Формирование навыков общения у дошкольников с ОНР
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Проблема формирования навыков общения у дошкольников с общим недоразвитием речи, приобретает особую актуальность в связи с тем, что зачастую у таких детей словарный запас беден, выражение мыслей спутанное, затруднения возникают при выстраивании общения со сверстниками. В связи с этим возникает необходимость в подборе эффективного средства формирования навыков общения у дошкольников имеющих речевые нарушения. 

Формирование навыков общения происходит в различных видах деятельности дошкольников, на занятиях по физическому воспитанию, развитию элементарных математических представлений, изобразительной и трудовой деятельности, но наиболее эффективно формирование общения происходит в процессе сюжетно-ролевых игр. 

В сюжетно-ролевых играх дошкольники с ОНР испытывают необходимость договориться о распределении ролей, выполняемых действиях, используемых игрушках и предметах-заместителях. У детей возникает необходимость вступать в разнообразные контакты между собой, они получают возможность строить свои взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с интересами своих партнеров и приучаясь считаться с ними в совместной деятельности. Таким образом, роль сюжетно-ролевой игры в формировании и развитии навыка общения и взаимоотношений детей друг с другом чрезвычайно велика

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование навыков общения у дошкольников с ОНР

Выполнила: Воспитатель, Пушкарева Е.В.Г.Новокузнецк

Дошкольники с ОНР - многочисленная категория детей, имеющих различные сложные речевые расстройства. У таких детей наблюдаются нарушения в формировании всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). Для детей с ОНР характерным является сниженная активность до всех видах деятельности, что может оказаться основной причиной низкого уровня сформированности навыков общения, что в свою очередь существенно ограничивает познание окружающего мира.

Сфера общения и формирование этого навыка у дошкольников привлекала пристальное внимание многих исследователей. Природа общения, его возрастные и индивидуальные особенности, механизмы формирования и изменения стали предметом изучения философов и социологов (Б. Д. Парыгин, И. С. Кон), психолингвистов (А. А.Леонтьев), специалистов в области социальной (Г. М. Андреева, Б. Ф. Поршнёв), детской и возрастной психологии (Я. Л. Коломенский, В. С. Мухина).

Проблема формирования навыков общения у дошкольников с общим недоразвитием речи, приобретает особую актуальность в связи с тем, что зачастую у таких детей словарный запас беден, выражение мыслей спутанное, затруднения возникают при выстраивании общения со сверстниками. В связи с этим возникает необходимость в подборе эффективного средства формирования навыков общения у дошкольников имеющих речевые нарушения. 

Особенности общения детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста представлены в работах О.Е.Грибовой, О.С.Павловой, Г.В.Чиркиной, Е.Г.Федосеевой и др.

Формирование навыков общения происходит в различных видах деятельности дошкольников, на занятиях по физическому воспитанию, развитию элементарных математических представлений, изобразительной и трудовой деятельности, но наиболее эффективно формирование общения происходит в процессе сюжетно-ролевых игр.

В сюжетно-ролевых играх дошкольники с ОНР испытывают необходимость договориться о распределении ролей, выполняемых действиях, используемых игрушках и предметах-заместителях. У детей возникает необходимость вступать в разнообразные контакты между собой, они получают возможность строить свои взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с интересами своих партнеров и приучаясь считаться с ними в совместной деятельности. Таким образом, роль сюжетно-ролевой игры в формировании и развитии навыка общения и взаимоотношений детей друг с другом чрезвычайно велика.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить нам следующее противоречие: между необходимостью формирования навыков общения у детей с ОНР и недостаточно раскрытыми возможностями сюжетно - ролевой игры, как эффективного средства формирования навыков общения.

Проблема: каковы возможности сюжетно-ролевой игры как средства формирования навыков общения у детей с ОНР?

Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы курсовой работы: «Формирование навыков общения у дошкольников с ОНР».

Объект изучения: формирование навыков общения у детей с ОНР.

Предмет исследования:  сюжетно-ролевая игра, как средство формирования навыков общения дошкольников с ОНР в процессе сюжетно-ролевой игры.

Цель исследования: выявление и экспериментальная проверка эффективности использования сюжетно-ролевой игры как средства формирования навыков общения у дошкольников с  ОНР. 

Постановка цели исследования определяет формулировку гипотезы: формирование навыков общения у детей с ОНР будет эффективно при использовании серии сюжетно-ролевых игр с активным вовлечением в них ребенка.

Задачи

Проанализировать теоретическое и практическое состояние проблемы развития общения у дошкольников с ОНР.

Выявить уровень сформированности навыков общения у дошкольников с ОНР.

Разработать комплекс сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование навыков общения у дошкольников с общим недоразвитием речи и проверить его эффективность в условиях эксперимента.

Методы исследования:

анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

изучение медицинской и психолого-педагогической документации на ребенка;

наблюдение за детьми;

эксперимент.

Теоретическая значимость данной работы состоит в определении особенностей овладения навыками общения детей с общим недоразвитием речи, в выявлении возможностей сюжетно - ролевой игры как средства формирования навыков общения.

Практическая значимость состоит в разработке серии занятий, с использованием сюжетно-ролевой игры, направленной на формирование навыков общения у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования навыков общения у дошкольников с общим недоразвитием речи

Игра как ведущая деятельность дошкольника имеет большое значение для физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей с общим недоразвитием речи. Игра - основная деятельность детей. Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру. Изучением данной проблемы занимались такие исследователи З.Фрейд, А.Адлер, Новоселовой С.Л, Запорожец А.В., и др.

Прежде всего, в игре осуществляется познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления. Игры оказывают влияние на физическое развитие детей. В играх удовлетворяется потребность детей в движениях, которые становятся более точными и координированными. В процессе игры развиваются нравственные качества ребенка: смелость, решительность, честность, доброжелательность. Многие игры актуализируют у детей эстетические чувства.

