Формирование навыков общения у дошкольников с ОНР
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)
Проблема формирования навыков общения у дошкольников с общим недоразвитием речи, приобретает особую актуальность в связи с тем, что зачастую у таких детей словарный запас беден, выражение мыслей спутанное, затруднения возникают при выстраивании общения со сверстниками. В связи с этим возникает необходимость в подборе эффективного средства формирования навыков общения у дошкольников имеющих речевые нарушения.
Формирование навыков общения происходит в различных видах деятельности дошкольников, на занятиях по физическому воспитанию, развитию элементарных математических представлений, изобразительной и трудовой деятельности, но наиболее эффективно формирование общения происходит в процессе сюжетно-ролевых игр.
В сюжетно-ролевых играх дошкольники с ОНР испытывают необходимость договориться о распределении ролей, выполняемых действиях, используемых игрушках и предметах-заместителях. У детей возникает необходимость вступать в разнообразные контакты между собой, они получают возможность строить свои взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с интересами своих партнеров и приучаясь считаться с ними в совместной деятельности. Таким образом, роль сюжетно-ролевой игры в формировании и развитии навыка общения и взаимоотношений детей друг с другом чрезвычайно велика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.32 КБ |
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2014/10/06/r.jpg)
Предварительный просмотр:
Формирование навыков общения у дошкольников с ОНР
Выполнила: Воспитатель, Пушкарева Е.В.Г.Новокузнецк
Дошкольники с ОНР - многочисленная категория детей, имеющих различные сложные речевые расстройства. У таких детей наблюдаются нарушения в формировании всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). Для детей с ОНР характерным является сниженная активность до всех видах деятельности, что может оказаться основной причиной низкого уровня сформированности навыков общения, что в свою очередь существенно ограничивает познание окружающего мира.
Сфера общения и формирование этого навыка у дошкольников привлекала пристальное внимание многих исследователей. Природа общения, его возрастные и индивидуальные особенности, механизмы формирования и изменения стали предметом изучения философов и социологов (Б. Д. Парыгин, И. С. Кон), психолингвистов (А. А.Леонтьев), специалистов в области социальной (Г. М. Андреева, Б. Ф. Поршнёв), детской и возрастной психологии (Я. Л. Коломенский, В. С. Мухина).
Проблема формирования навыков общения у дошкольников с общим недоразвитием речи, приобретает особую актуальность в связи с тем, что зачастую у таких детей словарный запас беден, выражение мыслей спутанное, затруднения возникают при выстраивании общения со сверстниками. В связи с этим возникает необходимость в подборе эффективного средства формирования навыков общения у дошкольников имеющих речевые нарушения.
Особенности общения детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста представлены в работах О.Е.Грибовой, О.С.Павловой, Г.В.Чиркиной, Е.Г.Федосеевой и др.
Формирование навыков общения происходит в различных видах деятельности дошкольников, на занятиях по физическому воспитанию, развитию элементарных математических представлений, изобразительной и трудовой деятельности, но наиболее эффективно формирование общения происходит в процессе сюжетно-ролевых игр.
В сюжетно-ролевых играх дошкольники с ОНР испытывают необходимость договориться о распределении ролей, выполняемых действиях, используемых игрушках и предметах-заместителях. У детей возникает необходимость вступать в разнообразные контакты между собой, они получают возможность строить свои взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с интересами своих партнеров и приучаясь считаться с ними в совместной деятельности. Таким образом, роль сюжетно-ролевой игры в формировании и развитии навыка общения и взаимоотношений детей друг с другом чрезвычайно велика.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить нам следующее противоречие: между необходимостью формирования навыков общения у детей с ОНР и недостаточно раскрытыми возможностями сюжетно - ролевой игры, как эффективного средства формирования навыков общения.
Проблема: каковы возможности сюжетно-ролевой игры как средства формирования навыков общения у детей с ОНР?
Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы курсовой работы: «Формирование навыков общения у дошкольников с ОНР».
Объект изучения: формирование навыков общения у детей с ОНР.
Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра, как средство формирования навыков общения дошкольников с ОНР в процессе сюжетно-ролевой игры.
Цель исследования: выявление и экспериментальная проверка эффективности использования сюжетно-ролевой игры как средства формирования навыков общения у дошкольников с ОНР.
Постановка цели исследования определяет формулировку гипотезы: формирование навыков общения у детей с ОНР будет эффективно при использовании серии сюжетно-ролевых игр с активным вовлечением в них ребенка.
Задачи
Проанализировать теоретическое и практическое состояние проблемы развития общения у дошкольников с ОНР.
Выявить уровень сформированности навыков общения у дошкольников с ОНР.
Разработать комплекс сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование навыков общения у дошкольников с общим недоразвитием речи и проверить его эффективность в условиях эксперимента.
Методы исследования:
анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
изучение медицинской и психолого-педагогической документации на ребенка;
наблюдение за детьми;
эксперимент.
Теоретическая значимость данной работы состоит в определении особенностей овладения навыками общения детей с общим недоразвитием речи, в выявлении возможностей сюжетно - ролевой игры как средства формирования навыков общения.
Практическая значимость состоит в разработке серии занятий, с использованием сюжетно-ролевой игры, направленной на формирование навыков общения у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Сюжетно-ролевая игра как средство формирования навыков общения у дошкольников с общим недоразвитием речи
Игра как ведущая деятельность дошкольника имеет большое значение для физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей с общим недоразвитием речи. Игра - основная деятельность детей. Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру. Изучением данной проблемы занимались такие исследователи З.Фрейд, А.Адлер, Новоселовой С.Л, Запорожец А.В., и др.
Прежде всего, в игре осуществляется познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления. Игры оказывают влияние на физическое развитие детей. В играх удовлетворяется потребность детей в движениях, которые становятся более точными и координированными. В процессе игры развиваются нравственные качества ребенка: смелость, решительность, честность, доброжелательность. Многие игры актуализируют у детей эстетические чувства.
