Конспект занятия ФЦКМ
план-конспект занятия (старшая группа)

Арсентьева Елена Викторовна

Конспект занятия ФЦКМ в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятия ФЦКМ19.83 КБ

Предварительный просмотр:

                     Конспект  занятия

Уточнить знания о строении колокола.

Познакомить с основными колокольными звонами.

    по духовно-нравственному воспитанию

для детей старшего дошкольного возраста.

                     «Колокольная история».

 

Задачи: дать детям знания о том, как появился колокол.

Расширить духовный мир детей.

Оборудование: шкатулка, колокольчики по количеству детей, деревянная и металлическая колотушки, магнитофон и аудиозапись колокольных звонов (благовест, набат, «красный»).

Демонстрационный материал: изображения: деревянное и металлическое била, первый колокол, современные колокола, цветок колокольчик, колокольня, праздник Рождества, свадьба, пожар, деревянная и металлические доски, разрезная картинка «колокол», макет киноленты и картинки к ней.

                                  Ход занятия.

Дети заходят в группу, звучит колокольный звон в аудиозаписи. На фланелеграфе—изображение цветка колокольчика. Воспитатель приглашает детей к столу, на котором стоит красивая шкатулка с колокольчиком  внутри.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята внимательно посмотрите на картинку, послушайте музыку и попробуйте догадаться, что находится в шкатулке.

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Давайте посмотрим, догадались вы или нет.(открыть шкатулку и достать колокольчик, звонит им.)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Что это?

ДЕТИ:  колокольчик.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Сегодня я хочу поговорить с вами о колоколах. Скажите, где можно увидеть колокола?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ:  у коровы на шее, в музыкальном зале. И т.д.

ВОСПИТАТЕЛЬ: колокола появились не сразу.

Садитесь по удобнее, я вам расскажу колокольную историю.  

В древние времена на Руси не было ни радио, ни тем более телевидения . Но случались разные беды, несчастья- приближались враги или возникал пожар и нужно было срочно созвать народ. Для получения звуковых сигналов, чтобы люди собрались вместе и узнали о событии, использовались деревянные приспособления, доски. Священник держал такую доску в руках и бил по ней колотушкой (показ изображения), созывая людей собраться возле церкви. В Российских селениях дома находились далеко друг от друга ,а звук ударов был не громкий, поэтому священнику приходилось ходить по селу. Эту деревянную доску называли «било» от слова «бить».

Давайте все вместе скажем: «било».

Дети повторяют. Воспитатель показывает детям колотушку, бьет  по деревянной доске, демонстрируя звук била, затем предлагает детям самим ударить.

ВОСПИТАТЕЛЬ: затем появилось металлическое било-это металлическая доска. Её подвешивали на башне или на столбах и также били по ней колотушкой, ходить по дворам стало ненужно, ведь звон металлического била был слышен на большом расстоянии.

Предложить детям ударить по металлической доске молоточком.

ВОСПИТАТЕЛЬ: слышите, какой громкий звук? Далеко его слышно. Но кто придумал колокол? Существует такая легенда. Давным- давно одному  священнику приснился сон, в котором он видел ангела с цветами колокольчиками. От дуновения ветра колокольчики издавали дивные звуки ( звенит колокольчиком) . Проснувшись священник велел создать поющий цветок из металла и использовать его при богослужении. Так появился колокол (показать иллюстрацию), который подвешивали на перекладину на столбе. Давайте посмотрим на колокол и сравним его с цветком колокольчиком. Похожи они по форме?

ВОСПИТАТЕЛЬ: а сейчас мы посмотрим  из каких частей состоит колокол. Строение колокола похоже на строение людей. Покажите мне ваши уши (дети показывают). Вот и у колокола есть уши За уши колокол подвешивают на перекладину.  Давайте посмотрим на ваши языки (показывают ) Также и у колокола есть вот такой длинный язык.(показать) Покажите ваши плечи(показывают). Также и у колокола есть плечи. А теперь покажите ваше туловище (показывают) А у колокола вот такое туловище, которое называется «тулово» Давайте повторим это слово.

Плечи и тулово являются основой колокола. Поставьте руки на пояс , где он у вас находится?  (показывают) Правильно ,а на тулове у колокола располагается два пояса- верхний и нижний. Чтобы вы запомнили строение колокола, сейчас мы с вами поиграем в игру «Составь колокол».

Воспитатель раздаёт детям разрезные картинки, их составляющие : «уши», «плечи», «верхний пояс», «нижний пояс», » «тулово», «язык» колокола.