Сюжетно – ролевая игра является одним из средств формирования навыков общения детей дошкольного возраста с ОНР и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. Театрализованные игры свободны в импровизации, не подчиняются жестким правилам и условиям. Дети разыгрывают различные сюжеты, ситуации, беря на себя чьи-то роли. Тем самым  вступают в разнообразные контакты между собой  и по собственной инициативе имеют возможность строить взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с интересами своих партнеров и приучаясь считаться с ними в совместной деятельности. 

К играм с правилами, по мнению А.Адлер, относятся дидактические, настольные, подвижные игры. Четкими правилами эти игры способствуют познавательному, двигательному развитию. Основной  компонент игры – правила. Благодаря им возникает новая форма удовольствия ребенка – радость оттого, что он действует так, как требуют правила. Правило открыто, т.е. адресовано самому ребенку, а не игровому персонажу. Поэтому оно может стать средством осознания своего поведения и овладения им. Игра с правилами развивает у ребенка необходимые способности: во-первых, выполнение правил связано с осмыслением воображаемой ситуации; во-вторых, несмотря на то, что игры познавательные, коллективная игра учит еще и общаться.

В сюжетно-ролевых играх у дошкольников реализуется стремление к участию в жизни взрослых, осуществляется своеобразный выход накопившейся у него потребности встать на место взрослого, быть им. Осуществление и развитие коллективной сюжетно-ролевой игры, отражающей реальную жизнь, невозможно без овладения ребенком многообразными формами общения друг с другом. Без полноценных средств общения группе детей просто не удается развернуть игру, а каждый ребенок группы не получит в таком случае подлинного удовлетворения от игры. С другой стороны, игра в силу своего коллективного характера побуждает детей к овладению различными формами речевого общения. Она не только мобилизует их речевые ресурсы, но значительно пополняет запас речевых средств, обогащает и совершенствует их.

В процессе обучения сюжетно-ролевым играм дети с речевыми нарушениями овладевают системой знаний, которые на элементарном уровне позволяют им проникнуть в сущность некоторым областей деятельности взрослых. Это относится, прежде всего, к тем взрослым, с деятельностью который ребенок сталкивается непосредственно в жизни и имеет возможность в той или иной мере в нее включиться (например, посещение врача в поликлинике, покупки в магазине и т.п.).

У младших дошкольников с ОНР зачастую наблюдается в игре отсутствии замысла, выполняемые действия бедны, стереотипны, формальны и не имеют изобразительного характера. Они не сопровождаются речью и какими-либо эмоциональными реакциями, выполняются механически. Действуя с игрушками, ребенок не стремиться привлечь к себе внимание взрослого или сверстников. Для реализации своего игрового замысла нормально развивающийся ребенок может использовать любые окружающие его предметы. Эта способность применять предметы-заменители появляется у него к началу дошкольного детства. Дошкольники с проблемами речевого развития даже после обучения склонны к использованию игрушек, являющихся полней реальных предметов окружающей действительности. Детей с общим недоразвитием речи необходимо учить использовать различные предметы в других функциях и применять их в играх (кубик — мыло, стол, стул и т, п., стул — мотоцикл, лошадка и т.п.). Неумение пользоваться предметами – заменителями, таким образом, обусловлено не только своеобразием их познавательной деятельности, в частности конкретностью мышления, недоразвитием воображения, но и тем, что в процессе обучения игре эти предметы применялись недостаточно.

Некоторые категории детей имеющих речевые нарушения даже в старшем дошкольном возрасте редко выступают с инициативой поиграть. Когда инициатива игры исходит от педагога, игра планируется только под руководством педагога, который разъясняет порядок ее протекания. Этот порядок полностью и безоговорочно принимается и почти в точности исполняется.

Для детей с ОНР характерно выполнение игровых действий без сопровождения речью. Как правило, такие дети, действуют молча, с большим трудом овладевая речевым содержанием, без которою невозможно протекание сюжетно-ролевой игры. В самостоятельных играх они используют заученные фразы, не внося в них никаких изменений и дополнений. Ролевое общение в процессе игры проходит стереотипно, с помощью заученных реплик.

В старшем дошкольном возрасте дети с ОНР уже умеют обозначать роль словом (я — врач, я — шофер и т.), понимают ее и выполняют ряд действий, сопутствующих ей. Иногда дети, имеющие тяжелые речевые нарушения, даже в конце дошкольного возраста не могут самостоятельно взять на себя роль и действовать в соответствии с ней до конца игры. Некоторые отказываются от принятой роли будучи не в состоянии действовать в соответствии с ней до завершения игры. Поэтому принятие роли чаше всего происходит под руководством педагога, который помогает детям вспомнить последовательность развития сюжета и основные действия, совершаемые персонажами, участвующими в игре, а также принимает непосредственное участие в игре. В таких условиях большинство старших дошкольников принимают на себя роль и действуют в соответствии с ней, до конца игры.

У старших дошкольников с ОНР, как и у нормально развивающихся детей, наблюдаются предпочтения в выборе ролей. Привлекательными являются роли, связанные с выполнением четко очерченных разнообразных действий, Например, в игре «Магазин» - это роли кассира и продавца, в игре «Доктор» - врача и медсестры. Роли менее «активные» популярностью не пользуются, они оказываются более сложными для исполнения отсутствии необходимого жизненного и игрового опыта дети не знают, как раскрыть роль покупателя, больного и т. п.

