Занятия по экспериментированию
план-конспект занятия (старшая группа)

Волошина Ирина Анатольевна

Цикл занятий для старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatiya_po_eksperimetirovaniyu.docx49.41 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Песчаные конусы и тоннели

 ТЕМА             Путешествие  в волшебную лабораторию

Цель: развитие познавательной  активности детей, способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного  эксперимента и делать выводы

ЗАДАЧИ:

- развитие исследовательской деятельности посредством экспериментальной деятельности.

-формирования предпосылок экологического сознания , расширение представлений о том  что в природе все взаимосвязано.

- работа по обогащению словаря( горные породы, своды, тоннели, сплывы, воронка)

ХОД ЗАНЯТИЯ.

В. С чем мы можем поиграть на пляже?

Д .-   песок, вода, камни.

В. песок, вода, камни -это  объекты неживой природы, .Приглашаю вас отправиться  в увлекательное  путешествие в волшебную лабораторию. Природный песок – это рыхлая смесь мелких песчинок,  образовавшихся в результате разрушения твердых горных пород  Песок- рыхлый, непрозрачный, сыпучий ,хорошо пропускаемый воду и плохо сохраняет форму .Его можно встретить на пляже, в пустыне , дне водоема.

ОПЫТ № 1 « ПЕСЧАНЫЙ КОНУС»

В.  Берем горсть сухого песка и медленно выпускаем струйкой , так что бы песок падал в одно и то же место. Постепенно образуется конус. Если долго сыпать песок , то в одном , то в другом месте будет возникать « спывы» - движение песка, похожее на течение. Почему это происходит? Из чего состоит песок?

Д. Из отдельных мелких песчинок . Скреплены они между собой или нет?

Д. Нет  Происходит передвижение.

ВЫВОД: Слои песка состоят из отдельных песчинок ( могут передвигаться  относительно друг друга).

ОПЫТ № 2 « СВОДЫ И ТОННЕЛИ»

В:  Возьмем тонкую бумагу и склеим из нее трубочку по размеру карандаша. Сделали?

 ( ДА) . Оставьте карандаш внутри трубочки, осторожно засыпайте песком трубочку так, чтобы конец трубочки и карандаш оставались снаружи. ( разместим их наклонно  в песке).Аккуратно вынимаем карандаш из трубочки. ( Смял ли песок трубочку?)

Д.   конечно смял.

В. нет не смял. Медленно вытаскиваем трубочку из песка, она не смятая. Почему? Оказывается песчинки образуют предохранительные своды , из них получаются тоннели. Поэтому насекомые  , попавшие в сухой песок   могут там ползать  и выползать целыми и невредимыми.  

ВЫВОД:  Песчинки могут образовывать своды и тоннели

ОПЫТ № 3  « СВОЙСТВА МОКРОГО ПЕСКА»

В, Попробуем насыпать сухой песок струйкой  на 1 поднос. Это получается хорошо? Почему?

Д. Песок сухой , песчинки могут передвигаться.

Насыпать  мокрый песок  на 2 поднос. Не получается? Почему?

Д. Песок мокрый между песчинками находится вода , которая склеивает песчинки. И не дет им передвигаться.

ВЫВОД: Мокрый песок нельзя пересыпать , зато можно из него лепить. Он принимает любую форму. .Это происходит потому, что в нем вода, а в сухом воздух.

ОПЫТ № 4 « ПОГРУЖЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ В СУХОЙ И МОКРЫЙ ПЕСОК»

В. Равномерно насыпьте песок сухой  в тазик  толстым слоем .Осторожно надавливаем на него ладошкой. Затем тоже делаем с мокрым песком .Что происходит?

Д. В сухом песке ладошка быстрее  и легче утопает , чем в мокром. У сухого –воздух между песчинками , а у мокрого вода, которая склеивает песчинки.

ВЫВОД:  В сухой песок погружаются легче , чем в мокрый.

        Конспект занятия по познавательно-                             исследовательской деятельности

«Солнечные зайчики»


Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, физическое.

Цель: Развивать навыки  исследовательской деятельности при познании окружающего мира.

Задачи:

1) дать понятие о возникновении света;

2) развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;

3)познакомить детей с тем, как можно увидеть световой луч; понять, что свет двигается по прямой линии и когда что-либо преграждает его путь, лучи света останавливаются и не проходят дальше; понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него;

4) способствовать овладению приёмами практического взаимодействия с окружающими предметами.

5)воспитывать самостоятельность, активность.

Материалы и оборудование: зеркальце или диск для каждого ребёнка;

Ход занятия:

 Воспитатель читает стихотворение и играет солнечным зайчиком, а дети пытаются его поймать.

