ФЭМП в интеграции с другими видами детской деятельности в соответствии с ФГОС
консультация

Чеботарева Светлана Юрьевна

В статье  рссказывается о том, как задачи по ФЭМП интегрируются в других   образовательных областях и видах детской деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integratsiya_femp_s_drugimi_vidami_detskoy_deyatelnosti.docx15.57 КБ

Предварительный просмотр:

ФЭМП в интеграции с другими видами детской деятельности в соответствии с ФГОС

Реформирование системы дошкольного образования в связи с выходом в свет федерального государственного стандарта дошкольного образования заставляет пересматривать устоявшееся в теории и практике целевые установки, содержание, методы и формы работы с детьми. В новых условиях  необходимо применять  гибкие модели и технологии образовательного процесса, предполагающих активизацию самостоятельных действий детей и их творческих проявлений, гуманный, диалогичный стиль общения педагога и ребенка, привлекательные для детей формы работы.

По мнению многочисленных исследователей, интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями. Интегрированные занятия это не нововведение, а хорошо забытое старое и знакомое, особенно опытным педагогам. Ведь термин «интегрированные» занятия появился ещё в 1973 году, они не являются инновационной деятельностью, но этот вопрос был недостаточно разработан в то время.

Современное содержание дошкольного образования представлено следующими образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественноэстетическое развитие, физическое развитие. Кроме того, согласно ФГОС ДО программа должна строится на основе принципа интеграции этих образовательных областей в соответствии с их спецификой и возрастными возможностями воспитанников.

Интеграция математического развития может осуществляться через все образовательные области. Так, интеграция умственной и физической нагрузки может осуществляться в процессе наполнения физкультурных видов деятельности математическим содержанием. Например, во время проведения организованной образовательной дельности по физической культуре дети встречаются с математическими отношениями: сравнить предмет по величине и форме или определить, где левая сторона, а где правая. Также возможно использование различных плоских и объемных геометрических фигур, цифр, карточек с изображениями характерных признаков времен года, частей суток.

Использование математической составляющей возможно и при выполнении различных упражнений, а именно формирование количественных представлений («Подпрыгнуть на одной ноге», «Пропрыгый 10 раз на левой ноге, 10 раз на правой», «Занять домик определенного цвета, формы»).

Также на протяжении всего пребывания детей в детском саду, начиная с младшей группы практикуются использование различных считалочек, в которых используется порядковый и количественный счет.

Присутствуют и подвижные игры математического содержания «Попади в круг», Цветные автомобили», «Найди себе пару», «Классы», «Сделай фигуру», «Эстафеты парами», «Чья команда забросит больше мячей в корзину».

Большая работа ведется по ориентировке в пространстве и относительно своего тела.

Все эти различные математические понятия вкрапляются в непосредственную образовательную деятельность детей, в игры на прогулке и дети не осознавая нагрузки считают, размышляют, думают.

Образовательная область «речевое развитие» прослеживается в недрах практически всех образовательных областей, в том числе и познания, а именно математики. Ведь от правильной формулировки, постановки грамотного вопроса воспитателем зависит, поймет ли его ребенок, и каков будет его ответ. И сам ответ должен быть полным, правильным, грамотно сформулированным. Если у ребенка будет бедный словарный запас, будет отсутствовать понятийный аппарат математики, соответственно будет очень сложно выразить даже и количественно правильный ответ.

Математика неразрывно связана с такой областью, как чтение художественной литературы. Ознакомление с литературными произведениями и малыми формами фольклора также содействует формированию у детей основ математической культуры: художественная литература способствует формированию у ребенка представлений об особенностях различных свойств и отношений, которые существуют в природном и социальном мире; развивает мышление и воображение ребенка, обогащает эмоции, дает образцы живого русского языка, многие произведения, способствуют формированию представлений о количественных отношениях, частях суток, днях недели, временах года, величине и ориентировке в пространстве.

В работе также широко можно использовать такие малые фольклорные формы как, пословицы, поговорки, потешки, прибаутки, поговорки, считалки, загадки и конечно сказки.

В любой из сказок, будь она народная или авторская, присутствует целый ряд математических понятий. «Колобок» познакомит с порядковым счетом, «Теремок» и «Репка» помогут запомнить количественный и порядковый счет, да еще и основы арифметических действий. Ситуаций и усваиваются они сами по себе, без каких-либо усилий. С помощью сказки «Три медведя» легко усвоить понятие о размере.

Сказка может проникать и в другие виды математической деятельности детей. Например, и такой вид сказочного перевоплощения как путешествия в ходе непосредственной образовательной деятельности, досугов, конкурсов. Такие путешествия включают в себя ряд заданий, объединенных одной темой или одной программной задачей. Детям в ходе путешествия предлагается преодолевать различные препятствия, проявляя сообразительность, также, дети, выполняя задания математического содержания, упражняются в быстроте, ловкости.

Такой вид детской деятельности позволяет не напрягая детей сложными установками, в игровой обстановке преподносить сложные понятия и формулировки.

Художественное творчество тоже может проникать в математику и помогать решать её задачи через свои методы и приемы. Зрительные, осязательные ориентиры помогут детям более детально запомнить, прочувствовать те или иные математические понятия (например, «пластилиновые цифры» — поделки из пластилина в виде той или иной

цифры, «Мой домик», «Цветная мозаика» — конструирование из геометрических фигур. «Веселые человечки» — цифры человечки.)

Век компьютеризации смело шагает по стране, поэтому необходимо внедрять новые технологии и в свою работу и использовать мультимедийное оборудование как наглядный материл для детей.

Интеграция позволила объединить воедино все виды деятельности ребенка в детском саду, одна тема перетекает из одной образовательной области в другую, и в каждой решаются свои обучающие, закрепляющие, воспитательные задачи.

Работа педагога неразрывно связана с общением с коллегами, обменом опытом, повышением своей квалификации.

Из этого можно сделать вывод, что интеграция глубоко перестраивает содержание образования, приводит к изменениям в методике работы и создает условия, новые обучающие технологии, обеспечивает совершенно новый психологический климат для ребенка и педагога в процессе обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ И ВИДОВ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО

Образовательная область «Физическое развитие»Проведение прогулок в соответствии с режимом дня.         Одежда детей для прогулки по сезону....

Виды детской деятельности в соответствии с ФГОС ДО

Детская деятельность в образовательном процессе....

«Особенности формирования элементарно - математических представлений в интеграции с другими видами детской деятельности»

В статье раскрыла особенности формирования элементарно-математических представлений в интеграции с другими видами детской деятельности согласно направлениям ФГОС....

Особенности формирования элементарных математических представлений в интеграций с другими видами детской деятельности.

Особенности формированияэлементарных математических представлений в интеграцийс другими видами детской       деятельности....

ФЭМП в интеграции с другими видами детской деятельности

В презентации представлены основные понятия, цели математического развития, направления работы по ФЭПМ, интеграция с другими образовательными областями...