Конспект логопедического занятия по теме: «Масленица»
план-конспект занятия (старшая группа)

Хрулёва Светлана Борисовна

Цели и задачи:

  1. Расширить знания и представления детей о русских народных праздниках.
  2. Развивать слуховое внимание, логическое мышление.
  3. Активизировать активный словарь. Развивать монологическую речь.
  4. Совершенствовать умение ориентироваться во времени.
  5. Развивать пальчиковую моторику, координацию речи с движением, темп и ритм речи, творческое воображение.
  6. Приобщать детей к русской истории.
  7. Учить уважительному отношению к истокам русской культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_teme_-_maslenitsa.docx22.86 КБ
Файл prezentatsiya-maslenitsa.pptx1.19 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по теме: «Масленица»

Подготовила учитель – логопед

Хрулёва С.Б

Троицк

2020

Цели и задачи:

  1. Расширить знания и представления детей о русских народных праздниках.
  2. Развивать слуховое внимание, логическое мышление.
  3. Активизировать активный словарь. Развивать монологическую речь.
  4. Совершенствовать умение ориентироваться во времени.
  5.  Развивать пальчиковую моторику, координацию речи с движением, темп и ритм речи, творческое воображение.
  6. Приобщать детей к русской истории.
  7. Учить уважительному отношению к истокам русской культуры.

Оборудование:

Мультимедийная установка с презентацией занятия по теме «Масленица»

Демонстрационные картинки(при возможности можно заменить наглядным материалом):  блины, печь, колос, зерна, хлеб, бублики, пирог, тесто

Мяч

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Логопед: Ребята! Отгадайте мою загадку!

Всюду ярмарки, гулянья,

Веселится весь народ!

Провожают зиму, холод,

Ведь весна уж у ворот!

Всю неделю отдыхают,

Всех блинами угощают!

Логопед: Ребята, вы догадались о каком празднике говорится в этой загадке? (Этот праздник называется Масленица)

Слайд 1

Логопед: Молодцы, правильно! Сегодня мы поговорим о масленице, об обрядах,  да обычаях с которыми встречали этот праздник.

Слайд 2 

Логопед: Масленица — это озорное и весёлое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло. Люди испокон веков воспринимали весну,  как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому.

Логопед: А что же является символом весны, солнца в этом празднике? Знаете? Нет? Тогда отгадайте!

Желтый, круглый, ароматный

И на вкус такой приятный!

Словно солнышко горит,

Скушать быстренько манит,

Только мама испечет,

А он прыг и прямо в рот!

Логопед: Молодцы! Это блины! Яркие, румяные, ароматные!

Слайд 3:

Этот праздник к нам идет
Раннею весною,
Сколько радостей несет
Он всегда с собою!

Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут,
Смех не умолкает.

Дома аромат блинов
Праздничный чудесный,
На блины друзей зовем,
Будем есть их вместе.

Слайды 4- 7:  

Логопед: Масленица всегда была шумной, весёлой с песнями и играми.  Всю неделю на Масленицу веселились, катались с горки, водили хороводы, угощались блинами. Самое  главное - это блины! Блин - символ солнца. Такой же круглый и горячий.  С пылу с жару подаются они на стол. С маслом, со сметаной, с икрой, грибами, севрюжиной или осетриной - выбирай на любой вкус. А, наевшись досыта – гуляй и развлекайся! На Масленицу катаются на расписных санях, с огромных ледяных гор,  на гигантских каруселях! Кружат друг - друга в танцах , да хороводах. Распевают задорные частушки и прибаутки. Шуты и скоморохи насмешат до слез в уличных балаганах и театрах. Вот какая она, русская Масленица!  Давайте и мы с вами поиграем!

Подвижная игра: «Весна, весна красная»

Весна, весна красная        водят хоровод

Приди весна с радостью

С радостью, с радостью,

С великой милостью!

Со льном высоким        останавливаются, руки

        поднимают вверх, встают на

        носочки

С корнем глубоким        приседают, руки опускают вниз

С хлебами обильными!        Бегут по кругу, взявшись за руки

Слайд 8:

Логопед: Каждый день Масленицы имеет свое название и обряды. Давайте,  вспомним, какой день начинает неделю? (Понедельник) Поиграем в игру «Что за чем,  и перед чем?»

Игра: «Что за чем,  и перед чем?»

Логопед: Какой день наступает после понедельника? (Вторник)

Что следует после вторника, среды, четверга? Какие дни недели мы называем выходными? Догадайтесь, какой день недели я загадаю. Он наступает после вторника и перед четвергом? (среда). А какой день недели наступает перед пятницей? (четверг) и т.д.