Солнечные зайчики играют на стене,

Помани их пальчиком, пусть бегут к тебе.

Вот он, светленький кружок,

Вот, вот, вот - левей, левей!

Убежал на потолок…

В группу входит Буратино

Буратино - Здравствуйте, детишки: девчонки и мальчишки. Вы меня узнали?

Дети: - Да, ты Буратино.

Буратино: - Правильно. Я Буратино. Пришёл к вам из солнечного города, в котором живут такие же весёлые человечки, как и я. А вы знаете, зачем я к вам пришёл?

Дети: - (варианты ответов)

Буратино: - Я узнал, что ваша группа похожа на наш солнечный городок: В нём много солнца и света, а ещё вы умеете играть в разные забавные и весёлые игры. Можно сегодня я погуляю с вами в солнечной группе?

Дети:- Можно.

Буратино: - Тогда играем.

Буратино: (смотрит по сторонам)

«А где же ваше солнышко,

Пойдёмте все искать, сегодня наше

Солнышко позвало нас гулять!

Ну, где же это солнышко, никак не отыскать!»

Дети: (показывают на солнышко)- Оно на небе.

Буратино: Ой, какое оно яркое, что больно глазки. Ребятки, а почему оно такое яркое и зачем так сильно припекает.

Дети: Солнышко греет нашу землю, что всем было тепло. Тепло нужно растениям для роста, а свет от солнышка нужен всем.

Буратино: предлагаю поиграть с солнышком.

Физ- минутка: « Солнышко»

«Солнце встало из-за тучки, (руки в бок, ноги на ширине плеч)

Протянуло к тебе ручки, (руки вытянули вперёд)

Обняло, поцеловало, (обняли себя руками)

И удачи пожелало!» (помахали рядом стоящим руками)

Исследовательская деятельность: опыт с передачей солнечного «зайчика».

Воспитатель: Пригласим в нашу группу много солнечных зайчиков? Вы мне поможете? (Раздаю зеркала детям)

- Ребята, давайте посмотрим, как появляется солнечный «зайчик» (рассматриваем его). Да, солнце попадает на наше зеркальце и на стене появляется его отражение - солнечный «зайчик» (предлагаю детям самостоятельно поиграть с солнечными лучиками и помогаю тем, кто не может поймать отражение солнца).

«Ежедневно по утрам,

я в окошко вхожу к вам,

если солнце за окном,

значит я приду к вам в дом.

Вы догадались кто я?»

Ребята кто это к нам пришёл в гости?

Дети: это солнечный зайчик.

Буратино: А почему его назвали зайчиком? А не волком или лисичкой? И какой он формы?

Дети (предлагают варианты ответов)

Буратино: Солнечные зайчики это отражение солнечного лучика от блестящих предметов. А круглые они потому что солнышко круглое. И вы молодцы, что всё это знаете.

Психомоторные движения.

- Ребята, сейчас сядьте на стульчики. Найдите его, где солнечный зайчик (направляю зеркалом по всей группе) . Представьте, что Солнечный зайчик! Заглянул к вам в глаза. Закройте их. Он побежал по вашему лицу; нежно погладьте его ладонями. Вот, он побежал по лбу, по носу, по щекам. Погладьте его. Откройте глаза.

Воспитатель:( повторно читаю загадку)

Я всегда со светом дружен,

                              Если солнышко в окне,

                              Я от зеркала, от лужи

                              Пробегаю по стене.

-Ребята, о чем говорится в этой загадке? Правильно, о солнечном «зайчике! Как он попал к нам в группу? Да, я поймала солнечный луч зеркальцем. А если солнышко спрячется за тучки, мы сможем пригласить солнечного зайчика? Нет.

Молодцы!

В заключении дети прощаются с солнечными зайчиками.

«ЧЁРНОЕ И БЕЛОЕ»

Цель: познакомить с влиянием солнечных лучей на чёрный и белый цвет; развивать наблюдательность, смекалку.

Материал: салфетки из ткани чёрного и белого цвета.

Ход:

Белая тряпочка похожа на зайчика,

Тряпочка чёрная – на ворона огородного

Потрогайте салфетки – какие они? (прохладные)

  1. Положить салфетки на окно, оставить под лучами солнца на несколько минут. Затем прикоснуться рукой. Что произошло? (они нагрелись: белая – стала тёплой, а чёрная - горячей)
  2. Переложить салфетки с окна на стол, оставить на несколько минут. Что произойдёт? (салфетка белого цвета стала холодной, а салфетка чёрного цвета - тёплой).

Вывод: белый цвет отталкивает солнечные лучи – салфетка белого цвета нагрелась слабо; чёрный цвет поглощает солнечные лучи – салфетка чёрного цвета стала горячей.

