Формирование навыков общения у дошкольников
статья по развитию речи

Кузяева Зульфия Наильевна

Счастье – это когда тебя понимают! Можно переформулировать эту фразу: Счастье – когда ты умеешь быть понятым и себе и людям.

Вся наша жизнь проходит в общении – с собою, с людьми. От того, как мы умеем общаться, выражать свои просьбы и чувства, понимать чужие волеизъявления и реагировать на них – зависит очень многое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_navykov_obshcheniya.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста

Мелкая моторика рук – это единство согласованных манипуляций, которые

направлены на выполнение мелких точных движений кистями и пальцами. Еще

несколько десятилетий назад у родителей не было проблем с состоянием моторики

их детей. Ведь очень многое детки делали своими руками: помогали чистить

овощи, лепить пироги, стирать, перебирать крупы, завязывали шнурки и

застегивали пуговицы. Сегодня большую часть этих занятий делают либо

взрослые, предоставляя детям возможность играть, либо специализированные

машины. Даже обувь на липучках и одежда на молниях лишают ребенка

возможности потренировать тонкие движения своих пальцев. А между тем о

важности мелкой моторики говорит многое. Дети со слабой мотор икой

оказываются не готовыми к письму, часто отстают в речевом развитии. Все это

сказывается на успеваемости в школе и приводит к повышенным нагрузкам на

нервную систему ребенка.

Кроме прочего, состояние мелкой моторики рук напрямую влияет на развитие у

ребенка: навыков самообслуживания; усидчивости; мышления; внимания;

воображения; словарного запаса; памяти. Ведь центры коры мозга, ответственные

за тонкую моторику, соседствуют и тесно взаимосвязаны с центрами,

отвечающими за развитие этих сфер. Активируя зону мелкой моторики, мы

естественным путем влияем и на соседние.

Что должны уметь дети этого возраста в плане развития мелкой моторики? Для

удержания предметов они все активнее используют пальцы, а не ладонь, как было

раньше. Умеют держать карандаш. Могут рисовать линии, круги, многогранники,

перерисовывать крестики, квадраты. Могут снимать и надевать одежду и обувь.

Берут мелкие предметы или детали большим и указательным пальцем. Строят

башню минимум из 3 кубиков. Рисуют человечка, состоящего как минимум из 3

элементов (голова, туловище, конечности). Вытаскивают мелкие предметы из

прозрачной емкости. Откручивают крышки. Нанизывают бусины на проволоку.

Могут рисовать пальцами. Набирают крупу в ложку из одной емкости, чтобы

перенести в другую. Обводят контур по пунктирной линии. Лепят простые

элементы из пластилина. Застегивают и расстегивают молнии, замочки, кнопки,

пуговицы. Разворачивают фантики и обертки. Движения рук происходят при

координации зрением. Все эти навыки необходимо развивать и совершенствовать,

подготавливая маленькие ручки ко все более сложным и точным манипуляциям.

ЧТО СПОСОБСТВУЕТ ЛОВКОСТИ РУК?

Существует много способов сделать маленькие пальчики более умелыми. Мелкую моторику рук у детишек 3 х лет прекрасно развивают следующие игры и занятия: застегивание пуговиц, кнопок, шнуровки; откручивание крышек на баночках и бутылках; перекатывание в ладошках карандашей, орехов, катушек; лепка из пластилина или теста;

сортировка круп (гороха, фасоли, гречки, риса); рисование пальцами на песке,

манной или гречневой крупе; рисование пальчиковыми красками или

карандашами; игры с мелкими деталями (конструктор, мозаика, пазлы);

нанизывание крупных бусин на леску или проволоку; ощупывание поверхностей из

разнообразных материалов и фактур; массаж с помощью шипованных мячиков.

Когда ваш малыш будет рисовать пальчиковыми красками, наденьте на него вещи,

которые не жалко испортить красками, а стол застелите защитной клеенкой, чтобы

облегчить последующую уборку.

Большинство этих занятий увлекают малышей 3 х лет, особенно если родители

придают им форму занимательной игры. Например, предлагают не просто

перебрать крупы, а помочь Золушке отправиться на бал, не просто трогать разные

поверхности, а представить себя слепым Кротом из сказки про Дюймовочку, и

угадывать, к чему прикоснулся.

ИГРАЮТ ПАЛЬЧИКИ

Однако наиболее интересным занятием для детишек являются пальчиковые игры: всевозможные стишки, скороговорки, потешки, мини-представления, которые разыгрываются только при помощи пальчиков.

Занимайтесь с ребенком регулярно, включайте в программу занятий массаж рук,

игры с мелкими деталями, творческие занятия, пальчиковые упражнения.

Пальчиковая гимнастика должна длиться от 5 до 15 минут, не более, иначе малыш

утомится и переключит внимание на что-то другое. Перед началом упражнений

необходимо разогреть ладошки, активно растирая их одна о другую. Помните, что

сейчас деткам сложно выполнять движения сразу двумя руками, поэтому

начинайте с одной, затем повторяйте другой, и только после этого пробуйте

синхронизировать ручки. Имейте в виду, что с первого раза ребенок может не

запомнить все движения или слова игры, это нормально в их возрасте. Все

получится постепенно. Соотносить слова с движениями малыш тоже научится в

процессе занятий, если сразу у него не получается – подбодрите его и помогите

выполнить действие. Двигайтесь от простого к сложному. Если ребенку

предложить упражнение, которое ему не под силу, в следующий раз он просто

откажется играть.

 Старайтесь заинтересовать ребенка, организуя игры с его

любимыми персонажами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Формирование навыков общения старших дошкольников"

Формирование навыков общения у дошкольников играет большую роль в социализации. В процессе общения формируется детская личность, умение комфортно жить и действовать в коллективе, что особенно влияет н...

Формирование навыков общения у дошкольников с ОНР

Проблема формирования навыков общения у дошкольников с общим недоразвитием речи, приобретает особую актуальность в связи с тем, что зачастую у таких детей словарный запас беден, выражение мыслей спута...

Формирование навыков общения у дошкольников

Консультация для родителей и начинающих воспитателей...

Формирование навыков общения у дошкольников

Формирование навыков общения у дошкольниковОбщение как сложная и многогранная деятельность требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, нак...

Особенности формирования навыков общения у дошкольников с нарушением интеллекта

Формирования навыков общения у дошкольников с нарушением интеллекта заключается в том, что ребёнок развивается в процессе общения со взрослыми. В основе этого общения лежит эмоциональный контакт взрос...

Консультация для педагогов «Формирование навыков общения у дошкольников»

На протяжении детства складываются и развиваются четыре различные формы общения, по которым можно достоверно судить о характере происходящего психического развития ребенка (М.И. Лисина)....

Статья «Формирование навыков общения старших дошкольников посредством организации танцевальной деятельности»

Одним из важных направлений развития детей дошкольного возраста является развитие их общения со сверстниками и взрослыми. Ведь именно в дошкольный период мир ребёнка уже не ограничивается семьёй. Знач...