Консультация для педагогов «Формирование навыков общения у дошкольников»
консультация

Бондарь Виктория Андреевна

На протяжении детства складываются и развиваются четыре различные формы общения, по которым можно достоверно судить о характере происходящего психического развития ребенка (М.И. Лисина).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx17.02 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Формирование навыков общения у дошкольников»

В дошкольном возрасте существует две сферы общения – со взрослыми и со сверстниками, причем обе необходимы для нормального развития личности ребенка.

На протяжении детства складываются и развиваются четыре различные формы общения, по которым можно достоверно судить о характере происходящего психического развития ребенка (М.И. Лисина).

Ситуативно-личностная форма общения (2-3 мес.) – в основе лежит потребность малыша в доброжелательном внимании взрослых. В этот период ребенок еще не владеет никакими приспособительными видами поведения и заимствует социальный опыт через эмоциональное общение со взрослыми, которые обеспечивают выживание ребенка и удовлетворение всех его первичных органических потребностей.  

Ситуативно-деловая форма общения (от 6 мес. до 3 лет). Взаимоотношение ребенка со взрослым носят характер практического сотрудничества. Малыш хочет, чтобы старшие вместе с ним включались в занятия с предметами, он требует от них участия в своих делах, при этом содействие взрослого является ведущим.

В это время происходит важное событие в развитии личности ребенка – он начинает отделять общее положительное отношение к нему взрослого от оценки им своих отдельных действий. Для того, чтобы ребенок приобрел собственный опыт, важно постараться не ограничивать их самостоятельность и инициативность. В рамках такой формы общения со взрослыми, дети овладевают и речью.

Внеситуативно-познавательная форма общения (от 3 до 5 лет). В основе этой формы лежит потребность ребенка в уважительном отношении взрослого. Положительные взаимоотношения с родителями помогают ребенку легче вступать в контакт с окружающими детьми и другими взрослыми.

Внеситуативно-личностная форма общения (от 5 до 7 лет). Возникает у ребенка на фоне потребности во взаимопонимании и сопереживании. Эта форма общения тесно связана с высшими для дошкольного возраста уровнями развития игры, ребенок теперь обращает больше внимания на особенности межличностных контактов, на те взаимоотношения, которые существуют в его семье, на работе у родителей, в кругу их друзей и знакомых.

Внеситуативно-личностное общение базируется на личностных мотивах, побуждающих детей к коммуникации, и протекает на фоне разнообразной деятельности – игровой, трудовой, познавательной. Но теперь оно имеет самостоятельное значение для ребенка и не является аспектом его сотрудничества со взрослым, теперь оно, скорее, позволяет ему удовлетворить потребность в познании себя, других людей и взаимоотношений между ними.

В этом возрасте дошкольники учатся ориентироваться в социальной сфере, устанавливать разносторонние отношения с окружающими. Они осваивают правила поведения, осознают свои права и обязанности, свой долг и ответственность перед другими людьми. Поэтому очень важно, как родителям, так и педагогам своим примером демонстрировать достойные образцы поведения.

В дошкольном детстве впервые возникает деятельность, свободная от влияния взрослых, – общение со сверстниками.

Общаясь со сверстником, ребенок может стать действительно равным партнером в общении. Сверстник выступает объектом сравнения с собой, это та мерка, которая позволяет оценить себя на уровне реальных возможностей, увидеть их воплощенными в другом.

Общение со сверстниками более многопланово. У ребенка при общении с ровесником наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих разнообразные эмоции – от негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до гнева.

Общение дошкольников охватывает целый спектр функций: это и управление действиями партнера, и навязывание собственных образцов (заставить сделать именно так, совместная игра, постоянное сравнение возможностей (я так могу, а ты).

Очевидно, что общение со сверстниками занимает важное место в жизни ребенка: от того, насколько успешно складывается это общение, зависит темп развития ребенка, его самоощущение и самооценка, отношение к другим людям.

Причины непопулярности ребенка в группе сверстников могут быть различными. В старшем дошкольном возрасте в детском сообществе наиболее

востребованными становятся нравственные качества, такие как: мягкость, отзывчивость, способность помочь и уступить, доброжелательность.