В процессе игры ребенок уступает в реальные и ролевые отношения с другими ее участниками. В играх детей с ОНР преобладают реальные отношения. Выполнение ребенком роли в процессе игры в большей мере связано с характером выполняемых действий, нежели с четким соблюдением ролевых взаимоотношений участников. При этом обнаруживаются трудности в ролевом общении. Дети мало эмоциональны, не умеют задать вопросы и отвечать на них в соответствии с ролью, ждут подсказки от педагога. Самостоятельно произносят отдельные слова или в лучшем случае воспроизводят дословно заученные на занятиях фразы. Отсутствие собственного эмоционального опыта и недостаточное педагогическое воздействие препятствуют полноценному проникновению ребенка в роль, обедняют создаваемый им игровой образ.

В процессе целенаправленного обучения сюжетно-ролевой игре у детей с ОНР происходят существенные сдвиги в самостоятельном вербальном общении. Значительно уменьшается количество детей, владеющих лишь ситуативно-деловой формой общения. Соответственно больше становится дошкольников, пользующихся внеситуативно - познавательной формой общения.

Общение, возникающее и развивающееся в процессе обучения сюжетно-ролевым играм, значительно обогащает коммуникативное развитие детей с ОНР. Прежде всего это проявляется в том, что у них возникает стремление говорить по поводу того, что они делают, желание рассказать о своих намерениях, поделиться с окружающими новыми впечатлениями, вне игры разделить со сверстниками и взрослыми свои радости и огорчения. Игра обеспечивает мотивационно - потребностный план речевой деятельности, становится контекстом овладения детьми разнообразными средствами речевой коммуникации.

Следовательно, в жизни дошкольника с ОНР игровая деятельность должна стать ведущей и обеспечивать зону его ближайшего развития, оказывать воздействие на развитие всех психических процессов, функций и личности в целом.

Сюжетно–ролевые игры являются источником формирования социального сознания ребенка и возможности развития коммуникативных умений. Ребенок может развить не только речевые умения, но и научиться играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними. В игре, созданной под руководством воспитателя, создается новая жизненная ситуация, в которой ребенок стремится полнее реализовать формирующуюся с возрастом потребность в общении с другими детьми.

С развитием ребенка меняются и формы игрового общения. Постепенно в результате воспитательного воздействия у детей формируется умение распределять роли с учетом интересов и желаний каждого из участников. Педагог использует различные игровые приемы для формирования у детей общительности, чуткости, отзывчивости, доброты, взаимопомощи - всего того, что требуется для жизни в коллективе. Можно сказать, что воспитание в игре есть школа навыков культурного общения.

З. Фрейд в своих работах указывал на то, что в игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Игра служит и средством воздействия на тех детей, у кого проявляются эгоизм, агрессивность, замкнутость.

В сюжетно-ролевых играх для формирования у дошкольника с ОНР надлежащего уровня коммуникативных навыков необходимо задействовать целую систему игр-занятий, которая предполагает соблюдение следующих методических приемов предложенных А.Адлер:

Предварительная работа:

проведение экскурсий и закрепляющая беседа;

закрепление знаний в процессе лепки, рисования, конструирования;

изготовление необходимых атрибутов для предстоящей игры (медицинской сумки, белых халатов, необходимых медицинских атрибутов (игрушечных);

определение замысла предстоящей сюжетно-ролевой игры, планирование этапов, распределение ролей (по желанию детей);

Основная часть:

выделение в игре с помощью предметных опор (специфического игрового материала — такого, как белый халат для доктора, бескозырка для моряка, фартук для мамы и др.) не отдельных ролей, а целостной ситуации ролевого взаимодействия.

совместная игра взрослого с детьми, где взрослый демонстрирует образцы ролевого взаимодействия в его наиболее специфическом виде — в виде ролевого диалога;

рефлексия игры, в процессе которой педагог узнаёт об отношении детей к сюжетно-ролевой игре.

Для содержательной связи игровых ролей взрослый должен включить в сюжет персонажи, представляющие собой некоторое смысловое единство (мама-дочка, врач-пациент и т. п.) и определяющие взаимодействие участников игры. Такие персонажи (роли) могут быть условно названы взаимодополняющими. Они «задают» содержание взаимодействия участников игры, но не выделяют его специфическую форму — ролевой диалог. Выделение ролевого диалога требует создания игровой ситуации, смещающей акцент игры с предметных действий персонажа на их речевое общение.

Новоселова С.Л. излагает мысли о том, что обучение сюжетно-ролевым играм способствующим формированию общения организуется таким образом, чтобы в работе был задействован каждый ребенок. Каждый, в меру своих возможностей, участвовал в общем деле, ни у одного ребенка не должно появиться чувства, что он лишний, что он забыт или на него не обращают внимания. Необходимо помнить, что при организации и проведении коллективных сюжетно-ролевых игр особое значение приобретает индивидуальный подход к каждому ребенку, в зависимости от его интересов и способностей. Поэтому необходимым условием является поддержка и развитие всего лучшего, что может быть в ребенке.

Сюжетно-ролевая игра – основной вид деятельности старших дошкольников, она является источником формирования социального сознания ребенка и возможностью формирования навыка общения. В процессе сюжетно-ролевых игр дети учатся вступать в разнообразные контакты между собой, получают возможность по собственной инициативе строить свои взаимоотношения, сталкиваясь с интересами своих партнеров, приучаясь считаться с ними в совместной деятельности. Вступая в игровые отношения, у дошкольников возникает стремление общаться по поводу того, что они делают - рассказать о своих намерениях, побуждениях, поделиться с окружающими новыми впечатлениями, разделить со сверстниками и взрослыми свои радости и огорчения.

Таким образом, проанализировав педагогическую литературу мы пришли к выводу, что сюжетно-ролевая игра эффективное средство для формирования навыков общения дошкольников с ОНР.

Анализ результатов изучения практического состояния проблемы позволил прийти к следующим выводам:

В ходе констатирующего этапа экспериментального исследования было выявлено, что у дошкольников с ОНР III уровняпреобладает, в основном, низкий уровень развития навыков общения. Дети не умеют договариваться в процессе совместной деятельности, им тяжело прийти к совместному решению, они редко в процессе общения проявляют эмоциональные реакции.

