Сообщение из опыта работы воспитателя по теме «Формирование представлений о безопасности собственной жизнедеятельности у детей подготовительной к школе группы».
статья (подготовительная группа)

Ильюшонок Елена Михайловна

Воспитание безопасного поведения у детей - одна из важнейших задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 302»

Сообщение из опыта работы воспитателя по теме «Формирование представлений о безопасности собственной жизнедеятельности у детей подготовительной  к школе группы».

Подготовила: воспитатель

Ильюшонок Елена Михайловна

2019

Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач. Именно в дошкольном возрасте мы закладываем ребенку все основы. В нашем детском саду мы работаем в соответствии с основной образовательной программой «От рождения до школы». В разделе «социально – коммуникативное развитие» одной из задач стоит формирование основ безопасности ,что включает в себя:

  1. Безопасное поведение в природе.
  2. Безопасность на дорогах.
  3. Безопасность собственной жизнедеятельности.

Возьмем один из разделов безопасности: безопасность собственной жизнедеятельности.

Задачи:

Закреплять основы безопасности жизнедеятельности человека.

Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения во время игр в осенний период (катание на велосипеде, самокате, на санках, лыжах .).

Расширять знания об источниках опасности в быту (электроприборы, газовая плита, утюг и др.). Закреплять навыки безопасного пользования бытовыми предметами.

Уточнять знания детей о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара. Знакомить с работой службы спасения — МЧС. Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «101», «102», «103».

Формировать умение обращаться за помощью к взрослым.

Закреплять умение называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.

Свою работу по формированию знаний безопасности у детей начала еще с младшего возраста. Постепенно знания детей пополнялись и к шестому году  жизни у детей сформировались определенные понятия о безопасности.

Цель работы: дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них, формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения.

Цель реализуется путем решения нескольких задач:

1. Создать условия для активизации умственной деятельности детей, развивать потребность и желание приобрести новые знания о правилах безопасного поведения.

2. Использовать различные средства и формы работы для познания детьми правил безопасного поведения.

3. Научить детей пользоваться полученными знаниями на практике.

4. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью близких людей.

5. Развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

Эта работа должна охватывать все виды детской деятельности , чтобы полученные «теоретические» знания ребенок пропустил через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и в повседневной жизни за пределами детского сада.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных областях деятельности, основные – работа с детьми, родителями. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.

Данная работа ведется через:

- организованную деятельность детей – занятия , беседы.

- совместную деятельность взрослых и детей – беседы воспитателя и ребёнка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы, дидактические, подвижные игры, продуктивную деятельность.

- свободную самостоятельную деятельность детей – сюжетно – ролевые игры.

В развитии ребенка огромная роль принадлежит основному виду детской деятельности в дошкольный период - игре. В играх ребёнка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнуют общество, какие опасности подстерегают ребенка дома. От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведения, отношения друг к другу. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все, что воображает в игре. Именно в искренности переживаний ребенка и заключена сила воспитательного воздействия игры. Так как в игре дети в основном отображают то, что их особенно поразило, то неудивительно, что темой детских игр может стать яркое, но отрицательное явление или факт. Конечно, дошкольники сами не смогут найти безопасное решение в той или иной ситуации. Это решение им нужно подсказать.

В своей работе использую дидактические игры (Кому что нужно, Соберемся на прогулку, и др.), сюжетно – ролевые игры (Пожарные, Станция скорой помощи и др.), беседы, чтение художественной литературы (С.Михалков «Дядя Степа», С.Маршак «Светофор», Т.Волынский «Кошкин дом», К.Чуковский «Путаница»)

Всем известные сказки содержат примеры нарушения героями правил безопасного поведения. Использую эту возможность, чтобы закрепить представления детей. У каждой есть своя мораль, и не одна, из каждой можно сделать важные выводы.

Использую метод наглядного обучения, который эффективен для закрепления у детей представлений о правилах безопасности и последствиях их нарушения.