Сюжетно – ролевая игра является одним из средств формирования навыков общения детей дошкольного возраста с ОНР и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. Театрализованные игры свободны в импровизации, не подчиняются жестким правилам и условиям. Дети разыгрывают различные сюжеты, ситуации, беря на себя чьи-то роли. Тем самым вступают в разнообразные контакты между собой и по собственной инициативе имеют возможность строить взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с интересами своих партнеров и приучаясь считаться с ними в совместной деятельности.
К играм с правилами, по мнению А.Адлер, относятся дидактические, настольные, подвижные игры. Четкими правилами эти игры способствуют познавательному, двигательному развитию. Основной компонент игры – правила. Благодаря им возникает новая форма удовольствия ребенка – радость оттого, что он действует так, как требуют правила. Правило открыто, т.е. адресовано самому ребенку, а не игровому персонажу. Поэтому оно может стать средством осознания своего поведения и овладения им. Игра с правилами развивает у ребенка необходимые способности: во-первых, выполнение правил связано с осмыслением воображаемой ситуации; во-вторых, несмотря на то, что игры познавательные, коллективная игра учит еще и общаться.
В сюжетно-ролевых играх у дошкольников реализуется стремление к участию в жизни взрослых, осуществляется своеобразный выход накопившейся у него потребности встать на место взрослого, быть им. Осуществление и развитие коллективной сюжетно-ролевой игры, отражающей реальную жизнь, невозможно без овладения ребенком многообразными формами общения друг с другом. Без полноценных средств общения группе детей просто не удается развернуть игру, а каждый ребенок группы не получит в таком случае подлинного удовлетворения от игры. С другой стороны, игра в силу своего коллективного характера побуждает детей к овладению различными формами речевого общения. Она не только мобилизует их речевые ресурсы, но значительно пополняет запас речевых средств, обогащает и совершенствует их.
В процессе обучения сюжетно-ролевым играм дети с речевыми нарушениями овладевают системой знаний, которые на элементарном уровне позволяют им проникнуть в сущность некоторым областей деятельности взрослых. Это относится, прежде всего, к тем взрослым, с деятельностью который ребенок сталкивается непосредственно в жизни и имеет возможность в той или иной мере в нее включиться (например, посещение врача в поликлинике, покупки в магазине и т.п.).
У младших дошкольников с ОНР зачастую наблюдается в игре отсутствии замысла, выполняемые действия бедны, стереотипны, формальны и не имеют изобразительного характера. Они не сопровождаются речью и какими-либо эмоциональными реакциями, выполняются механически. Действуя с игрушками, ребенок не стремиться привлечь к себе внимание взрослого или сверстников. Для реализации своего игрового замысла нормально развивающийся ребенок может использовать любые окружающие его предметы. Эта способность применять предметы-заменители появляется у него к началу дошкольного детства. Дошкольники с проблемами речевого развития даже после обучения склонны к использованию игрушек, являющихся полней реальных предметов окружающей действительности. Детей с общим недоразвитием речи необходимо учить использовать различные предметы в других функциях и применять их в играх (кубик — мыло, стол, стул и т, п., стул — мотоцикл, лошадка и т.п.). Неумение пользоваться предметами – заменителями, таким образом, обусловлено не только своеобразием их познавательной деятельности, в частности конкретностью мышления, недоразвитием воображения, но и тем, что в процессе обучения игре эти предметы применялись недостаточно.
Некоторые категории детей имеющих речевые нарушения даже в старшем дошкольном возрасте редко выступают с инициативой поиграть. Когда инициатива игры исходит от педагога, игра планируется только под руководством педагога, который разъясняет порядок ее протекания. Этот порядок полностью и безоговорочно принимается и почти в точности исполняется.
Для детей с ОНР характерно выполнение игровых действий без сопровождения речью. Как правило, такие дети, действуют молча, с большим трудом овладевая речевым содержанием, без которою невозможно протекание сюжетно-ролевой игры. В самостоятельных играх они используют заученные фразы, не внося в них никаких изменений и дополнений. Ролевое общение в процессе игры проходит стереотипно, с помощью заученных реплик.
В старшем дошкольном возрасте дети с ОНР уже умеют обозначать роль словом (я — врач, я — шофер и т.), понимают ее и выполняют ряд действий, сопутствующих ей. Иногда дети, имеющие тяжелые речевые нарушения, даже в конце дошкольного возраста не могут самостоятельно взять на себя роль и действовать в соответствии с ней до конца игры. Некоторые отказываются от принятой роли будучи не в состоянии действовать в соответствии с ней до завершения игры. Поэтому принятие роли чаше всего происходит под руководством педагога, который помогает детям вспомнить последовательность развития сюжета и основные действия, совершаемые персонажами, участвующими в игре, а также принимает непосредственное участие в игре. В таких условиях большинство старших дошкольников принимают на себя роль и действуют в соответствии с ней, до конца игры.
У старших дошкольников с ОНР, как и у нормально развивающихся детей, наблюдаются предпочтения в выборе ролей. Привлекательными являются роли, связанные с выполнением четко очерченных разнообразных действий, Например, в игре «Магазин» - это роли кассира и продавца, в игре «Доктор» - врача и медсестры. Роли менее «активные» популярностью не пользуются, они оказываются более сложными для исполнения отсутствии необходимого жизненного и игрового опыта дети не знают, как раскрыть роль покупателя, больного и т. п.