Результаты, полученные в ходе диагностики, были учтены в сюжетно-ролевых играх, которые проводились на формирующем этапе экспериментальной работы. Эффективность их проведения обеспечивалась созданием определенных условий:

эмоционально – благополучная атмосфера;

активное вовлечение детей в процесс подготовки к сюжетно-ролевым играм;

совместное распределение ролей;

систематический характер проведения игр.

После проведения формирующего этапа экспериментального исследования были отмечены количественные и качественные изменения в уровнях сформированности навыков общения у дошкольников: появилась стойкая потребность в контактах со сверстниками,увеличилось их количество, улучшилось качество. В совместной деятельности дошкольники стали эмоциональнее,проявляют удовольствие и интерес к сотрудничеству, в процессе деятельности стараются оказать друг другу помощь, прийти к общему решению путем убеждения и аргументации.

Заключение

Общение это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания человеком другого человека.

Общение детей с ОНР характеризуется бедным словарным запасом, спутанным выражением мыслей, затруднением при выстраивании общения со сверстниками: они не умеют договариваться между собой и редко в процессе общения проявляют эмоциональные реакции.

При формировании коммуникативных навыков детей значительная роль отводится игре. Никакая другая деятельность не сможет сделать того, что может сделать игра. Играя поначалу просто рядом, а потом, объединяясь в игре по двое, по трое, дети приучаются считаться с партнерами, подчинять свои действия общему замыслу игры. Все это способствует развитию дружеских отношений между ними. Общение и сюжетно-ролевая игра дошкольников тесно связаны. При формировании общения совершенствуется игровая деятельность детей. Сюжетно-ролевые игры содержат богатые возможности для создания самых высоких форм коллективных взаимоотношений. Отношения, которые формируются в ходе сюжетно-ролевой игры, не утрачиваются, а переносятся, на другие действия становятся навыком ребенка. Становление ребенка как личности происходит в сюжетно-ролевых играх, где моделируются человеческие отношения.

После проведения с детьми серии сюжетно-ролевых игр можно наблюдать следующие изменения: дети научились слушать и понимать речь, фразы стали более последовательными и развёрнутыми, в процессе общения у детей увеличилось количество контактов со сверстниками.Дошкольники научились строить общение с учетом ситуации, легко вступать в контакт со взрослым и сверстниками, употреблять в речи осознанные и разнообразные понятия. При выполнении совместной деятельности дошкольники с ОНР III уровня, участвующие в эксперименте, стали более эмоциональными, они старались оказать друг другу помощь и прийти к общему решению путем убеждения и аргументации.

Таким образом, результаты теоретического анализа и экспериментальной работы подтвердили верность наших предположений о путях решения изучаемой проблемы.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Комплекс сюжетно-ролевых игр.

Серия игр «СЕМЬЯ».

Игра «Утро в семье».

Цели игры:

Учить детей брать на себя роль члена семьи и действовать в соответствии с ней;

Побуждать ребенка к установлению контактов с «членами» семьи, в соответствии с ролью.

Учить дошкольников сопровождать свои действия речью;

Распределение ролей:

Педагог: «Я буду мамой »

Таня, ты будешь младшей дочкой;

Алина, будет старшей дочкой;

Кирилл будет папой;

Витя, ты будешь старшим сыном;

Сема будет младшим сыном.

Ход игры:

Мама: Доброе утро. Сейчас я буду готовить завтрак, а вы вставайте и собирайтесь.

Папа: Я очень устал и хочу ещё поспать.

Старшая дочь: А я уже проснулась и буду собираться в школу!

Старший сын: Мама мне чай с бутербродом.

Младшая дочь: Мама, я посмотрю мультики с Димой и мы будем собираться в садик.

Мама: Папа вставай, а то опоздаешь на работу.

Папа: Уже поднимаюсь.

Мама: Умывайтесь и идите завтракать.

Семья садиться за стол и обсуждает, чем будет заниматься днём.

Далее игра развивается по смыслу, при поддержке педагога дети действуют в соответствии с взятой на себя ролью.

Игра «Праздник в семье».

Цели игры:

Формировать навыки сотрудничества;

Учить дошкольников сопровождать свои действия речью;

Воспитывать любовь, заботу, дружелюбие в семье.

Ход игры:

Педагог: Давайте представим, что мы с вами семья. (Педагог совместно с детьми распределяет роли)

Семья рассаживается вокруг стола.

Мама: Сегодня я приготовлю много разных угощений, что вы хотите покушать?

Папа: Я бы съел торт.

Старший сын: А я хочу бутерброды.

Младшая дочь: я хочу мороженное.

Мама: Я всё это приготовлю, если вы мне поможете. Таня будет помогать мне на кухне, Сема будет убираться, а Алина поможет одеться Кириллу и они вместе с папой пойдут гулять.

Далее игра развивается по замыслу, дети действуют в соответствии со своей ролью.

Игра «Семья собирается в магазин».

Цели игры:

Учить детей брать на себя роли членов семьи, действовать в соответствии с ролью, доводить взятую роль до конца игры;

Учить дошкольников сопровождать свои действия речью;

Учить строить диалог с другим человеком в рамках сюжета.

Распределение ролей:

Педагог: «Я буду старшей дочкой »

Таня, ты будешь младшей дочкой;

Алина, будет мамой;

Кирилл будет старшим сыном;

Витя, ты будешь младшим сыном;

Сема будет папой.

Ход игры:

Педагог: Давайте сядем на диван и обсудим, что бы мы хотели купить в магазине.

Папа: Я бы купил мясо.

Старшая дочь: я хочу фрукты.

Младший сын: а мне купите конфет.

Мама: Хорошо, надо еще купить картошки и молока.

