Использование занимательного математического материала, при формировании представлений о форме
статья (младшая, средняя, старшая группа)

Поленова Надежда Тихоновна

Форме принадлежит особое место среди многообразия свойств, познаваемых в дошкольном возрасте. Воспринимая форму, ребенок выделяет предмет из других, узнает и называет его, группирует (сортирует) и соотносит его с другими предметами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stotya.docx12.81 КБ

Предварительный просмотр:

Использование занимательного математического материала, при формировании представлений о форме

Форма – это внешнее очертание предмета. Множество форм бесконечно. Геометрическая фигура – это эталон для определения формы предмета, всякое непустое множество точек: обобщенное абстрактное понятие. Наблюдая за предметами окружающего мира, человек заметил, что есть некоторое общеесвойство позволяющее объединить предметы в одну группу. Это свойство было названо геометрической фигурой.Представления о форме предметов возникают у детей достаточно рано. В 4-5 лет дети в основном зрительно воспринимают геометрические фигуры. Осязательно-двигательное обследование становится ненужным. В процессе зрительного восприятия они фиксируют контур и на этой основе включают фигуру в определенную группу, выделяют виды фигур, классифицируют, упорядочивают и систематизируют предметы по форме.Таким образом, форма — это основное зрительно и осязательно воспринимаемое свойство предмета, которое помогает отличать один предмет от другого. Восприятие формы предметов у детей 4-5 лет осуществляется на основе одновременного обследования ее зрительным и осязательно-двигательным способом, сопровождаемым называнием основных особенностей той или иной формы.Занимательный математический материал является одним из дидактических средств, который способствует развитию математических представлений детей. Он включает в себя занимательные вопросы, задачи-шутки, игры, головоломки, логические задачи и т.д. Занимательные задачи и головоломки составлены на основе знания законов мышления. Догадке как способу решения головоломки предшествует тщательный анализ, выделение в задаче существенных признаков.Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении.Одним из видов занимательного математического материала являются задачи-головоломки. Головоломка — это непростая задача, для решения которой, как правило, требуется сообразительность, а не специальные знания высокого уровня.Из всего многообразия задач-головоломок наиболее приемлемы для детей 4-5 лет головоломки с палочками. Их называют задачами на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения, как правило, идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества. В дошкольном возрасте используются самые простые головоломки. Для организации работы с детьми необходимо иметь наборы обычных счетных палочек для составления из них наглядно представленных задач-головоломок. Кроме этого, потребуются таблицы с графически изображенными на них фигурами, которые подлежат преобразованию.В результате регулярно организуемых занятий, упражнений по решению задач-головоломок дети приобретают способность подходить к каждой нестандартной задаче творчески. Характер поиска при этом постепенно меняется.От решения задач-головоломок с помощью воспитателя (частичные подсказки, наводящие вопросы, подтверждение верного хода решения) дошкольники переходят к самостоятельным действиям.Таким образом, занимательный математический материал, а именно задачи-головоломки при организации работы по развитию представлений о форме предметов у детей 4-5 лет, является хорошим средством воспитания у детей в дошкольном возрасте интереса к математике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Использование занимательного математического материала при формировании элементарных математических представлений»

МКДОУ "Краснянский детский сад общеразвивающего вида "Ивушка"Консультация для воспитателей "Использование занимательного математического материала при формировании элементарных мат...

План самообразования воспитателя на 5 лет по теме "Использование занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"

В данном материале представлен индивидуальный план воспитателя на 5 лет по теме  "Использование занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у...

Презентация «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием занимательного математического материала"

Презентация "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием занимательного математического материала"...

Использование занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯЦель и задачи самообразования по темеЦель:1. Изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математическ...

«Использование занимательного математического материала как средства развития представлений о форме предметов »

Повышенные требования к интеллектуальной готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению актуализируют необходимость разработки инновационных подходов к развитию их когнитивной сферы....

Педагогический опыт по теме: «Инновационные подходы в познавательном развитии. Использование занимательного математического материала в формировании элементарных математических представлений».

laquo;Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий. Игра -...