Реферат: Сказка, как метод развития связной речи детей младшего дошкольного возраста
статья

Краснобаева Алеся Викторовна

Реферат: Сказка, как метод развития связной  речи детей младшего дошкольного возраста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_rabota.docx78.53 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования»

Факультет повышения квалификации

Кафедра дошкольного образования   

Сказка, как метод развития

связной  речи детей младшего дошкольного возраста .

 (реферат)

Исполнитель:

Краснобаева Алеся Викторовна,

воспитатель МБДОУ ДС № 27, г. Анжеро-Судженск

Кемерово 2019г

Содержание

Введение…………………………………………………………...................3

1.

Теоретические аспекты  развития связной речи младших дошкольников……………………………………………………………6

2.

Сущностная характеристика сказки как метода развития  речи младших дошкольников…………………………………………………9

3.

Система работы по развитию речи младших дошкольников (из опыта работы)…………………………………………………………………..13

Заключение…………………………………………………………………..17

Список литературы………………………………………………………….18

Приложения

Приложение 1. Конспект занятий в второй  младшей группе по развитию речи (с использованием сказки «Репка»)………………………………….20

 Приложение 2. Конспект занятий по развитию речи во второй младшей группе. Русская народная сказка «Курочка ряба» (инсценировка сказки).23

Приложение 3. Конспект занятий во второй младшей группе. Рассказ и пересказ русской народной сказки« Колобок»…………………………….24

Приложение 4. Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Любимые сказки»…………………………………………………..27

Приложение 5. Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «По страницам сказки К. Чуковского «Цыплёнок»………………32

Приложение 6. Конспект НОД по развитию речи во 2 младшей группе «Любимые сказки»…………………………………………………………..34

Приложение  7. Конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе

  «Сказка в гости к нам пришла» (По мотивам сказок: «Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка»)…………………………………………………38

Введение

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения, развития и воспитания детей – один из насущных вопросов дошкольной педагогики. В настоящее время наблюдается повышенное внимание к развитию личности ребёнка. Это связывает возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Показатели речи и свойства личности взаимосвязаны и они должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребёнка.

               В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском саду, с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов традиционные подходы к развитию речи дошкольника претерпевают значительные изменения, как по форме, так и по содержанию. Новые подходы к организации работы с детьми позволили изменить характер взаимодействия педагога с детьми. На современном этапе решаются три основные и ведущие задачи по развитию речи детей:

1) развивать связную речь ребенка, его речевое творчество через практическую деятельность;

2) учить детей овладевать родным языком в процессе расширения и углубления знаний об окружающем;

3) развивать у детей потребность в общении как первейшего условия успешной деятельности.

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость речевого развития дошкольников подтверждается и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором выделена образовательная область «Речевое развитие».

           Большой опыт по решению проблемы развития речи накоплен у нас в стране, так например воспитатель МБДОУ ДС№23 г. Ярославля Миргородская А.С. опубликовала на образовательном сайте «Воспитатель,ру» опыт работы : «Особенности современных форм и методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников», воспитатель г. Кашира Серегина Т.С. занималась изучением темы: «Работа воспитателя по развитию речи детей в повседневной жизни».

          В нашем образовательном учреждении также оформлен опыт работы у Толкачевой Т.В. « Развитие связной речи с использованием мнемотаблиц», разработаны методические рекомендации у воспитателя Никулиной О.А: «Формирование связной речи с использованием занимательных игр».

           Психологи утверждают, что дошкольный возраст-сензитивный период, который является самым благоприятным для развития речи, а так же, формирования культуры речевого общения малыша. Проблемами развития речи детей дошкольного возраста занимались такие ученые как Л.С.Выготский, А.С.Леонтьев, Е.И. Тихеева, О. И. Соловьева. Е. И. Тихеева, которая является основоположником методики развития речи, считала, что владеть всеми видами и проявлениями речи – значит владеть орудием умственного развития человека.

         Большой вклад в разработку проблемы развития речи внесла А.М. Леушина, которая предлагала вскрыть сильные позитивные стороны детской речи, уяснить для себя все богатство ее потенциальных возможностей для того, чтобы, опираясь на них, развивать то, что уже имеется в детской речи.

         Однако как показывает практика, анализ опыта работы педагогов по периодическим изданиям, наблюдениями за работой педагогов Доу, в развитии связной речи младших дошкольников имеются трудности: недостаточные навыки речевой деятельности детей, ограниченный словарный запас.  Данные трудности могут возникать из-за недостаточного методического обеспечения, недостаточного  использования современных средств направленных на развитие речи, например, таких как сказка.

          Данные трудности, позволили сформулировать противоречие : недостаточное использование сказки, как метода развития связной речи младших дошкольников .

           Данное противоречие актуализирует проблему нашей работы: Как сказка влияет на развитие речи дошкольников?

Цель работы: обосновать и апробировать на практике как сказка влияет на развитие речи младших дошкольников .

         Задачи: - изучить состояние проблемы развития связной речи младших дошкольников в психолого-педагогической литературе;

- дать подробную характеристику сказки, как метода  развития   связной   детей       младшего дошкольного возраста;

- апробировать эффективность использования сказки в развитии речи младших дошкольников;

- сформулировать выводы.

1.Теоретические аспекты  развития речи младших дошкольников.

         Проблемами развития речи детей дошкольного возраста занимались такие ученые как Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Е.И. Тихеева, С.Л. Рубинштейн, О.И. Соловьева и др.

         С.Л. Рубинштейн пишет: «Речь – это деятельность общения - выражения, воздействия, сообщения посредствам языка. Речь – это форма существования сознания (мыслей, чувств) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности или форма осуществления мышления. Речь, слово является специфическим единством чувственного и смыслового содержания» .

        Р.С. Немов дает определение речи: «Речь – это система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации».

        А.А. Леонтьев рассматривает речь следующим образом: «Деятельность познания, т.е. такая деятельность, которая заключается в «распределении» действительности при помощи языка познавательных задач, выделенных ходом общественной практики. Эта деятельность общения, коммуникативная деятельность. Речь может выступать как орудие планирования речевых или неречевых действий».

        Раскрывая структуру, которую имеет любое речевое высказывание, А.А. Леонтьев отмечает целый ряд умений: быструю ориентировку в условиях общения, умение спланировать свою речь и выбрать содержание, а для этого надо найти языковые средства для его передачи и уметь обеспечить обратную связь, иначе общение будет неэффективным и не даст ожидаемых результатов. При этом важнейшее средство приобретения речевых навыков - это легкость перенесения единиц языка на новые, еще не встречавшиеся сочетания. Вот здесь и вступает в силу так называемое чувство языка, которое дает ребенку возможность применять речевые навыки на незнакомом языковом материале, отличить правильные грамматические формы от неправильных. Если ребенок мгновенно ориентируется в языковом материале и относит новое слово к какому-то классу явлений языка, уже известных ему (например, определение рода или числа), то можно говорить о развитом у него чувстве языка.