Старший сын: Продуктов надо купить много, лучше поехать в магазин на машине.

Мама: Доченька, пока папа подготовит машину, одень Катю и Витю.

Старшая дочь одевает младших дочку и сына одеваются. Папа и старший сын идут в «гараж».

В процессе игры дети действуют в соответствии со своей ролью, при поддержке педагога.

Игра «Вечер в семье».

Цели игры:

Учить детей брать на себя роли членов семьи, действовать в соответствии с ролью, доводить взятую роль до конца;

Учить дошкольников сопровождать свои действия речью

Формировать навыки диалогического общения.

Ход игры:

Семья приходит вечером домой. Их встречает старшая дочь.

Старшая дочь: Здравствуйте.

Мама: Здравствуй доченька.

Старший сын: Привет!

Старшая дочь: Вы наверное очень устали?

Папа: Да, я сегодня очень много дел сделал.

Старшая дочь: Мама, а чем сегодня ты занималась?

Мама: Работала, а потом Катю с Димой из садика забрала.

Старшая дочь: Витя и папа вы будете ужинать?

Папа: да, я очень проголодался.

Витя: Я тоже очень хочу кушать

Мама: тогда идите за стол.

После ужина семья обсуждает чем будет заниматься вечером.

Далее в процессе игры дети стараются действовать в соответствии с ролью, при поддержке педагога.

Серия игр «БОЛЬНИЦА И АПТЕКА»

Игра «Папа вызвал врача».

Цели игры:

Учить детей брать на себя роли мамы и врача, действовать адекватно роли, доводить взятую роль до конца игры;

Учить дошкольников сопровождать свои действия речью;

Воспитывать у детей дружеские взаимоотношения, чувство заботы о больном, передавать это ласковой речью.

Развивать умения общаться в заданной ситуации. Побуждать к диалогу с другим ребенком.

Ход игры.

Дочка с завязанным горлом лежит в постели.

Мама: Папа, у дочки поднялась температура. Вызови врача.

Папа: (звонит по телефону) – Здравствуйте, у нас заболела дочка. Можно вызвать врача?

Медсестра: Хорошо, мы сейчас приедем.

Приходит врач с медицинской сумкой, в халате и колпаке вместе с ним медсестра и медбрат.

Врач: Кто заболел?

Папа: Дочка.

Врач подходит к дочке.

Мама: Дочка расскажи врачу что у тебя болит.

Дочка: у меня болит голова и горло.

Врач: надо смерить температуру.

Мед сестра: достает из медицинской сумки градусник

– возьми градусник и смерь температуру.

Дочка мерит температуру

Врач: я тебя послушаю и посмотрю горлышко, скажи ААА (слушает, смотрит горло).

Медбрат: достает градусник

– У нее высокая температура!

Врач: Нужно срочно поставить укол

Дочка: Я боюсь уколов

Врач: Я дам витаминку.

Медсестра: достает из медицинской сумки шприц и лекарство. Имитируется действие будто ставит укол.

Врач: Сейчас я напишу вам рецепт (пишет рецепт).

Медсестра: эти таблетки надо пить, а вот этим полоскать горло.

Медбрат: я тебе сейчас дам таблеточку, ее надо выпить.

Папа приносит стакан с водой.

Папа: запей таблетку.

Дочка выпивает таблетку.

Папа: моя хорошенькая, скоро ты поправишься.

Врач: Конечно поправится, надо только не простывать, одеваться теплей.

Медбрат: сейчас нужно постараться не выходить на улицу.

Мама: а рецепт вы выпишите?

Врач: Да.

Медсестра: Вам нужно пить витамины и молоко тёплое.

Папа: спасибо вам за помощь.

Врач: на здоровье.

Медсестра: Больше не болейте.

Медбрат: собирает вещи. Уходят.

Говорят друг другу «До свиданья».

Игра «На приёме у терапевта».

Цели игры:

Учить детей брать на себя роли членов семьи и медицинского персонала, действовать адекватно роли, доводить взятую роль до конца игры;

Учить дошкольников сопровождать свои действия речью

Формировать навыки взаимодействия с окружающими людьми.

Ход игры.

Семья заходит в кабинет терапевту.

Врач: Здравствуйте.

Мама: Здравствуйте.

Медсестра: Что у вас болит?

Мама: Папа расскажи что болит у детей?

Папа: Они переели мороженного и у них болит горло.

Дочка: у меня горлышко болит.

Сын: и у меня.

Врач: Давайте я вас послушаю.

Дальше дошкольники под руководством педагога стараются соответствовать роли и довести её до конца.

Игра «Аптека».

Цели игры:

Учить детей брать на себя роли членов семьи и помощника фармацевта, действовать адекватно роли, доводить взятую роль до конца игры;

Учить дошкольников сопровождать свои действия речью;

Развивать умения строить диалог с другим человеком.

Ход игры.

Семья заходит в аптеку. Подходят к фармацевту.

Фармацевт: Здравствуйте, какое лекарство вам нужно.

Мама: Нам выписали рецепт.

Фармацевт смотрит рецепт.

Фармацевт: Сема, посмотри у нас есть такое лекарство?

Сема: Сейчас посмотрю.

- Такого нет, но есть похожее.

Папа: А оно поможет?

Фармацевт: Конечно.

Дочка: Оно сладкое?

Мама: А сколько оно стоит?

Сын: И чтобы не кислое.

Далее дошкольники в процессе игры под руководством педагога стараются соответствовать роли и довести её до конца.

Игра «На приёме у окулиста».

Цели игры:

Учить детей брать на себя роли членов семьи и медицинского персонала, действовать в соответствии с ролью, доводить её до конца игры;

Учить дошкольников сопровождать свои действия речью;

Формировать умение сотрудничать со сверстниками.

Ход игры.

Семья заходит в кабинет к окулисту.

Папа: Нам терапевт выписал направление.

