"Играем пальчиками-развиваем речь"
консультация

Пителина Наталья Андреевна

Консультация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Почему так важно развитие мелкой моторики руки ребёнка?

Развитие ребёнка происходит поэтапно, каждый этап очень важен, от его успешности зависит развитие малыша, его способности, появление тех или иных интересов, и в целом формирование личности ребёнка.

Практически все знают понятие «мелкая моторика» и что её развитие очень полезно.

Но почему это так? Чем так важно развитие мелкой моторики?

Польза мелкой моторики в том, что ребёнок пальчиками ощущает предметы, импульсы от этих ощущений идут в мозг, центры головного мозга, отвечающие за движения пальчиков располагаются очень близко с центрами, отвечающими за речь.

Отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В.А Сухомлинский утверждал, что “ум ребенка находится на кончике пальцев”.

В пальчиковых играх развитие речи происходит сразу в двух направлениях:

Во-первых, импульсы от рецепторов, которые находятся на ладошках идут к головному мозгу и раздражают ту его часть, которая отвечает за развитие речи. Это можно назвать пассивным развитием речи.

Во-вторых, ребенок слышит стихи, песенки, запоминает их и через время сам повторяет отдельные слова, а потом и стих целиком. Если ребенок совсем маленький - он учится распознавать звукосочетания, отдельные слова, а также ритм речи и мелодику языка.

Следовательно – плодотворное развитие мелкой моторики улучшает речь. Получается, что когда ребёнок работает пальчиками и ручками – активизируются речевые зоны.

Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму.

 

Принципы  подбора игр на развитие мелкой моторики.

1. В игре обязательно должны сочетаться движения на напряжение и расслабление.

2. Должна быть задействована вся кисть руки.

3. Уровень сложности упражнения и игр должен соответствовать возрасту.

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

Пальчиковые игры для детей

1. Фольклорные пальчиковые игры: «Этот пальчик…», «Расскажи стихи руками»,  «Солим капусту», «Два медведя».

2. Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шероховатый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек» (ребёнок опускает руку в мешочек со знакомыми предметами или игрушками определяет их на ощупь, что это), «Горячее – холодное», «Мокрое – сухое».

3. Различные игры с водой.

4. Игры с нанизыванием: «Собери бусы», «Собери пирамидку», «Сушим одежду» (ребёнок находит картинку с изображением названного предмета и нанизывает её на шнурок, в картинке для этого сделано отверстие).

5. Игры – шнуровки: «Ботинок», «Яблоко и червячок», «Пуговица», «Домик» и др.

6. Мозаики (крупные и мелкие).

7. Пазлы (твёрдые и мягкие):

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Кораблик», «Паровозик», «Петушок», «Бабочка», «Сестра и брат», «Зайчик и собачка», «Одень девочку», «Одень мальчика», «Собачка», «Медвежонок», «Зайчик», «Клоун».

8. Игры с пластилином.

9. Игры на базе конструктора «Лего», (или другого). Эти игры способствуют не только развитию мелкой моторики, а также формирований о цвете, форме и ориентировке в пространстве.

10. Рисование через стекло:

- обводка плоских фигур (дно стакана, перевёрнутое блюдце, собственная ладонь);

- обводка трафаретов на разные лексические темы («Животные», «Овощи», «Фрукты» и др.

11. Аппликация – учить рвать и мять бумагу, наклеивать.

12. Домашние дела, способствующие развитию  мелкой моторики:

- перемотка ниток;

- завязывание и развязывание узелков;

- перебирание круп и бобовых;

- массаж ладошек грецкими орехами и карандашам;

- водные процедуры, переливания воды ( можно предложить помыть пластмассовую посуду или постирать бельё, объяснить и показать предварительно все  процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание, развешивание).

 

Правила проведения игр на развитие мелкой моторики.

1.   Игровые занятия должны постепенно усложняться.

2.   Начинать игру можно только тогда, когда ребёнок хочет играть.

3.   Если малыш постоянно требует продолжения игры, постарайтесь переключить его внимание на другую игру, задание (во всём должна быть мера!).

4.   Никогда не начинайте игру, если вы сами утомлены или ребёнок неважно себя чувствует.

5.   Не допускайте переутомления ребёнка в игре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа для молодых воспитателей "играем пальчиками- развиваем речь"

Важность развития мелкой моторики, принцыпы подбора игр, правила проведения игр, игры для развития мелкой моторики....

Играем пальчиками - развиваем речь

Познакомить родителей с эфективными методами использования пальчиковой гимнастики в жизни ребёнка...

Играем пальчиками - развиваем речь

Роль паличиковой гимнастики в речевом развитии детей...

Играем пальчиками – развиваем речь ребенка

Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики....

Играем пальчиками-развиваем речь

пальчиковые игры для любого возраста...

Играем пальчиками - развиваем речь.

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны...

Консультация для родителей «Играем пальчиками - развиваем речь».

Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.Если движение пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие в п...