В процессе игры ребенок уступает в реальные и ролевые отношения с другими ее участниками. В играх детей с ОНР преобладают реальные отношения. Выполнение ребенком роли в процессе игры в большей мере связано с характером выполняемых действий, нежели с четким соблюдением ролевых взаимоотношений участников. При этом обнаруживаются трудности в ролевом общении. Дети мало эмоциональны, не умеют задать вопросы и отвечать на них в соответствии с ролью, ждут подсказки от педагога. Самостоятельно произносят отдельные слова или в лучшем случае воспроизводят дословно заученные на занятиях фразы. Отсутствие собственного эмоционального опыта и недостаточное педагогическое воздействие препятствуют полноценному проникновению ребенка в роль, обедняют создаваемый им игровой образ.
В процессе целенаправленного обучения сюжетно-ролевой игре у детей с ОНР происходят существенные сдвиги в самостоятельном вербальном общении. Значительно уменьшается количество детей, владеющих лишь ситуативно-деловой формой общения. Соответственно больше становится дошкольников, пользующихся внеситуативно - познавательной формой общения.
Общение, возникающее и развивающееся в процессе обучения сюжетно-ролевым играм, значительно обогащает коммуникативное развитие детей с ОНР. Прежде всего это проявляется в том, что у них возникает стремление говорить по поводу того, что они делают, желание рассказать о своих намерениях, поделиться с окружающими новыми впечатлениями, вне игры разделить со сверстниками и взрослыми свои радости и огорчения. Игра обеспечивает мотивационно - потребностный план речевой деятельности, становится контекстом овладения детьми разнообразными средствами речевой коммуникации.
Следовательно, в жизни дошкольника с ОНР игровая деятельность должна стать ведущей и обеспечивать зону его ближайшего развития, оказывать воздействие на развитие всех психических процессов, функций и личности в целом.
Сюжетно–ролевые игры являются источником формирования социального сознания ребенка и возможности развития коммуникативных умений. Ребенок может развить не только речевые умения, но и научиться играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними. В игре, созданной под руководством воспитателя, создается новая жизненная ситуация, в которой ребенок стремится полнее реализовать формирующуюся с возрастом потребность в общении с другими детьми.
С развитием ребенка меняются и формы игрового общения. Постепенно в результате воспитательного воздействия у детей формируется умение распределять роли с учетом интересов и желаний каждого из участников. Педагог использует различные игровые приемы для формирования у детей общительности, чуткости, отзывчивости, доброты, взаимопомощи - всего того, что требуется для жизни в коллективе. Можно сказать, что воспитание в игре есть школа навыков культурного общения.
З. Фрейд в своих работах указывал на то, что в игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Игра служит и средством воздействия на тех детей, у кого проявляются эгоизм, агрессивность, замкнутость.
В сюжетно-ролевых играх для формирования у дошкольника с ОНР надлежащего уровня коммуникативных навыков необходимо задействовать целую систему игр-занятий, которая предполагает соблюдение следующих методических приемов предложенных А.Адлер:
Предварительная работа:
проведение экскурсий и закрепляющая беседа;
закрепление знаний в процессе лепки, рисования, конструирования;
изготовление необходимых атрибутов для предстоящей игры (медицинской сумки, белых халатов, необходимых медицинских атрибутов (игрушечных);
определение замысла предстоящей сюжетно-ролевой игры, планирование этапов, распределение ролей (по желанию детей);
Основная часть:
выделение в игре с помощью предметных опор (специфического игрового материала — такого, как белый халат для доктора, бескозырка для моряка, фартук для мамы и др.) не отдельных ролей, а целостной ситуации ролевого взаимодействия.
совместная игра взрослого с детьми, где взрослый демонстрирует образцы ролевого взаимодействия в его наиболее специфическом виде — в виде ролевого диалога;
рефлексия игры, в процессе которой педагог узнаёт об отношении детей к сюжетно-ролевой игре.
Для содержательной связи игровых ролей взрослый должен включить в сюжет персонажи, представляющие собой некоторое смысловое единство (мама-дочка, врач-пациент и т. п.) и определяющие взаимодействие участников игры. Такие персонажи (роли) могут быть условно названы взаимодополняющими. Они «задают» содержание взаимодействия участников игры, но не выделяют его специфическую форму — ролевой диалог. Выделение ролевого диалога требует создания игровой ситуации, смещающей акцент игры с предметных действий персонажа на их речевое общение.
Новоселова С.Л. излагает мысли о том, что обучение сюжетно-ролевым играм способствующим формированию общения организуется таким образом, чтобы в работе был задействован каждый ребенок. Каждый, в меру своих возможностей, участвовал в общем деле, ни у одного ребенка не должно появиться чувства, что он лишний, что он забыт или на него не обращают внимания. Необходимо помнить, что при организации и проведении коллективных сюжетно-ролевых игр особое значение приобретает индивидуальный подход к каждому ребенку, в зависимости от его интересов и способностей. Поэтому необходимым условием является поддержка и развитие всего лучшего, что может быть в ребенке.
Сюжетно-ролевая игра – основной вид деятельности старших дошкольников, она является источником формирования социального сознания ребенка и возможностью формирования навыка общения. В процессе сюжетно-ролевых игр дети учатся вступать в разнообразные контакты между собой, получают возможность по собственной инициативе строить свои взаимоотношения, сталкиваясь с интересами своих партнеров, приучаясь считаться с ними в совместной деятельности. Вступая в игровые отношения, у дошкольников возникает стремление общаться по поводу того, что они делают - рассказать о своих намерениях, побуждениях, поделиться с окружающими новыми впечатлениями, разделить со сверстниками и взрослыми свои радости и огорчения.
Таким образом, проанализировав педагогическую литературу мы пришли к выводу, что сюжетно-ролевая игра эффективное средство для формирования навыков общения дошкольников с ОНР.
Анализ результатов изучения практического состояния проблемы позволил прийти к следующим выводам:
В ходе констатирующего этапа экспериментального исследования было выявлено, что у дошкольников с ОНР III уровняпреобладает, в основном, низкий уровень развития навыков общения. Дети не умеют договариваться в процессе совместной деятельности, им тяжело прийти к совместному решению, они редко в процессе общения проявляют эмоциональные реакции.
