Главные вкладки

    «Современные образовательные технологии в ДОУ», выступление на педсовет
    статья

    Коробова Ирина Александровна

    статья

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sovremennye_obrazovatelnye_tehnologii_v_dou_2016_god.docx48.23 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 »

    Выступление на педсовет

    Современные образовательные технологии в ДОУ

    Подготовила и провела:

    Воспитатель Коробова И.А.

    г. Чехов, 2016 год

    Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям.
    В. Ф. Одоевский

    В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача  педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

            Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель -  содействовать становлению ребенка как личности.

    Сегодня мы поговорим о педагогических технологиях и их эффективном использовании в дошкольном учреждении. Вначале давайте вспомним, что же означает сам термин «технология».

    Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

    Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

    Сегодня насчитывается больше сотни  образовательных технологий. 

      Основные требования (критерии) педагогической технологии:

    • Концептуальность
    • Системность
    • Управляемость
    • Эффективность
    • Воспроизводимость.

    Концептуальность - опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

        Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:

     - логикой процесса,

     - взаимосвязью его частей,

     - целостностью.

        Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

        Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

        Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.

    Структура образовательной технологии

        Структура образовательной технологии состоит из трех частей:

    • Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
    • Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.
    • Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.

        Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.

    Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.

    К числу современных образовательных технологий можно отнести:

    • здоровьесберегающие технологии;
    • технологии проектной деятельности
    • технология исследовательской деятельности
    •  информационно-коммуникационные технологии;
    • личностно-ориентированные технологии;
    • технология портфолио дошкольника и воспитателя
    • игровая технология
    • технология «ТРИЗ» и др. 
    1. Здоровьесберегающие  технологии

    Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

    Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.

    В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит:

    • от типа дошкольного учреждения,
    • от продолжительности пребывания в нем детей,
    •  от программы, по которой работают педагоги,
    •  конкретных условий ДОУ,
    •  профессиональной компетентности педагога,
    • показателей здоровья детей.

    Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию здоровьесберегающих технологий:

    1. медико-профилактические (обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с использованием медицинских средств - технологии организации мониторинга здоровья дошкольников,  контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ);
    2.  физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);
    3. обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ);
    4.  здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.), ритмопластика, динамические паузы, релаксация);
    5. образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения);
    6.  обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий из серии «Уроки футбола», проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия), самомассаж); коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.)
    7. К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

    2. Технологии проектной деятельности

    Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

    Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

    Классификация учебных проектов:

    • «игровые» — детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);
    • «экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;
    •  «повествовательные»,  при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) формах;
    •  «конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.

    Типы проектов:

    1. по доминирующему методу: 
    • исследовательские,
    • информационные,
    • творческие,
    • игровые,
    • приключенческие,
    • практико-ориентированные.
    1. по характеру содержания: 
    • включают ребенка и его семью,
    • ребенка и природу,
    • ребенка и рукотворный мир,
    • ребенка, общество и его культурные ценности.
    1. по характеру участия ребенка в проекте: 
    • заказчик,
    • эксперт,
    • исполнитель,
    • участник от зарождения идеи до получения результата.
    1. по характеру контактов: 
    • осуществляется внутри одной возрастной группы,
    • в контакте с другой возрастной группой,
    • внутри ДОУ,
    • в контакте с семьей,
    • учреждениями культуры,
    • общественными организациями (открытый проект).
    1. по количеству участников: 
    • индивидуальный,
    • парный,
    • групповой,
    • фронтальный.
    1. по продолжительности: 
    • краткосрочный,
    • средней продолжительности,
    •  долгосрочный.

    3. Технология исследовательской деятельности

    Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

    Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная  задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.

    Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской

     деятельности: 

    - эвристические беседы;

    - постановка и решение вопросов проблемного характера;

    - наблюдения;

    - моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

    - опыты;

    - фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов,  трудовой деятельности;

    - «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

    - подражание голосам и звукам природы;

    - использование художественного слова;

    - дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие 

    ситуации;

    - трудовые поручения, действия.

    Содержание познавательно-исследовательской деятельности

    1. Опыты (экспериментирование)
    • Состояние и превращение вещества.
    • Движение   воздуха, воды. 
    • Свойства почвы и минералов.
    • Условия жизни растений.
    1. Коллекционирование (классификационная работа) 
    • Виды растений.
    • Виды животных.
    • Виды строительных сооружений.
    • Виды транспорта.
    • Виды профессий.
    1. Путешествие по карте
    • Стороны света.
    •  Рельефы местности.
    • Природные    ландшафты и их обитатели. 
    • Части света, их природные и культурные «метки» - символы.
    1. Путешествие по «реке времени»
    • Прошлое и настоящее    человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации (например, Египет — пирамиды).
    •  История    жилища и благоустройства.