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей старшей группы.

«Волшебный мир теней»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, речевая.

Цель: Иметь представление о явлениях в неживой природе. Прививать стойки интерес к экспериментальной деятельности. Развивать интерес к театральной деятельности.

Задачи:

1. познакомить детей с понятием «тень», дать представление о происхождении тени;

2. формировать представления детей о таком явлении в жизни человека – как тень.

3. стимулировать желание детей экспериментировать;

4. развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира;

5. в процессе экспериментирования развивать следующие качества психики: мышление, воображение, внимание, наблюдательность, произвольность поведения, коммуникативные способности;

6. развивать умение слушать, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя.

7. воспитывать бережное отношение к природе;

Активизация словаря: контуры, теневой театр, игры теней.

Планируемые результаты:. - познакомить детей, как образуется тень; познакомить с её зависимостью от источника света и предмета; - установить сходство тени и объекта; - показать, как создать с помощью теней образы.

Материалы и оборудование: мольберт, проектор, ширма для теневого театра, настольная лампа, фигуры для теневого театра, контуры теней. неваляшка, машинка, верблюжонок, петушок, цветок, книга, птичка.

Индивидуальная работа с детьми: стимулировать речевую и мыслительную деятельность, с помощью вопросов побуждать к ответам отдельно взятых детей.

План

Организационный момент

1.1. Постановка проблемного момента. Задаём вопрос.

1.2  Путешествие в волшебный мир теней.

Основная часть

2.1.  Опыт 1. «Как появляется тень? Время суток»

2.2. Опыт 2. «Предмет и его тень».

2.3. Опыт 3. «Чудесные превращения тени». (теневой театр руками)

2.4. Физкультминутка

2.5. Опыт 6. «Игра теней».

Заключительная часть

3.1. Рефлексия.

Содержание организационной деятельности детей.

Воспитатель: Интересно, а у нас с вами есть свои собственные тени?

(ответы детей)

Воспитатель: А у кого еще есть тень? (ответы детей).

Воспитатель: - Как много интересных ответов я выслушала, но как вы думаете можем ли мы потерять свои тени

Воспитатель: Я вам предлагаю отправиться в «волшебный мир теней» и уже там узнать ответ на этот вопрос. Но попасть туда совсем не просто.  У меня есть подсказки  – тени разных предметов. Следуя за этими тенями мы сможем попасть в волшебный мир теней.

Воспитатель: Ребята,   вот мы с вами и оказались в волшебной мире Теней.

Но где же тени? Вы их видите? (ответы детей)

  Опыт 1. «Как появляется тень? Время суток» - Что нужно для того, чтобы появилась тень? Дети высказывают  свои предположения. (Включить свет. Тень отбрасывают предметы, когда светит солнце) (рассматриваем приготовленное оборудование Мольберт и лампу).

Воспитатель: Посмотрите что находится у меня на столе? (глобус). А что такое глобус? (макет земли). Давайте пометим красным кружочком где сейчас находимся мы с вами (приклеиваем кружок к приблизительному месту нахождения). А сейчас представим, что наша лампа – это солнце. Какое время суток на земле, когда на неё светит солнышко? (День). Какое время суток  будет на противоположной стороне, на которую не падает свет? На земле бывает день и ночь, солнце и тень.

Итог: тень образуется от любого непрозрачного предмета когда на него попадают световые лучи.

(Дети наблюдают, как перемещается значок и меняется освещение. Затем педагог вновь вращает глобус и предлагает рассказать, что делают обычно дети, когда Земля и Солнце занимают такое положение.)

Воспитатель:  Опыт 2. «Предмет и его тень». – Ребята, отгадайте, про что я сейчас рассказываю: - Я иду, она идет, я стою, она стоит, побегу, она бежит. (Тень) Тень – это наше отражения. Сейчас все вы станните моими тенями. (дети повторяют движения за воспитателем)  давайте попробуем догнать нашу тень или убежать от неё. Ну что получилось догнать тень? (ответы детей). На что похожа тень от каждого предмета? (Дети выдвигают гипотезы. Затем опытным путём проверяют эти гипотезы: берут различные предметы, располагают их между источником света и экраном,  )   ,

Общий  вывод: все предметы имеют тень, тень от предмета похожа на предмет, от которого она отбрасывается. (С помощью наводящих вопросов ,  правильно формулируем вывод, включая в речь слова: одинаковая, такой же формы круглой, квадратной, треугольной, столько же предметов.)

Воспитатель: Опыт 3. «Чудесные превращения тени».