Врач: Садитесь. Будем смотреть.

Сын: А больно не будет?

Медсестра: нет.

Папа: У сына глазки болят. Вы внимательней посмотрите.

Врач: Мы всё посмотрим.

Дочка: а мне посмотрите глаза?

Медсестра: и тебе тоже посмотрим.

Далее дети под руководством педагога стараются соответствовать роли доводят игру до смыслового завершения.

Серия игр «ТРАНСПОРТ»

Игра «Автобус»

Цели игры:

Учить детей брать на себя роли кондуктора, водителя, пассажиров автобуса и действовать в соответствии с ролью, доводить её до конца игры;

Учить дошкольников сопровождать свои действия речью;

Побуждать к построению диалога с другим ребенком.

Ход игры.

Пассажиры заходят в автобус рассаживаются по местам.

Кондуктор: Следующая остановка - «Речной вокзал». Приготовьте деньги для оплаты проезда.

Алина: А сколько стоит проезд?

Кондуктор: 1 рубль.

Алина: возьмите.

Таня: Мне нужно доехать до вокзала.

Кондуктор: Я скажу, где Вам выходить. Возьмите сдачу.

Сема: Закройте люк, а то очень дует.

Кондуктор - водителю: Что-то сегодня мало пассажиров.

Водитель: Сколько человек?

Кондуктор: 3 человека.

Кондуктор: Остановка речной вокзал.

Подходит к вошедшему пассажиру.

- Что у Вас за проезд?

Кирилл: у меня проездной.

Далее дети под руководством педагога стараются соответствовать взятой на себя роли и довести игру до смыслового завершения.

Игра «Гараж»

Цели игры:

Учить детей брать на себя роли водителя и пассажиров такси действовать в соответствии с ролью, доводить роль до конца игры;

Учить дошкольников сопровождать свои действия речью;

Формировать умение ребенка правильно излагать свои мысли.

Ход игры:

Водитель и кондуктор приезжают в гараж.

Кондуктор: Нужно помыть автобус

Водитель: Сейчас поедим на мойку.

Приезжают на автомойку

Водитель: Нам нужно помыть автобус.

Автомойщица: А вам чем помыть?

Кондуктор: Как ты думаешь лучше помыть водой или специальным средством?

Водитель: Лучше средством для машин.

Автомойщица: Сейчас помою.

Дальше дети общаются в соответствии с сюжетом.

Кондуктор: А сейчас надо заправить автобус.

Приезжают на заправку.

Кондуктор: Водитель спроси у автозаправщика каким бензином лучше заправить автобус?

Водитель: каким бензином заправить автобус?

Автозаправщик: Зелёным.

Кондуктор: Почему зелёным?

Автозаправщик: Оно лучше.

Далее дошкольники общаются в соответствии с сюжетом.

Кондуктор: надо заплатить за бензин в кассе.

Водитель: Сейчас схожу.

- Возьмите деньги.

Кассир: Давайте. Сейчас дам сдачу и чек.

Далее дошкольники общаются в соответствии с сюжетом

Кондуктор: у нас что-то с мотором, надо ехать к мастеру.

Подъезжаем к мастеру.

Кондуктор: Кирилл, скажи мастеру чтобы он посмотрел мотор.

Водитель: У нас мотор сломался, посмотри.

Автомастер: Давно?

Водитель: Да.

Помощница автомастера: Какие инструменты нужны?

Автомастер: Молоток и отвёртка.

Далее дошкольники общаются и действуют в соответствии с сюжетом.

Игра «Самолёт»

Цели игры:

Учить детей брать на себя роли лётчиков и пассажиров самолёта и действовать в соответствии с ролью, доводить роль до конца игры;

Учить дошкольников сопровождать свои действия речью;

Развивать потребность в контактах со сверстниками.

Ход игры:

Все заходят в самолёт. Рассаживаются по своим местам.

Стюардесса: Здравствуйте, вы в нашем самолете и мы скоро отправимся в другую страну.

Лётчик: Пристегните ремни, мы взлетаем.

Педагог: А мы сейчас высоко над морем?

Помощник лётчика: очень высоко. Земли не видно.

Стюардесса: Что принести?

Педагог: Алина, что тебе принести?

Алина: Что-нибудь вкусное.

Педагог: Роберт, попроси стюардессу принести Алине вкусный лимонад.

Роберт: принесите Алине лимонад.

Далее дети под руководством педагога стараются соответствовать взятой на себя роли и довести игру до смыслового завершения.

Игра «Троллейбус»

Цели игры:

Учить детей брать на себя роли водителя и пассажиров троллейбуса действовать в соответствии с ролью, доводить роль до конца игры;

Учить дошкольников сопровождать свои действия речью;

Учить культуре общения в общественных местах.

Ход игры:

Пассажиры заходят в троллейбус рассаживаются по местам.

Кондуктор: Приготовьте деньги для оплаты проезда.

Таня: У меня большие деньги, Вы сдадите сдачу?

Кондуктор: Да, у вас сколько?

Таня: сто рублей

Кондуктор: Сейчас посчитаю.

Таня: Да.

Водитель: Следующая остановка «Вокзал»

Дима и Роберт сидят вместе.

Дима: Где ты выходишь?

Роберт: на остановке.

Дима: На какой?

Роберт: Скоро.

Водитель: Остановка «Берёзка».

Далее дети действуют и общаются в соответствии с сюжетом.

Серия игр «Магазин»

Игра «Магазин одежды»

Цель игры:

Учить детей брать на себя роль продавца, кассира, покупателя и действовать в соответствии с ней;

Учить дошкольников соблюдать последовательность в действиях;

Формировать потребность в контактах.

Ход игры:

Покупатели заходят в магазин останавливаются около витрин, рассматривают одежду.

Подходит продавец-консультант.

Консультант: Здравствуйте. Вам показать эту юбку?