    4.  Информационно-коммуникационные технологии

    Мир, в котором развивается современный  ребенок,  коренным образом отличается от мира,   в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

    Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками  задачи:

    • идти в ногу со временем,
    • стать для ребенка проводником  в мир новых технологий,
    • наставником в выборе  компьютерных программ,  
    • сформировать основы информационной культуры его личности,
    • повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.        

    Решение этих задач  не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.

     Требования к компьютерным программам ДОУ:

    • Исследовательский характер
    • Легкость для самостоятельных занятий детей
    • Развитие широкого спектра навыков и представлений
    • Возрастное соответствие
    • Занимательность.

    Классификация программ:

    • Развитие воображения, мышления, памяти
    • Говорящие словари иностранных языков
    • Простейшие графические редакторы
    • Игры-путешествия
    • Обучение чтению, математике
    • Использование мультимедийных презентаций

     Преимущества компьютера:

    • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
    • несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
    • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
    • обладает стимулом познавательной активности детей;
    • предоставляет возможность индивидуализации обучения;
    • в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
    • позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

    Ошибки при использовании информационно-коммуникационных технологий:

    • Недостаточная методическая подготовленность педагога
    • Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях
    • Бесплановость, случайность применения ИКТ
    • Перегруженность занятия демонстрацией.

     ИКТ в работе современного педагога:

    1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).

    2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со   сценариями праздников и других мероприятий.

    3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

    4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

    5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

    1. Личностно - ориентированная технология

    Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

    Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.

    Отмечаются попытки создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.

    Однако, сегодняшняя ситуация в дошкольных учреждениях не всегда позволяет говорить о том, что педагоги полностью приступили к реализации идей личностно-ориентированных технологий, именно предоставление возможности детям для самореализации в игре, режим жизни перегружен различными занятиями, на игру остается мало времени.

    В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:

    • гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.

    Данную технологию хорошо реализовать в новых дошкольных учреждениях, где имеются комнаты психологической разгрузки - это мягкая мебель, много растений, украшающих помещение, игрушки, способствующие индивидуальным играм, оборудование для индивидуальных занятий.  Музыкальный и физкультурный залы, кабинеты долечивания (после болезни), помещение по экологическому развитию дошкольника и продуктивной деятельности, где дети могут выбрать себе занятие по интересу. Все это способствует всестороннему уважению и любви к ребенку, веру в творческие силы, здесь нет принуждения. Как правило, в подобных дошкольных учреждениях дети спокойны, уступчивы, не конфликтны.

    • Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).

    Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания. Таким подходом обладают новые образовательные программы «Радуга», «Из детства - в отрочество», «Детство», «От рождения до школы».

    Сущность технологического воспитательно-образовательного процесса конструируется на основе заданных исходных установок: социальный заказ (родители, общество) образовательные ориентиры, цели и содержание образования. Эти исходные установки должны конкретизировать современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также создавать условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.

    Выявление темпов развития позволяет воспитателю поддерживать каждого ребенка на его уровне развития.

    Таким образом, специфика технологического подхода состоит в том, чтобы воспитательно-образовательный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. В соответствии с этим в технологическом подходе к обучению выделяются:

    • постановка целей и их максимальное уточнение (воспитание и обучение с ориентацией на достижение результата;
    • подготовка методических пособий (демонстрационный и раздаточный) в соответствии с учебными целями и задачами;
    • оценка актуального развития дошкольника, коррекция отклонений, направленная на достижение целей;
    • заключительная оценка результата - уровень развития дошкольника.

    Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.  

    6.Технология портфолио дошкольника

    Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.

    Существует ряд функций портфолио:

    • диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени),
    •  содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ),
    •  рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.

     Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией.  Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов  заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника.  И. Руденко

    Раздел 1 «Давайте познакомимся». В разделе помещается фотография ребенка, указываются его фамилия и имя, номер группы; можно ввести рубрику «Я люблю...» («Мне нравится...», «Обожаю, когда...»), в которой будут записаны ответы ребенка.

    Раздел 2 «Я расту!». В раздел вносятся антропометрические данные (в художественно-графическом исполнении): «Вот я какой!», «Как я расту», «Я вырос», «Я большой».

    Раздел 3 «Портрет моего ребенка». В разделе помещаются сочинения родителей о своем малыше.

    Раздел 4 «Я мечтаю...». В разделе фиксируются высказывания самого ребенка на предложение продолжить фразы: «Я мечтаю о...», «Я бы хотел быть...», «Я жду, когда...», «Я вижу себя...», «Я хочу видеть себя...», «Мои любимые дела...»; ответы на вопросы: «Кем и каким я буду, когда вырасту?», «О чем я люблю думать?».

    Раздел 5 «Вот что я могу». В разделе помещаются образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки).