Воспитатель: У меня есть волшебная коробка. Посмотрите, что в ней находится? (фонарики). Пусть фонарик у нас будет солнышко. Утром солнышко восходит над землёй и первые лучи его попадают на окружающие предметы. Посветите на геометрические фигуры, где появилась тень? (туда куда не попадают солнечные лучи). Почему появилась тень? (фигура не пропускает солнечные лучи). Место где нет солнца – называется  затенённое. У тени есть один секрет, она в одно мгновение может превратить вас в высоких великанов и низких гномиков. Давайте проверим! (Подходим близко и отходим далеко от источника света).

С детьми формулируем вывод следующим образом: если предмет расположен дальше от источника света, он загораживает меньше света и тень от него будет маленькой, а контуры отчётливыми, если близко - тень будет большой, а контуры расплывчатыми.

Воспитатель: Ребята,  во все времена тень помогала человеку. С помощью неё он определял время года, время суток. А еще с помощью тени взрослые придумывали интересные развлечения для детей. Давайте посмотрим на экран? Что на нём изображено? (на экране появляются картинки с контурами теней, теневой театр с помощью рук).

Сейчас нам наши гости попробуют изобразить руками интересных животных, на мольберте. (приглашаются родители повторить то, что изображено на экране). Ну а теперь и мы с вами ребята попробуем сделать тоже самое. (дети пробуют показывать то что изображено на картинке).

Воспитатель: Опыт 6. «Игра теней». С помощью тени, артисты в театре могут показать зрителям интересные спектакли. Такой театр называется «Теневой театр». Давайте мы с вами немного поиграем с тенью и придумаем интересный спектакль.

(детям предлагается на выбор готовые фигуры героев раздаёт каждому ребёнку фигуру на палочке ).

Воспитатель: Я предлагаю вам разыграть свою сказку

- В одном зимнем лесу стоял терем-теремок. Вот бежит по лесу мышка, увидела терем и говорит: (сказка теремок).

Дети по очереди подходят к ширме когда слышат имя своего героя.

Заключительная часть

Понравилось вам в волшебном мире теней? Вы многое узнали во время путешествия! Расскажите мне пожалуйста «Почему тень движется? ,   Можно тень взять в руки?  тень живая?       У кого есть тень? Что можно делать с тенью? Почему тень  прячется и  убегает от нас? Может ли человек потерять свою тень? Спасибо вам за ваши ответов

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей старшей группы.

                               « СВЕТ И ТЕНЬ»

ЦЕЛЬ: Вызвать у детей интерес к изучению окружающего, к познанию окружающего мира.

ЗАДАЧИ:

- развивать способность предполагать исход событий, поощрять желание рассуждать.

- Использовать художественное слово

-Объяснять детям через эксперимент со светом и тенью, что это природное явление

ОБОРУДОВАНИЕ: 1 коробка с  отверстиями, фонарики, контуры фигур – любые

ХОД ЗАНЯТИЯ:

В: Что означает слова « Светло и темно».Когда на улице темно? Почему в комнате может быть светло в любое время суток? Что такое тень?

Д: отвечают.

В: Что мы делаем когда на улице темно? Если нет солнца , что в природе осветит предмет

( луна, костер)

ИГРА: « СВЕТ БЫВАЕТ РАЗНЫЙ»

Свет в природе — луна, костер, солнце

Свет искусственный – фонарь, лампа, свеча, .

Что светит ярче?  

Свет – это поток маленьких частичек света. Подойдем  к стене  поближе и посветим фонариком , что мы видим ( яркое светлое пятно).Какое оно по размеру? ( маленькое)

Теперь отойдем подальше от стены , что происходит с пятном? ( становится больше)

Вывод: Чем ближе стоим, тем меньше световое пятно. Чем дальше стоим , тем оно больше

« СУТКИ»  Н. Григорьева

Утром солнышко встает , спать ребятам не дает

-Ну-ка детки подымайтесь, заряжайтесь, умывайтесь

Аккуратно одевайтесь и за завтрак принимайтесь

В полдень солнышко в зените, у него лучи как нити

Землю щедро согревают, всех обедать приглашают.
Нам пословица гласит: долог день до вечера когда делать нечего .

Ну а вечером, ребята, всех окутает прохлада,
Солнцу тоже отдых нужен, а ребятам вкусный ужин

Ночью на небе луна , очень строгая она.

Наблюдает все ли улеглись в постель ?

Закрывайте глазки, пусть вам всем приснятся сказки

Закрывайте очи, всем спокойной ночи!

От утра и до утра сутки знает детвора

ОЫТ № 1 В. Посмотрите в окно, что сейчас ночь или день?

Д.отвечают  день.

В: А теперь давайте посмотрим ка свет проникает к нам в окно( беру коробку с отверстиями ( Показать , что внутри темно). Дальше беру фонарик включаю и светит в небольшое отверстие .Коробка наполняется светом. Также и лучи солнца попадают к нам в группу.