Немаловажное значение имеет отношение воспитателя к ребенку. Неприязнь, раздражение или игнорирование, демонстрируемые невербальными способами во взаимодействии с ребенком красноречиво сигнализирует о чувствах педагога. А поскольку взрослый является авторитетом и носителем образцов желательного поведения для детей, они неосознанно могут перенимать его негативное отношение к воспитаннику. Это же правило работает и в позитивном плане – положительная оценка, внимание и поддержка, оказываемая ребенку воспитателем, повышают уровень его привлекательности в глазах сверстников, и способствует налаживанию межличностных отношений.

Умение эффективно общаться зависит от многих факторов и, в большей степени, от отношений со значимыми взрослыми, а также от индивидуальных особенностей самого ребенка.

Нарушение общения могут проявляться в следующих формах:

– неспособности сопереживать другому ни в реальной ситуации, ни при прослушивании сказок, просмотре мультфильмов;

– неумение регулировать свои эмоции и поведение;

– проявлении отрицательных эмоций и страхов постоянного характера в процессе общения.

Многим маленьким детям свойственна агрессивность. Агрессивное поведение нельзя рассматривать однозначно отрицательно. С одной стороны, оно является врожденным защитным механизмом, способствующим адаптации и выживанию в социальной среде. С другой – может серьезно осложнить жизнь ребенка, негативно влиять на его контакты с окружающими людьми и на личностное развитие в целом.

Оскорбления, ругань, дразнилки – выражение вербальной агрессии, за которой часто стоит неудовлетворенная потребность почувствовать себя сильным или желание отыграться за собственные обиды.

Естественно, что перечисленные выше особенности влияют и на процессы общения со взрослыми и сверстниками: неумение регулировать свое поведение, равно как и неспособность сдерживать ситуативные желания, может приводить к конфликтам.

Замкнутость – нарушение, проявляющееся в сужении круга общения, уменьшении возможностей эмоционального контакта с окружающими, возрастании трудности установления новых социальных отношений. Замкнутый ребенок, т. е. ребенок с уменьшенной возможностью установления и поддержания контактов, не только не знает, как общаться с другими, но и не испытывает потребности в общении.

Потребность в общении, эмоциональном контакте подавляется, а замкнутость является защитой от социальных воздействий. Попытка «разговорить» его, установить с ним внутренний контакт, выяснить причину «такого» поведения ребенок может расценивать как вторжение в личный мир, несущее дискомфорт.

Неадекватное оценивание ребенком себя в процессе общения, даже при наличии определенных навыков, может стать началом серьезных трудностей при завязывании социальных контактов.

Дети с заниженной самооценкой испытывают внутренний дискомфорт, сомнения, они могут болезненно реагировать на внешние воздействия, испытывать страх перед неудачей, проигрышем. Ребенок неохотно вступает в контакт, что затрудняет его отношения с другими детьми.

Другой крайний вариант неадекватного отношения к себе – завышенная самооценка: ребенок считает себя лучше всех, стремиться везде, быть первым и болезненно переживает, если ему это не удается. Конфликты и агрессивные проявления могут быть следствием завышенных притязаний.

Чтобы обеспечить ребенку оптимальные условия для развития индивидуальности, необходимо уметь дифференцировать источники его трудностей.

Таким образом, в дошкольном возрасте ребенок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений, и результаты полученного в этот период опыта в немалой степени зависят от родителей и воспитателей дошкольного образовательного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Формирование навыков общения старших дошкольников"

Формирование навыков общения у дошкольников играет большую роль в социализации. В процессе общения формируется детская личность, умение комфортно жить и действовать в коллективе, что особенно влияет н...

Формирование навыков общения у дошкольников с ОНР

Проблема формирования навыков общения у дошкольников с общим недоразвитием речи, приобретает особую актуальность в связи с тем, что зачастую у таких детей словарный запас беден, выражение мыслей спута...

Формирование навыков общения у дошкольников

Консультация для родителей и начинающих воспитателей...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "Формирование культуры общения и этикета у младших дошкольников через совместную деятельность"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ И ЭТИКЕТА У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СОВМЕСТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"...

Формирование навыков общения у дошкольников

Формирование навыков общения у дошкольниковОбщение как сложная и многогранная деятельность требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, нак...

Особенности формирования навыков общения у дошкольников с нарушением интеллекта

Формирования навыков общения у дошкольников с нарушением интеллекта заключается в том, что ребёнок развивается в процессе общения со взрослыми. В основе этого общения лежит эмоциональный контакт взрос...

Консультация для педагогов "Формирование навыков общения у дошкольников"

Высокий уровень коммуникативности выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего де...