    Раздел 6 «Мои достижения». В разделе фиксируются грамоты, дипломы (от различных организаций: детского сада, СМИ, проводящих конкурсы).

    Раздел 7 «Посоветуйте мне...». В разделе даются рекомендации родителям воспитателем и всеми специалистами, работающими с ребенком.

    Раздел 8 «Спрашивайте, родители!». В разделе родители формулируют свои вопросы к специалистам ДОУ.

    Л. Орлова предлагает такой вариант портфолио, содержание которого в первую очередь будет интересно родителям, портфолио можно заполнять как в детском саду, так и дома и можно представлять как мини-презентацию на дне рождения ребенка. Автором предлагается следующая структура портфолио. Титульный лист, на котором содержится информация о ребенке (фамилия, имя, отчество, дата рождения), фиксируется дата начала и дата окончания ведения портфолио, изображение ладошки ребенка на момент начала ведения портфолио и изображение ладошки на момент окончания ведения портфолио.

     Раздел 1 «Познакомьтесь со мной» содержит вкладыши «Полюбуйтесь на меня», куда последовательно вклеиваются портреты ребенка, сделанные в разные годы в дни его рождения, и «Обо мне», где содержится информация о времени и месте рождения ребенка, о значении имени ребенка, о дате празднования его именин, небольшой рассказ родителей, почему было выбрано это имя, откуда пошла фамилия, информация о знаменитых тезках и известных однофамильцах, персональная информация ребенка (знак зодиака, гороскопы, талисманы и др.).

     Раздел 2 «Я расту» включает вкладыши «Динамика роста», где дается информация о росте ребенка с первого года жизни, и «Мои достижения за год», где указывается, на сколько сантиметров вырос ребенок, чему научился за прошедший год, например считать до пяти, кувыркаться и др.

     Раздел 3 «Моя семья». В содержание этого раздела включаются краткие рассказы о членах семьи (кроме личных данных, можно упомянуть профессию, черты характера, любимые занятия, особенности совместного времяпрепровождения с членами семьи).

    Раздел 4 «Чем могу — помогу» содержит фотографии ребенка, на которых он изображен за выполнением домашней работы.

    Раздел 5 «Мир вокруг нас». В данный раздел вносятся небольшие творческие работы ребенка по экскурсиям, познавательным прогулкам.

     Раздел 6 «Вдохновение зимы (весны, лета, осени)». В разделе размещаются детские работы (рисунки, сказки, стихи, фотографии с утренников, записи стихотворений, которые ребенок рассказывал на утреннике и др.)

     В. Дмитриева, Е. Егорова также предлагают определенную структуру портфолио:

    Раздел 1 «Информация родителей», в котором есть рубрика «Давайте познакомимся», включающая в себя сведения о ребенке, его достижения, которые отметили сами родители.

    Раздел 2 «Информация педагогов» содержит информацию о наблюдениях педагогов за ребенком во время пребывания его в детском саду в четырех ключевых направлениях: социальные контакты, коммуникативная деятельность, самостоятельное использование различных источников информации и деятельность как таковая.

    Раздел 3 «Информация ребенка о себе» содержит информацию, полученную от самого ребенка (рисунки, игры, которые ребенок сам придумал, рассказы о себе, о друзьях, награды, дипломы, грамоты).

    Л. И. Адаменко предлагает следующую структуру портфолио:

     блок «Какой ребенок хороший», который содержит информацию о личностных качествах ребенка и включает в себя: сочинение родителей о ребенке; размышления воспитателей о ребенке; ответы ребенка на вопросы в процессе неформальной беседы «Расскажи о себе»; ответы друзей, других детей на просьбу рассказать о ребенке; самооценку ребенка (итоги теста «Лесенка»); психолого-педагогическую характеристику ребенка; «корзину пожеланий», в содержание которой входят благодарность ребенку — за доброту, щедрость, хороший поступок; благодарственные письма родителям — за воспитание ребенка;

     блок «Какой ребенок умелый» содержит информацию о том, что ребенок умеет, что знает, и включает в себя: ответы родителей на вопросы анкет; отзывы воспитателей о ребенке; рассказы детей о ребенке; рассказы педагогов, к которым ребенок ходит на кружки и секции; оценка участия ребенка в акциях; характеристика психолога познавательных интересов ребенка; грамоты по номинациям — за любознательность, умения, инициативу, самостоятельность;

    блок «Какой ребенок успешный» содержит информацию о творческих способностях ребенка и включает: отзыв родителей о ребенке; рассказ ребенка о своих успехах; творческие работы (рисунки, стихи, проекты); грамоты; иллюстрации успешности и др.