Воспитатель ещё раз показывает на магнитной доске, как составить колокол, вместе с детьми проговаривает название его частей. Затем предлагает детям самостоятельно выложить из составных частей целое.

Колокольчика раздался звук живой-поиграть зовёт он нас с тобой!

Пальчиковая гимнастика: «Громко колокол звонил».

Громко колокол звонил,

Дети хлопают в ладоши.

Всех людей он разбудил.

Просыпайтесь, одевайтесь,

Возле храма собирайтесь!

Разжимают и сжимают пальцы рук .

1,2,3,4,5.

Поочерёдно зажимают пальцы рук.

Будем праздник начинать.

Разжимают и сжимают « замок».

Громко колокол звонил,

Хлопают в ладоши.

Всех пожарных разбудил.

Просыпайтесь, одевайтесь,

На пожар вы собирайтесь!

Разжимают и сжимают пальцы рук.

1,2,3,4,5.Будем громко помогать.

Поочерёдно сжимают  пальцы в замок от груди, затем к груди.

Громко колокол звонил,

Хлопают в ладоши.

Всех гостей он разбудил.

Просыпайтесь , одевайтесь.

Разжимают пальцы вверх в низ.

И цветами запасайтесь!

. Делают руками цветок

1,2,3,4,5.

На свадьбе будем мы гулять!

Хлопают в ладоши, в конце выставляют большие пальцы вперёд.

Воспитатель: Ребята, вы узнали как появился колокол. В наше время у колокола есть своё место. Если вы ходили в храм, то могли видеть, где он находится, Где же?

Ответы детей.

Воспитатель: правильно он находится на колокольне (показ картинки).

Колокола звонят на большие церковные праздники.

Приближается праздник Рождество  (показ картинки).

Это православный церковный  праздник. В такие праздники проходят службы. Поэтому и звон очень торжественный, производится медленными протяжными ударами и называется благовест. А называется он так потому, что этим звоном возвещается благая добрая весть о богослужении.

Послушайте.

А когда у людей случаются радостные события, например свадьба, звонят во все колокола, и называется такой звон красным, давайте послушаем.

Если где-то случился пожар, то колокол звонит тревожно, совершаются частые удары.

 Такой звон называется набат. Он является символом тревоги , послушайте. Запомнили? А сейчас поиграем.

Игра «Угадай колокольный звон».

Включается звон поочерёдно. Дети показывают соответствующую картинку (свадьба, Рождество, пожар).

Воспитатель: Что же мы узнали сегодня нового?

Чтобы вы лучше запомнили, о чём сегодня с вами говорили, я предлагаю сделать фильм о колоколах. Перед вами кинолента и кадры нашего  будущего фильма.

Давайте делать фильм.

Как в старину созывали людей?

Били по деревянной доске колотушкой.

Что появилось потом?

Металлическое било.

Где вешали первый колокол?

На столбе.

Где сейчас звонят колокола?

На колокольне.

С каким колокольным звоном мы  познакомились?

Благовест, набат, красный звон.

Вот какой у нас получился интересный фильм!

Понравилось вам сегодня наше занятие? Какое у вас настроение? Возьмите колокольчики и позвоните для всех ,

Передайте всем своё настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТзанятия по развитию речи

Конспект занятия по развитию речив подготовительной к школе группена тему:«Рассматривание картины «Школа»...

Конспектзанятия "Снегири на ветке рябины"

Цель: Учить детей рисовать  птиц. Задачи: Учить детей отражать в рисунке представление о зимующих птицах – снегире;      Закреплять умения детей делать на...

КОНСПЕКТЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «БОЛЬШОЕ ТРАНСПОРТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

В ходе занятия дети закрепляют знания о различных видах транспорта....

Конспектзанятия ФЭМП "Путешествие в космос" в формате сидим дома(с 06.04 по 10.04.2020г.)

КонспектНепосредственной образовательной деятельностипо формированию элементарных математических представленийна тему: «Путешествие в космос» для детей средней гру...

Конспектзанятия поФЦКМ Дорожные знаки

Конспект занятия в разновозрастной группе по формированию целостной картины мира «Дорожные знаки»Цель: совершенствовать представления о дорожных знаках.Задачи: Образовательные:...

Конспектзанятия по окружающемумиру "Овощи и фрукты"

КОНСПЕКТ НОД В МЛАДШЕЙ ГРУППЕПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМПО ТЕМЕ: «ФРУКТЫ И ОВОЩИ».Цель: расширять представления детей об овощах и фруктах на основе сенсорного обследо...