Например, возьмем правила пожарной безопасности. Начали мы с детьми с чтения Т.Волынского «Кошкин дом», после прочтения обсудили, прочему произошел пожар, какие последствия были и как можно этого избежать. Задавала детям наводящие вопросы. Затем закрепили знания , играя в дидактическую игру «кому что нужно». Задачи: закрепить знания о предметах, необходимых для работы пожарному, врачу и т.д. Через несколько дней поиграли в сюжетно- ролевую игру «Пожарные», совместив несколько сюжетов (пожарные, скорая помощь, путешествие).

Чтобы знания детей были более полными , провела занятие «Пожароопасные предметы». Цель: Сформировать представление детей о пажароопасных предметах , которыми нельзя пользоваться как в городе, так и в сельской местности. Сформировать чувство опасности огня. Через некоторое время провела беседу по теме «Пожар», Разобрали ситуации возникновения пожара, познакомились с номером телефона 101 , по которому необходимо вызывать пожарную бригаду. Учились правильно вести диалог по телефону(описывали ситуацию, называли домашний адрес).

Беседуя с детьми о правилах пожарной безопасности, объяснила , что необходимо проводить специальные тренировки - эвакуации. Изучили план – схему детского сада, проговорили и осмотрели все эвакуационные выходы. В октябре провели учебную эвакуацию, дети справились  за 1минуту и 56 секунд.

А еще мы с детьми продолжаем изучать правила дорожного движения, дорожные знаки, безопасность на улице. Прочитали отрывок из произведения С.Михалкова «Дядя Степа». Затем провела беседу «Зачем нужны дорожные знаки». Ребята, с удовольствием отвечали для чего,  какой знак нужен.

Показываю знак пешеходного перехода, спрашиваю « - Ребята , скажите пожалуйста, что обозначает это дорожный знак? – Это пешеходный переход. Там, глее есть такой знак можно переходить дорогу.» - отвечают дети. Спрашиваю «- А как нужно правильно переходить дорогу?», Илья поднимает руку и отвечает «-Сначала нужно посмотреть налево, потом направо, и если нет машин или они далеко, то можно переходить дорогу». Через некоторое время обсудили с детьми, как безопасно пройти от дома до детского сада. Ребята рассказали, кто как добирается (на машине , пешком ).Затем , на прогулке, мы с детьми проговорили о безопасном движении по тротуару, понаблюдали , как люди проходят вдоль дороги. После захода в группу, предложила ребятам составить план – схему дороги от дома до детского сада. Дети вместе с родителями активно поучаствовали, и результатом нашей работы стала папка с планами Академгородка. Каждый маршрут обсудили вместе с детьми. В ноябре поучаствовали во всероссийском конкурсе рисунков «Азбука безопасности», глее одна работа заняла 1 место. Также играли в сюжетно- ролевую игру «Путешествие» с объединением нескольких сюжетов. Дети запомнили и назвали все экстренные телефоны : пожарная, полиция, скорая помощь.

Совместно с родителями в группе изготовили стенд «Безопасность». Ребята рассматривают знаки, картинки и рассказывают друг другу. В декабре пополним наш уголок лепбуком «Пожарные».

Закрепляем с детьми знание ими домашнего адреса, телефона, фамилии имени и отчества родителей.

Используем примеры из личного опыта для иллюстрирования способов безопасного поведения.

Лучший урок безопасного поведения – это пример окружающих ребенка взрослых. Например, с ножницами и в совместной с детьми игре «Парикмахерская».