Молодцы, вспомнили все дни недели, а теперь посмотрим, чем занимались каждый день на масленичной неделе!

Слайды 9 - 11

Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК... Наступает "ВСТРЕЧА".
Яркие салазки с горочек скользят.
Целый день веселье. Наступает вечер...
Накатавшись вволю, все блины едят.

"ЗАИГРЫШ" беспечный - ВТОРНИКА отрада.
Все гулять, резвиться вышли, как один!
Игры и потехи, а за них - награда:
Сдобный и румяный масленичный блин

Тут СРЕДА подходит - "ЛАКОМКОЙ" зовётся.
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Кулебяки, сырники - всё им удаётся.
Пироги и блинчики - всё на стол мечи!

Логопед: Давайте мы с вами превратимся в веселых пекарей, тоже напечем блинов да пирогов к масленице! А вот что нам надо для работы попробуйте отгадать!

Дети отгадывают загадки:

Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают? (блины)

Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый  (Хлеб)

В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на  блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят. (Пирог)

Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье...
Ну и объеденье!  (Бублик)

Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
Если делаете тесто,
Положить меня должны. (Мука)

Ты не клюй меня, дружок, голосистый  петушок.
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)

Я пузырюсь и пыхчу,
Жить в квашне я не хочу,
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня. (Тесто)

Наша толстая Федора

Наедается не скоро.
А зато когда сыта,
От Федоры – теплота. (Печь)

"Вырос в поле дом.

Полон дом зерном.

Стены позолочены.

Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном

На столбе золотом" (Колос)

Логопед: Молодцы! Умеете отгадывать загадки! А какой день недели следует за средой? (Четверг)

Слайд 12:

А в ЧЕТВЕРГ - раздольный "РАЗГУЛЯЙ" приходит.
Ледяные крепости, снежные бои...
Тройки с бубенцами на поля выходят.
Парни ищут девушек - суженых своих.

Логопед: Давайте и мы с вами поиграем в снежки!

Подвижная игра «Снежок»

Раз, два, три, четыре,        загибают пальчики

Мы с тобой снежок слепили        лепят снежок

Круглый, крепкий, очень гладкий        показывают руками круг,

        сжимают руки, гладят ладошки

И совсем, совсем не сладкий!        грозят указательным пальцем

Раз – подбросим,         подбрасываем воображаемый

        Снежок

Два – поймаем,         «ловят»  снежок

Три – уроним        «роняют» снежок

И сломаем!         топчут снежок ногами.

Слайды 13-14:

ПЯТНИЦА настала - "ВЕЧЕРА у ТЁЩИ"...
Тёща приглашает зятя на блины!
Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,
Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.

Близится СУББОТА - "ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ".
Вся родня встречается, водит хоровод.
Праздник продолжается, общее веселье.
Славно провожает Зимушку народ!

Логопед: Давайте немного поиграем, у нас ведь Масленица!

Игра с мячом: «Назови ласково»

Логопед: Я произношу  разные слова, назовите эти предметы ласково. (блин – блинок, блинчик; пирог – пирожок, крендель – кренделек, мёд – медок и т.д)

Слайд 15:

ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.
Облегчают душу все в "ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ".
Чучело соломенное - Зимушку - сжигают,
Нарядив в тулупчик, валенки, ремень...

Всю неделю веселье!
Ты пришла с добром,
С сыром, маслом и яйцом!
Со блинами, с пирогами,
Да с оладьями!

Логопед: Вот так проходила Масленица на Руси! Вам понравилось? Что нового вы узнали?  Тогда давайте скажем Масленице спасибо, угостимся блином горячим, да проводим Зиму, весну встретим!

Слайд 16:

Ты прощай, прощай, прощай,
Наша Масленица!
Ты не в среду пришла и

                    не в пятницу.
Ты пришла в воскресенье,
Всю неделю веселье!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Масленица

Слайд 2

Масленица — это озорное и весёлое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло. Люди испокон веков воспринимали весну как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому.

Слайд 3

Этот праздник к нам идет Раннею весною, Сколько радостей несет Он всегда с собою! Ледяные горы ждут, И снежок сверкает, Санки с горок вниз бегут, Смех не умолкает. Дома аромат блинов Праздничный чудесный, На блины друзей зовем, Будем есть их вместе.

Слайд 4

Масленица всегда была шумной, весёлой с песнями и играми

Слайд 5

Всю неделю на Масленицу веселились, катались с горки, водили хороводы, угощались блинами.