Результаты, полученные в ходе диагностики, были учтены в сюжетно-ролевых играх, которые проводились на формирующем этапе экспериментальной работы. Эффективность их проведения обеспечивалась созданием определенных условий:
эмоционально – благополучная атмосфера;
активное вовлечение детей в процесс подготовки к сюжетно-ролевым играм;
совместное распределение ролей;
систематический характер проведения игр.
После проведения формирующего этапа экспериментального исследования были отмечены количественные и качественные изменения в уровнях сформированности навыков общения у дошкольников: появилась стойкая потребность в контактах со сверстниками,увеличилось их количество, улучшилось качество. В совместной деятельности дошкольники стали эмоциональнее,проявляют удовольствие и интерес к сотрудничеству, в процессе деятельности стараются оказать друг другу помощь, прийти к общему решению путем убеждения и аргументации.
Заключение
Общение это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания человеком другого человека.
Общение детей с ОНР характеризуется бедным словарным запасом, спутанным выражением мыслей, затруднением при выстраивании общения со сверстниками: они не умеют договариваться между собой и редко в процессе общения проявляют эмоциональные реакции.
При формировании коммуникативных навыков детей значительная роль отводится игре. Никакая другая деятельность не сможет сделать того, что может сделать игра. Играя поначалу просто рядом, а потом, объединяясь в игре по двое, по трое, дети приучаются считаться с партнерами, подчинять свои действия общему замыслу игры. Все это способствует развитию дружеских отношений между ними. Общение и сюжетно-ролевая игра дошкольников тесно связаны. При формировании общения совершенствуется игровая деятельность детей. Сюжетно-ролевые игры содержат богатые возможности для создания самых высоких форм коллективных взаимоотношений. Отношения, которые формируются в ходе сюжетно-ролевой игры, не утрачиваются, а переносятся, на другие действия становятся навыком ребенка. Становление ребенка как личности происходит в сюжетно-ролевых играх, где моделируются человеческие отношения.
После проведения с детьми серии сюжетно-ролевых игр можно наблюдать следующие изменения: дети научились слушать и понимать речь, фразы стали более последовательными и развёрнутыми, в процессе общения у детей увеличилось количество контактов со сверстниками.Дошкольники научились строить общение с учетом ситуации, легко вступать в контакт со взрослым и сверстниками, употреблять в речи осознанные и разнообразные понятия. При выполнении совместной деятельности дошкольники с ОНР III уровня, участвующие в эксперименте, стали более эмоциональными, они старались оказать друг другу помощь и прийти к общему решению путем убеждения и аргументации.
Таким образом, результаты теоретического анализа и экспериментальной работы подтвердили верность наших предположений о путях решения изучаемой проблемы.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Комплекс сюжетно-ролевых игр.
Серия игр «СЕМЬЯ».
Игра «Утро в семье».
Цели игры:
Учить детей брать на себя роль члена семьи и действовать в соответствии с ней;
Побуждать ребенка к установлению контактов с «членами» семьи, в соответствии с ролью.
Учить дошкольников сопровождать свои действия речью;
Распределение ролей:
Педагог: «Я буду мамой »
Таня, ты будешь младшей дочкой;
Алина, будет старшей дочкой;
Кирилл будет папой;
Витя, ты будешь старшим сыном;
Сема будет младшим сыном.
Ход игры:
Мама: Доброе утро. Сейчас я буду готовить завтрак, а вы вставайте и собирайтесь.
Папа: Я очень устал и хочу ещё поспать.
Старшая дочь: А я уже проснулась и буду собираться в школу!
Старший сын: Мама мне чай с бутербродом.
Младшая дочь: Мама, я посмотрю мультики с Димой и мы будем собираться в садик.
Мама: Папа вставай, а то опоздаешь на работу.
Папа: Уже поднимаюсь.
Мама: Умывайтесь и идите завтракать.
Семья садиться за стол и обсуждает, чем будет заниматься днём.
Далее игра развивается по смыслу, при поддержке педагога дети действуют в соответствии с взятой на себя ролью.
Игра «Праздник в семье».
Цели игры:
Формировать навыки сотрудничества;
Учить дошкольников сопровождать свои действия речью;
Воспитывать любовь, заботу, дружелюбие в семье.
Ход игры:
Педагог: Давайте представим, что мы с вами семья. (Педагог совместно с детьми распределяет роли)
Семья рассаживается вокруг стола.
Мама: Сегодня я приготовлю много разных угощений, что вы хотите покушать?
Папа: Я бы съел торт.
Старший сын: А я хочу бутерброды.
Младшая дочь: я хочу мороженное.
Мама: Я всё это приготовлю, если вы мне поможете. Таня будет помогать мне на кухне, Сема будет убираться, а Алина поможет одеться Кириллу и они вместе с папой пойдут гулять.
Далее игра развивается по замыслу, дети действуют в соответствии со своей ролью.
Игра «Семья собирается в магазин».
Цели игры:
Учить детей брать на себя роли членов семьи, действовать в соответствии с ролью, доводить взятую роль до конца игры;
Учить дошкольников сопровождать свои действия речью;
Учить строить диалог с другим человеком в рамках сюжета.
Распределение ролей:
Педагог: «Я буду старшей дочкой »
Таня, ты будешь младшей дочкой;
Алина, будет мамой;
Кирилл будет старшим сыном;
Витя, ты будешь младшим сыном;
Сема будет папой.
Ход игры:
Педагог: Давайте сядем на диван и обсудим, что бы мы хотели купить в магазине.
Папа: Я бы купил мясо.
Старшая дочь: я хочу фрукты.
Младший сын: а мне купите конфет.
Мама: Хорошо, надо еще купить картошки и молока.
Старший сын: Продуктов надо купить много, лучше поехать в магазин на машине.