         Работы К.Д. Ушинского до настоящего времени не потеряли свою значимость. Именно ему принадлежит мысль о том, что родной язык составляет главный, центральный предмет, входящий во все другие предметы и собирающий их результат.

         Все педагогические исследования, относящиеся к вопросам развития речи детей, обращаются к наследию Ушинского, так как ему принадлежат произведения, подчеркивающие роль родного языка в воспитании ребенка и раскрывающие конкретные методы обучения.

        Идеи Л.Н. Толстого и особенно К.Д. Ушинского разрабатывала Е.И. Тихеева, которая является основоположником методики развития речи. Она считала, что владеть всеми видами и проявлениями речи - значит владеть орудием умственного развития человека.

        Большой вклад в разработку проблемы развития связной речи внесла A.M. Леушина, которая предлагала вскрыть сильные позитивные стороны детской речи, уяснить для себя все богатство ее потенциальных возможностей для того чтобы, опираясь на них, развивать то, что уже имеется в детской речи .

          В развитии связной монологической речи многие исследователи отводили вопросам восприятия художественной литературы: А.В. Запорожец, О.И. Никифорова, Н.С. Карпинская, А.Е. Шибицкая, Л.Я. Панкратова, С.М. Чемортан, Л.М. Гурович.

         Хочется отметить, что вопросы развития связной речи издавна интересовали многих исследователей. У каждого из них свое понимание проблемы обучения, свое отношение к методическому решению проблемы, свои позиции в разработке содержания и методов развития связной речи.

         Рассматривая основные задачи, направленные на развитие речи детей, следует отметить, что дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонематической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

        Исследования психологов, педагогов, лингвистов (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба, А.А. Пешковский, А.Н. Гвоздев, В.В. Виноградов, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Ф.А. Сохин, Л.А. Пеньевская, A.M. Леушина, О.II. Соловьева, М.М. Конина) создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников.

       О.С. Ушакова говорит о том, что выделяют три основных направления разработки психолого-педагогических проблем развития речи дошкольников, совершенствования содержания и методов обучения родному языку. Во-первых, структурное (формирование разных уровней системы языка: фонетического, лексического, грамматического); во-вторых, функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции: развитие связной речи, речевого общения); в-третьих, когнитивное, познавательное (формирование способностей к элементарному осознанию явлений языка и речи). Все три направления взаимосвязаны, так как вопросы развития осознания явлений включаются в проблематику всех исследований, изучающих разные стороны развития речи дошкольников .

          Таким образом, проблема развития речи дошкольников была и остается в центре внимания психологов и педагогов.

2.

Сущностная характеристика сказки как метода развития  речи младших дошкольников.

         На современном этапе поиск новых форм и методов обучения, развития и воспитания детей – один из насущных вопросов дошкольной педагогики. В настоящее время наблюдается повышенное внимание к развитию личности ребёнка. Это связывает возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Показатели речи и свойства личности взаимосвязаны и они должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребёнка.                            

     Психологи утверждают, что дошкольный возраст – сензитивный период, а значит, он наиболее благоприятен для развития речи, формирования культуры речевого общения. Практика показывает: это очень трудоемкая и ответственная работа, требующая определенной системы и терпения со стороны педагога, подбора наиболее действенных средств и методов обучения.

Одно из таких средств – сказка. Сказка одно из современных средств, направленных на развитие связной речи дошкольников.

Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя.

Сказка является эффективным средством и методом развития речи детей. Она способствует не только развитию речи, но и помогает дошкольнику передать свои мысли, эмоции, переживания.

Язык сказок очень живописен – в нем много метких сравнений, ярких эпитетов. Поэтому сказка служит одним из самых эффективных методов обогащения словаря образными выражениями. Сказки вырабатывают у детей художественный вкус, а также умение чувствовать и понимать выразительные средства языка. Подражая речи героев сказки, дети научаются правильному и четкому звукопроизношению, выразительному интонированию, четкой артикуляции.

Сказкам присущи:

лексико-образная функция, т.е. способность формировать языковую культуру личности, овладевать многозначностью народной речи, ее художественно-образным богатством, композиционно-сюжетной активностью. Внешне лексико-образная структура сказки активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память индивида. Сказочный мир увлекает, привлекает к сопереживанию героев, захватывает динамичностью событий. Язык сказок богат изобразительными и выразительными средствами: сравнениями, точными определениями, метафорами, эпитетами, яркими описаниями;

коммуникативная функция, развивающая социальные качества личности, ее способность к общению, пониманию, диалогу. «Сказка дает великолепный общий язык для взрослого, работающего с ребенком. Обычно они разговаривают на разных языках. При этом двуязычен скорее ребенок, а проблемы с общением есть скорее у взрослого (тем более, что это взрослые чего-то хотят). Язык сказки их естественно сближает».

При использовании сказки в развитии речи создаётся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка, происходит совершенствование лексика – грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов. Вместе с тем, на занятиях создаётся благоприятная психологическая атмосфера, обогащение эмоционально – чувственной сферы ребёнка, а также приобщение детей к народному творчеству.

Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки. Четыре-пять лет - апогей сказочного мышления. Сказка - это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность.

У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

Привлекая сказку для работы по развитию речи, используются картинки – наглядное изображение предметов, их признаков, а также ситуаций, событий, эпизодов. По картинкам педагогу легче проводить с детьми живую, непринужденную беседу, активизировать их лексику.

Из сказок дети получают первые представления о времени и пространстве, связи человека с природой, предметным миром, стараются понять, что такое храбрость и стойкость, добро и зло.

Обучение по сказке превращается в увлекательную игру, путешествуя вместе с героями сказки и опосредованно, у ребенка формируются, уточняются детские представления об окружающем, расширяется кругозор, развиваются психические познавательные процессы.

Яркие и интересные прозвища персонажей сказок (мышка-норушка, лягушка-квакушка, лисичка-сестричка и т.д.), поступки и действия героев открывают детям мир человеческих взаимоотношений. По содержанию сказки, связи между содержанием и каким-либо метким выражением (пословица, поговорка) дети приучаются мыслить, определять значение каждого произведения, находить в нем поучение, нравственный урок.

Традиционное общение со сказкой – чтение, рассматривание иллюстраций, знакомство со словарем терминов и понятий, образных характеристик персонажей. Чтение сказок можно дополнить малыми фольклорными формами – загадками, потешками.

Таким образом, сказка играет большую роль в развитии  речи дошкольника. С помощью сказки можно повысить уровень связной речи, что очень важно для дальнейшей подготовке к школе.

