«Формирование представлений о безопасности собственной жизнедеятельности дошкольников через художественную литературу»
статья на тему

Лялина Ирина Анатольевна

Цель: Познакомить детей в игровой форме с элементарными правилами пожарной безопасности в домашних условиях.

Закрепить  и уточнить знания детей о причинах возникновения пожара, его последствиях и правилах пожарной безопасности  в домашних условиях на примере фольклорного произведения «Тили бом, тили бом, загорелся Кошкин дом», посредством театрализованного развлечения «Не играй со спичками – это опасно!».

 

Задачи:

1.     Показать детям ситуацию пожара в доме и его возможные последствия через драматизацию потешки «Тили бом, тили бом – загорелся Кошкин дом!». Уточнить и повторить знания детей о том, как действовать во время пожара. Прививать умения осторожного обращения с огнём в домашних условиях. Стимулировать познавательную активность детей через игры – драматизации под руководством педагогов.

2.    Развивать интерес детей к художественной литературе средствами театрализованной деятельности через кружок «Браво».

3.     Воспитывать ответственность за себя, своих близких и собственную безопасность; доброжелательное отношение друг к другу,    бережное отношение к своей жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование представлений о безопасности собственной жизнедеятельности дошкольников через художественную литературу»

Цель: Познакомить детей в игровой форме с элементарными правилами пожарной безопасности в домашних условиях.

Цель: Закрепить  и уточнить знания детей о причинах возникновения пожара, его последствиях и правилах пожарной безопасности  в домашних условиях на примере фольклорного произведения «Тили бом, тили бом, загорелся Кошкин дом», посредством театрализованного развлечения «Не играй со спичками – это опасно!».

Задачи: 

  1. Показать детям ситуацию пожара в доме и его возможные последствия через драматизацию потешки «Тили бом, тили бом – загорелся Кошкин дом!». Уточнить и повторить знания детей о том, как действовать во время пожара. Прививать умения осторожного обращения с огнём в домашних условиях. Стимулировать познавательную активность детей через игры – драматизации под руководством педагогов.
  2. Развивать интерес детей к художественной литературе средствами театрализованной деятельности через кружок «Браво».
  3.  Воспитывать ответственность за себя, своих близких и собственную безопасность; доброжелательное отношение друг к другу,    бережное отношение к своей жизни.

Актуальность обучения детей дошкольного возраста основам безопасности в наше время не вызывает сомнений. Неслучайно в Федеральных государственных стандартах этой теме уделено особое внимание, четко выделена образовательная область «Безопасность». 

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных направлениях, основные – работа с детьми, родителями, педагогическим коллективом и персоналом. 

С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего мира порой становится весьма небезопасной для него.  И наша задача дать каждому ребенку основные понятия опасных для его жизни ситуаций, научить предвидеть эти опасные ситуации, умение правильно себя вести дома, на улице, на воде, в лесу, с чужими людьми и т. п., чтобы избежать их, а в крайних случаях – быть максимально к ним готовыми.

И совершенно очевидно: чем раньше дети получат эти сведения, тем меньше станет опасных для их жизни и здоровья ситуаций.

 В дошкольном возрасте у детей активно развивают интерес и любовь к художественной литературе. Поэтому большую роль в формировании и воспитании навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста играет  художественная литература.

Художественная литература является одновременно источником знаний и источником чувств. В своей работе я использую различные литературные произведения разных жанров: сказки, рассказы, стихи, пословицы, потешки, загадки. Но особое место среди них занимает сказка. Сказки о безопасности – это учебники жизни. В них содержится опыт многих поколений, который учит детей обращаться за помощью, не преступать запреты, не трусить и не сдаваться. Сказка способствует развитию сердечных чувств, благородству души, желанию доставлять людям радость. Очень интересны развивающие авторские сказки Шорыгиной Татьяны Андреевны, они так и называются «Осторожные сказки», почему они называются «осторожными», да потому, что эти сказки помогут научить осторожному поведению дома, на улице, у воды, в лесу, при встрече с животными, словом, везде, где подстерегают опасности, например такие сказки:

  • сказка "Умный наперсток" - безопасность в нашем доме
  • сказка "Муха-грязнуха в гости пришла" - опасно ли быть неряхой?
  • сказка "Золотая рыбка"- безопасность на воде
  • сказка "Осколок стекла" - пожар в лесу
  • сказка "Советы лесной мышки"  - безопасность в лесу  и т.д.