Мама: Доченька, пока папа подготовит машину, одень Катю и Витю.
Старшая дочь одевает младших дочку и сына одеваются. Папа и старший сын идут в «гараж».
В процессе игры дети действуют в соответствии со своей ролью, при поддержке педагога.
Игра «Вечер в семье».
Цели игры:
Учить детей брать на себя роли членов семьи, действовать в соответствии с ролью, доводить взятую роль до конца;
Учить дошкольников сопровождать свои действия речью
Формировать навыки диалогического общения.
Ход игры:
Семья приходит вечером домой. Их встречает старшая дочь.
Старшая дочь: Здравствуйте.
Мама: Здравствуй доченька.
Старший сын: Привет!
Старшая дочь: Вы наверное очень устали?
Папа: Да, я сегодня очень много дел сделал.
Старшая дочь: Мама, а чем сегодня ты занималась?
Мама: Работала, а потом Катю с Димой из садика забрала.
Старшая дочь: Витя и папа вы будете ужинать?
Папа: да, я очень проголодался.
Витя: Я тоже очень хочу кушать
Мама: тогда идите за стол.
После ужина семья обсуждает чем будет заниматься вечером.
Далее в процессе игры дети стараются действовать в соответствии с ролью, при поддержке педагога.
Серия игр «БОЛЬНИЦА И АПТЕКА»
Игра «Папа вызвал врача».
Цели игры:
Учить детей брать на себя роли мамы и врача, действовать адекватно роли, доводить взятую роль до конца игры;
Учить дошкольников сопровождать свои действия речью;
Воспитывать у детей дружеские взаимоотношения, чувство заботы о больном, передавать это ласковой речью.
Развивать умения общаться в заданной ситуации. Побуждать к диалогу с другим ребенком.
Ход игры.
Дочка с завязанным горлом лежит в постели.
Мама: Папа, у дочки поднялась температура. Вызови врача.
Папа: (звонит по телефону) – Здравствуйте, у нас заболела дочка. Можно вызвать врача?
Медсестра: Хорошо, мы сейчас приедем.
Приходит врач с медицинской сумкой, в халате и колпаке вместе с ним медсестра и медбрат.
Врач: Кто заболел?
Папа: Дочка.
Врач подходит к дочке.
Мама: Дочка расскажи врачу что у тебя болит.
Дочка: у меня болит голова и горло.
Врач: надо смерить температуру.
Мед сестра: достает из медицинской сумки градусник
– возьми градусник и смерь температуру.
Дочка мерит температуру
Врач: я тебя послушаю и посмотрю горлышко, скажи ААА (слушает, смотрит горло).
Медбрат: достает градусник
– У нее высокая температура!
Врач: Нужно срочно поставить укол
Дочка: Я боюсь уколов
Врач: Я дам витаминку.
Медсестра: достает из медицинской сумки шприц и лекарство. Имитируется действие будто ставит укол.
Врач: Сейчас я напишу вам рецепт (пишет рецепт).
Медсестра: эти таблетки надо пить, а вот этим полоскать горло.
Медбрат: я тебе сейчас дам таблеточку, ее надо выпить.
Папа приносит стакан с водой.
Папа: запей таблетку.
Дочка выпивает таблетку.
Папа: моя хорошенькая, скоро ты поправишься.
Врач: Конечно поправится, надо только не простывать, одеваться теплей.
Медбрат: сейчас нужно постараться не выходить на улицу.
Мама: а рецепт вы выпишите?
Врач: Да.
Медсестра: Вам нужно пить витамины и молоко тёплое.
Папа: спасибо вам за помощь.
Врач: на здоровье.
Медсестра: Больше не болейте.
Медбрат: собирает вещи. Уходят.
Говорят друг другу «До свиданья».
Игра «На приёме у терапевта».
Цели игры:
Учить детей брать на себя роли членов семьи и медицинского персонала, действовать адекватно роли, доводить взятую роль до конца игры;
Учить дошкольников сопровождать свои действия речью
Формировать навыки взаимодействия с окружающими людьми.
Ход игры.
Семья заходит в кабинет терапевту.
Врач: Здравствуйте.
Мама: Здравствуйте.
Медсестра: Что у вас болит?
Мама: Папа расскажи что болит у детей?
Папа: Они переели мороженного и у них болит горло.
Дочка: у меня горлышко болит.
Сын: и у меня.
Врач: Давайте я вас послушаю.
Дальше дошкольники под руководством педагога стараются соответствовать роли и довести её до конца.
Игра «Аптека».
Цели игры:
Учить детей брать на себя роли членов семьи и помощника фармацевта, действовать адекватно роли, доводить взятую роль до конца игры;
Учить дошкольников сопровождать свои действия речью;
Развивать умения строить диалог с другим человеком.
Ход игры.
Семья заходит в аптеку. Подходят к фармацевту.
Фармацевт: Здравствуйте, какое лекарство вам нужно.
Мама: Нам выписали рецепт.
Фармацевт смотрит рецепт.
Фармацевт: Сема, посмотри у нас есть такое лекарство?
Сема: Сейчас посмотрю.
- Такого нет, но есть похожее.
Папа: А оно поможет?
Фармацевт: Конечно.
Дочка: Оно сладкое?
Мама: А сколько оно стоит?
Сын: И чтобы не кислое.
Далее дошкольники в процессе игры под руководством педагога стараются соответствовать роли и довести её до конца.
Игра «На приёме у окулиста».
Цели игры:
Учить детей брать на себя роли членов семьи и медицинского персонала, действовать в соответствии с ролью, доводить её до конца игры;
Учить дошкольников сопровождать свои действия речью;
Формировать умение сотрудничать со сверстниками.
Ход игры.
Семья заходит в кабинет к окулисту.
Папа: Нам терапевт выписал направление.
Врач: Садитесь. Будем смотреть.
