Проблема по приобщению детей к чтению
статья

Тамара Сергеевна Васильева

Чтение в дошкольном возрасте – очень важный этап в развитии и формировании личности ребенка. Детская книжка – источник информации об окружающем мире, формирования его интеллектуальной, эмоциональной, нравственной культуры. Книга должна как можно раньше войти в жизнь ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problema_po_priobshcheniyu_detey_k_chteniyu.docx15.79 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема по приобщению детей к чтению

Чтение в дошкольном возрасте – очень важный этап в развитии и формировании личности ребенка. Детская книжка – источник информации об окружающем мире, формирования его интеллектуальной, эмоциональной, нравственной культуры. Книга должна как можно раньше войти в жизнь ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте. Чтобы современный ребенок был подготовлен к жизни, необходимо прививать в детях любовь к художественному слову, уважение к книге, ежедневную потребность в общении с ней. Формирование читающего ребенка – одна из актуальнейших проблем современности. Однако в детском чтении наблюдается противоречивая ситуация: с одной стороны, исследователи констатируют, что детское чтение находится в состоянии кризиса, с другой – подчеркивают новые возможности для развития личности ребенка средствами массовой информации, Интернета, притом, что все чаще знакомство детей с художественной литературой происходит именно через интернет и телевизор. Приобщение к чтению детей должно проводиться не только в детском саду на занятиях, сколько в свободной жизнедеятельности, и прежде всего в семье. Теоретико-методологической базой исследования являются идеи развития эстетического восприятия учёных Выготского, Запорожца, Флёриной, Жуковской; теоретические основы организации детского чтения Зеленко; методические вопросы приобщения дошкольников к книге Карпинской, Гурович, Гриценко и др. дети неохотно откликаются на предложение послушать знакомые и новые произведения, не просят повторить прочитанное. С трудом включаются в процесс восприятия и не всегда способны внимательно дослушать текст до конца, слушают примерно 5 минут. Пересказывают содержание произведения только с опорой на иллюстрации и по вопросам взрослого. На вопросы, связанные с анализом текста, отвечают с трудом, не видят связи между причиной поступка героя и наступившими последствиями. С трудом заучивают стихи, неохотно читают их на публике. Эмоциональный отклик на прочитанное выражен недостаточно ярко. Участие в играх, основанных на тексте художественных произведений, принимают редко. Литературный образ, сюжет произведения в других видах деятельности практически не используют. Так как же заинтересовать детей?Детям можно предложить новые игры на формирование интереса к художественным произведениям: дидактические «Раз-два-три – картинку поверни и сказку расскажи», шнуровки с героями сказок и др. Кроме этого, в книжном уголке организовывали для всех детей специальные игры, задания и упражнения: - Рассматривание иллюстраций. - Сочинение загадок, построенных на сравнении и отрицании. - Разыгрывание знакомой сказки при помощи предметов-заместителей. - Занимательные игры с книгами, например: Рассмотреть книгу с точки зрения математики: книга объемная, а лист плоский; форма книги и листа прямоугольная; обложка толстая, а лист тонкий; Придумать рассказ от лица книги по алгоритму с использованием карточек-схем для описания предметов и др. Такая работа подразумевает неоднократное обращение к книге, прочитывание произведения, хорошее знание его содержания. Играть и в сюжетно-ролевые игры: «Книжный магазин», «Рукавичка», «Поездка в театр». Организовать в группе мастерской по ремонту книг «Книжная больница». Дети могут сами подбирать книги, которые необходимо починить. Во время совместного труда они вспоминают и содержание книг и правила обращения с книгой. Рассказывая о своей любимой книге, ребенок старался заинтересовать ею других детей. Проблема детского чтения в настоящее время является составной частью комплексной, обширной проблематики детства. За последние двадцать лет коренным образом изменилась детская литература и отношение детей к процессу чтения, что требует осмысления, поиска новых форм по приобщению детей к процессу чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете «Формы работы по приобщению детей к чтению»

Роль чтения в развитии детской речи давно определена как чрезвычайно важная. Тем не менее, не так просто найти интересные формы работы в этом направлении как с дошкольниками, так и с педагогами....

семинар – практикум «Приобщение детей к чтению художественной литературы»

В программе семинара представлены различные формы работы с педагогами, родителями и детьми по решению годовой задачи "Приобщение детей к чтению художественной литературы"...

Конспект занятия по приобщению детей к чтению.«Чтение стихотворений С.Я.Маршака из цикла «Детки в клетки». Музыкально-ритмические движения.

«Чтение стихотворений С.Я.Маршака из цикла «Детки в клетки». Музыкально-ритмические движения....

Презентация по чтению "Приобщение детей к чтению"

В презентации отражены различные методы обучения дошкольников чтению....

Проблема приобщения детей к чтению.

В этой статье раскрыты главные проблемы почему дети стали меньше уделять время книге и как важна книга для полноценного развития ребенка....

Конспект регламентированной образовательной деятельности по теме: «Приобщение детей к чтению художественной литературы» (Чтение русской народной сказки «Снегурушка и лиса»)

Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Снегурушка и лиса», с образом лисы (отличным от лисиц из других сказок). Упражнять в выразительном чтении отрывка – причитания Сне...

Приобщение детей к чтению или система работы по приобщению детей к чтению

В статье описана работа с дошокльниками по эффективному приобщению их к чтению. Рассказано как сделать так, чтобы ребенок полюбил мир книг и художественной литературе....