Алина: Покажите, пожалуйста. А есть такая же, но другого цвета?

Консультант: Посмотрю. Сейчас подойдёт продавец и покажет юбки другого цвета.

Подходит продавец.

Консультант: Продавец, покажите пожалуйста покупателю какие юбки есть у нас в магазине.

Далее игра развивается соответственно сюжету.

Консультант подходит к другому покупателю.

Консультант: Здравствуйте.

Сема: Покажите, пожалуйста, эти брюки.

Продавец: А кокой у Вас размер брюк?

Сема: Большой.

Продавец: это Ваш размер.

Далее игра развивается соответственно сюжету.

Сделав покупки, покупатели идут к кассиру.

Сема: я купил брюки и майку. Сколько я должен?

Кассир: 10 рублей.

Сема: Возьмите.

Кассир: Ваш чек. Спасибо за покупку.

Алина: Я купила розовое платье. Мне сказали, оно стоит 7 рублей?

Кассир: Покажите какое. Да это платье стоит 7 рублей.

Алина: У меня 10.

Кассир: Я дам сдачу.

Покупатель даёт 10 рублей, кассир выдаёт сдачу.

Игра «Продуктовый магазин»

Цель игры:

Учить детей брать на себя роль продавца, кассира, покупателя и действовать в соответствии с ней;

Учить дошкольников соблюдать последовательность в действиях;

Учить использовать, формулы речевого этикета адресовано и мотивировано

Ход игры:

Продавец стоит за витриной, кассир сидит в кассе. Покупатели выстраиваются в очередь.

Входят посетители, в руках у каждого деньги, сумка. Они подходят к витрине, смотрят, есть ли нужные продукты.

Продавец: Здравствуйте!

1-й покупатель: Здравствуйте!

Продавец: Что Вы хотите купить?

1-й покупатель: Мне нужен хлеб.

Продавец: Сейчас подам.

1-й покупатель: А молоко свежее?

Продавец: Да.

1-й покупатель: Дайте молоко?

Продавец: Возьмите, пожалуйста!

1-й покупатель: Спасибо.

Продавец: Здравствуйте!

2-й покупатель: Здравствуйте!

Продавец: Что Вы хотите купить?

2-й покупатель: Мне нужны фрукты.

Продавец: какие фрукты вам нужны?

2-й покупатель: яблоки и бананы?

Продавец: яблоки зелёные или красные?

2-й покупатель: красные!

Продавец: Возьмите, пожалуйста!

Кассир: Здравствуйте!

1-й покупатель: Здравствуйте!

Кассир: Что Вы купили?

1-й покупатель: Молоко и хлеб.

Далее дети общаются и действуют в соответствии с сюжетом игры.

Игра «Овощной магазин»

Цель игры:

Учить детей брать на себя роль продавца, кассира, покупателя и действовать в соответствии с ней;

Учить дошкольников соблюдать последовательность в речи и действиях;

Формировать навыки диалогического общения.

Ход игры:

1-й покупатель: Здравствуйте, мне нужны морковка и лук.

Продавец: сколько Вам взвесить лука? Сколько огурцов?

1-й покупатель: килограмм лука и четыре огурца.

Продавец взвешивает овощи.

Продавец: Это все или Вы еще что-то хотите? Нам сегодня привезли свежие фрукты.

1-й покупатель: Взвесьте еще три килограмма яблок и два лимона.

Сколько с меня?

Продавец: 120 рублей.

Далее дети общаются и действуют в соответствии с сюжетом игры.

Игра «Магазин игрушек»

Цель игры:

Обучать детей действовать в соответствии с ролью и сопровождать эти действия речью.

Учить детей приходить к общему решению путем компромисса и убеждения.

Развивать потребность устанавливать контакты с другими людми.

Ход игры:

1-й покупатель: Здравствуйте, Вы решили купить куклу для дочки.

Продавец: Здравствуйте. У нас много кукол, Вам большую или маленькую?

Ребенок девочка: Мне нужна большая кукла.

Продавец: Посмотрите, здесь разные куклы. Есть которые кушают и плачут.

1-й покупатель: Покажите пожалуйста.

Смотрят кукол и уходят оплачивать.

2-й покупатель: А мне нужны машинки для сына.

Продавец: Какую ты хочешь машинку?

Ребенок мальчик: Я хочу гоночную машину, с большими колесами.

Далее дети общаются и действуют в соответствии с сюжетом игры.

Список литературы

Арушанова, А. Коммуникативное развитие [Текст] / А. Арушанова // Дошкольное воспитание. – 1998.№ 6.

Арушанова, А. Коммуникативное развитие [Текст] / А. Арушанова // Дошкольное воспитание. – 1998.№ 7.

Арушанова, А. Коммуникативное развитие [Текст] / А. Арушанова // Дошкольное воспитание. – 1998.№ 8.

Арушанова, А. Коммуникативное развитие [Текст] / А. Арушанова // Дошкольное воспитание. – 1998. № 11.

Арушанова, А. Коммуникативное развитие [Текст] / А. Арушанова // Дошкольное воспитание. – 1999. № 22.

6. Бариленко, Н. В. Становление взаимоотношений у старших дошкольников в совместной деятельности [Текст] / Н. В. Бариленко // Вопросы психологии. – 1996. - № 4. – С.24-32.

7. Бодалев, А. А. Личность и общение [Текст]: Избранные труды / А. А. Бодалев. – М.: Педагогика, 1983. – 272 с.

8. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. – М.: Академия, 1999. – 311 с.

9. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. - . М., Просвещение, 1997. - 345

10. Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики [Текст] / А. Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева ; под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2004. – 272 с.

11. Горшкова, Е. Учите детей общаться [Текст] / Е. Горшкова // Дошкольное воспитание. – 2000. - №12. – С.91-97.