Сын: А больно не будет?
Медсестра: нет.
Папа: У сына глазки болят. Вы внимательней посмотрите.
Врач: Мы всё посмотрим.
Дочка: а мне посмотрите глаза?
Медсестра: и тебе тоже посмотрим.
Далее дети под руководством педагога стараются соответствовать роли доводят игру до смыслового завершения.
Серия игр «ТРАНСПОРТ»
Игра «Автобус»
Цели игры:
Учить детей брать на себя роли кондуктора, водителя, пассажиров автобуса и действовать в соответствии с ролью, доводить её до конца игры;
Учить дошкольников сопровождать свои действия речью;
Побуждать к построению диалога с другим ребенком.
Ход игры.
Пассажиры заходят в автобус рассаживаются по местам.
Кондуктор: Следующая остановка - «Речной вокзал». Приготовьте деньги для оплаты проезда.
Алина: А сколько стоит проезд?
Кондуктор: 1 рубль.
Алина: возьмите.
Таня: Мне нужно доехать до вокзала.
Кондуктор: Я скажу, где Вам выходить. Возьмите сдачу.
Сема: Закройте люк, а то очень дует.
Кондуктор - водителю: Что-то сегодня мало пассажиров.
Водитель: Сколько человек?
Кондуктор: 3 человека.
Кондуктор: Остановка речной вокзал.
Подходит к вошедшему пассажиру.
- Что у Вас за проезд?
Кирилл: у меня проездной.
Далее дети под руководством педагога стараются соответствовать взятой на себя роли и довести игру до смыслового завершения.
Игра «Гараж»
Цели игры:
Учить детей брать на себя роли водителя и пассажиров такси действовать в соответствии с ролью, доводить роль до конца игры;
Учить дошкольников сопровождать свои действия речью;
Формировать умение ребенка правильно излагать свои мысли.
Ход игры:
Водитель и кондуктор приезжают в гараж.
Кондуктор: Нужно помыть автобус
Водитель: Сейчас поедим на мойку.
Приезжают на автомойку
Водитель: Нам нужно помыть автобус.
Автомойщица: А вам чем помыть?
Кондуктор: Как ты думаешь лучше помыть водой или специальным средством?
Водитель: Лучше средством для машин.
Автомойщица: Сейчас помою.
Дальше дети общаются в соответствии с сюжетом.
Кондуктор: А сейчас надо заправить автобус.
Приезжают на заправку.
Кондуктор: Водитель спроси у автозаправщика каким бензином лучше заправить автобус?
Водитель: каким бензином заправить автобус?
Автозаправщик: Зелёным.
Кондуктор: Почему зелёным?
Автозаправщик: Оно лучше.
Далее дошкольники общаются в соответствии с сюжетом.
Кондуктор: надо заплатить за бензин в кассе.
Водитель: Сейчас схожу.
- Возьмите деньги.
Кассир: Давайте. Сейчас дам сдачу и чек.
Далее дошкольники общаются в соответствии с сюжетом
Кондуктор: у нас что-то с мотором, надо ехать к мастеру.
Подъезжаем к мастеру.
Кондуктор: Кирилл, скажи мастеру чтобы он посмотрел мотор.
Водитель: У нас мотор сломался, посмотри.
Автомастер: Давно?
Водитель: Да.
Помощница автомастера: Какие инструменты нужны?
Автомастер: Молоток и отвёртка.
Далее дошкольники общаются и действуют в соответствии с сюжетом.
Игра «Самолёт»
Цели игры:
Учить детей брать на себя роли лётчиков и пассажиров самолёта и действовать в соответствии с ролью, доводить роль до конца игры;
Учить дошкольников сопровождать свои действия речью;
Развивать потребность в контактах со сверстниками.
Ход игры:
Все заходят в самолёт. Рассаживаются по своим местам.
Стюардесса: Здравствуйте, вы в нашем самолете и мы скоро отправимся в другую страну.
Лётчик: Пристегните ремни, мы взлетаем.
Педагог: А мы сейчас высоко над морем?
Помощник лётчика: очень высоко. Земли не видно.
Стюардесса: Что принести?
Педагог: Алина, что тебе принести?
Алина: Что-нибудь вкусное.
Педагог: Роберт, попроси стюардессу принести Алине вкусный лимонад.
Роберт: принесите Алине лимонад.
Далее дети под руководством педагога стараются соответствовать взятой на себя роли и довести игру до смыслового завершения.
Игра «Троллейбус»
Цели игры:
Учить детей брать на себя роли водителя и пассажиров троллейбуса действовать в соответствии с ролью, доводить роль до конца игры;
Учить дошкольников сопровождать свои действия речью;
Учить культуре общения в общественных местах.
Ход игры:
Пассажиры заходят в троллейбус рассаживаются по местам.
Кондуктор: Приготовьте деньги для оплаты проезда.
Таня: У меня большие деньги, Вы сдадите сдачу?
Кондуктор: Да, у вас сколько?
Таня: сто рублей
Кондуктор: Сейчас посчитаю.
Таня: Да.
Водитель: Следующая остановка «Вокзал»
Дима и Роберт сидят вместе.
Дима: Где ты выходишь?
Роберт: на остановке.
Дима: На какой?
Роберт: Скоро.
Водитель: Остановка «Берёзка».
Далее дети действуют и общаются в соответствии с сюжетом.
Серия игр «Магазин»
Игра «Магазин одежды»
Цель игры:
Учить детей брать на себя роль продавца, кассира, покупателя и действовать в соответствии с ней;
Учить дошкольников соблюдать последовательность в действиях;
Формировать потребность в контактах.
Ход игры:
Покупатели заходят в магазин останавливаются около витрин, рассматривают одежду.
Подходит продавец-консультант.
Консультант: Здравствуйте. Вам показать эту юбку?
Алина: Покажите, пожалуйста. А есть такая же, но другого цвета?