3.        Система работы по развитию речи младших дошкольников (из опыта работы)

Мир сказки чудесен, он уникален и неповторим по своим возможностям. Сказки для детей младшего возраста (3-4 года) просты, носят цикличный характер – многократное повторение сюжета с небольшими изменениями. Эта особенность народных сказок позволяет ребенку лучше запомнить её, побуждает интерес к слову. Сказка является эффективным средством развития речи у детей младшего дошкольного возраста, поэтому я активно использую их в своей работе.

Восприятие сказки идет успешнее, если с детьми проводится предварительная работа: рассматривание иллюстраций, беседа с объяснением незнакомых или малознакомых детям этого возраста слов и выражений, показ предметов или действий, которые они обозначают. Далее идёт непосредственное знакомство со сказкой, где важную роль играет речь рассказчика. Для ребёнка младшего возраста предпочтительно утрированное выразительное рассказывание, при котором голосом «рисуются» образы и картины происходящего. Чтобы помочь маленьким детям глубже воспринять произведение, после его рассказывания провожу беседу. Включаю в неё разные группы вопросов: на выявление эмоционального отношения детей к содержанию сказки и её героям, о мотивах поступков персонажей, средствах языковой выразительности. Для большего эффекта восприятия, сопровождаю текст сказки предметными и сюжетными картинками.

Ребенок 3-4 лет усваивает знания при многократном повторении. В тоже время он не любит однообразной деятельности, от которой быстро устаёт, поэтому при повторном рассказывании сказки использую: настольный и кукольный театр, фланелеграф, моделирование, грамзапись.

Сказку использую как в воспитательно-образовательном процессе, так и в повседневной жизни, индивидуальной работе с детьми.

Система работы по развитию связной речи у младших дошкольников включает в себя предварительную работу, непосредственное знакомство со сказкой, организацию творческой деятельности на её основе.

Я наметила последовательность чтения сказок в течении года, определяемую усложнением содержания и соответствием временам года.

Основные этапы, формы и методы моего опыта работы со сказкой.

  Педагогические задачи:

  1. Формировать у детей умение слушать, сопереживать, анализировать поступки героев.  
  2. Работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей, обогащать словарь, развитие грамматического строя, связной, выразительной речи.
  3. Формировать умение правильно строить и формулировать ответ на вопрос по содержанию прочитанного.
  4. Формировать навыки пересказа: понравившегося отрывка, всего произведения, с продолжением, по ролям и т.д.  
  5. Развивать представления об окружающем мире.
  6. Воспитывать интерес и любовь к русскому народному творчеству.
  7. Побуждать к использованию сказочных сюжетов в самостоятельной игровой и творческой деятельности.

Мотивация:

1) Красивая книга, серия книг (работа с обложкой - "О чем эта сказка? Давайте заглянем?").

2) Герой сказки (игрушка). Приглашение в гости к друзьям.

3) Загадка. "Поищем отгадку в сказке".

Приемы и методы (рассказываем сказку):

1) Рассказчица (бабушка-загадушка, тетушка Арина и т.п.).

2) Герой сказки (игрушка).

3) Волшебный сундучок ("рассказывают" предметы).

4) Фланелеграф (рассказываем и показываем).

5)Игры-драматизации (разные виды театров).

Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Пять, десять раз ребенок может пересказывать одну и ту же сказку, и каждый раз открывает в ней что-то новое. В сказочных образах - первый шаг от яркого, живого, конкретного к абстрактному. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости.

Во время непосредственной деятельности, я  наблюдаю, как ребенок реагирует на те или иные поступки героев, для того, чтобы выявить ценностные представления, страхи; отследить позы ребенка, движения, мимику. Кроме комментариев ребенка истолковываю невербальные сигналы, чтобы выявить наиболее значимые места.

Обращаю внимание на шутки и смех ребенка, на тревогу, на те моменты, которые вызывают особый интерес  или, наоборот, не привлекли внимания ребенка, на его комментарии по ходу рассказа. Хочу отметить, что с кем из героев сказки себя идентифицировал ребенок, догадаться об этом нетрудно по личностным реакциям, то есть проявляемым эмоциям.

Работу со сказкой строю следующим образом:

1) Чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т.е. все,  что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.

2) Рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка.

3) Драматизация, т.е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя "исцеляющую" роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.

Каждый этап обсуждается, т.к. важны чувства ребенка.

Завершающим этапом формирования связной речи у дошкольников является умение рассказывать и одновременно показывать сказку. В этом мне помогает настольный театр, игры-инсценировки, игры-драматизации, мини-спектакли. Проводя коллективные инсценировки знакомых сказок, дети вживаются в образы героев, стараются передать не только их слова и действия, но и характеры, голоса, мимику, манеру разговора. Это дает возможность развиваться творческим способностям маленьких артистов. Кроме того, показывая сказку, малыши учатся регулировать силу и высоту своего голоса, развивают речевое дыхание, интонационную выразительность речи.

 В качестве домашнего задания детям совместно с родителями предлагаю нарисовать героев сказок, слепить их. Также предлагаю переделать ту или иную сказку: например, придумать к ней другой конец, вставить еще одного героя.

     Язык сказки ритмичен, слова зарифмованы, героям даны определения – это также позволяет ребенку обогатить свой словарь и лучше запомнить и понять содержание сказки. С развитием речи у ребенка развиваются мыслительные процессы. Включение сказки во все виды детской деятельности, использование традиционных и нетрадиционных методов и приёмов работы существенно влияют на всестороннее развитие речи детей.

   Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы и обобщенного педагогического опыта подтвердили положительное влияние сказки , как метода развития связной речи детей младшего дошкольного возраста.

Заключение.

      Подводя итоги можно сделать вывод, что  проблема развития речи дошкольников была и остается в центре внимания психологов и педагогов.      Проблемами развития речи детей дошкольного возраста занимались такие ученые как Л.С.Выготский, А.С.Леонтьев, Е.И. Тихеева, О. И. Соловьева. Е. И. Тихеева, которая является основоположником методики развития речи, считала, что владеть всеми видами и проявлениями речи – значит владеть орудием умственного развития человека. В развитии связной монологической речи многие исследователи отводили вопросам восприятия художественной литературы: А.В. Запорожец, О.И. Никифорова, Н.С. Карпинская, А.Е. Шибицкая, Л.Я. Панкратова, С.М. Чемортан, Л.М. Гурович.

Психологи утверждают, что дошкольный возраст – сензитивный период, а значит, он наиболее благоприятен для развития речи, формирования культуры речевого общения. Практика показывает: это очень трудоемкая и ответственная работа, требующая определенной системы и терпения со стороны педагога, подбора наиболее действенных средств и методов обучения.

Одно из таких средств – сказка. Сказка одно из современных средств, направленных на развитие связной речи дошкольников.

Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя.

Сказка является эффективным средством и методом развития речи детей. Она способствует не только развитию речи, но и помогает дошкольнику передать свои мысли, эмоции, переживания.

Таким образом, сказка играет большую роль в развитии  речи дошкольника. С помощью сказки можно повысить уровень связной речи, что очень важно для дальнейшей подготовке к школе.

Список литературы.

  1. Выготский, Л.С.Мышление и речь [Текст]    / Л. С. Выготский. - 5. изд., испр. - М. : Лабиринт, 1999. – 350с. - ISBN 5-87604-097-5
  2. Зимина, И.Н. Народная сказка в системе воспитания дошкольников [Текст] / И.Н.Зимина  //Дошкольное воспитание//.- 2005.- №5.
  3. Леушина, А.М. Развитие связной речи у дошкольника [Текст] : Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Издат. Центр «Академия», 2009. - С. 358 - 369.
  4. Миргородская, А.С. Особенности современных форм и методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников [Электронный ресурс]    / А.С. Миргородская  //www. 2.vospitately.ru .- 26.10.2017
  5. Серегина Т.С.  Работа воспитателя по развитию речи детей в повседневной жизни [Электронный ресурс]    / Т.С. Серегина  //www. nsportal.ru .- 25.02.2013
  6. Соколов, Д. Ю. Сказки и сказкотерапия [Текст] / Дмитрий Соколов. - [5-е изд., испр. и доп.]. - Москва : Класс, 2008. – 280с. - ISBN 978-5-86375-149-8
  7. Стрелкова, Л.П. Уроки сказки [Текст] / Л. П. Стрелкова Л.П.. - М. : Педагогика, 1989. – 124с .
  8. Тихеева, В.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) [Текст] : Пособие для воспитателей дет. сада / Е. И. Тихеева; Под ред. Ф. А. Сохина. - 5-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1981. - 159 с.
  9. Ушакова, О. С. Знакомим дошкольников с художественной литературой [Текст] : Конспекты занятий / О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш. - М. : Творч. центр "Сфера", 1998. - 208 с. - (Серия "Вместе с детьми")
  10. Ушакова, О. С. Развитие речи детей 3-5 лет [Текст] : программа, конспекты занятий, методические рекомендации / О. С. Ушакова ; Институт психолого-педагогических проблем детства. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Сфера, 2013. - 191 с.- ISBN 978-5-9949-0430-5.
  11. Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольника [Текст]:/О.С.Ушакова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 240с.
  12. Филиппова, Л.В .Сказка как источник творчества детей [Текст] : Пособие для педагогов дошк. Учреждений / Л.В.Филиппова, Ю.В. Филиппов  . - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2001 . - 287 с. - (Здоровьесберегающая педагогика) . - ISBN 5-691-00612-6.

                                                                                                                               

Приложение 1

Конспект занятий в второй  младшей группе по развитию речи (с использованием сказки «Репка»)

        Программное содержание:

  1. Закрепить знания детей русской народной сказки, формировать умение пересказывать сказку близко к тексту, соблюдая последовательность сказки. Развивать связную диалогическую речь. Учить внимательно слушать товарищей.
  2. Учить рисовать мышку (сказочного героя) овальной формы, передовая характерные особенности. Круговыми движениями руки закрашивать предмет, не заходя за его контур.
  3. Воспитывать аккуратность, творчество.

 Активизация словаря: учить правильно и четко называть части тела(туловище, ушки, носик ,хвостик).

Материал: настольный театр с плоскостными фигурами героев русской народной сказки «Репка», гуашь, кисточки, листы бумаги по количеству детей, игрушечный медведь.

Сюрпризный момент: Стук в дверь, входит почтальон и дает воспитателю посылку. Воспитатель открывает посылку, а там лежит игрушечный медведь.

Воспитатель обращается к детям:

 - Ребята, посмотрите, кто к нам пришел в гости? (Мишка – медведь).

- Здравствуй, мишка, а почему ты такой грустный?

- Здравствуйте ребята. У меня случилась беда, сломался телевизор, и я не могу теперь смотреть сказки, которые очень люблю.

- Не волнуйся, Мишенька, наши ребята тоже очень любят не только смотреть сказки, но и слушать и рассказывать их. Твоей беде мы сейчас поможем, ребята тебе расскажут и покажут русскую народную сказку «Репка».

Тот, кого я приглашу к столу, будут брать нужную фигуру и рассказывать сказку, а я буду вам помогать. Воспитатель помогает детям в распределении ролей. 

И так начинаем.

- Посадил дед репку, выросла  репка большая – пребольшая. Стал дед тащить….

После каждого фрагмента сказки выходит ребенок и выполняет свою роль. В процессе рассказывания воспитатель переедет косвенную речь, а дети –  прямую. Остальные дети слушают, а воспитатель ненавязчиво помогает.

На столах все готово к рисованию. По окончанию рассказа сказки дети переходят к столам.

Рисование: «Мышка», Загадывание загадки: На столе лежали пышки, а на углу играли ….

        Мышки.

Вот наш медвежонок послушал сказку, которую вы ему рассказали. Давайте вспомним, кто помог последним вытащить репку.

Рома скажи нам, пожалуйста.

Мышка (ответ ребенка).

Правильно молодец!

Давайте нашему другу мишке нарисуем портрет мышки. А перед тем как нарисовать, мы внимательно рассмотрим ее (показ игрушечной мышки).

Посмотрите,  какое у нее туловище (ответ детей круглое, овальное).

Обратите  внимание, у мышки голова плавно переходит в туловище, значит, мы будем рисовать туловище и голову вместе, овальной формы. На голове у мышки (воспитатель показывает на ушки) что это?

Вася (отвечает) – ушки.

А какие у мышки ушки, большие или маленькие?

Катя (отвечает) большие.

Правильно, молодец. А что это у мышки (воспитатель) показывает на хвостик)?

Хвостик (ответ детей).

Правильно. А какой он длинный, короткий?

Длинный (ответ детей).

Правильно, молодцы!

Мышку мы с вами внимательно рассмотрели, а теперь ее нарисуем и подарим нашему гостью.

( У детей на столах лежат готовые шаблоны. Воспитатель следит, чтобы дети аккуратно закрашивали контур, не заходя за линию, а потом самостоятельно рисуют хвостик. Воспитатель индивидуально помогает каждому ).

Вот Мишка, все готово, давай посмотрим, как ребята справились работой.

Оценка детских работотметить аккуратность и творчество детей. Воспитатель предлагает детям произнести слово МЫШКА, как оно звучит?  (Дети вместе и дружно с воспитателем произносят по слогам: МЫ-Ш-КА ).

Твердо, да? А теперь скажем МИШКА. Мягко, да? Вот видите слова почти одинаковые, а значение и произношение разное. Прощаемся с Мишкой, приглашаем в гости снова.

