Создание оптимальных условий для успешной адаптации детей раннего возраста
статья (младшая группа)

Мастер класс по адаптации детей раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_bykova_a.a.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

         «Создание оптимальных условий

для успешной адаптации детей раннего возраста

к новым формам

и условиям социальной жизни» 

Поступление ребёнка в дошкольное учреждение – один из сложных периодов в жизни малыша и родителей. Это экзамен его здоровью, психики, эмоционального и физического развития. От того, насколько успешно адаптируется ребенок к ДОУ, будет зависеть не только его пребывание там, но и успешность дальнейшего обучения в школе.

Адаптация – это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке. А для ребёнка детский сад, несомненно, является новым пространством, где он встречает много незнакомых людей и ему приходиться приспосабливаться. Все это определяет актуальность и практическую значимость данной темы.

Основная цель нашей работы в этот период – заслужить доверие ребенка. Помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее. А уверенным малыш будет, если узнает и поймет, что за люди его окружают; в каком помещении он живет и т. п. Решению этой задачи посвящается все первое полугодие.

Самый страшный враг для ребенка – это скука и бездеятельность. Чтобы избежать такой проблемы, необходимо, прежде всего, продумывать грамотную организацию предметно-пространственной среды. В соответствии с реализацией парциальных программ «Дошкольник Белогорья» («Мир Белогорья, я и мои друзья» Л.Н. Волошиной, Л.В. Серых, «Здравствуй, мир Белогорья!» Л.В.Серых, Г.А. Репринцевой)  в теневых навесах детского сада мы оформили модули: «Моя семья – мои корни», «Моя семья», кроме это есть уголок «Больница», «Гараж с машинами», «Парикмахерская», «Уголок творчества», «Уголок театрализации», «Спортивный уголок».  

С  боковой стороны беседки находятся многофункциональный бизиборд  и «Уголок релаксации», где ребенок может уединиться, поиграть со своей любимой игрушкой, провести несколько мгновений в тишине. Все эти модули ребенку помогают расслабиться, он чувствует себя уютно и  комфортно.

В группе предметно-развивающая среда разделена на уголки-микроцентры для самостоятельной деятельности детей:

сюжетно-ролевых и режиссерских игр (атрибуты для театрализованной деятельности: разнообразные виды театров «Би-Ба-Бо», «Маша и медведь», «Репка», «Колобок», «Заюшкина избушка», пальчиковый, теневой, настольный, на фланелеграфе, сказочные персонажи; атрибуты для сюжетно-ролевых и режиссерских игр: «Семья», «Парикмахерская», «Магазин», «Кухня», «Мы шоферы»).

        В рамках реализации программы И.А.Лыковой «Цветные ладошки», для придания праздничного, веселого настроения у детей, в группе оформлены подвесные игрушки-конструкторы с дидактическими элементами, «мобили», книжки – самоделки: «Теремок», «Зоопарк», забавные игрушки самоделки, выставки детских поделок из  пластилина. В группе на каждого ребенка имеются пособия и развивающие игры В.Воскобовича: кубики, кубики – вкладыши.

В помощь воспитателю для осуществления разносторонней деятельности с детьми в группе имеется ЖК-телевизор, DVD - проигрыватель, картотека мультфильмов по познавательному развитию: о правилах дорожного движения «Развивающий мультфильм про правила дорожного движения», «Робокар Поли», «Азбука безопасности» (из серии «Смешарики»),  «Азбука безопасности на дороге» (из серии «Уроки тетушки Совы»), «Петя в стране светофора», по развитию математических способностей  «Уми - зуми», по ознакомлению с природой: «Да здравствует природа!», «Уроки живой природы»,  диски с музыкой «Детские песни», «Звуки природы».

Если обстановка в группе будет приближена к домашней, а дети будут ощущать заботу, любовь и тепло наших сердец и с удовольствием бежать в детский сад, то основная задача адаптационного периода будет выполнена.

        Успешная адаптация ребенка к условиям ДОУ во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Единство требований со стороны взрослых, любовь и терпение, квалифицированный подход к детям в адаптационный период, игры, образовательная деятельность, делают пребывание ребенка в детском учреждении интересным, радостным и полезным.

Задача взрослых создать дома и в саду спокойную, доброжелательную психологическую атмосферу. Постоянно хвалить, даже за незначительные успехи. Необходимо учить делать самостоятельный выбор в привычных жизненных ситуациях: с какой игрушкой играть, что надевать и т. п.

Для того чтобы создать оптимальные условия для развития детей мы практикуем различные формы работы с семьей, такие как:

- «День открытых дверей», когда мы впервые знакомимся с детьми и их родителями. Родителям предоставляется возможность выяснить все интересующие их вопросы, связанные с адаптацией ребенка к ДОУ.

В День открытых дверей мы предлагаем родителям поучаствовать с детьми в развивающих играх, организованных на уличном участке: «Поймай мяч», «Назови свое имя», «Передай другому». Задачей таких игр является формирование эмоционального контакта и доверительных отношений родителей с нами. Мы стремимся сократить дистанцию между детьми и нами до уровня отношений с близкими ему людьми, чтобы это общение стало естественным продолжением эмоциональных связей, существующие в его семье.

- Анкетирование («Анкета для родителей детей раннего возраста»)

- Рекомендации родителям («Поможем ребенку адаптироваться», «Поведение родителей в период адаптации» )

- Консультации  («Адаптпция в детском саду», «Показатели окончания адаптационного периода»)

Для создания уютной атмосферы нами подбирается спокойная музыка, которая располагает к неформальному общению, родители общаются друг с другом по имени в уменьшительно - ласкательной форме, которая привычна в обращении с детьми. Родители выполняют упражнения детской утренней гимнастики, участвуют в игровой деятельности, пользуются дидактическим материалом. Посредством таких игр каждый из родителей знакомится с распорядком дня в группе, с играми и игрушками, предназначенными для детей раннего возраста. Все это, конечно же, способствует сплочению дружного родительского коллектива.

В своей группе в период адаптации мы создаем родительские уголки, в которые мы помещаем практический материал: советы родителям по адаптационному периоду, информационные листы-памятки «Адаптация. Что это такое?», «Алгоритм прохождения адаптации», а также папки-передвижки «Я иду в детский сад. Проблемы адаптации».

Наш практический опыт показывает, что использование нетрадиционных форм работы с семьей способствует повышению эффективности взаимодействия с родителями. Мы считаем, что если такая совместная работа с родителями станет доброй традицией, то в лице родителей педагоги будут иметь хороших союзников во всех начинаниях дошкольного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ

Проблема социальной адаптации не нова, однако до сих  пор остается одной из актуальных в силу трансформации определенных ценностных ориентаций и в социальной политике государства, и в проце...

Статья. Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Задача: создание необходимых условий  для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развитие детей раннего возраста по с...

Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Итак, основной моей задачей является создание необходимых условий  для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развити...

"Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ"

Методическая разработка "Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ" адресована педагогам, работающим с детьми раннего и младшего  дошкольного возраста в ...

Методическая разработка: "Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ"

Проблема социальной адаптации не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных в силу трансформации определенных ценностных ориентаций и в социальной политике государства, и в процессе воспитан...

"Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ"

Методическая разработка "Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ" адресована педагогам, работающим с детьми раннего и младшего  дошкольного возраста в ...

Создание благоприятных условий для успешной адаптации детей раннего возраста

С чего начинается социализация маленького ребенка? В первую очередь с семьи. Но по-настоящему это происходит, когда малыш поступает в детский сад. Именно там он учится общению с незнакомыми людь...