12. Дедюкина, Г. В. Общение с неговорящим ребенком в семье. Вып.1: Рабочая тетрадь «Я могу говорить!» [Текст] / Г. В. Дедюкина. – М.: ООО «Копи Принт», 2008. – 142 с.

13. Дубина, Л. Развитие у детей коммуникативных способностей [Текст] / Л. Дубина // Дошкольное воспитание. – 2005. - №10-11.

14. Катаева, А. А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии [Текст] / А. А Катаева, Е. А. Стребелева. - М., Владос, 2001. С. 68 – 112.

15. Коррекционное обучение детей с нарушениями речевой деятельности : межвузовский сборник научных трудов [Текст]. – М.:МГПИ имени В. И. Ленина, 1983. – 135 с.

16. Лашкова, Л. Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Л. Лашкова // Дошкольное воспитание. – 2009. - № 3. – С. 34-39.

17. Леонтьев, А. А. Психология общения [Текст] /А. А. Леонтьев. – М.: Смысл, 1997. – 365 с.

18. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М. И. Лисина.- М.: Инс-т практической психологии ; Воронеж: НПО «МОДЕК», 1997. – 383 с.

19. Лямина, Г. Учимся говорить и общаться [Текст] / Г. Лямина // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 4. – С. 105-112.

20. Миронова, С. А. развитие речи дошкольников на логопедических занятиях [Текст] / С. А. Миронова. – М.: Просвещение, 1991. – 208 с.

21. Мухина, В. С. Психология дошкольника [Текст] / В. С. Мухина ; под ред. Л. А. Венгера. – М.: Просвещение, 1975. – 239 с.

22. Немов, Р. С. Психология [Текст] / Р. С. Немов: В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. – М.: Гуманит. изд. Центр «ВЛАДОС», 1997. – 688 с.

23. Нищева, Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР [Текст] / Н. В. Нищева. – СПб.: «Детство – пресс», 2004. – 422 с.

24. Потылико, Г. П. Этико-психологические основы общения [Текст] / Г. П. Плтылико. – М.: Знание, 1983. – 63 с.

25. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] / под ред Ф. В. Сохина. – М. : Просвещение, 1979. – 223 с.

26. Реан, А. А. Социальная педагогическая психология [Текст] / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. – 574 с.

27. Рогозин, Ю. Секреты общения [Текст] / Ю. Рогозин. – М.: Знание,19914. – 63 с.

28. Сафонова, О. Активизация речевого общения старших дошкольников [Текст] / О. Сафонова // Дошкольное воспитание.- 2007. - №1. – С.50-57.

29. Сиротюк, А. Как развивать коммуникативные способности: старший дошкольный возраст [Текст] / А. Сиротюк // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 6. – С. 6-7.

30. Смирнова, Е. О. Психология ребенка [Текст] / Е. О. Смирнова . – М.: Школа-Пресс, 1997. – 384 с.

31. Соловьева, Л. Г. Диалогическое взаимодействие дошкольников с речевыми нарушениями [Текст] / Л. Г. Соловьева // Дефектология. – 2007. - №4. – С. 37-45.

32. Специальная дошкольная педагогика [Текст] / под ред. Е. А. Стребелева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 312 с.

33. Специальная педагогика [Текст] / под ред. Н. М. Назаровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 400 с.

34. Специальная психология [Текст] / под ред. В. И. Лубовского. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с.

35. Спок, Б. Ребенок и уход за ним [Текст] / Б. Спок.- М. : Педагогика, 1998. – 364 с.

36. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) [Текст] / Е. И. Тихеева. – М.: Просвещение, 1981. – 159 с.

37. Филичева, Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи: воспитание и обучение [Текст] / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова: учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. - М.: «Гном-Пресс», 1999. – 132 с.

38. Филичева, Т. Б. Основы логопедии [Текст] / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М.: Просвещение, 1989. – 223 с.

39. Флерова, Ж. М. Логопедия [Текст] / Ж. М. Флерова. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 318 с.

40. Чуфаровский, Ю. В. Психология общения в становлении и формировании личности [Текст] / Ю.В.Чуфаровский. – М.: «МЗ – Пресс», Издатель Воробьев А. В., 2002.- 232 с.

41. Яшина, В. Речевая среда и дети [Текст] / В. Яшина // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 8. – С. 111-113.

42. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] /. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. – Ярославль: Академия развития, 1997 – 240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Формирование навыков общения старших дошкольников"

Формирование навыков общения у дошкольников играет большую роль в социализации. В процессе общения формируется детская личность, умение комфортно жить и действовать в коллективе, что особенно влияет н...

Формирование навыков общения у дошкольников

Консультация для родителей и начинающих воспитателей...

Формирование навыков общения у дошкольников

Формирование навыков общения у дошкольниковОбщение как сложная и многогранная деятельность требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, нак...

Особенности формирования навыков общения у дошкольников с нарушением интеллекта

Формирования навыков общения у дошкольников с нарушением интеллекта заключается в том, что ребёнок развивается в процессе общения со взрослыми. В основе этого общения лежит эмоциональный контакт взрос...

Консультация для педагогов «Формирование навыков общения у дошкольников»

На протяжении детства складываются и развиваются четыре различные формы общения, по которым можно достоверно судить о характере происходящего психического развития ребенка (М.И. Лисина)....

Статья «Формирование навыков общения старших дошкольников посредством организации танцевальной деятельности»

Одним из важных направлений развития детей дошкольного возраста является развитие их общения со сверстниками и взрослыми. Ведь именно в дошкольный период мир ребёнка уже не ограничивается семьёй. Знач...

Формирование навыков общения у дошкольников

Счастье – это когда тебя понимают! Можно переформулировать эту фразу: Счастье – когда ты умеешь быть понятым и себе и людям.Вся наша жизнь проходит в общении – с собою, с людьми. От ...