Когда наступает  вечер, солнце заходит ( опускаем фонарик) в группе становится темно и мы включаем свет

« ТЕНЬ»

С тенью в прятки мы играем, тень свою мы догоняем

Мы бежим , она бежит, мы стоим, она стоит

Мы за дом, она за дом

С тенью долго мы играли, от игры совсем устали

Вот немного отдохнем и опять играть начнем

В: Что такое тень? . ( Беру фонарик и одну из форм держу  напротив  стены ровно светит на него  прямо  фонариком

- какой формы тень круга( отвечает) и так со всеми формами

Выясняем  вместе с детьми , что каждая форма имеет такую же тень

Но мы знаем, что днем солнце светит на нас сверху , а утром или вечером находится ниже. Что происходит с тенью?.

В: отвожу фонарь немного в сторону , тень расползается, становиться более вытянутой.Тень становится длиннее  самой формы. Также и тени на улице утром или вечером тени более вытянутые , ваша тень  становится гораздо длиннее вас


               
Конспект непосредственной образовательной               деятельности по экспериментированию в старшей группе

Тема: "Таинственный воздух".

Воспитатель: Волошина И. А.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе

Тема: "Таинственный воздух".

Образовательная область «Познавательное развитие».

Познавательно-исследовательская деятельность

Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.

Задачи:

1. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.

2. Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу.

3. Развитие целостного восприятия, умение воспроизводить целостный образ предмета, развивать коммуникативные навыки.

4. Обеспечить получение опыта взаимодействия в парах (группах), преодоление боязни тактильного контакта.

5. Упражнять в самоанализе и эмоциональном реагировании детьми всех этапов занятия, закреплять положительные эмоции.

Интеграция образовательных областей;

-социально - коммуникативное развитие;

-физическое развитие;

-познавательное развитие;

-художественно – эстетическое развитие;

-речевое развитие;

Предварительная работа:

наблюдения за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека

Оборудование: оборудование для проведения опытов: стаканы с водой, трубочки, свистулька, полиэтиленовые пакеты, воздушные шары, мыльные пузыри по количеству детей, игрушка резиновая, корочки апельсина, коробочки с чесноком и луком, листы бумаги по количеству детей

Организационный момент:

Дети с воспитателем играют в хороводную игру: « Пузырь» раздается стук…

Воспитатель: Ребята, кто это к нам пришел? Это Незнайка. Поздоровайтесь с ним. Здравствуй, Незнайка, что ты нам принёс?

Незнайка: Подарки! Шарики! Вот они. (2 шарика: один надутый, другой сдутый).

Воспитатель: Незнайка, а что случилось? У тебя один шарик весёлый, толстый, а второй - худой и грустный. Почему?

Незнайка: Не знаю, … он почему-то стал таким…

Воспитатель: Дети, что случилось с шариком?

Дети: Он сдулся!

Воспитатель: А что значит сдулся?

Дети: Воздух вышел…

Незнайка: А что такое воздух и зачем он нужен?

Воспитатель: Ребята, давайте поможем Незнайке узнать это. Как мы можем почувствовать воздух? Где, или когда мы чувствуем воздух?

Дети: Когда дует ветер на улице.

Воспитатель: А у нас в группе есть воздух?

Дети: Да, есть.

Дыхательная гимнастика:

Воспитатель: Давайте вместе с вами попробуем вдохнуть и выдохнуть воздух. (Дети вдыхают через нос, а выдыхают через рот). Теперь подставьте ладошки ко рту, вдохнём и выдохнем. Что вы почувствовали?

Дети: движение воздуха .

Воспитатель: Как еще можно почувствовать воздух?

Дети: подуть друг на друга или помахать на лицо.

Воспитатель: Скажите, а для чего нужен воздух?

Дети: Воздух нужен, чтобы дышать.

Незнайка: Мне не нужен воздух, я легко могу обойтись без него.

Воспитатель: Давайте проверим: может быть, Незнайка прав? Наберите побольше воздуха и попробуйте не дышать, хотя бы недолго. ( дети пробуют не дышать). А теперь ты, Незнайка, сделай тоже самое, а мы с ребятами посчитаем ,сколько ты сможешь не дышать. (зажимает Незнайке нос пальцами).

Незнайка: Ой, ой! Лучше я буду дышать. Видимо, без воздуха и, правда, жить не возможно!

Воспитатель: Ребята, скажите, кому нужен воздух, кто не может жить без него?

Дети: Людям, птицам, цветам .

Проводится дидактическая игра «Найди, кому нужен воздух».