Консультант: Посмотрю. Сейчас подойдёт продавец и покажет юбки другого цвета.
Подходит продавец.
Консультант: Продавец, покажите пожалуйста покупателю какие юбки есть у нас в магазине.
Далее игра развивается соответственно сюжету.
Консультант подходит к другому покупателю.
Консультант: Здравствуйте.
Сема: Покажите, пожалуйста, эти брюки.
Продавец: А кокой у Вас размер брюк?
Сема: Большой.
Продавец: это Ваш размер.
Далее игра развивается соответственно сюжету.
Сделав покупки, покупатели идут к кассиру.
Сема: я купил брюки и майку. Сколько я должен?
Кассир: 10 рублей.
Сема: Возьмите.
Кассир: Ваш чек. Спасибо за покупку.
Алина: Я купила розовое платье. Мне сказали, оно стоит 7 рублей?
Кассир: Покажите какое. Да это платье стоит 7 рублей.
Алина: У меня 10.
Кассир: Я дам сдачу.
Покупатель даёт 10 рублей, кассир выдаёт сдачу.
Игра «Продуктовый магазин»
Цель игры:
Учить детей брать на себя роль продавца, кассира, покупателя и действовать в соответствии с ней;
Учить дошкольников соблюдать последовательность в действиях;
Учить использовать, формулы речевого этикета адресовано и мотивировано
Ход игры:
Продавец стоит за витриной, кассир сидит в кассе. Покупатели выстраиваются в очередь.
Входят посетители, в руках у каждого деньги, сумка. Они подходят к витрине, смотрят, есть ли нужные продукты.
Продавец: Здравствуйте!
1-й покупатель: Здравствуйте!
Продавец: Что Вы хотите купить?
1-й покупатель: Мне нужен хлеб.
Продавец: Сейчас подам.
1-й покупатель: А молоко свежее?
Продавец: Да.
1-й покупатель: Дайте молоко?
Продавец: Возьмите, пожалуйста!
1-й покупатель: Спасибо.
Продавец: Здравствуйте!
2-й покупатель: Здравствуйте!
Продавец: Что Вы хотите купить?
2-й покупатель: Мне нужны фрукты.
Продавец: какие фрукты вам нужны?
2-й покупатель: яблоки и бананы?
Продавец: яблоки зелёные или красные?
2-й покупатель: красные!
Продавец: Возьмите, пожалуйста!
Кассир: Здравствуйте!
1-й покупатель: Здравствуйте!
Кассир: Что Вы купили?
1-й покупатель: Молоко и хлеб.
Далее дети общаются и действуют в соответствии с сюжетом игры.
Игра «Овощной магазин»
Цель игры:
Учить детей брать на себя роль продавца, кассира, покупателя и действовать в соответствии с ней;
Учить дошкольников соблюдать последовательность в речи и действиях;
Формировать навыки диалогического общения.
Ход игры:
1-й покупатель: Здравствуйте, мне нужны морковка и лук.
Продавец: сколько Вам взвесить лука? Сколько огурцов?
1-й покупатель: килограмм лука и четыре огурца.
Продавец взвешивает овощи.
Продавец: Это все или Вы еще что-то хотите? Нам сегодня привезли свежие фрукты.
1-й покупатель: Взвесьте еще три килограмма яблок и два лимона.
Сколько с меня?
Продавец: 120 рублей.
Далее дети общаются и действуют в соответствии с сюжетом игры.
Игра «Магазин игрушек»
Цель игры:
Обучать детей действовать в соответствии с ролью и сопровождать эти действия речью.
Учить детей приходить к общему решению путем компромисса и убеждения.
Развивать потребность устанавливать контакты с другими людми.
Ход игры:
1-й покупатель: Здравствуйте, Вы решили купить куклу для дочки.
Продавец: Здравствуйте. У нас много кукол, Вам большую или маленькую?
Ребенок девочка: Мне нужна большая кукла.
Продавец: Посмотрите, здесь разные куклы. Есть которые кушают и плачут.
1-й покупатель: Покажите пожалуйста.
Смотрят кукол и уходят оплачивать.
2-й покупатель: А мне нужны машинки для сына.
Продавец: Какую ты хочешь машинку?
Ребенок мальчик: Я хочу гоночную машину, с большими колесами.
Далее дети общаются и действуют в соответствии с сюжетом игры.
Список литературы
Арушанова, А. Коммуникативное развитие [Текст] / А. Арушанова // Дошкольное воспитание. – 1998.№ 6.
Арушанова, А. Коммуникативное развитие [Текст] / А. Арушанова // Дошкольное воспитание. – 1998.№ 7.
Арушанова, А. Коммуникативное развитие [Текст] / А. Арушанова // Дошкольное воспитание. – 1998.№ 8.
Арушанова, А. Коммуникативное развитие [Текст] / А. Арушанова // Дошкольное воспитание. – 1998. № 11.
Арушанова, А. Коммуникативное развитие [Текст] / А. Арушанова // Дошкольное воспитание. – 1999. № 22.
6. Бариленко, Н. В. Становление взаимоотношений у старших дошкольников в совместной деятельности [Текст] / Н. В. Бариленко // Вопросы психологии. – 1996. - № 4. – С.24-32.
7. Бодалев, А. А. Личность и общение [Текст]: Избранные труды / А. А. Бодалев. – М.: Педагогика, 1983. – 272 с.
8. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. – М.: Академия, 1999. – 311 с.
9. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. - . М., Просвещение, 1997. - 345
10. Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики [Текст] / А. Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева ; под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2004. – 272 с.
11. Горшкова, Е. Учите детей общаться [Текст] / Е. Горшкова // Дошкольное воспитание. – 2000. - №12. – С.91-97.
12. Дедюкина, Г. В. Общение с неговорящим ребенком в семье. Вып.1: Рабочая тетрадь «Я могу говорить!» [Текст] / Г. В. Дедюкина. – М.: ООО «Копи Принт», 2008. – 142 с.