Приложение 2      

  Конспект занятий по развитию речи во второй младшей группе.

Русская народная сказка «Курочка ряба» (инсценировка сказки).

        Программное содержание:

  1. Формировать умение воспроизводить небольшие по объему сказки с неоднократным повтором.
  2. Учить детей отчетливо произносить слова и короткие фразы. Развивать связную, диалогическую речь.
  3. Воспитывать внимание, любовь к родной речи, к русским народным сказкам.

Материал: декорация, дети, одетые в костюмы сказочных героев, маски, просмотр иллюстраций к сказке.

                               

Ход занятий:

Воспитатель обращается к детям.

Ребята, сегодня мы пойдем в гости к сказке. Сейчас мы устроим театр, а артисты будете вы. Мы с вами посмотрим русскую народную сказку «Курочка ряба».

Выбирать артистов будем вместе.

Никита будет – дедом.

Милана будет – бабкой.

Варвара будет – курочкой рябой.

Даша будет – мышка-норушка.

А я буду вам помогать. Раз ,два, три – сказку расскажи.

Воспитатель рассказывает сказку, а дети, одетые в костюмы показывают движения, жесты, мимику, передовая особенности сказочных героев (остальные дети внимательно слушают и смотрят).

Воспитатель дает больше самостоятельности детям и ненавязчиво помогает им.

( По желанию детей сказку можно повторить, заменив другими детьми).

Приложение 3

Конспект занятий во второй младшей группе. Рассказ и пересказ русской народной сказки« Колобок».

                                   Программное содержание:

  1. Познакомить детей с народным творчеством, учить пересказывать сказку близко к тексту. Развивать связную, диалогическую речь. Учить внимательно, слушать товарищей.
  2. Учить лепить «Колобка» способом раскатывания пластилина между ладошками движениями рук предмет круглой формы, передовая характерные особенности.
  3. Воспитывать аккуратность, фантазию, творчеству.

Материал: фланелеграф, рисованные плоскостные фигурки сказочных героев русской народной сказки «Колобок»; раздаточные доски на каждого ребенка, кусочки пластилина по количеству детей, игрушка  кукла – Катя.

Сюрпризный момент: Стук в дверь, воспитатель входит в группу в руках у нее кукла.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, кто к нам пришел? Кукла - Катя. Давайте мы расскажем ей русскую народную сказку «Колобок». Сейчас я позову несколько человек к столу, на котором стоит фланелеграф, а рядом фигурки сказочных героев. И при помощи этих фигурок ребята, нам и нашей гостье расскажут сказку про Колобка, а если кто – нибудь, что – то забудет я им помогу. Хорошо? Давайте все вместе и дружно посчитаем. Раз, два, три – сказку расскажи( дети повторяют за воспитателем).

К фланелеграфу воспитатель просит подойти Пашу – деда, Вику – бабка, Мишу – зайчика, Владика – волка, Костю – медведь, Варвара – лиса ). Паша начинает рассказывать сказку и на фланелеграфе выкладывает фигуру своего сказочного героя (дед).

С появлением нового героя сказки воспитатель завет к столу другого ребенка и в процессе рассказывания сказки воспитатель передает косвенную речь, а дети – прямую, стараясь передать характерные особенности каждого сказочного героя, их мимику, жесты, интонацию голоса, звуки подражания (заяц говорит тихо, спокойно, волк – грубо, медведь – тоже грубым голосом, лиса – мягко, спокойно, хитрым, ласковым голосом ). Остальные дети внимательно смотрят и слушают.

Физическая минутка, загадывание загадок про героев сказки.

         На сметане мешён,

         На окошке стужён,

         Круглый бок, румяный бок

         Покатился …?

                  / Колобок /

Лепка: раздаточный материал доски, пластилин на каждого ребенка. Дети садятся за стол.

Воспитатель: вот, ребята, мы рассказали нашей гостье сказку и загадали ей сказку, а теперь давайте покажем ей, как мы умеем лепить «Колобок». А перед тем, как его слепить, мы внимательно посмотрим какой он формы (круглый, квадратный). Воспитатель показывает игрушечного «Колобка».

- Лера, скажи какой формы колобок?

- Лера – круглый (ответ ребенка).

- Правильно, а как ты Даша думаешь?

- Даша отвечает – круглый.

- Правильно, молодец!

- Посмотрите, какой он со всех сторон ровный, поэтому он легко может кататься. Давайте в воздухе пальчиками нарисуем контур «колобка». (Воспитатель вместе с детьми «рисует контур»). А теперь покажем, как мы будем катать пластилин руками. Сложим ладошки  вместе, и круговыми движениями будем  раскатывать пластилин. Вот так. Молодцы (дети показывают, воспитатель помогает тем, у кого не получается).

Воспитатель предлагает детям взять пластилин и все движения выполнить. Пока дети выполняют работу, воспитатель индивидуально помогает.

Вот теперь, когда «Колобок» готов, его можно украсит шапочкой, сделать глазки, ротик (воспитатель дает заготовки, вырезанные из цветной бумаги. Дети украшают «Колобок»).

- Посмотри, Катя ( воспитатель обращается к кукле) ребята слепили много «Колобков», давай посмотрим, как они справились с работой.

Оценка детских работ.

Отметить аккуратность и творчество детей.

Прощание с куклой – Катей, приглашаем её ещё раз в гости и дети поют песню «Колобка…».

Приложение 4

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Любимые сказки»

Программное содержание:

1. Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках.

2. Развивать связную речь, воображение, фантазию, мышление.

3. Формировать диалоговую речь, учить отвечать на вопросы.

4. Уметь узнавать сказку по заданию.

5. Воспитывать интерес и любовь к народным сказкам.

Приемы:

Художественное слово (загадки, стихи, пояснения, поощрение, пальчиковая гимнастика, физминутка, самостоятельная деятельность детей).

Материал:

Иллюстрации к русским народным сказкам «Колобок», «Теремок», «Курочка ряба», персонажи сказок «Колобок», «Теремок», «Курочка ряба», настольный театр по сказке «Репка», аудиозапись песенки «Паровоз».

Развивающая среда:

Голевой шарик, персонажи сказок «Колобок», «Теремок», «Репка», «Курочка ряба», корзинка с сюрпризом.

Ход занятия:

Дети заходят в группу и видят взлетевший к потолку воздушный шарик, к ниточке которого привязана книга.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите: к нам в группу прилетел воздушный шарик и принёс нам книгу (берёт книгу в руки).

Это волшебная книга со сказками! Давайте почитаем! Дети рассаживаются на стульчики.

Воспитатель: - Ой, но здесь нет никаких сказок! Страницы книги пусты (перелистывает книгу и показывает детям). Может, сказки потерялись?

