Отчёт по самообразованию по теме «Адаптация детей раннего возраста к условиям образовательного учреждения»
методическая разработка

Беляева Наталья Георгиевна

Отчёт по самообразованию

 по теме «Адаптация детей раннего возраста

к условиям образовательного учреждения»

2018-2019 уч.год

 

 

Эта тема была выбрана мною не случайно, т. к.  мне не приходилось работать с детьми раннего возраста, поэтому самообразование по этому разделу для меня очень важно.

Целью моей работы является:

-  создание условий для смягчения адаптационного периода малышам

В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:

- помочь детям преодолеть стрессовое состояние в период адаптации к детскому саду;

- снизить тревогу, агрессию;

- развивать навыки взаимодействия детей друг с другом, игровые навыки и произвольное внимание;

- сформировать активные позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Работу по самообразованию начала с изучения методической литературы:

1. Организация и содержание работы по адаптации детей

в ДОУ: практ. пособие / Н. В. Кирюхина. — 2-е изд. — М.:

Айрис-пресс, 2006.

2. Н.Д. Ватутина  Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет сада/ - М.: Просвещение, 2003.

3. Л.В.Белкина Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2006

4.Е.О.Смирнова, В.М.Холмогорова Развитие общения детей со сверстниками 1-3 года. Издательство «Мозаика-Синтез», Москва,2008г.

5. С.Н.Теплюк  Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет. – М.: Мозаика-синтез, 2010

6.С.Ю.Мещерякова, Е.О.Смирнова, Л.Н.Галигузова  Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги». Москва «Русское слово», 2015г.

7.Н.В.Нищева  Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковые гимнастики. Санкт-Петербург, Детсво-Пресс, 2010г.

8.Э.Г.Пилюгина «Игры-занятия с малышами от рождения до трёх лет. Издательство «Мозаика-Синтез», Москва,2009г.

 

 

 

Ознакомление детей с пространством группы, с другими детьми и воспитателями проходило немного раньше до поступления детей в ДОУ, но тоже в этом же помещении.

Т.е., дети по пятницам приходили вместе  с родителями на 2 часа.

Адаптация детей к детскому саду началась в июле по графику, составленному на первом организационном собрании с учетом пожелания родителей воспитанников.

С первого же дня родителям были предложены анкета-знакомство.

Прием детей проходил постепенно.

В группе ДОУ  была создана благоприятная атмосфера и соответствующие условия для воспитанников.

В первые дни дети находились в группе по 2 часа, затем время постепенно увеличивалось, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. На каждого ребенка были заведены  листы адаптации, где отмечали аппетит, сон, общение со сверстниками, взрослыми, индивидуальные особенности.

К концу третьего месяца группа была сформирована и состояла из 16 человек.

Большинство детей уже с интересом играли в группе, были знакомы с их местом за столом, освоили  правила  поведения во время приема пищи, с большим удовольствием  принимали участие в совместных играх.

С детьми проводились  дидактические игры, с постепенным вовлечением всех ребят группы и увеличением сложности.

Были изготовлены дидактические игры по сенсорике.

В период адаптации   приложила  максимум усилий, чтобы дети с желанием ходили в детский сад, быстрее привыкали к новым условиям.

 

Кроме того осуществлялся индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Для решения мною поставленных задач я использовала следующие методы и приемы:

- элементы телесной терапии (обнять, погладить);

- колыбельные песни перед сном;

- игры с песком и водой;

- музыкальные игры;

- дидактические игры;

- театрализованную деятельность (настольный театр, тетр би-ба-бо, конусный театр, пальчиковый театр);

-  потешки в сопровождении   показа  иллюстраций, тематических игрушек.

- чтение детской литературы с использованием кукольного, настольного, пальчикового театра (сказкотерапия)

- монотонные движения руками (нанизывание колец пирамидки или шариков с отверстием на шнур);

- рисование фломастером, красками;

- слушание негромкой спокойной музыки (музыкатерапия)

- чтение детской литературы с использованием кукольного, настольного, пальчикового театра (сказкотерапия)

 - лепка

 

Формы работы с родителями:

1. Консультирование — повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.

2. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду

3. Разработка памяток, рекомендаций об особенностях данного возраста, о рекомендуемых развивающих игр.

4. Индивидуальные беседы.

Все режимные моменты проводила в игровой форме, что позволило детям запоминать последовательность действий, без напоминаний и принуждений.

 

Для того, чтобы дети легче  адаптировались к новым условиям, они посещали детский сад со своими любимыми игрушками.

По результатам наблюдений и бесед с родителями были выделены основные трудности, усложняющие адаптацию детей:

- несоответствие режимов (домашнего и группового);

- несформированность культурно-гигиенических навыков;

- незнание слов-запретов, помогающие избегать травмирующие ситуации;

- неумение занять себя.

В результате проведенных мероприятий и наблюдений можно сделать следующие выводы:

- мне удалось пополнить свой педагогический опыт и правильно организовать  работу с детьми в период адаптации, установить добрые взаимоотношения с родителями, достичь положительного результата по протеканию адаптации детей к ДОУ.

Таким образом, благодаря совместным  усилиям воспитателей и родителей адаптация детей прошла относительно благополучно. Дети чувствуют себя раскованно, легко идут на контакты друг с другом, взрослыми, хорошо кушают, спят, спокойно расстаются с родителями.

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: "Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения"

    Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей ранне...

Статья на тему «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения».

Статья на тему «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»....

Статья по теме "Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждению"

Данная статья разработана в помощь родителям, а так же педагогам дошкольного образовательного учреждения.В статье рассматриваются актуальные проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкол...

Родительское собрание по теме «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения» с использованием метода фасилитации «Мировое кафе»

Цель: содействовать проявлению искренней заинтересованности родителей в обеспечении успешной адаптации ребенка к условиям детского сада и их готовности к эмоциональной поддержки малыша в этот период....

Статья на тему :"Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения"

Введение.Задачи:1. Определить сущность понятия "адаптация"2. Изучить теоретические основы адаптации детей к дошкольно...

ПРОГРАММА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ По теме: «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду посредством малых фольклорных форм»

Администрация городского округа город Чкаловск Нижегородской областиМуниципальное казенное дошкольное образовательное учреждениед/с №10 «Кроха»606540, Россия, Нижегородская область, г.Чкал...