Воспитатель : На коврике разложены картинки. Найдите изображения тех, кому нужен воздух (люди, животные, растения). Молодцы, правильно.

Воспитатель: А чтобы ещё больше узнать о воздухе я приглашаю вас в

« Научную лабораторию».

Вы знаете, что такое лаборатория? Правильно - это помещение, где проводят разные опыты и исследования. В лаборатории на столах находится оборудование, необходимое для проведения опытов.

Можно я на правах старшей по возрасту возьму на себя роль заведующей лабораторией (воспитатель надевает халат, шапочку, очки.)

А вы будете научными работниками лаборатории. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил.

Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.

Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

Правило№3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.

Правило№4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал - убери на место.

Правило№5. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых .( Воспитатель на магнитную доску помещает знаки-сигналы определяющие правила).

Воспитатель: Что мы сегодня будем исследовать, вы узнаете, отгадав загадку.

Он нам нужен чтоб, дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но не видим он для нас.

Что это?

Правильно воздух. Сегодня я как руководитель научной лаборатории, предлагаю, чтобы сотрудники изучили свойства воздуха и сделали вывод, нужен ли воздух людям, животным. И если нужен, то какой.

Воспитатель предлагает детям пройти в лабораторию и занять свои рабочие места.

Воспитатель: Посмотрите ребята, Незнайка принес вот такие шарики. Кто знает, какого они цвета?

- Красный и синий

Воспитатель:- А как называются эти шарики?

- Воздушные

Воспитатель:-  А вы  знаете, почему они так называются?

- Потому что внутри шарика есть воздух

Воспитатель:- А откуда воздух появился в шариках?

- Он там появился, когда шарик надували.

Воспитатель:- Значит - в нас тоже есть воздух. Давайте это проверим

Опыт№1

Воспитатель:- Перед каждым из вас на столе стоят стаканы и лежат трубочки. Давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой. И посмотрим, что произойдет с водой.

- Выходят пузырьки.

- Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была

-Ответы

-Пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

- Давайте продолжим исследовать воздух и перейдём к следующему опыту.

Опыт№2

Воспитатель: - Скажите, а можем ли мы с вами увидеть воздух.

-Нет (ответы)

- Да вы правы ребята, воздух прозрачный. В этой лаборатории благодаря одному опыту мы постараемся увидеть воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите. Что в нем? (пусто).

- Да, он пустой, его можно сложить несколько раз. Теперь мы наберем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож?

-Ответы

-Воздух занял все место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему?

-Ответы.

Теперь мы с вами убедились, что воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать. Мы поймали воздух и заперли его в мешочке. А потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас, а как вы думаете, мы сможем почувствовать воздух?

- Ответы.

Опыт№3

Воспитатель: - Для того, чтобы нам его почувствовать, нам нужно сделать веера. Берем лист бумаги и начинаем складывать гармошкой. Вот  так.

А теперь помашем веером на себя. Что мы чувствуем? - Ответы

Воспитатель:- Правильно, мы чувствуем ветерок. А как еще можно почувствовать воздух?

-Можно подуть себе на руку. Опять дует ветерок

Физминутка «Игра с воздухом»
Задача: координация движений, активизация глагольной лексики, умение выполнять движения по предложенным схемам.
Ударяем воздух кулаком,
Толкаем воздух ладошкой,
Пинаем воздух ногой,
Обнимаем воздух руками,
Гладим воздух по головке,
Чистим воздух щёточкой,
Черпаем воздух ладонями,
Бросаем воздух подальше,
Ловим воздух горстями.

Воспитатель:- А как вы думаете, мы, сможем ли мы услышать воздух?

-Опыт№4

Воспитатель: - На самом деле звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед, это называется колебание. Повторите как это называется (словарная работа) .

-Колебание

- Посмотрите, у меня есть свистулька, через нее можно пустить быструю струю воздуха?

-Да

-Благодаря свистульке мы смогли услышать воздух? Также мы можем другим способом услышать воздух (воздух, издаваемый из резиновой игрушки)

Опыт№5

Воспитатель:- Скажите, а у воздуха есть запах ? - нет

Незнайка : Как нет? Пахнет, я всегда чувствую, когда Пончик печет сладкие булочки.

Воспитатель: Незнайка, это не воздух пахнет, а булочки, и запах по воздуху идет к тебе. Давайте проверим это.

Воспитатель: Понюхайте воздух. А теперь понюхайте то, что лежит на столе в этих коробочках. Что пахнет? Чем? Приятно или нет.(чеснок, лук, ванилин)

А теперь отвернитесь и понюхайте воздух,…пропали запахи… .Воздух не пахнет, в воздухе есть запахи от чего-либо…. Как же мы чувствуем запах .