Зная, что моделирование возможных опасных ситуаций на макете и в игровом уголке, а также имитация образцов поведения – необходимый метод освоения детьми правил безопасности, использую его в своей работе. Разыгрываем разные ситуации: ребёнок дома один; ребёнок дома с друзьями, братьями, сёстрами; ребёнок со взрослыми. В такую игру необходимо включать разного рода “уговоры”, привлекательные обещания. «Что, если.? » Вопросы такого типа позволяют нам, во-первых, выявить как ребенок, скорее всего, поступит в той или иной ситуации, во-вторых, обсудить ситуацию и скорректировать поведение детей. Разыгрываемые для детей  ситуации могут подкрепляться соответствующими сказочными сюжетами, например “Волк и семеро козлят”, игры «Если возник пожар», «Если чужой пришёл в дом», «Кукла заболела», «Скорая помощь», «Больница».

Обучаю детей правильному обращению с бытовыми предметами в процессе освоения ими трудовой деятельности, обращая особое внимание на меры предосторожности: например, игровая ситуация «В мире опасных предметов», объясняю, какой предмет,  чем опасен. Обсуждаем с детьми, как избежать опасности.

Учу детей убирать за собой свое рабочее место, игрушки, акцентируя внимание на то, что порядок в группе и дома – не только для чистоты, но и для безопасности.

На прогулке перед проведением игр, обязательно повторяем правила безопасности. А именно, повторяю ребятам о том, что нужно быть очень внимательными, не ходить вдоль стен детского сада, аккуратно идти по дорожке, т.к. на улице скользко и можно упасть. Обращаю внимание детей  на опасность от падения сосулек и снега с крыш. Если кто-то упал, надо помочь подняться. Каждый день в начале прогулки , проговариваем с детьми, как правильно пользоваться инвентарем( лопатки, грабли, веники(в сухое время года) , санки, лыжи, хоккейные клюшки, мячи). Тем, кто нарушает правила безопасной игры или труда, ребята сами напоминают им, прекращаем игру или труд и проговариваем все вместе.  Наблюдая за работой дворника , проговариваем, зачем необходимо посыпать дорожки песком, очищать крыши от снега и сосулек.

В течении всего учебного года буду проводить работу по формированию основ безопасности в соответствии с составленным перспективным планом по ОБЖ.

Список использованной литературы.

  1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой – М. Мозаика-синтез, 2019 – 352 с.
  2. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. Безопасность. – Спб. : Детство-Пресс, 2004 – 144 с.
  3. М.А.Фирсенко . ОБЖ Подготовительная группа. Разработки занятий. – В. Корифей, 2007 – 80 с.
  4. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры – СПб.: ООО «Издательство «Детство – пресс», 2019. – 240 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сообщение из опыта работы воспитателя детского сада № 408 " О роли фольклорных жанров в жизни детей раннего возраста"

  Знакомство с детским фольклором развивает и интерес  и внимание к окружающему миру, народному слову, народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому у...

«Формирование представлений о безопасности собственной жизнедеятельности дошкольников через художественную литературу»

Цель: Познакомить детей в игровой форме с элементарными правилами пожарной безопасности в домашних условиях.Закрепить  и уточнить знания детей о причинах возникновения пожара, его последствиях и ...

Сообщение из опыта работы воспитателя на тему "Использование сюжетно-ролевых игр в формировании представлений о труде взрослых"

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознат...

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПРОЕКТ: «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ, В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

Важная роль в предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма принадлежит детскому дошкольному учреждению. Именно педагоги должны стать первыми учителями ребенка в воспитании его, как дисцип...

Обобщение и распространение педагогического опыта работы воспитателя по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Обобщение  педагогического опыта работы воспитателя Веденской М.А. и описание к презентации  по теме:«Театрализованная деятельность как средство развитиятворческих способност...

Конспект педагогического мероприятия по формированию представлений о безопасности собственной жизнедеятельности

НОД по формированию представлений о безопасности собственной жизнедеятельности дошкольников через художественную литературу...

Сообщение из опыта работы «Использование средств театрализованной деятельности в социально - коммуникативном и личностном развитии детей 2 мл. группы»

С принятием Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования проблема развития социально – коммуникативной сферы детей вышла на новый уровень. Согласно требования...