—Да, они потерялись. А давайте пойдем в сказочную страну и найдем все наши сказки?

Но, для того чтобы попасть в сказочную страну, нужно произнести волшебные слова. Закрываем глазки. «Вокруг себя обернись, 1, 2, 3 -4 – в сказочной стране окажись»

Вот мы и оказались в сказочной стране. Здесь мы с вами встретимся со сказочными героями. С плохими и хорошими. Постойте, а как мы узнаем, хорошие они или плохие? Давайте потренируемся. (Воспитатель показывает детям условные графические изображения)

-Какое лицо изображено? Попробуйте, сделайте тоже такое же лицо.

-А это лицо какое? Точно доброе? Не хмурое, не хитрое, не злое?

-Теперь мы с вами ничего не перепутаем.

Ребята, посмотрите, что это? Это шкатулка. Интересно, что может быть в шкатулке? Давайте присядем и посмотрим? Это загадки. Я все поняла, для того чтобы найти все сказки из книги, мы еще должны отгадать загадки. И тогда все сказки вернутся в волшебную книгу.

Я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать?

(Воспитатель загадывает загадки, а дети отгадывают)

На сметане мешен,

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок.

Покатился.

(Колобок).

- Да, это сказка - колобок

(Дети садятся на стульчики, воспитатель задаёт вопросы по сказке «Колобок»)

— Кто испек Колобка? (Колобка испекла Бабашка)

— Кого встретил Колобок в лесу? (Зайца, волка, медведя, лису)

— От кого ушёл Колобок? (От зайца, от волка, от медведя, от лисы)

— Кто съел Колобка? (Съела Колобка лиса)

— какие герои в этой сказке?

— сколько героев в этой сказке, сосчитаем?

— какие герои добрые или злые?

- А какой колобок? (Круглый, желтый, веселый)

— Давайте вспомним песенку, которую пел Колобок.

Дети вместе с воспитателем поют песенку Колобка

-Хотите поиграть с героями сказки

Речевая игра:

Зайка скок-скок-скок, (Дети прыгают, как зайки).

Мишка топ-топ-топ, (Топают, изображая мишку).

А лисичка хлоп-хлоп-хлоп. (Хлопают в ладоши).

-А теперь, ребята, сядем на стульчики и отгадаем следующую сказку. –

Мышка дом себе нашла,

Мышка добрая была:

В доме том в конце концов

Стало множество жильцов

(Теремок)

Мышка – я мышка норушка;

Лягушка — я лягушка квакушка;

Заяц — я зайчик побегайчик;

Лиса — я лисичка сестричка;

Волк – я волк, зубами щелк;

Воспитатель:

— Из какой сказки эти звери? Воспитатель: А желаете ли вы превратится в животных сказочных героев

Все дети становятся в круг и по команде воспитателя превращаются в сказочных героев (а лису покажите, как она крадётся и т. д.)

– Ребята, а мы с вами про кого-то забыли. Кто же ещё был в сказке «Теремок»? Конечно же, медведь. Что-то я забыла, как выглядит медведь. Какой он? Дети подбирают прилагательные: большой, коричневый, косолапый, неуклюжий, лохматый и т. д. (Подбор глаголов детьми)

. – Вы мне так хорошо рассказали про медведя, что я сразу поняла, что это и есть медведь

— А кто же сломал теремок? (Медведь)

— Правильно, ребята, сломал теремок медведь.

Давайте поможет построить героям новый теремок (Поможем)

Тук да тук молотком. (Кулачком стучат по кулачку).

Мы построим новый дом

Дом высокий. (Руки вверх вытянуть).

Дом с окном. (Руки вместе и развести в стороны).

С острой крышей и трубой. (Руки в виде крыши).

В доме мы живем с тобой. (Обнимаемся).

— Посмотрите, что это? (Это репка)

— Правильно, это «Репка». А это из какой сказки? Что же случилось с героями сказки, они поссорились, спорят, кто за кем будет репку тянуть. Надо их правильно расставить.

— Кто посадил репку? (Дед)

— Кого позвал Дед? (Бабку)

— Кого позвала Бабка? (Внучку)

— Кого позвала Внучка? (Жучка)

— Кого позвала Жучка? (Кошку)

— Кого позвала Кошка? (Мышку)

Дети расставляют героев сказки по порядку.

-Вот теперь все хорошо.

- А следующая сказка…. (Воспитатель показывает золотое яйцо, а дети должны назвать сказку)

— Какая это сказка? («Курочка Ряба»)

- Назовите героев сказки?

— Почему же Дед и Баба грустные. (Мышка разбила яичко, которое снесла Курочка).

— Что же делать? (Надо им помочь — собрать яичко)

Проводится игра «Собери яичко».

Собирают разрезную картинку Золотое яичко»

— Сколько красивых получилось яиц. Дед и Баба очень рады.

Физкультурная минутка «Сказки».

Мышка быстренько бежала (бег на месте,

Мышка хвостиком виляла (имитация движения,

Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»,

Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках).

Ребята, какие мы с вами молодцы. Мы отгадали и нашли все сказки и вот, они все вернулись в волшебную книгу сказок. И мы с вами можем вернуться обратно в группу.

Закрываем глазки. Произносим волшебные слова

«Вокруг себя обернись, 1, 2, 3 -4 – обратно в группе окажись»

«Возвращаемся» в группу.

— Ребятки, вам понравилось наше сказочное путешествие. (Понравилось)

— В каких сказках мы побывали? («Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка»)

— Какое у вас было настроение? (Радостное, веселое).

— Вы молодцы. Очень добрые дети — помогли зверюшкам построить новый теремок, помирили героев сказки «Репка», помогли Деду и Бабе. А я хочу вам предложить раскрасить колобка. Раскрасим?

Приложение 5

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «По страницам сказки К. Чуковского «Цыплёнок»

Программное содержание:

1.продолжать учить детей внимательно слушать воспитателя; понимать и употреблять в своей речи слова, обозначающие эмоциональные состояния (весёлый, печальный, этические качества (хитрый, добрый);

2. развивать мышление, память, внимание, диалогическую речь детей; развивать двигательную активность; продолжать формировать у детей умение рисовать предметы овальной формы используя печатки.

3. воспитывать доброе отношение друг к другу, к животным; воспитывать любовь к русским народным сказкам; формировать интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость;

Ход занятия:

Все ребята хотят поскорее вырасти. «Я уже большой!» - часто говорят они, как цыпленок, о котором я хочу вам рассказать. [воспитатель рассказывает сказку]

После рассказа воспитатель предлагает показать цыплёнку гимнастику для пальчиков.

Пальчиковая гимнастика «Цыплята».

Раз, два, три, четыре, пять.

(соединять пальцы обеих рук, образуя шар.)

Будем мы цыплят считать.