13. Дубина, Л. Развитие у детей коммуникативных способностей [Текст] / Л. Дубина // Дошкольное воспитание. – 2005. - №10-11.
14. Катаева, А. А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии [Текст] / А. А Катаева, Е. А. Стребелева. - М., Владос, 2001. С. 68 – 112.
15. Коррекционное обучение детей с нарушениями речевой деятельности : межвузовский сборник научных трудов [Текст]. – М.:МГПИ имени В. И. Ленина, 1983. – 135 с.
16. Лашкова, Л. Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Л. Лашкова // Дошкольное воспитание. – 2009. - № 3. – С. 34-39.
17. Леонтьев, А. А. Психология общения [Текст] /А. А. Леонтьев. – М.: Смысл, 1997. – 365 с.
18. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М. И. Лисина.- М.: Инс-т практической психологии ; Воронеж: НПО «МОДЕК», 1997. – 383 с.
19. Лямина, Г. Учимся говорить и общаться [Текст] / Г. Лямина // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 4. – С. 105-112.
20. Миронова, С. А. развитие речи дошкольников на логопедических занятиях [Текст] / С. А. Миронова. – М.: Просвещение, 1991. – 208 с.
21. Мухина, В. С. Психология дошкольника [Текст] / В. С. Мухина ; под ред. Л. А. Венгера. – М.: Просвещение, 1975. – 239 с.
22. Немов, Р. С. Психология [Текст] / Р. С. Немов: В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. – М.: Гуманит. изд. Центр «ВЛАДОС», 1997. – 688 с.
23. Нищева, Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР [Текст] / Н. В. Нищева. – СПб.: «Детство – пресс», 2004. – 422 с.
24. Потылико, Г. П. Этико-психологические основы общения [Текст] / Г. П. Плтылико. – М.: Знание, 1983. – 63 с.
25. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] / под ред Ф. В. Сохина. – М. : Просвещение, 1979. – 223 с.
26. Реан, А. А. Социальная педагогическая психология [Текст] / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. – 574 с.
27. Рогозин, Ю. Секреты общения [Текст] / Ю. Рогозин. – М.: Знание,19914. – 63 с.
28. Сафонова, О. Активизация речевого общения старших дошкольников [Текст] / О. Сафонова // Дошкольное воспитание.- 2007. - №1. – С.50-57.
29. Сиротюк, А. Как развивать коммуникативные способности: старший дошкольный возраст [Текст] / А. Сиротюк // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 6. – С. 6-7.
30. Смирнова, Е. О. Психология ребенка [Текст] / Е. О. Смирнова . – М.: Школа-Пресс, 1997. – 384 с.
31. Соловьева, Л. Г. Диалогическое взаимодействие дошкольников с речевыми нарушениями [Текст] / Л. Г. Соловьева // Дефектология. – 2007. - №4. – С. 37-45.
32. Специальная дошкольная педагогика [Текст] / под ред. Е. А. Стребелева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 312 с.
33. Специальная педагогика [Текст] / под ред. Н. М. Назаровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 400 с.
34. Специальная психология [Текст] / под ред. В. И. Лубовского. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с.
35. Спок, Б. Ребенок и уход за ним [Текст] / Б. Спок.- М. : Педагогика, 1998. – 364 с.
36. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) [Текст] / Е. И. Тихеева. – М.: Просвещение, 1981. – 159 с.
37. Филичева, Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи: воспитание и обучение [Текст] / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова: учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. - М.: «Гном-Пресс», 1999. – 132 с.
38. Филичева, Т. Б. Основы логопедии [Текст] / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М.: Просвещение, 1989. – 223 с.
39. Флерова, Ж. М. Логопедия [Текст] / Ж. М. Флерова. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 318 с.
40. Чуфаровский, Ю. В. Психология общения в становлении и формировании личности [Текст] / Ю.В.Чуфаровский. – М.: «МЗ – Пресс», Издатель Воробьев А. В., 2002.- 232 с.
41. Яшина, В. Речевая среда и дети [Текст] / В. Яшина // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 8. – С. 111-113.
42. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] /. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. – Ярославль: Академия развития, 1997 – 240 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/04/picture-66543-1359957911.jpg)
Методическая разработка "Формирование навыков общения старших дошкольников"
Формирование навыков общения у дошкольников играет большую роль в социализации. В процессе общения формируется детская личность, умение комфортно жить и действовать в коллективе, что особенно влияет н...
Формирование навыков общения у дошкольников
Формирование навыков общения у дошкольниковОбщение как сложная и многогранная деятельность требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, нак...
Особенности формирования навыков общения у дошкольников с нарушением интеллекта
Формирования навыков общения у дошкольников с нарушением интеллекта заключается в том, что ребёнок развивается в процессе общения со взрослыми. В основе этого общения лежит эмоциональный контакт взрос...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/07/picture-1182880-1607351323.jpg)
Консультация для педагогов «Формирование навыков общения у дошкольников»
На протяжении детства складываются и развиваются четыре различные формы общения, по которым можно достоверно судить о характере происходящего психического развития ребенка (М.И. Лисина)....
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/30/picture-1284280-1604086938.jpg)
Статья «Формирование навыков общения старших дошкольников посредством организации танцевальной деятельности»
Одним из важных направлений развития детей дошкольного возраста является развитие их общения со сверстниками и взрослыми. Ведь именно в дошкольный период мир ребёнка уже не ограничивается семьёй. Знач...
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/28/picture-1417496-1661671574.jpg)
Формирование навыков общения у дошкольников
Счастье – это когда тебя понимают! Можно переформулировать эту фразу: Счастье – когда ты умеешь быть понятым и себе и людям.Вся наша жизнь проходит в общении – с собою, с людьми. От ...