСТЕМА в будущем Представить себе, каким станет объект в будущем

Слайд 9

Система (объект) ДОМ С 4-5 лет знакомим с моделью "Пятиэкранка"

Слайд 10

Выявляем надсистему объекта ДОМ (Частью чего является: частью улицы, города,… )

Слайд 11

Выявляем подсистему объекта ДОМ (Из чего состоит: Стены, окна, дверь, крыша,… )

Слайд 12

Выявляем прошлое системы объекта ДОМ (Чем было в прошлом: пещерой, шалашом)

Слайд 13

Выявляем будущее системы объекта ДОМ (Какой дом будет в будущем?) ?

Слайд 14

"Шестиэкранка"

Слайд 15

Выявляем надсистему объекта хижина (Частью чего является: частью … )

Слайд 16

Выявляем подсистему объекта хижина (Из чего состоит: Стены, вход в хижину… )

Слайд 17

Для более успешного запоминания порядка рассматривания систем можно использовать стихотворение . "Что-то" автор М.С. Гафитулин, г.Жуковский Если мы рассмотрим что-то. (ОБЪЕКТ) Это что-то для чего-то. (ФУНКЦИЯ) Это что-то из чего-то. (ПОДСИСТЕМА) Это что-то часть чего-то. (НАДСИСТЕМА) Чем-то было это что-то. (СИСТЕМА В ПРОШЛОМ) Что-то будет с этим что-то. (СИСТЕМА В БУДУЩЕМ) Что-то ты сейчас возьми, на экранах рассмотри! (ОБЪЕКТ)

Слайд 18

В старшем дошкольном возрасте детей знакомим с настоящим названием - « системный оператор » . Целесообразно предлагать детям закреплять полученные результаты схематично или в рисунке (особенно будущее объекта). Знакомим детей с название – «системный оператор» («девятиэкранка»). Старший дошкольный возраст

Слайд 19

Выявляем надсистему объекта (Частью чего является: частью … )

Слайд 20

Выявляем подсистему объекта будущего дома (Из чего состоит: Стены, окна… )

Слайд 21

Таким образом, рассматривая объект, дети определяют, из каких частей он состоит, его видовую принадлежность. Кроме того, дети выясняют историю возникновения данного объекта, какой предмет выполнял его функции до его появления, этот предмет аналогично анализируется. Далее детям предоставляется возможность представить себе, каким станет объект в будущем : его функции, внешний вид, как он будет называться и т. п.

Слайд 22

Метод технологии ТРИЗ "Кольца Луллия"

Слайд 23

Одним из современных и интересных методов обучения является древнейшая логическая машина, которую авторы технологии ТРИЗ применили в дошкольном образовании и назвали «Кольцами Луллия». Данный метод используется в работе с дошкольниками и является эффективным.

Слайд 24

Основоположником этого метода является Раймунд Луллий

Слайд 25

Кольца Луллия представляют собой 2 или 3 подвижных круга с разными диаметрами. Круги разделены на 4, 6, 8 секторов. В каждый из секторов можно вставить карточку с рисунком или схематичным изображением объекта.

Слайд 26

Работу с "Кольцами Луллия" можно разделить на три типа: 1. На подбор пары В одном из окошек устанавливается картинка, пара к которой подбирается путем прокручивания второго кольца. В этих играх одной картинке 1-го кольца обязательно должна соответствовать одна картинка 2-го кольца. Например, игры «Кто, где живет?», «Мамы и детеныши».

Слайд 27

2. С элементами случайности в установке колец В этом случае дети одновременно раскручивают оба кольца. Ответ ребенка зависит от того, какая комбинация выпадет в окошке. В таком варианте любая картинка первого кольца сочетается с любой картинкой любого кольца. (Игра «Найди по форме и назови, сколько»)

Слайд 28

3. Игры на развитие творческого воображения Для этих игр подбираются кольца как для первого типа игр, но при этом раскручиваются оба кольца. Далее обсуждается не совместимая на первый взгляд комбинация (как могло случиться. Что зайчиха стала воспитывать лисят, как она будет о них заботиться, чему станет учить?). Заранее договариваемся с детьми, что ситуации сказочные, значит можно дать волю фантазии. На основе фантастического преобразования составляется рассказ.

Слайд 29

Методические рекомендации по построению системы тренингов Круги Луллия представляют дошкольникам как чудесные кольца или загадочные круги. Для работы с детьми 4-го года жизни целесообразно брать только два круга разного диаметра с 4 секторами на каждом. Детям более старшего возраста предлагаются несколько кругов с большим количеством секторов. Тренинги целесообразно проводить вне занятий в качестве игровых упражнений (индивидуально или с подгруппами детей). Тренинг должен состоять из двух частей: 1.уточнение имеющихся знаний в определенных областях (реальное задание); 2.упражнения на развитие воображения (фантастическое задание ). Работу с кольцами Луллия называют тренингами.

Слайд 30

Таким образом, кольца Луллия позволяют формировать у детей подвижность мышления, вариативность ответов в рамках заданной темы, они вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу.

Слайд 31

Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Пособие для педагогов в детском саду. Корзун А.В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. – Мн, Университетское, 2000. Сидорчук Т.А. Программа формирования творческих способностей дошкольников. – Обнинск, 1998. Сидорчук Т.А., Гуткович И.Я. Методы развития воображения дошкольников. – Ульяновск, 1997. Интернет-ресурсы: http://www.razumniki.ru/igry_triz.html http://innovaciivdou.at.ua/index/triz_teorija_reshenija_izobretatelskikh_zadach/0-71 Список литературы

Слайд 32

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством техники рисования «по мокрому»

В процессе своей работы я не ставила целью повысить уровень технических навыков и умений детей и поэтому из множества изобразительных техник  способ рисования «по-мокрому» выбран намеренно....

«Игры и упражнения на развитие творческого воображения посредством методов ТРИЗ»

 Современные социально-экономические преобразования в обществе ставят перед педагогами новые задачи, они диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффекти...

«Игры и упражнения на развитие творческого воображения посредством методов ТРИЗ»

«Игры и упражнения на развитие творческого воображения посредством методов ТРИЗ»Современные социально-экономические преобразования в обществе ставят перед педагогами новые задачи, они диктуют необходи...

РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ МЕТОДОМ ОТСМ-ТРИЗ-РТВ «ШКОЛА ФАНТАЗИРОВАНИЯ"

В статье описан опыт работы педагога-психолога по развитию воображения с применением инновационных педагогических технологий ОТСМ-ТРИЗ-РТВ. Применяемая ею методическая разработка «Школа фантазир...

«Игры и упражнения на развитие творческого воображения посредством методов ТРИЗ»

Практика показала, что такой инструмент, как ТРИЗ, можно и нужно с успехом применять в работе с дошкольниками....

Картотека. Игры и упражнения на развитие творческого воображения посредством методов ТРИЗ

Игры и упражнения на развитие творческого воображения посредством методов ТРИЗ...

Развитие воображения в дошкольном возрасте. Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста.

Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребёнка.Воображение необходимо развивать, т.к. вместе с уменьшением способности фантазировать, у детей обедняется и личность, и снижаетс...