Возможно использование русских народных сказок. В них есть четкая инструкция о том, что можно и чего нельзя делать, пока ты ребенок. Возьмите любую сказку - и вы найдете в ней массу полезных советов-напоминаний по технике безопасности. Вот некоторые сказки, которые можно прочитать и обсудить с детьми:

«Гуси-лебеди». Ребенок научиться быть готовым к неожиданностям, и поймет, что в некоторых случаях убегать не стыдно, а необходимо.

«Кот, петух и лиса». Если ребенок попал в беду, то нужно громче кричать и поднимать шум.

«Волк и семеро козлят».  Научит ребенка не быть доверчивым и не открывать двери, а также не говорить всем, что дома никого нет.

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».  Объяснит ребенку, что выход найдется из любой ситуации, нужно лишь хорошенько подумать.

Иллюстрации в книгах тоже могут стать средством приобщения детей к ознакомлению основ безопасности, так как конкретизируют содержание через наглядность, образность. Хороши детские энциклопедии, серии книг «Я познаю мир», «Азбука здоровья в картинках» К. Люцис; «Учимся вежливости»; «Уроки Айболита» Г. Зайцева, в них содержится большой материал по образовательной области «Безопасность».

Хочу предложить Вам небольшое задание:

Попробуйте сами подставить названия сказок к этим вышеперечисленным советам-предостережениям.

  •  если младенца положить на краю (потешка-песенка «Баю-баюшки»);
  • если оставить ребенка под присмотром ненадежных людей («Сказка о глупом мышонке», «Гуси-лебеди», «Маша и медведь»);
  • если  оставить без присмотра («Колобок»);
  • если не внимать советам старших («Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Петух и бобовое зернышко»);
  •  если пустить домой чужого («Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят»).
  • неправильное обращение со спичками. («Кошкин дом» - С.Я.Маршак.)

Таким образом, целенаправленное и системное использование произведений художественной литературы способствует воспитанию навыков безопасного поведения детей в различных ситуациях.

Итоговым мероприятием за первое полугодие,  в своей младшей группе,  по ознакомлению детей  с элементарными правилами пожарной безопасности в домашних условиях стало познавательно - театрализованное представление  «Не играй со спичками – это опасно!», где за основу была взята потешка  «Тили бом, тили бом, загорелся Кошкин дом».

В качестве героев выступают  дети 3-4 лет. При этом были использованы достаточно разнообразные декорации: домик, фонарик, помело, подобраны костюмы для каждого персонажа. Все исполнители тщательно отрепетировали свои роли, несмотря на свой юный возраст. Выход каждого сказочного персонажа сопровождала грамотно подобранная музыка. Зрители дети и взрослые тепло принимали юные дарования, все получили удовольствие. Надеюсь, вам понравится тоже. Приятного просмотра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности дошкольников в контексте ФГОС ДО

Формированию основ безопасности собственной жизнедеятельности дошкольников в контексте ФГОС ДО....

Практико-значимый проект «Развитие нравственных представлений у старших дошкольников через художественную литературу»

Практико-значимый проект «Развитие нравственных представлений у старших дошкольников через художественную литературу»...

Формирование духовно-нравственных качеств дошкольников через художественную литературу.Педчтения.

       Дошкольное детство - это период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с...

План работы по самообразованию На тему: «Формирование патриотических чувств у дошкольников через художественную литературу»

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного образования поставила перед педагогами...

Конспект педагогического мероприятия по формированию представлений о безопасности собственной жизнедеятельности

НОД по формированию представлений о безопасности собственной жизнедеятельности дошкольников через художественную литературу...