Слайд 6

Самое главное - это блины! Блин - символ солнца. Такой же круглый и горячий. С пылу с жару подаются они на стол. С маслом, со сметаной, с икрой, грибами, севрюжиной или осетриной - выбирай на любой вкус. А, наевшись досыта – гуляй и развлекайся!

Слайд 7

На Масленицу катаются на расписных санях, с огромных ледяных гор, на гигантских каруселях! Кружат друг - друга в танцах , да хороводах. Распевают задорные частушки и прибаутки. Шуты и скоморохи насмешат до слез в уличных балаганах и театрах. Вот какая она, русская Масленица!

Слайд 8

Каждый день Масленицы имеет свое название и обряды

Слайд 9

Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК... Наступает "ВСТРЕЧА". Яркие салазки с горочек скользят. Целый день веселье. Наступает вечер... Накатавшись вволю, все блины едят.

Слайд 10

"ЗАИГРЫШ" беспечный - ВТОРНИКА отрада. Все гулять, резвиться вышли, как один! Игры и потехи, а за них - награда: Сдобный и румяный масленичный блин!

Слайд 11

Тут СРЕДА подходит - "ЛАКОМКОЙ" зовётся. Каждая хозяюшка колдует у печи. Кулебяки, сырники - всё им удаётся. Пироги и блинчики - всё на стол мечи!

Слайд 12

А в ЧЕТВЕРГ - раздольный "РАЗГУЛЯЙ" приходит. Ледяные крепости, снежные бои... Тройки с бубенцами на поля выходят. Парни ищут девушек - суженых своих.

Слайд 13

ПЯТНИЦА настала - "ВЕЧЕРА у ТЁЩИ"... Тёща приглашает зятя на блины! Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще, Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.

Слайд 14

Близится СУББОТА - "ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ". Вся родня встречается, водит хоровод. Праздник продолжается, общее веселье. Славно провожает Зимушку народ!

Слайд 15

ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает. Облегчают душу все в "ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ". Чучело соломенное - Зимушку - сжигают, Нарядив в тулупчик, валенки, ремень...

Слайд 16

Ты прощай, прощай, прощай, Наша Масленица! Ты не в среду пришла и не в пятницу. Ты пришла в воскресенье, Всю неделю веселье! Всю неделю веселье! Ты пришла с добром, С сыром, маслом и яйцом! Со блинами, с пирогами, Да с оладьями !

Слайд 17

Вас на Масленицу ждем! Встретим масленым блином, Сыром, медом, калачом Да с капустой пирогом.

Слайд 18

Автор презентации : Учитель – логопед ГДОУ д /с 112 Адмиралтейского района Санкт – Петербурга КРАВЧУК И.А Все материалы взяты из интернета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по теме"Образование относительных прилагательных" на материале русской народной сказки"Гуси -лебеди".

Приобщение к истокам русской народной культуры - важная задача педагога детского дошкольного учреждения. А если совместить логопедическую  задачу -образование относительных прилагательных- со зна...

Конспект логопедического занятия на тему "Звуки Р и Рь".

В прикрепленном файле находится: подробный конспект для проведения логопедического занятия по обучению грамоте в логопедической подготовительной к школе группе на тему "Звуки Р и Рь". Занятие пос...

Конспект логопедического занятия по теме «Творительный падеж множественного числа существительных»

Конспект занятия для детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи по теме "Творительный падеж множественного числа существительных", целью которого является развитие лексико-грамматических средств языка....

Конспект логопедического занятия по теме "Автоматизация звука С в связной речи детей." Лексическая тема " Весна в природе"

Конспект подгруппового логопедического занятия . Автоматизация звука С в связной речи  у детей старшего дошкольного возраста. Лексическая тема "Весна в природе"...

Конспект логопедического занятия по теме "Насекомые", для детей старшей логопедической группы

Конспект занятия  по развитию лексики , грамматики  и связной речи у детей с ОНР старшего дошкольного возраста ....

Конспект логопедического занятия на тему: «Игры для развития речи». Логопедическая игротека.

Цель занятия: развитие интеллектуальных возможностей ребенка, и привитие интереса к логопедическим занятиям.Задачи:Коррекционно-образовательные;- Совершенствовать лексико — грамматический с...

Конспект тематического занятия по теме «Масленица» в средней группе

Ход занятия:Организационный момент. Вместе за руки возьмемся и почувствуем теплоПовернемся, улыбнемся как наше солнышкоМы ребята дружные да, да, да.Мы совсем нескучные да, да, да.Мы готовы к Масленице...