Совершенно верно воздух не имеет запаха. Мы сейчас проведем еще одно исследование. Возьмите корку апельсина, помните её. Что вы чувствуете?

-Пахнет апельсином.

-Как вы думаете, это пахнет воздух или апельсиновая корка издаёт такой аромат?

-Это корка

-Значит, запах передается по воздуху и мы его чувствуем.

Воспитатель: А что надо сделать, чтобы шарик опять стал толстым и весёлым?

Дети: шарик надо надуть .

Воспитатель: Как вы думаете, что будет внутри шарика после того, как его надуем Незнайка?

Дети: воздух. Давай надувай шарик Незнайка, чтобы он стал круглым и упругим ( Незнайка надувает шар, зажимает его пальцами.)

Незнайка: Спасибо, ребята, что рассказали мне о воздухе так много интересного. Я теперь знаю, как помочь шарику стать толстеньким и веселым. А вам хочу сделать подарок, воздушные шарики, которые вы сможете надуть воздухом сами. А я пойду домой в Солнечный город и расскажу своим друзьям, сколько я всего тут интересного узнал! До свидания!

Воспитатель и дети: До свидания, Незнайка. Спасибо за шарики.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось в научной лаборатории ?

Дети: понравилось.

Рефлексия:

Воспитатель: Незнайка много узнал сегодня интересного, а что вы узнали? Давайте вспомним, что мы знаем о воздухе.

Дети: Воздух нужен всему живому, что воздух можно почувствовать при помощи веера, увидеть, поймав пакетик, услышать благодаря свистку. Воздух есть везде, даже внутри нас. Воздух не пахнет .

Воспитатель: Молодцы!

-Ребята вам понравились опыты про воздух? А кому, какой опыт понравился больше всего?

- Но оказывается в воздух ещё можно, и поиграть, а помогут в этом мыльные пузыри. В этих баночках находится мыльная пена, когда мы дуем, она наполняется воздухом и получаются мыльные пузыри.

.

Тема: «Знакомство с магнитом и его свойствами»

Интеграция: коммуникация, физическая культура, труд.

Интегрированные задачи:

  • Систематизировать  знания детей о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит;
  • Закреплять умение складывать бумагу прямоугольной формы в разных направлениях;
  • Обогащать  словарь детей (магнетизм, магнетические, немагнетические);
  • Развивать  мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы;
  • Стимулировать самостоятельность и активность детей;
  • Воспитывать доброжелательные отношения, умение работать в паре.

Атрибуты: на каждого ребенка:  магнит, коробка с магнетическими (скрепка, гвоздь, шуруп, деталь конструктора, гайка) и немагнетическими (резинка, пробка, кубик, пуговица, листок бумаги) предметами,  стакан с водой и скрепкой на дне, лист бумаги, скрепки.

Таблица – схема для занесения результатов эксперимента, письмо от Незнайки, таз с водой (на каждый стол), машина.

Алгоритм проведения.

  • Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Александровна
  • Ребята, я сегодня получила необычное письмо. Давайте прочитаем его.

«Привет, ребята! Это я, Незнайка! У моих друзей Винтика и Шпунтика сломалась машина. Я хотел им помочь ее отремонтировать. Но для ремонта нужны только железные детали, а я не знаю, как их определить. Помогите мне, пожалуйста!»

  • Как вы думаете, ребята, мы с вами можем помочь Незнайке?
  • Как мы сможем отличить железные детали от остальных?  (ответы детей)
  • Чтобы сделать это правильно, нужно использовать магнит.
  • А что такое магнит?
  • Я расскажу вам одну старинную легенду.

В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии подбитые железом и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями, снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягивают. Магнис понял, что эти черные странные камни не признают никаких других материалов кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим соседей. От имени пастуха появилось название магнит.

  • Что мы узнали о свойствах магнита? (магнит имеет свойство притягивать  к себе железные предметы).
  • Как эти свойства можно проверить? (ответы детей: для этого нужно взять магнит и провести эксперимент)
  • Сейчас мы с вами отправимся в мини-лабораторию, превратимся в ученых и проведем эксперимент (дети надевают халаты и колпачки).
  • Давайте вспомним правила, как нужно вести себя в лаборатории. (Надеть белый халат, чтобы не испачкать одежду; нельзя вертеться и мешать соседу; осторожно обращаться со стеклянной посудой; начинать работу только с разрешения взрослого;  по окончании работы привести в порядок рабочее место)
  • Предлагаю вам пройти на свои места.
  • На столах лежит множество предметов из разных материалов (магнетические и немагнетические). Вам нужно отобрать только  железные и положить в другую коробочку. Полученные результаты мы занесем в таблицу при помощи знаков «+» и  «-». Железные предметы мы обозначаем знаком «+», а остальные  предметы знаком «-». Приступайте к работе.