(ритмично сжимать и разжимать кулачки.)

Раз – цыплёнок на крыльце,

(загибать по одному пальчику на обеих руках, начиная с больших, на каждый счёт.)

Два – ещё сидит в яйце,

Три – цыплёнок самый смелый,

А четыре – самый белый,

Пятый – маленький цыплёнок,

(загнув мизинец, прижимать кулачки друг к другу.)

Кушать захотел спросонок.

(стучать указательным пальцем правой руки по левой ладони.)

Упражнение «Подбери определение к слову».

- Каким был цыпленок? (маленький, желтый, кругленький, хорошенький)

- Как можно изобразить цыпленка?

(дети изображают цыпленка с помощью невербальных средств)

- Какая была мама-курица? (большая, добрая, заботливая) Изобразите.

- Кот был какой? (пушистый, серый, злой, большой, страшный)

- Петушок какой? (большой, красивый, важный)

Лягушка была какая? (зеленая, веселая, большеротая, прыгучая) Покажите.

Воспитатель предлагает поиграть в подвижную игру «Мы — пушистые комочки»

Мы — пушистые комочки,

Мамины сынки и дочки,

Желтые цыплятки —

Веселые ребятки.

Любим мы играть,

Червячков копать.

Как домой вернемся с улицы,

Нас обнимет мама-курица.

Какая чудесная сказка о цыпленке! Воспитатель задает итоговые вопросы (Получилось у цыпленка стать большим? - А что надо было сделать, чтобы показать себя большим?- Расскажите, когда ваша мама говорит: «Ты уже большой!» (рассказы детей).

В конце занятия воспитатель хвалит детей (Молодцы ребятки, вы внимательно слушали сказку и правильно отвечали на вопросы.)

Приложение 6

Конспект НОД по развитию речи во 2 младшей группе «Любимые сказки»

Программное содержание:

1. Формировать диалогическую речь, учить отвечать на вопросы.

2. Учить узнавать и называть персонажей из знакомых сказок, передавать по показу игровые действия.

3. Активизировать речевые высказывания.

4. Упражнять в правильном употреблении падежных форм существительных (род. пад. сущ.)

5. Развивать произносительные навыки, интонационную выразительность речи, ритмичность движений.

6. Воспитывать интерес и любовь к народным сказкам.

Развивающая среда: запись песенки «Паровоз», персонажи сказок «Колобок», «Теремок», «Репка», «Курочка ряба», корзинка с сюрпризом.

Ход занятия:

- Ребята, вы любите сказки?

- Очень любим.

- Сказки живут в волшебной стране – за лесами, за полями, за высокими горами. Живут и очень волнуются, они думаю, что вы их забыли. А вы считаете, что сможете их узнать.

- Сможем.

- Давайте попробуем! Едем в гости к сказкам. Садимся в веселый поезд.

- Набирает поезд ход,

Машинист глядит вперед.

Держимся мы друг за друга

И никто не отстает.

Дети встают в паровозик, держась друг за друга и за паровоз.

Воспитатель вместе с детьми поёт песню «Паровоз», при этом они делают один круг по группе

Поезд останавливается на сказке «Колобок».

- Не лежалось на окошке

Покатился по дорожке… .

- Кто покатился по дорожке? (Колобок)

- Кто испек Колобка? (Колобка испекла Бабашка)

- Кого встретил Колобок в лесу? (Зайца, волка, медведя, лису)

- От кого ушёл Колобок? (От зайца, от волка, от медведя, от лисы)

- Кто съел Колобка? (Съела Колобка лиса)

- Давайте вспомним песенку, которую пел Колобок.

Дети вместе с воспитателем поют песенку Колобка

-Хотите поиграть с героями сказки

Речевая игра:

Зайка скок-скок-скок, Дети прыгают, как зайки.

Мишка топ-топ-топ. Топают, изображая мишку.

А лисичка хлоп-хлоп-хлоп. Хлопают в ладоши.

-А теперь, ребята, сядем в поезд и поедем дальше в другую сказку.

Гудит большой паровоз У-У-У. Маленькие вагончики ему отвечают у-у-у-у.

Дети повторяют за воспитателем.

-Вот мы с вами приехали в сказку. Скажите, ребята, что за сказка?

В этом домике живет

Очень маленький народ:

Мышка, лягушка, зайчонок, лиса,

Серый волчонок – вот чудеса!

Только Мишка им помог

Развалил их … (Теремок.)

- Правильно, ребятки. А кто в теремочке живёт? (-Мышка-норушка, лягушка – квакушка, зайчик - побегайчик, лисичка сестричка, волчок - серый бочок и большой медведь)

- А кто же сломал теремок? (Медведь)

- Правильно, ребята, сломал медведь.

Давайте поможет построить героям новый теремок (Поможем)

Тук да тук молотком Кулачком стучат по кулачку

Мы построим новый дом

Дом высокий Руки вверх вытянуть.

Дом с окном Руки вместе и развести в стороны.

С острой крышей и трубой. Руки ввиде крыши.

В доме мы живем с тобой Обнимаемся.

- А теперь давайте сядем в поезд и поедем в следующую сказку.

Едем с горки на горку, с горки на горку, мчится наш поезд вперед.

Двигаются, выполняя полу присед.

- Посмотрите, что это? (Это репка)

- Правильно, мы попали в сказку «Репка».

Что же случилось с героями сказки, они поссорились, спорят, кто за кем будет репку тянуть. Надо их правильно расставить.

- Кто посадил репку? (Дед)

- Кого позвал Дед? (Бабку)

- Кого позвала Бабка? (Внучку)

- Кого позвала Внучка? (Жучка)

- Кого позвала Жучка? (Кошку)

- Кого позвала Кошка? (Мышку)

Дети расставляют героев сказки по порядку.

-Вот теперь все хорошо.

- Проверим колеса. (Стучат кулачками по коленочкам)

- Садимся в поезд и едем дальше.

Напеваем песенку «чух-чух-чух-чух, ту-ту-тут». (Повторяют слова за воспитателем) .

- Кто же в этом домике живёт? (Курочка, Дед, Баба, мышка)

- Какая это сказка? («Курочка Ряба»)

- Почему же Дед и Баба грустные. (Мышка разбила яичко, которое снесла Курочка) .

- Что же делать? (Надо им помочь – собрать яичко)

Проводится игра «Собери яичко». Собирают разрезную картинку Золотое яичко»

- Сколько красивых получилось яиц. Дед и Баба очень рады.

- А теперь, ребятки, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте сядем в поезд и поедем, припевая песенку «чух-чух-чух».

Дети встают в паровозик, держась друг за друга и за паровоз. «Возвращаются» в группу.

- Ребятки, вам понравилось наше сказочное путешествие. (Понравилось)

- В каких сказках мы побывали? Кого видели? («Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка»)

- Какое у вас было настроение? (Радостное, веселое) .