    Таким образом, портфолио (папка личных достижений ребенка) позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку и вручается при выпуске из детского сада как подарок самому ребенку и его семье

    7. Технология «Портфолио педагога»

    Современное образование нуждается в новом типе педагога:

    • творчески думающим,
    • владеющим современными технологиями образования,
    • приемами психолого-педагогической диагностики,
    • способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности,
    • умением прогнозировать свой конечный результат.

    У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога. Таким досье может стать портфолио педагога.

    Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.

    Для создания комплексного портфолио целесообразно ввести следующие разделы:

     Раздел 1 «Общие сведения о педагоге»

    • Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального личностного развития педагога (фамилия, имя, отчество, год рождения);
    • образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому);
    • трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном образовательном учреждении;
    • повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов);
    • копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;
    • наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные письма;
    • дипломы различных конкурсов;
    • другие документы по усмотрению педагога.

    Раздел 2 «Результаты педагогической деятельности».

    Содержание данного раздела формирует представление о динамике результатов деятельности педагога за определенный период. В раздел могут быть включены:

    • материалы с результатами освоения детьми реализуемой программы;
    • материалы, характеризующие уровень развития представлений и умений детей, уровень развития личностных качеств;
    • сравнительный анализ деятельности педагога за три года на основании результатов педагогической диагностики, результатов участия воспитанников в различных конкурсах и олимпиадах;
    • анализ результатов обучения воспитанников в первом классе и др.

    Раздел 3 «Научно-методическая деятельность»

     В содержание данного раздела помещаются материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога. Это могут быть:

    • материалы, в которых описываются технологии, используемые педагогом в деятельности с детьми, обосновывается их выбор;
    • материалы, характеризующие работу в методическом объединении, творческой группе;
    •  материалы, подтверждающие участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах;
    •  в неделях педмастерства;
    • в проведении семинаров, «круглых столов», мастер-классов;
    •  авторские программы, методические разработки;
    • творческие отчеты, рефераты, доклады, статьи и другие документы.

    Раздел 4 «Предметно-развивающая среда»

    Содержит информацию об организации предметно-развивающей среды в группах и кабинетах:

    • планы по организации предметно-развивающей среды;
    • эскизы, фотографии и т. д.

    Раздел 5 «Работа с родителями»

     Содержит информацию о работе с родителями воспитанников (планы работы; сценарии мероприятий и др.).

    Таким образом, портфолио позволит самому педагогу проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достижения, обеспечит мониторинг его профессионального роста.

    8. Игровая технология

        Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

    • игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
    • группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
    • группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
    •  группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

           Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.

        Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.

             В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.

    Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей.


    9. Технология «ТРИЗ»

    ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером.

    Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

    Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

            Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.

    Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.

            Можно применять в работе только элементы ТРИЗ (инструментарий), если педагог недостаточно освоил ТРИЗ-технологию.

    Разработана схема с применением метода выявления противоречий:

    • Первый этап – определение положительных и отрицательных свойств качества какого-либо предмета или явления, не вызывающих стойких ассоциаций у детей.
    • Второй этап – определение положительных и отрицательных свойств предмета или явления в целом.
    • Лишь после того, как ребенок поймет, чего от него хотят взрослые, следует переходить к рассмотрению предметов и явлений, вызывающих стойкие ассоциации.

    Зачастую, педагог уже проводит тризовские занятия, даже не подозревая об этом. Ведь, именно, раскрепощенность мышления и способность идти до конца в решении поставленной задачи – суть творческой педагогики.

    Заключение: Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

    Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать. 

    Человек не может по- настоящему  усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим. ( Чарльз  Диккенс)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на педсовете: Тема: «Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитие речи»

    laquo;Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьмис общим недоразвитие речи» Актуальность.Инновационные процессы на современном этапе развития обще...

    Презентация к педсовету "Современные образовательные технологии в трудовом воспитании дошкольников"

    Технология — совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; в широком смысле — применение научного знания для решения практических задач....

    Методическая разработка для педагогов ДОУ (доклад на педсовете) «Современные образовательные технологии в ДОУ»

     В  настоящее  время  педагогические  коллективы  ДОУ  интенсивно внедряют  в  работу  инновационные  технологии.  Поэтому  осно...

    Выступление на семинаре «Использование современных образовательных технологий в ДОУ» на тему: «ИКТ как современная педагогическая технология».

    Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распростр...

    Доклад к педсовету «Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников»

    Актуальной задачей современной системы образование является целостность процессов социально - индивидуального развития ребенка.Одним из эффективных решений данной задачи, является проведение...

    Выступление на районном семинаре "Современные образовательные технологии в ДОУ".Тема выступления "Нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольного возраста"

    Нетрадиционная техника рисования превращает занятия в простую и веселую забаву. Не нады вырисовывать сложные элементы, не надо виртуозно владеть кисточкой. Использование этих техник рисования упрощают...