(По окончании работы дети по очереди выходят и знаками отмечают результаты эксперимента.)

  • Какой вывод можно сделать, глядя на эту таблицу? (ответы детей)

Вывод: Правильно, магнит притягивает только железные предметы, поэтому чтобы отделить их от остальных надо использовать магнит.

  • Это свойство магнита еще используют на заводе, где варят сталь. Привозят на завод различные железные предметы и сваливают их в кучу. Но среди них попадаются не металлические предметы. Как их определить? Краном опускают огромный магнит и к нему притягивают все металлические предметы, а не металлические остаются (показ воспитателя).
  • Мы выяснили, как можно железные предметы отделить от остальных. Но как нам сообщить об этом Незнайке? (предложения детей)
  • Да, мы напишем письмо Незнайке, отправим ему нашу таблицу и магнит.
  • А сейчас давайте немного отдохнем, поиграем в игру «Магнит».

        Дети встают в круг.

  • Представьте что вы магниты, по очереди я буду вам бросать мяч и называть разные предметы: магнетические и немагнетические, вы  должны будете притянуть их или оттолкнуть. Магнетические предметы, это какие? (железные, которые притягивает магнит), а немагнетические – все остальные. Готовы?
  • Отдохнули, а теперь снова превратимся в ученых. Пройдите на свои места.
  • Как вы думаете, под водой может магнит притягивать металлические предметы? Проверим, так ли это.
  • На столах стоят стаканы с водой, на дне скрепка. Нужно взять магнит и опустить его в воду. Что произойдет?
  • Так что же  произошло и какой вывод можно сделать? (ответы детей).

Вывод: правильно, магнит притягивает железные предметы даже под водой.

  • Благодаря своей способности притягивать предметы под водой, магниты используют при  строительстве и ремонте подводных сооружений, кораблей. С помощью магнита удобно держать инструменты под водой.
  • А как вы думаете, может ли магнит действовать на предметы, находящиеся на расстоянии?
  • Давайте проверим. Сначала мы построим кораблики из бумаги, прикрепим к нему флажок железной скрепкой, пустим кораблик на воду и попробуем управлять им, двигая магнит над корабликом, не касаясь. (Дети изготавливают бумажный кораблик и экспериментируют)

Что происходит с корабликом? (ответы детей)

Вывод: правильно, сила магнита действует даже на расстоянии.

Приведите в порядок свои рабочие места. Из ученых мы снова превращаемся в ребят. (Дети снимают халаты и садятся на коврик)

  • Какие предметы притягивает к себе магнит?
  • С какими свойствами магнитов вы познакомились?
  • Кто знает, где используют магнит?

Молодцы, хорошо усвоили  новый материал, а чтобы вы могли еще поэкспериментировать, я подарю вам магниты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментированию с бумагой «Волшебница бумага» (старшая группа)

Цель:         Обратить внимание детей на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни. Познакомить с производством бумаги. Научить отличать вещи, сделанные из б...

Конспект занятия по экспериментированию,подготовительная группа"Три задания для Иванушки"

Программное содержание:Образовательные задачи:-Обобщить знания детей разновидностей металлов, о свойствах и действия магнита.-Расширить представления детей о том, с какими предметами...

Конспект занятия по экспериментированию «Воздушный океан»

Цель занятия:  Продолжать формировать представление о роли воздуха, познакомить с некоторыми его свойствами, расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека. Развивать с...

Занятие по экспериментированию с песком

Песок, свойства песка, изготовление куличиков....

Открытое интегрированное занятие по экспериментированию в подготовительной группе «Найди радугу» (конспект ,занятия,презентация гимнастики для глаз по здоровьесберегающей технологии профессора В. Ф. Базарного

Авторская зазработка моего конспекта занятия  по экспериментальной деятельности в подготовительной группе.В занятии предложены  физминутка, карточки для игр и презентация физминутка для глаз...

Конспекты занятий для 2-й младшей группы в период адаптации по ознакомлению с окружающим. Темы:"Вода"- занятие по экспериментированию, "Осень"- ознакомление с природой и рисование, "Мы уже большие"-социально-коммуникативное развитие.

Конспекты занятий для 2-й младшей группы с использованием пальчиковой гимнастики по методике Железновых и упражнений из "Кукляндии". Занятия направлены на адаптацию детей к детскому саду....

Конспект открытого комплексного занятия по экспериментированию с водой детей третьего года жизни Игра - занятие: «Играем с водой».

Знакомство детей раннего возраста со свойствами воды, учить окрашивать воду в разные цвета....