- Вы молодцы. Очень добрые дети – помогли зверюшкам построить новый теремок, помирили героев сказки «Репка», помогли Деду и Бабе

Приложение 7

Конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе

                       «Сказка в гости к нам пришла»

(По мотивам сказок: «Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка»)

Программное содержание:

  1. Формировать диалогическую речь, учить отвечать на вопросы. Учить узнавать и называть персонажей из знакомых сказок, передавать по показу игровые действия. Активизировать речевые высказывания. Упражнять в правильном употреблении падежных форм существительных (родительный падеж существительных)
  2. Развивать произношение, интонационную выразительность речи, ритмичность движений.
  3. Воспитывать интерес и любовь к народным сказкам

Оборудование: запись песенки «Паровоз», персонажи сказок «Колобок», «Теремок», «Репка», «Курочка ряба», корзинка с сюрпризом.

Методы и приёмы: загадывание загадок, артикуляционная гимнастика, ответы на вопросы.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки?

Дети: Очень любим.

Воспитатель: Сказки живут в волшебной стране — за лесами, за полями, за высокими горами. Живут и очень волнуются, они думаю, что вы их забыли. А вы считаете, что сможете их узнать?

Дети: Сможем.

Воспитатель: Давайте попробуем! Едем в гости к сказкам. Садимся в веселый поезд.

Набирает поезд ход,

Машинист глядит вперед.

Держимся мы друг за друга

И никто не отстает.

Дети встают в паровозик, держась друг за друга и за паровоз.

Воспитатель вместе с детьми поёт песню «Паровоз», при этом они делают один круг по группе

Поезд останавливается на сказке «Колобок».

Воспитатель: Не лежалось на окошке

Покатился по дорожке….

— Кто покатился по дорожке? (Колобок)

— Кто испек Колобка? (Колобка испекла Бабашка)

— Кого встретил Колобок в лесу? (Зайца, волка, медведя, лису)

— От кого ушёл Колобок? (От зайца, от волка, от медведя, от лисы)

— Кто съел Колобка? (Съела Колобка лиса)

— Давайте вспомним песенку, которую пел Колобок.

Дети вместе с воспитателем поют песенку Колобка

Воспитатель: Хотите поиграть с героями сказки?

Речевая игра:

Зайка скок-скок-скок, Дети прыгают, как зайки.

Мишка топ-топ-топ (Топают, изображая мишку).

А лисичка хлоп-хлоп-хлоп (Хлопают в ладоши).

Воспитатель: А, теперь, ребята, сядем в поезд и поедем дальше в другую сказку.

Гудит большой паровоз У-У-У. Маленькие вагончики ему отвечают у-у-у-у.

Дети повторяют за воспитателем.

Воспитатель: Вот мы с вами приехали в сказку. Скажите, ребята, что за сказка?

В этом домике живет

Очень маленький народ:

Мышка, лягушка, зайчонок, лиса,

Серый волчонок — вот чудеса!

Только Мишка им помог

Развалил их …… (Теремок.)

Воспитатель: Правильно, ребятки. А кто в теремочке живёт? (Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок и большой медведь)

Воспитатель: А, кто же сломал теремок? (Медведь!)

Правильно, ребята, сломал медведь.

Давайте поможет построить героям новый теремок (Поможем!)

Тук да тук молотком (Кулачком стучат по кулачку)

Мы построим новый дом

Дом высокий (Руки вверх вытянуть).

Дом с окном (Руки вместе и развести в стороны).

С острой крышей и трубой. (Руки в виде крыши).

В доме мы живем с тобой (Обнимаемся).

Воспитатель: А, теперь давайте сядем в поезд и поедем в следующую сказку.

Едем с горки на горку, с горки на горку, мчится наш поезд вперед.

Двигаются, выполняя полу присед.

Посмотрите, что это? (Это репка)

Правильно, мы попали в сказку «Репка».

Что же случилось с героями сказки, они поссорились, спорят, кто за кем будет репку тянуть. Надо их правильно расставить.

— Кто посадил репку? (Дед)

— Кого позвал Дед? (Бабку)

— Кого позвала Бабка? (Внучку)

— Кого позвала Внучка? (Жучка)

— Кого позвала Жучка? (Кошку)

— Кого позвала Кошка? (Мышку)

Дети расставляют героев сказки по порядку.

Вот теперь все хорошо.

— Проверим колеса. (Стучат кулачками по коленочкам)

— Садимся в поезд и едем дальше.

Напеваем песенку «чух-чух-чух-чух, ту-ту-ту.» (Повторяют слова за воспитателем).

— Кто же в этом домике живёт? (Курочка, Дед, Баба, мышка)

— Какая это сказка? («Курочка Ряба»)

— Почему же Дед и Баба грустные. (Мышка разбила яичко, которое снесла Курочка).

— Что же делать? (Надо им помочь — собрать яичко)

Проводится игра «Собери яичко».

Собирают разрезную картинку «Золотое яичко»

— Сколько красивых получилось яиц. Дед и Баба очень рады.

— А теперь, ребятки, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте сядем в поезд и поедем, припевая песенку «чух-чух-чух».

Дети встают в паровозик, держась друг за друга и за паровоз. «Возвращаются» в группу.

— Ребятки, вам понравилось наше сказочное путешествие. (Понравилось)

— В каких сказках мы побывали? Кого видели? («Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка»)

— Какое у вас было настроение? (Радостное, веселое).

— Вы молодцы. Очень добрые дети — помогли зверюшкам построить новый теремок, помирили героев сказки «Репка», помогли Деду и Бабе. И у меня для вас есть сюрприз — это волшебные конфеты. Они помогут вам расти добрыми и дружными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для воспитателей Дома ребёнка «Куклотерапия как эффективный метод развития речи детей младшего дошкольного возраста в условиях Дома ребёнка»

Куклотерапия позволяет ребёнку с проблемами в развитии из пассивного слушателя постепенно превращаться в активного соучастника игры. Кукла учит, воспитывает, развивает, дарит положительные эмоции ребё...

«Мнемотехника – метод развития речи детей младшего дошкольного возраста.»

Материал предназначен для работы с детьми младшего дошкольного возраста. В нём уделено внимание истории появления мнемотехники. Особенности использования этого метода в работе с детьми 3 - 4 лет. Перс...

Методическая разработка: «Мнемотехника – метод развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Методическая  разработка:«Мнемотехника – метод  развития  речидетей  младшего  дошкольного  возраста»...

Консультация для родителей «Мнемотехника как метод развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей "Мнемотехника как метод развития речи детей младшего дошкольного возраста"...

Театрализация, как один из методов развития речи детей младшего дошкольного возраста

АННОТАЦИЯ.Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как ...