Использование игровой технологии в образовательном процессе.
статья

Кирилова Инна Андреевна

Игровые технологии - являются фундаментом всего дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kirilova_i.a._statya.docx22.91 КБ
Файл igrovye_tehn.pptx2.12 МБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Кирилова И.А.

МДОУ «Малыш», Иркутская обл.,

Усть-Илимский р-н, р.п. Железнодорожный

«Ребенок должен играть,

даже когда делает серьезное дело.

Вся его жизнь – это игра.

                                                                                                   А.С. Макаренко

Игра - ведущий наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Поэтому я считаю, что важнейшей задачей в педагогической практике является, организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольников.

В нашей образовательной системе есть множество различных технологий, и всё зависит непосредственно от педагога и индивидуальных особенностей его детей. Разнообразить учебный процесс можно применяя любую технологию, но только педагог решает, что ему подходит больше в определённый промежуток времени при реализации тех или иных задач.

Занятия  с использованием игр или игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания, поскольку отход от традиционного построения занятия и введение игрового сюжета привлекают внимание детей всей группы.

Игровые технологии - являются фундаментом всего дошкольного образования. В свете ФГОС личность ребенка выводится на первый план и все дошкольное детство должно быть посвящено игре.

Виды педагогических игр очень разнообразны. Они могут различаться:

 По виду деятельности - двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д.;

По характеру педагогического процесса - обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.

По характеру игровой методики - игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.

По содержанию - музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.

По игровому оборудованию - настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т. д.

Воспитательное и обучающее значение игры зависит от:

 - знания методики игровой деятельности;

 - профессионального мастерства педагога при организации и руководства различными видами игр;

 - учёта возрастных и индивидуальных возможностей.

Цель игровой технологии- не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам , а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; методом терапии; первым шагом социализации ребёнка в обществе.

Реализация игровых приемов и ситуаций в образовательном процессе происходит по следующим основным направлениям:

 * дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

* деятельность подчиняется правилам игры;

* учебный материал используется в качестве средства обучения ;

* в деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

* успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Используя игровые технологии в образовательном процессе, я следую принципу доброжелательности, стараюсь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрять любые выдумки и фантазии ребенка. Считаю, что только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества с взрослым.

Стараюсь организовать педагогический процесс так, чтобы игровые технологии, как игровые моменты проникали во все виды деятельности детей: труд и игра, образовательная деятельность и игра, режимные моменты и игра.

 Опыт работы показывает, что игровые моменты играют важную роль в педагогическом процессе, особенно в период адаптации. Начиная с двух - трех лет их основная задача - это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама, интересного партнера в игре. Первые игровые ситуации организую фронтально, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Например, это такие игры как хоровод «Каравай», «Попробуй, догони», «Куличи для Маши» и др. Далее, включаю игровые ситуации типа «Что катится? », «Кто быстрее докатит мяч» и т.п.

Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, формирует у детей гибкое, оригинальное мышление. Например, на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой (совместный пересказ художественных произведений или сочинение новых сказок, историй) дети получают опыт, который позволит им играть затем в игры.

          Функции игровой технологии:

 * развлекательная - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес;

* коммуникативная: освоение диалектики общения;

* самореализация в игре как полигоне человеческой практики;

* игротерапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

* диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

* функция коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

* межнациональная коммуникация: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

* функция социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общения

                  Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. Каждая игровая ситуация общения дошкольника с взрослыми, с другими детьми является для ребенка «школой сотрудничества», в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества.

Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку.

 Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества с взрослым.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовили группа №21 Кирилова И.А Пологова Т.В

Слайд 3

По виду деятельности - двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д.; По характеру педагогического процесса - обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические. По характеру игровой методики - игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода. По содержанию - музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д. По игровому оборудованию - настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т. д. Виды педагогических игр-

Слайд 4

не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Цель игровой технологии -

Слайд 5

не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; методом терапии; первым шагом социализации ребёнка в обществе. Значение игровой технологии

Слайд 6

Основные направления : дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи; * деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства; в деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; * успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Слайд 7

Функции игровой технологии: - развлекательная ( развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес); -коммуникативная: освоение диалектики общения; - самореализация в игре как полигоне человеческой практики; игротерапевтическая : преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности; диагностическая : выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры; функция коррекции : внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей; - межнациональная коммуникация: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей; - функция социализации : включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общения

Слайд 9

-Способствует повышению интереса активизации и развития мышления; -несет здоровье сберегающий фактор в развитии обучения; - Идет передача опыта старших поколений младшим; -Способствует использованию знаний в новой ситуации; -Является естественной формой труда ребенка, подготовка к будущей жизни; -Способствует объединению коллектива и формированию ответственности Положительные и отрицательные моменты в игровой технологии! Отрицательных моментов -не наблюдалось!

Слайд 10

Вывод: - Игровые технологии являются легкодоступным и интересным методом обучения; - Является отдыхом от привычной образовательной деятельности; Игра является одним из мотивов повышающих интерес к образовательной деятельности, а также стимулом, побуждающим умственную деятельность; Использование игровых технологий при обучении дошкольников, показала свою эффективность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной ситуации по безопасности деятельности детей с использованием игровой технологии в образовательном процессе «Азбука безопасности»

Цель: формирование у детей знаний о правилах дорожного движения.Задачи:Образовательные:-  познакомить детей с различными дорожными знаками;- закрепить представление детей о назначении светофора, ...

Использование игровых технологий в образовательном процессе для развития логического мышления детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Развитие  логического мышления у детей дошкольного возраста. Использование игровых технологий: игр-головоломок, игровых технологий Б.П. Никитина и В.В. Воскобовича, также других настольно - ...

Консультация для воспитателей «Использование игровых технологий в образовательном процессе ДОУ»

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом, в котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетентность. Обучение в форме игры может и должно бы...

Мастер-класс "Использование игровых технологи в образовательном процессе ДОУ"

Цель: выяснить спектр мнений по поставленной проблеме с разных точек зрения; обобщить опыт работы по теме, обсудить неясные или спорные моменты, связанные с проблемой; наметить способы ее решени...

Презентация " Использование игровых технологий в образовательном процессе ДОУ"

В данной презентации содержатся методы и приёмы в работе с детьми...

Презентация на тему "Использование игровых технологий в образовательном процессе"

Презентация на тему "Использование игровых технологий в образовательном процессе"...