Деятельность как условие познания детьми социальной действительности
методическая разработка

Мотошкова Юлия Александровна

Деятельность как условие познания детьми социальной действительности

мотошкова юлия 
Деятельность как условие познания детьми социальной действительности

Деятельность как условие познания детьми социальной действительности

Развитие у детей активного познания мира людей, их деятельности, мира чувств и переживаний — задача, которую человечество решает с того времени, как стало осознавать необходимость передачи каждому следующему поколению опыт предыдущего.

Проблема ознакомления детей дошкольного возраста с социальной действительностью рассматривается многими педагогами современного и прошлого — Я. А. Коменского, Ф. Фребелем, Монтессори, Русова, Жуковский, З. Плохий, С. Ладивир, О. Кононко, С. Козловой и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Деятельность как условие познания детьми социальной действительности

мотошкова юлия 
Деятельность как условие познания детьми социальной действительности

Деятельность как условие познания детьми социальной действительности

Развитие у детей активного познания мира людей, их деятельности, мира чувств и переживаний — задача, которую человечество решает с того времени, как стало осознавать необходимость передачи каждому следующему поколению опыт предыдущего.

Проблема ознакомления детей дошкольного возраста с социальной действительностью рассматривается многими педагогами современного и прошлого — Я. А. Коменского, Ф. Фребелем, Монтессори, Русова, Жуковский, З. Плохий, С. Ладивир, О. Кононко, С. Козловой и др.

Представление ребенка о социальном мире формируются на основе знаний, которые выполняют различные функции в становлении ее социального опыта. С. Козлова определяет следующие функции: информационная; эмоциональная; регулирующая. Значение информационной функции в том, что ребенок начинает ориентироваться в окружающем мире. /2/

Д. Эльконина по этому поводу писал: Детская мысль в этот период направлена на дифференциацию и обобщение явлений действительности. Именно на основе такой дифференциации возникают первые общие представления, которые дают первый контур того, что условно может быть названо мировоззрением-мировоззрением в том смысле, что в этих общих представлениях начинаются складываться тенденции не просто к знаниям о одиночные факты, а к знаниям об их связи вязки.

Знания ребенка об окружающей среде должны быть окрашены чувствами, нести в себе потенциал, который порождает эмоции, поскольку главное назначение таких знаний — влиять на формирование мировоззрения, мировосприятия и активно-действенного отношения к миру природы и людей. Влияние на ребенка в эмоциональной функции проявляется в интересе к объекту, который изучается, в ярких экспрессивных реакциях (смех, плач, в просьбе повторить еще раз, например, прочитанную сказку т. д. Как отмечает, Т. Пониманська, знания, которыми овладели дети, должны не только нести информацию, но и проявлять чувство. Этого требуют особенности психического развития детей в период дошкольного детства.

Важной педагогической проблемой, которая требует решения, является создание психолого -педагогических условий для того, чтобы приобретенные детьми знания не лежали мертвым грузом, а активно служили им в формировании взглядов, реализовывались в их поведении, деятельности. Знание должны побуждать ребенка к совершению поступков, действий, регулировать их поведение и деятельность. А это уже — регулирующая функция знаний, которая тесно связана с информационной и эмоциональной. Регулирующая функция знаний проявляется в конкретной деятельности, в обогащении социального опыта, в частности взаимодействовать со сверстниками и т. п.

Деятельность является одновременно условием и средством активного познания ребенком социального мира. Именно деятельность дает ребенку возможность овладевать знаниями, проявлять свое отношение, приобретать практические навыки взаимодействия с окружающим миром. Многие ученые утверждают, что совместная деятельность детей — это школа передачи социального опыта, формирование личностных качеств, которые характеризуют ребенка как высшее, социальное существо (Л. Выготский, О. Леонт Григорьев, Костюк, М. Лисина, Л. Божович, О. Кононко и др.). /4/

В процессе целенаправленной деятельности решаются следующие основные проблемы:

- закрепление оценок, которые формируются, углубление знаний, воспитание качеств личности;

- приобретение ребенком опыта жизни среди людей — сверстников, взрослых, осознание ею важности и необходимости владения нормами и правилами взаимодействия и деятельности;

- удовлетворение потребности ребенка включения в жизнь взрослых, к участию в нем.

Каждый вид деятельности — общение, предметная деятельность, игра, труд, обучение, художественная деятельность — имеют потенциальные педагогические возможности. Важно их знать и использовать в воспитании детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно организованной деятельности с детьми среднего возраста по ознакомлению с окружающим миром и социальной действительностью. Тема: «Кто работает в детском саду»

Дети всегда проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся им подражать и желают сами что-то сделать.  Они легко овладевают несложными трудовыми умениями по самообслужива...

Деятельность как условие познания детьми социального мира.

Деятельность является одновременно условием и средством, обеспечивающим ребенку возможность активно познавать окружающий его мир и самому становиться частью этого мира....

Ознакомление дошкольников с социальной действительностью в условиях перехода к ФГОС ДО.

Ознакомление дошкольников с социальной действительностью в условиях перехода к ФГОС ДО. (презентация).Социальная действительность — конкретные события, факты, взаимоотношения, которые характериз...

Ознакомление дошкольников с социальной действительностью в условиях реализации федеральной образовательной программы

Ознакомление дошкольниковс социальной действительностью в условиях реализации федеральной образовательной  программы...

Занятие по ознакомлению с окружающей и социальной действительностью с детьми старшего дошкольного возраста «История России. Символика страны – герб, флаг, гимн»

Углубить знания и представления детей о Родине – о России. Познакомить детей с историей возникновения страны, ее символикой. Воспитывать в детях интерес к истории своей страны, чувство...